НастоящийДЖОННИ МНЕМОНИК. 5 глава




Шерешевский обладал особым талантом вспоминать события, но судя по фактам, у всех нас в памяти хранится такая информация: проблема лишь в доступе к ней. Это можно сравнить и с доступом к огромной библиотеке при незнании порядка хранения книг — приходится брать их
случайным образом. Лишь некоторые люди, такие как Шерешевский, знают порядок хранения и могут быстро найти нужные воспоминания.

Наиболее важные воспоминания мнемониста Лурия раскрыл позже, когда обсуждал его личность. Оказывается, у Шерешевского были признаки раздвоения личности. О чем говорит этот поразительный комментарий:

«Мне нужно было идти в школу... Я видел себя здесь, в то время как „он“должен был уходить в школу. Я злюсь на „него“ - почему „он“ так долго собирается?»

А потом он вспоминает еще один случай из детства:

«Мне восемь лет. Мы переезжаем в новую квартиру. Я не хочу уходить. Мой брат берет меняза руку и ведет вниз. Я вижу там человека, который грызет морковь. Но я не хочу идти... Я остаюсь в доме - то есть я вижу, как «он» стоит у окна в моей старой комнате. Он никуда не уходит».

По словам Лурия, это раздвоение между «я», который приказывает, и «он», который выполняет приказы, сопровождало Шерешевского на протяжении всей жизни. Лурия употреблял выражение «раздвоение личности», но на самом деле считал, что это просто некая форма копировального механизма. Я же придерживаюсь мнения, что необычные умственные способности, возможно, возникли у Шерешевского потому, что в некотором роде у него был доступ к информации, которая была предназначена не для него. В записях за октябрь 1934 года Шерешевский говорит следующее:

«Представьте ситуацию. Я сижу в вашей квартире поглощенный собственными мыслями. Вы, как гостеприимный хозяин, спрашиваете: „Как вам нравятся эти сигареты?“ — „Если честно, так себе".

То есть я бы так никогда не ответил, а „он“ может.

Это нетактично, но я не ногу ену это объяснить.„Я“ понимает это, а „он“ нет. Как только я отвлекусъ, он сразу говорит то, чего говорить не должен».

Получается, что обе личности Шерешевского общаются между собой вербально. Слова «я не могу ему это объяснить» являются тому подтверждением. В нем живут две отдельные личности. «Нижнее» я, кажется, живет в нормальном мире, с ограниченной памятью и восприятиями. Второе, высшее «я» населяет сознание более высокого уровня, обладающее неограниченными воспоминаниями, но маленькое и маловажное. Большинство из нас — жители только одного мира, где наша память ограничена. Но, похоже, некоторые люди могут получить доступ к этому высшему «я» (как в случае с шизофрениками) или «стать» им. В случае с Шерешевским высшее «я» было частью его обыденного сознания.

ЧУВСТВА ЗАГОНЯЮТНАС В «МАТРИЦУ».

По словам Прибрама, мир, каким мы его воспринимаем, — это внутренняя голографическая проекция внешней реальности. А она не такая, какой воспринимают ее органы чувств. При нормальном освещении на голографической пластинке виден хаотичный набор линий. Но если осветить ее лазером, возникает трехмерное изображение. Та же самая ситуация происходит с реальностью. Она представляет собой множество электромагнитных энергий. Этот «беспорядок» преобразуется в трехмерную сенсорную «реальность», а сознание выступает в роли лазера. Эта версия «реальности» затем проецируется на «внутренний» экран IМАХи «просматривается» «личностью». Таким образом, все мы живем в личных реальностях, хотя никогда не взаимодействуем непосредственно с окружающим миром. Мы видим его из центра личного фанерона.

И похоже, что есть два типа билетов на этот бомовский IMAX. Со стандартным билетом в один конец наблюдатель путешествует по жизни без возможности вернуться назад,
в прошлое. Он развивается всю жизнь в логической последовательности. «Киносеанс» построен таким образом, что ни один из дальнейших «сюжетов» не раскрывается. Таким же образом уже показанные события теряются, и только важные воспоминания остаются, чтобы сюжет не исчез совсем. Это стандартная версия, аналогичная видеозаписи без возможности ускоренной перемотки вперед или назад.

