Сочинение-рассуждение (часть «С»). Опорная схема.




 

Первое, что необходимо помнить при выполнении этого задания, - Вы пишете сочинение по конкретному тексту. Отвлечение от темы и отсутствие параллели с предложенным в задании текстом - самые распространенные ошибки выпускников.

 

Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

 

1. 1. Введение.

 

Во введении Ваша главная задача - подвести читателя к проблеме. Как это можно сделать, с чего начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) - один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …

 

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) - без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека.

 

 

3)с двух-трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

 

4)со своих размышлений по поднятой автором проблеме.
Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье - без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли...
Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

 

2. Постановка проблемы.

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена следующим образом:

1) Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему... ИЛИ В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...
2) В данном тексте
{указываем автора} волнует проблема...
3) Данный текст посвящён
теме (проблеме) ...
4) В тексте представлена точка зрения
{указываем автора} на проблему...
5) В предложенном для анализа тексте
{указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)
6) Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...
7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...
8) Текст
{указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...
9) Волнующую всех нас проблему... поднимает
{указываем автора} .
10) Проблема,
поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...
11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и
{указываем автора} .
Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему – найти, понять позицию автор.

Если это текст публицистического стиля, то позицию автора следует искать в первом или последнем абзаце.

Если текст художественного стиля, то следует в уме сделать анализ значимого эпизода, образа героя или сюжета, задать себе вопрос – зачем автор написал этот текст для нас, что хотел им сказать, и тогда скорее всего проблема текста будет ясна.

Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.
Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

 

3. Комментарий к проблеме.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий - это описание того, КАК проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос. Например, В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

ИЛИ

1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
2) Проблема,
выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.
{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
4) Рассуждая над проблемой...,
{указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко. Здесь также важно употребить фамилию автора.

В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

 

 

4. Позиция автора.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.
Для отражения позиции автора:

1) Позиция автора заключается в том, что...
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
3)
По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
4) Позиция автора такова:...
5) Автор считает, что...
6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
7) Автор убеждает нас в том, что...
8) В тексте доказывается мысль о том, что...
9) Основная мысль текста заключается в том, что...
10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...
ИЛИ

Одобрение Нейтральная позиция (констатация фактов) Порицание, осуждение
Автор восхищается...; поражается..., удивляется...; словно приглашает вместе с ним полюбоваться...; с интересом наблюдает за тем...; любуясь (чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о Автор размышляет о...; словно приглашает читателя к диалогу...; делится своими мыслями, наблюдениями...; ставит перед читателями важную, злободневную проблему...; пытается объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п. Автор с болью в сердце пишет о том, что...; с горечью говорит о… у автора вызывает негодование...; автор не может мириться с тем...; с горькой иронией пишет о том...; свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом...    

 

 

5. Ваша позиция.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.
1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
2) Я
придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
3) Я
согласна (не согласна) с автором в том, что …
4)
Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
5) Мне близка позиция автора тем, что...

 

6. Литературный аргумент.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

7. Любой другой аргумент.

Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.
1) Как часто приходится сталкиваться с...
2) Разве не стали
обычными (нормой жизни) такие явления, как...?
3) Кто из нас
не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...
4) К сожалению, зачастую
в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

 

8. Заключение.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль. Также закончить сочинение можно фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

1) Прочитанный текст (автор) помог мне утвердиться во мнении, что ….

2) Прочитав статью (автор), я понял, как …

3) Статья (автор) задела меня за живое, побудила задуматься о том, что …

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: