Содержание
Введение………………………………………………………………………..3-4
Глава 1.Общая характеристика субъектов права………………………….5-10
Глава 2.Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права
2.1.Правоспособность субъектов права…………………………………..11-13
2.2.Дееспособность субъектов права………………………………………14-18
2.3.Деликтоспособность субъектов права………………………………….19-21
Заключение……………………………………………………………….…22-23
Список использованных источников и литературы……………………….24-25
Введение
Актуальность исследования. Изменение фундаментальных устоев российского общества повлекло существенные изменения принципов правового регулирования. Развитие законодательства современных демократических государств характеризуется смещением акцентов правового регулирования на интересы человека, защиту его прав и свобод.
Проблема реализации субъективных юридических прав и обязанностей – одна из самых сложных проблем общей теории права. Не прекращаются споры о том, могут ли субъективные права и обязанности осуществляться их обладателями помимо взаимоотношений с другими субъектами права или же они реализуются только путем конкретных правовых связей (правоотношений) с иными лицами.
Чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать определенными юридическими качествами. Гарантируемая законом возможность гражданам и другим участникам общественных отношений иметь права и нести юридические обязанности называется правоспособностью. Практически это означает возможность быть участников различных правоотношений. Признаваемая законом за гражданами и другими участниками отношений возможность самостоятельно, своими действиями приобретать права и налагать на себя обязанности называется дееспособностью. Чаще всего участники правоотношений обладают одновременно как правоспособностью, так и дееспособностью.
|
Правоспособность и дееспособность, взятые вместе, образуют в своей совокупности правосубъектность.
Деликтоспособность - способность лица отдавать отчет своим действиям и нести за них ответственность.
Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента:
- правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;
- дееспособность - способность реализовать права и обязанности своими действиями;
- деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за свои действия.
Объект исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу субъектов права.
Предметом исследования являются правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов права.
Цель данной работы – исследование правоспособности, дееспособности и деликтоспособности субъектов права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить понятие субъекта права;
2)рассмотреть основные признаки субъектов права;
3)провести исследование правоспособности, дееспособности и деликтоспособности субъектов права.
Методология и методика исследования включают совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Среди них основное место занимает диалектический подход, позволяющий рассмотреть объект и предмет исследования во всей полноте их проявлений, использованы такие методы, как историко-правовой, формально-логический, сравнительного правоведения.
|
Глава 1.Общая характеристика субъектов права
В правоотношениях принимают участие люди и создаваемые ими для собственных социальных и частных целей организации: государство с его органами, учреждения, предприятия, религиозные организации, общественные объединения граждан.
Для того, чтобы принимать участие в правовых отношениях люди и организации должны иметь конкретные качества, которые признаются либо устанавливаются действующим законодательством для всех и каждого из участников правоотношений в будущем.
Комплекс данных качеств и составляет понятие правового субъекта и правосубъектности лица или организации. Вместе с тем качества правового субъекта различаются для различных групп правовых отраслей как по условиям их формирования (к примеру, в зависимости от человеческого возраста), так и по собственному содержанию – возможностям обладания права, к примеру, имущественными правами, властными либо личными правами руководства.
Правосубъектность граждан в полной мере можно достичь, обычно, с наступлением совершеннолетнего возраста. Помимо граждан Российской Федерации в качестве субъектов правоотношений в установленных законодательством пределах могут выступать граждане иностранного государства и лица без гражданства.
|
Должностные лица общественных и государственных организаций аналогично являются субъектами трудовых, административных и некоторых иных правоотношений (к примеру, прокуроры, судебные приставы-исполнители и др.). Они принимают участие в правовых отношениях не от собственного имени, не в качестве граждан, а как представители предприятий и организаций, в которых они трудятся.[1]
В качестве субъектов разных правоотношений, в особенности управленческого характера, выступают государственные органы. Это органы власти государства, органы управления государства, органы полиции, правосудия, прокуратуры и др. комплекс прав и обязанностей, которые предоставляются органу государства с целью практического осуществления возлагаемых на него задач, принято называть компетенцией.
Органы государства вступают в многочисленные правоотношения, которые вытекают из их компетенции, с иными органами государства, организациями, учреждениями и гражданами.
Вместе с тем они являются органами, которые осуществляют функции властного характера, связанные с руководством обществом, по укреплению и законности правопорядка. В качестве субъектов большинства правоотношений выступают в том числе общественные организации – профсоюзы, спортивные объединения и др.
Исходя из этого, правовыми субъектами выступают только лица либо организации, за которыми действующим законодательством признается особенное правовое качество правосубъектности, которое дает возможность принимать участие в разного рода правоотношениях с иными лицами и организациями.[2]
Разнообразные и многочисленные по собственному составу субъекты правовых отношений подлежат разделению на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным субъектам следует отнести граждан этого государства, граждан иностранного государства, лиц без гражданства, а также лиц, которые обладают двойным гражданством.