Билет первого класса имеет существенные отличия. «Киносеанс» такой же, но его формат больше похож на DVD, чем на обычный телевизионный сигнал. Наблюдатель может использовать ускоренную перемотку вперед, обратную перемотку и пересматривать любые эпизоды. Также у него есть доступ к другой полезной информации. То есть наблюдатель может управлять просмотром. Похоже, что Шерешевский по ошибке смотрел не свое кино. Он воспринимал информацию, предназначенную для кого-то другого. К счастью, у него был ограниченный доступ к мультимедийной фантастике. Как мы увидим позже, иногда химический дисбаланс в мозге может случайно «подарить» билет на полномасштабное шоу. Оно даже может управлять несчастными, страдающими шизофренией.

Английский писатель и философ Олдос Хаксли занимался исследованием высших уровней сознания. Он был убежден, что человек живет как лунатик, не подозревая о знаниях, которые ему потенциально доступны. В своей книге «Двери восприятия» Хаксли цитирует философа из Кембриджа Чарли Брода, комментирующего идеи Бергсона:

«Нам нужно гораздо серьезнее, чем раньше, отнестись к теории, которую выдвинул Бергсон о памяти и восприятии чувств. Суть заключается в том, что у головного мозга, нервной системыи органов чувств в основном разрушительные, а непродуктивные функции. Каждый человек в определенный момент способен запоминать все, чтопроисходит с ним, и воспринимать все, чтопроисходит во Вселенной. Задача мозга и нервной системы — защитить нас от перегрузки
и путаницы со всей этой массой в основном бесполезных и неуместных знаний, скрывая большуючасть образов или воспоминаний и оставляя только очень небольшую особую коллекцию, которая может быть практичной и полезной»57.

Приоткрытые «Двери восприятия» Хаксли могут вызвать психическое беспокойство у неподготовленного читателя. Хаксли говорит, что, как и рай, ад обладает своим светом58. Он сравнивает его с «дымным светом» из тибетской «Книги мертвых» и «видимой тьмой» Мильтона. Он тоже интересовался ролью шизофрении в восприятии и подчеркивал, что в «Дневнике шизофренички»59, истории жизни безумной молодой девушки, мир шизофреника называется lepaysd’eclairment— страна просветленности. Для Рене, о которой только что шла речь, это просветление не такое прекрасное, каким оно могло бы быть для мистика, а адское — интенсивный яркий свет, вездесущий и неумолимый. Хаксли говорит:

«Все, что для здоровых визионеров - источник блаженства, приносит Рене только страх и кошмарное ощущение нереальности. Сияние летнего солнца зловеще, блеск отполированной поверхностиассоциируется не с драгоценностями, а с производством и эмалированным оловом, энергия существования, оживляющая каждый предмет, при ближайшем рассмотрении и вне утилитарного контекставещей воспринимается как угроза. И, наконец,ужас бесконечности. Здоровый визионер воспринимает бесконечное среди конечного как откровение Всевышнего, Рене называет это „системой",огромным космическим механизмом, который существует только для того, чтобы извергать вину и наказание, одиночество и нереальность»60.

Позже Хаксли выскажет очень интересное наблюдение:

«Мир теней, населенный некоторыми шизофрениками и невротиками, очень напоминает мир
мертвых, описанный в некоторых ранних религиозных традициях. Подобно призракам в преисподней и в доме Аида Гомера, эти психически неуравновешенные личности потерялисвязь с материей, языком и своими близкими».

Существуют веские доказательства, что реальность, которую мы с вами воспринимаем, — не совсем точная копия того, что существует «где-то там», феноменального мира, находящегося за пределами наших чувств. Также ясно то, что мозг показывает нам внутренне созданную и полностью субъективную копию внешнего мира. Если это так, то все, что мы воспринимаем, — это иллюзия, иллюзия, существующая вне пространства и времени.

Глава 5. ПарадоксальнаяВселенная.

Время летит как стрела, фрукты летят как банан.

Гручо Маркс.

СЛИШКОМ МНОГО ВСЕЛЕННЫХ.

Из работ Бирмана и Радина, о которых шла речь ранее, следует, что какая-то часть человеческого сознания может предсказывать с абсолютной точностью ближайшее будущее. Вопрос в том, какое будущее нас ожидает. Согласно многомировой интерпретации Эверетта, существуют буквально триллионы альтернативных ответвлений времени, которых может придерживаться сознание. Каждое из них где-то существует, существует «сейчас», ждет своего открытия.

Эта идея давно привлекала писателей и художников, в особенности знаменитого аргентинского писателя и философа Хорхе Луиса Борхеса. В его коротком рассказе «Сад расходящихся тропок» один из персонажей делает следующее заявление:

«Ваш предок... верил в бесчисленность временныхрядов, в растущую, головокружительную сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен.

И эта канва времен, которые сближаются, ветвятся, перекрещиваются или век за веком так и не соприкасаются, заключает в себе все мыслимые возможности. В большинстве этих времен мы с вами не существуем; в каких-то существуете вы, а я - нет; в других есть я, но нет вас; в иных существуем мы оба. В одном из них, когда счастливый случай выпал

мне, вы явились в мой дом; в другом — вы, проходя по саду, нашли меня мертвым; в третьем - я произношу эти же слова, но сам я — мираж, призрак...»

И так происходит со всеми нами. Мы все следуем по одной единственной предварительно записанной временной оси. Подобно экспериментатору Макса Тегмарка, мы постоянно выбираем верную тропу через сад, потому что мы — пассивные наблюдатели, как при просмотре кино. По дороге мы встретим много призраков. Действительно, все сознательные существа на нашем пути — это призраки, иллюзии, духи.

Ваша судьба не такая статичная, как кажется на первый взгляд. По теории Эверетта, существуют буквально триллионы Вселенных, населенных идентичными версиями вас; существуют также триллионы записей вашей жизни. Поэтому вы можете при определенных обстоятельствах заменить одну видеопленку (или DVD-диск) на другую, содержащую альтернативное будущее. Вопрос в том, каким образом «активируется» одно будущее, а триллионы других остаются неактивными. Теоретически вы — один из триллионов себя. В каждом возможном будущем, по каждой возможной тропе в саду Борхеса смело шагает вперед ваша копия.

Из всего этого вытекает, что время существует только как часть вашего личного восприятия реальности: объективно извне оно не существует. Поэтому мы измеряем время с точки зрения его продолжительности, опираясь на данные своего личного сознательного восприятия. Здравый смысл говорит о том, что, хотя мы чувствуем, что время течет медленнее во сне, это психическое состояние, на которое никак не могут повлиять количественные факторы. Но как вы уже знаете, здравый смысл нередко ошибается.

КЛЮЧИ ОТ ТАЙНЫВРЕМЕНИ.

Мы используем слово «время», как если бы это была реальность, поддающаяся количественному измерению. Философы уже давно пытаются доказать, что это не так. Временной поток — это всего лишь изобретение сознания.

Субатомные частицы не существуют в отсутствие сознания, и то же самое можно сказать о времени. Без наблюдателя-воспринимающего оно не является объективной реальностью. Эта идея не нова. Анри Бергсон, который считал время ошибкой восприятия, в 1889 году писал следующее:

«Время7 представленное как однородная среда и является ложным незаконнорожденным понятием, полученным путем введения идеи пространства в область чистого сознания»61.

По мнению Бергсона, это «ложное понятие» приводит к ошибочному восприятию времени в качестве количественной величины или чего-то, что может быть разделено и поделено, как кусок ткани. Бергсон считал главным виновником этой ошибки часы — устройство, которое рассекает время на части, элементы и цифры. Он предложил описать реальное внутреннее время термином duree(франц. — длительность) и объяснил:

«Когда я слежу за движением стрелки на циферблате часов... Я не измеряю длительность времени... Вне меня, в пространстве, нет более чемодного положения стрелки... Только внутри меня происходит процесс организации или интерпретации состояний сознания, формирующий реальную длительность времени...Состояния сознания, даже следуя одно за другиму пронизывают друг друга, и в простейшем из них может отразиться вся душа»62.