Среди субъектов коллективного характера следует выделить государственно-территориальные образования (города, государства, субъекты федераций, районы и другие территориальные единицы, а также избирательные округа), их население, в том числе организации (органы государства, предприятия, общественные объединения, структуры на коммерческой основе и др.).
Все права гражданин имеет право приобретать лишь под личным, собственным именем. Иногда возникают случаи, установленные законодательством, когда гражданин вправе действовать под псевдонимом, т.е. вымышленным именем, или вообще не использовать имя.
Еще одной особенностью, которая индивидуализирует гражданина, выступает его место жительства. Наравне с именем, место жительства позволяет более правильно и точно конкретизировать правовой субъект.
Достаточно часто встречаются, когда имена, фамилии и отчества граждан полностью совпадают. Однако полное совпадение места жительства встречается достаточно редко. В качестве места жительства гражданина признается место, где он на постоянной основе либо преимущественно проживает.
Вместе с тем не имеет никакого значения место прописки гражданина (оно выступает только одним из доказательств проживания гражданина по определенному адресу), место нахождения его имущества, или место проживания супруга и иные такие факты.[3]
Граждане вправе самостоятельно выбирать себе место жительства, за исключением случаев, установленных законодательством, и касающихся установления места жительства малолетних, в том числе граждан, которые из-за психического заболевания были признаны недееспособными.
Местом жительства таких субъектов признается, обычно, место жительства их представителей по закону, т.е. родителей, опекунов либо усыновителей.
Подобное положение гражданина в качестве правового субъекта подлежит удостоверению актами гражданского состояния. Акты гражданского состояния относятся законодательством к фактам, которые устанавливают правовое положение гражданина (рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление или удочерение и др.).
Наравне с гражданами правовыми субъектами выступают также юридические лица – особенные образования, которые имеют ряд отличительных особенностей, создаваемые и прекращающиеся в специальном порядке, определенном законодательством.
Конструкция организации выступает в качестве базовой юридической формы коллективного участия лиц в гражданских правоотношениях, что является необходимым условием по той причине, что жизнь общества на современном этапе развития невозможна без объединения людей в конкретные группы, союзы различных видов, без консолидации их капиталов и усилий с целью достижения тех либо других целей.[4]
Юридическое лицо можно определить в качестве признанного государством в качестве правового субъекта организацию, которая имеет имущество обособленного характера, самостоятельно может отвечать данным имуществом по собственным обязательствам и выступает в гражданских правоотношениях от собственного имени.
Каждое юридическое лицо подлежит государственной регистрации в соответствие с действующим законодательством.
Государственная регистрация выступает в качестве завершающей стадии создания юридического лица, на котором специально уполномоченный орган проверяет соблюдение всех условий, которые необходимы для формирования юридического лица, после чего базовые сведения об организации подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц доступны для ознакомления всех заинтересованных лиц.[5]
Государство, как и иные правовые субъекты, может принимать в правоотношениях однако государственная правоспособность имеет ряд отличительных особенностей, которые непосредственно связаны с тем, что оно выступает также и основным субъектом публичного права, носителем власти. Государство имеет суверенитет и осуществляет власть. Государственный суверенитет, как правило, выделяет его на фоне остальных правовых субъектов. Вот некоторые их характерных черт государства, которые превращаются его в особенный субъект правовых отношений:
1)государство самостоятельно принимает законы, которыми все остальные правовые субъект обязаны руководствоваться;
2)государство может принимать акты административного характера, из которых формируются правоотношения, вне зависимости от воли иной стороны;
3)государство сохраняет функции властного характера даже тогда, когда оно вступает в правоотношения, основанные на началах равенства;
4)государство обладает иммунитетом. Перечисленные особенности отражают далеко не все государственные черты как участника правоотношения, но даже те моменты, которые были названы, позволяют нам говорить об особенном статусе государства в праве.
Что касается правоспособности государства, стоит отметить тот факт, что государственная правоспособность не может обладать тождественным характером правоспособности разных граждан и организаций, в чем-то она шире, а в чем-то, наоборот, уже.
В большинстве случаев объем государственной правоспособности устанавливается тем, что государство принимает участие в гражданских правоотношениях не в собственных интересах частного характера, а с целью наиболее эффективного осуществления публичной власти.
По этой причине государство, вступая в гражданские правоотношения, должно следовать собственному предназначению, и государственную правоспособность можно назвать целевой.
Так как государство принимает участие в правоотношениях не как целое, а как комплекс субъектов различного уровня, все данные субъекты выступают на самостоятельной основе, в качестве участников правоотношений. В правоотношениях принимают участие три категории субъектов: РФ, субъект РФ – республик, города федерального значения, края, области, автономные округа, автономная область; образования муниципалитета.[6]