В сентябре 1962 года молодой французский геолог по имени Мишель Сифр провел 63 дня в пещере далеко в Альпах. Хотя он не имел абсолютно никакого контакта с внешним миром, его бодрствование и сон сменялись в нормальном 24-часовом ритме. У него был только фонарик и еда. Действительно, он не имел возможности узнать, как долго уже находится под землей, и даже определить, ночь сейчас или день. Когда он в конце концов вышел на поверхность,
он был убежден, что находился под землей 36, а не 63 дня. Интересно то, что, хотя его биологические часы придерживались времени, сознание не смогло представить его в днях и неделях. Таким образом, наше понимание времени без доступа к часам или возможности увидеть восход и заход солнца путается и в конечном счете становится бесполезным. Вот как Мишель описал свои ощущения:

«Странно, но мне казалось, что время проходиточень быстро... Время проходило, а я не подозревал об этом, находясь в темноте и тишине. Я чувствовал, будто нахожусь на другой планете; побольшей части я жил ни в прошлом, ни в будущем,а в чуждом настоящем. В этой среде все было против меня: порода, осыпавшаяся время от времени, влажный, прохладный воздух, темнота»63.

Опыт Сифра имеет интересное сходство с событиями, произошедшими в Северной Франции в 1906 году. Тогда на шахте произошла трагедия. Мужское население небольшого городка Курьер практически исчезло. Более тысячи горняков погибли в результате взрыва в местной шахте. Во всем этом ужасе было место и чуду. Нескольким мужчинам удалось выжить. Когда они оказались на поверхности, то считали, что находились в подземной ловушке в течение четырех или пяти дней. На самом деле они пробыли там три недели.

Иногда утрата чувства времени может быть вызвана стрессом, а иногда это происходит в период духовной и личностной гармонии. Это явление настолько распространенное, что мы все, кажется, принимаем его как должное. Но всегда вызывает интерес рассказ об опыте известного человека, и тем более, если речь идет о двух известных людях. В книге «Силы тьмы, силы света» Джон Корнуолл рассказывает о своей встрече с писателем Грэмом Грином64. Корнуолл и Грин обсуждали тот факт, что, хотя Грин не верил в Бога, рай, ад или загробную жизнь в общепринятом смысле, у него все равно была вера. В процессе дискуссии Грин сказал, что ему однажды повезло «сомневаться в своем неверии». Затем он рассказал:

«...однажды я пережил нечто мистическое. В1949 году я поехал в Италию, чтобы встретиться с известным мистиком падре Пио. Он жил в отдаленном монастыре на полуострове Гаргано, в местечкепод названием Сан-Джованни-Ротондо. У него былистигматы на руках, ногах и в боку, где располагались раны распятого Христа. На тот момент моявера в Бога была на грани, думаю, что я терял веру. Я встретился с ним из любопытства. Мне былоинтересно, сможет ли человек, о котором я многослышал, впечатлить меня. По пути я остановилсяв Риме, и один монсеньор из Ватикана пришел выпить со мной. „О! - сказал он. - Это мошенничество! Вы зря тратите свое время. Он обманщик“.

Но падре Пио осматривали врачи всех вероисповеданий и неверующие медики. Его осматривали евреи,протестанты, католики и атеисты, и он всех ставил в тупик. У него были раны на кистях и ступняхразмером с монету в двадцать пенсов, и поскольку он не мог служить мессу в перчатках, он спускалсвои рукава вниз, пытаясь скрыть свои раны. У него была приятная немного тяжеловатая крестьянская внешность. Меня предупредили, что его мессадлится достаточно долго, так что я пришел к нему со своей тогдашней подругой в 5:30 утра. Онвел службу на латыни, и мне показалось, прошлотридцать пять минут. Но, покидая церковь, я посмотрел на часы. Оказалось, прошло два часа»65.

Мы все живем по часам, по вымеренным циклам времени. Время структурирует нашу жизнь, оно объединяет разорванную мимолетную сенсорную информацию, и это все вместе определяет, чем и кем мы являемся. И все же удивительно, что время остается одним из самых неизведанных единиц измерения. Астрономы могут вычислять с высокой степенью точности импульсы, исходящие от далеких галактик, но мы очень мало знаем о внутренних импульсах, подстраивающих наш организм к циклам природы.

Время занимает центральное место в нашей жизни. Действительно, как тело, не имея внутренних часов, могло бы управлять многочисленными процессами, которым нужно следовать, чтобы оставаться в живых? Вы не осознаете, что сердце бьется подобно метроному или что ритмы мозговых волн, отображаемые на энцефалограмме, показывают изменения полярности клеток мозга, происходящие за доли секунды. Все это происходит независимо от внешнего времени. У вас внутри есть свои собственные часы, и именно ими вы пользуетесь для измерения течения времени. Эксперимент Мишеля Сифра показывает: то, что мы называем биологическим или «психологическим» временем, не имеет ничего общего с часами или внешним временем. Это что-то личное, и оно меняется с возрастом, а иногда под влиянием эмоций или наркотиков.

Вспомните необычный сон Альфреда Мори, который «подстроился» под момент падения предмета с изголовья кровати. Либо сон был создан в мгновения, пока ощущение удара доходило до сознания, либо сам сон был воспринят «задом наперед». То есть сон начался с удара и развивался назад к судебному процессу. Любой из этих вариантов свидетельствует о том, что произошло искажение времени. Мори сделал вывод, что сны возникают от внешних раздражителей, мгновенно сопровождая ощущения, которые переживает спящий человек. Другими словами, подсознание способно мгновенно обрабатывать окружающие звуки или события и включать их в полноценный и субъективный сон.

Мы существуем в двух типах времени: внешнем объективном и внутреннем биологическом. Они различны. Это уже давно признали другие культуры. В индуизме есть понятие, которое является тому подтверждением,— «майя».

МАЙЯ ВСЕ ПРОЯСНЯЕТ.

Майя обычно не совсем точно переводят словом «иллюзия». Но это понятие в большей степени означает идею, что реальность и время есть не что иное, как часть брахмана — высшей реальности. Жизнь и восприятие тоже являются
частью этой высшей реальности. Люди путают реальность со снами брахмана. Это понятие лучше всего можно объяснить, пересказав индийский миф о Нараде и Вишну.

Нарада — индийский святой и великий искатель знаний — однажды встречает верховного индусского бога Вишну и просит его показать магическую силу «майя». Вишну соглашается и просит Нараду следовать за ним. Спустя некоторое время они оба оказываются в пустыне. Из-за палящего солнца стоит жуткая жара, и Вишну предлагает несколько минут передохнуть. Затем он поворачивается к Нараде и говорит, что поблизости есть деревня и не мог бы он быть так добр, сходить в деревню, набрать воды и принести. Нарада соглашается и покидает Вишну. В деревне он стучится в чей-то дом. Дверь открывает самая красивая девушка, которую Нарада когда-либо видел. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда и проводят много времени вместе. Нарада хочет на ней жениться и говорит об этом ее родителям. Они соглашаются, ведь этот великий подвижник отказался от поиска истины ради их дочери. Устраивается великий праздник в честь молодоженов, люди приезжают со всех концов, чтобы побывать на торжестве. Нарада с женой поселяются в небольшом доме на окраине деревни. Вскоре его жена беременеет и рождает прекрасную дочь. Нарада с женой не нарадуются девочке, вскоре у них появляется еще двое детей: дочь и сын. Все счастливы. Дети растут здоровыми и жизнерадостными, посевы дают хороший урожай. Но однажды приходят бури. Наступает страшное наводнение, вода поднимается все выше и выше, и на глазах у Нарады стремительный поток уносит его детей. А затем и жена ускользает из его рук и тонет. Он пытается плыть, и в конце концов его заносит на скалу. Он чувствует палящие лучи солнца над головой и медленно теряет сознание. В это время он слышит голос: «Где вода, которую ты должен был принести мне? Я ждал больше получаса». Нарада узнает голос Вишны. Он открывает глаза и оглядывается по сторонам. Наводнение исчезло. Он смотрит удивленно. Бог улыбается, наклоняет голову и говорит: «А теперь ты понимаешь секрет майя?»

Этот миф отражает понятие временного потока многих восточных народов. Это статичное понятие времени
отражено в древних индийских манускриптах. Вся грамматика санскрита проектирует в говорящем совершенно другое восприятие времени, нежели грамматика европейских языков. В санскрите есть несколько описательных глаголов, обозначающих действие. Например, вместо привычного нам «Джон бежал по улице» видим «Джон совершал бег по улице», где «бег по улице» рассматривается как состояние, в котором Джон пребывал, а не совершаемое им действие. Точно так же фраза «Благодаря дождям растет урожай» выглядит как «Благодаря дождям происходит рост урожая»66. Индийская культура и ее восприятие времени базируются на грамматической структуре своего языка так же, как на Западе люди воспринимают время в линейном порядке. Это различие лучше всего показывает известная цитата Гераклита. В трех фразах просто, но мощно определено понятие времени, протекающего в западной философии:

«Все течет, все меняется. И никто не былдважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та и сам он уже не тот».

Если попытаться перевести на санскрит первую часть этой цитаты «все течет», то получится sarvamanityamyчто значит «все существующее непостоянно». Такое отношение ко времени сохраняется и сегодня. В современном языке хиндустани kalозначает «вчера» и «завтра»; parsanозначает «позавчера» и «послезавтра». Перевод этих слов на практике можно определить только из контекста67.

В качестве последнего примера, который действительно помогает понять, как языковые структуры влияют на восприятие времени, было бы полезно рассмотреть такой вопрос: где находится прошлое в вашем воображении, справа или слева от вас? Подавляющее большинство носителей европейских языков, не задумываясь, ответят, что прошлое находится слева, а будущее — справа68. Причина проста, но поучительна. Мы пишем и читаем слева направо, поэтому то, что мы видим в левой части предложения, было написано или прочитано раньше и, следовательно,
воспринимается как прошлое. Наша концепция времени действительно базируется на языке.

Уже давно подтверждено экспериментально, что у животных отсутствует понятие времени. Этот вопрос тщательно изучил Вольфганг Кёлер в ходе исследования, проведенного на высших приматах, в частности шимпанзе69. Оказывается, высшие приматы живут постоянно в настоящем времени без понятия о прошлом или будущем. Совсем недавно это подтвердила работа Стивена Уолкера: он пришел к выводу, что невероятно трудно получить убедительное экспериментальное доказательство того, что животное имеет память или дальновидность вообще70. А верен ли вывод, что человечеству свойственно чувство времени? Безусловно, существует доказательство того, что некоторым членам человеческого общества хорошо живется и без понятия о времени.

К классическим примерам можно отнести исследование Бенджамина Ли Уорфа71. Он изучал язык индейцев хопи из Аризоны. Язык этих коренных американцев имеет очень своеобразную грамматическую структуру и, по мнению Уорфа, лишен любых форм, конструкций или выражений, которые относятся ко времени и любому из его аспектов. Вместо пространства и времени хопи используют два других утверждения, которые Уорф называет «объективным» и «субъективным» соответственно. Все, что существует вне человека, — внешний мир — есть «объективное». Внутренний, или духовный, мир мыслей и снов есть «субъективное». Эти две категории не имеют прошлого, настоящего или будущего. И хотя язык хопи, в отличие от английского, например, предпочитает глаголы существительным, эти глаголы не имеют времен, то есть прошедших, настоящих, будущих форм. Получается, что хопи живут только настоящим.

ЕСТЬ ЛИ ВРЕМЯ НА ОБЪЯСНЕНИЯ?

Так что же такое время? Чтобы разобраться в этом, нужно начать с основного понятия: что такое время в действительности. Поначалу этот вопрос может показаться странным, но на самом деле мы никогда не воспринимаем время
само по себе — мы измеряем его в отношении к другим вещам. Например, мы используем термин «сейчас». Сейчас — это настоящий момент, точка, в которой будущее переходит в прошлое, но как долго длится «сейчас» с точки зрения времени? Насколько оно длительно? Это десятая доля секунды или еще в сотни раз меньше? Существует ли «сейчас» в действительности, или мы, как я подозреваю, пытаемся создать нечто, чего не существует, опираясь на свои чувства и философию? Предположим, существует непрерывное «сейчас», а не мнимая точка, переходящая из секунды в секунды, из прошлого в будущее.

В этом случае следует полагать, что точка, которая составляет «сейчас», должна состоять из мельчайших возможных отрезков времени, которые не поддаются делению. С практической точки зрения это должно быть наименьшее физически измеримое количество времени. Тогда это один цикл перехода атома цезия из одного энергетического состояния в другое в атомных часах. Эта величина составляет 1 /9192631770 секунды. То есть нельзя сказать, что теоретически невозможно измерить меньшее количество времени. Американский физик Джон Уилер полусерьезно предложил единицу измерения, которую он назвал «мигом». Это 0,000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 01 с. Можно ли встретить такую «частицу» времени?

Как мы знаем, ученые провели аналогичный расчет, связанный с энергией. Она была «квантована», то есть приведена к наименьшему размеру или наименьшей частице кванта энергии. Многие ученые считают, что наименьшим возможным количеством пространства, которое только может быть, является «планковская длина» (она получила название в честь великого немецкого ученого XIX столетия Макса Планка). Иначе говоря, пространство имеет минимальный размер, и он составляет 1,6х10"35 м. В фильме «Дорогая, я уменьшил детей» Рик Моранис изобретает машину, которая может уменьшать людей и предметы. В одном эпизоде это устройство уменьшает диван приблизительно до трех сантиметров в длину (на самом деле, как следует из названия, эта машина также уменьшила детей, но во избежание возможных обвинений в жестоком обращении с детьми
я буду в качестве аналогии использовать диван). Это были максимальные возможности прибора. Тем не менее предположим, что диван продолжил уменьшаться. Он уменьшался и уменьшался, пока не стал меньше, чем составляющие его атомы, электроны и кварки. Но процесс останавливается на размере 0,0000000000000000000000001 м. На этом этапе, вероятно, все останавливается, включая саму реальность. Ведь все, что существует, существует в пространстве. В отсутствие пространства не может быть ничего. Но что же происходит со временем при таких масштабах? Существуют ли частицы времени?

Физик Дэвид Финкельштейн для такой частицы придумал термин «хронон». Здесь в центре внимания оказываются философия и субъективность времени. Если бы хрононы существовали как отдельные «биты» времени, как можно было бы их измерить? Как бы ученые смогли изолировать такой промежуток времени? Для того чтобы определить этот размер, ученым пришлось бы оперировать временными интервалами короче, чем хронон, что логически невозможно. Из этого становится ясно, что время не похоже ни на что другое в физической Вселенной. Это единственное воспринимаемое нечто (я не Moiyпридумать слово, способное описать адекватно время), которое измеряется само по себе. Вы можете иметь килограмм яблок или литр бензина, но у вас никогда не будет секунды или минуты. У времени нет внешних точек измерения, кроме как в сознании наблюдателя.

Но разве мы не все используем одно и те же понятие «сейчас»? Мы все одновременно в данный момент движемся по этой временной оси. К сожалению, эти утешительные мысли не подтверждаются. Согласно теории относительности, не существует понятия «сейчас». Самым близким понятием можно назвать «одновременное пространство» наблюдателя в пространственно-временном континууме, но даже оно зависит от движения наблюдателя. «Сейчас» по словам одного наблюдателя не совпадет с «сейчас» другого.

Термин «пространство-время» придумал немецкий математик Герман Минковский для того, чтобы сделать специальную теорию Эйнштейна более доступной широкой
общественности. В 1908 году на одной из своих лекций он сказал:

«Взгляды на пространство и время, которое я хотел бы представить вам, взросли на почве экспериментальной физики, и в этом их сила. Ониявляются радикальными. Отныне пространство само по себе и время само по себе обратилисьв простые тени, и лишь их особого рода союз сохранится как самостоятельная реальность»12.

Из этого союза пространства и времени возник термин «пространство-время» (или «пространственно-временной континуум»). Именно Минковский ввел понятие четвертого измерения — времени. Мы живем в трехмерном мире, где есть длина, ширина и высота. Вводя время как единицу измерения, Минковский радикально изменил восприятие реальности в науке. Так что же на самом деле имеют в виду ученые, когда говорят о четырех измерениях? Представьте себе карандаш, который отбрасывает тень на плоскую поверхность. В нашем трехмерном мире карандаш имеет определенную длину; ее можно измерить с помощью линейки. Эта длина постоянна в любой момент времени. Однако если поворачивать карандаш, форма и длина тени от него на двумерной плоской поверхности будет изменяться. При некотором наклоне карандаша тень может исчезнуть полностью, несмотря на то что длина карандаша останется прежней73. Длина тени в двумерном пространстве зависит от ориентации карандаша в трехмерном пространстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: