ГЛАВА 1. Обзорный историко-правовой анализ становления отечественной системы безопасности дорожного движения.




Оптимизация системы боевой подготовки в системе подразделений ДПС ГИБДД в условиях реформирования.

 

ПЛАН:

Введение.

ГЛАВА 1. Обзорный историко-правовой анализ становления отечественной системы безопасности дорожного движения.

ГЛАВА 2. Противоречия профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД.

ГЛАВА 3. Оптимизация профессионально-психологического отбора в системе подразделений ГИБДД.

3.1. Системно-деятельный подход к формированию профессиональных качеств в процессе профессиональной подготовки сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения.

3.2. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников ДПС ГИБДД.

ГЛАВА 4. Пути совершенствования боевой подготовки сотрудников ГИБДД.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

Введение.

Деятельность в системе органов внутренних дел предъявляет чрезвычайно высокие требования к физическим, физиологическим, функционально-психологическим и особенно к личностным качествам. Далеко не каждый человек, как показывает жизнь, может быть способным к полноценному её освоению на современном уровне требований, обусловленных качественно новой социальной ситуацией, а также спецификой «человеческого материала», подлежащего управлению, руководству.

В настоящее время проблема гибели и ранения значительного количества сотрудников ГИБДД по причине недостаточной подготовленности к огневому и силовому единоборству с противником остается весьма актуальной. Однако информация о том, сколько сотрудников различных подразделений системы МВД России заканчивают службу или не могут эффективно выполнять служебные обязанности по причине низкого уровня сформированности профессионально важных умений и навыков, физических и психических качеств, дезадаптации, низкой профессиональной работоспособности, наступления профессиональной деформации и профессиональных заболеваний, встречается гораздо реже и на стадии подготовки и переподготовки кадров практически не учитывается.

Между тем, уже давно получило научное обоснование использование различных прикладных эффектов физической культуры: для формирования профессионально значимых двигательных и других умений и навыков, физических качеств и психофизических функций, психических способностей и личностных свойств; для содействия развитию общей и профессиональной работоспособности; для регулирования оперативной работоспособности; для профилактики и коррекции воздействий на организм профессиональных вредностей и заболеваний и др.

Гипотезой работы послужило предположение о том, что разработка и внедрение научно обоснованных подходов к построению физической и огневой подготовки сотрудников ГИБДД России на основе детального и системного учета особенностей характера и условий будущей служебной деятельности (профессиографирования) позволит корректнее формулировать задачи огневой и физической подготовки, разрабатывать программы обучения, обеспечивать необходимый уровень огневой и физической подготовленности.

Рамки обозначенной темы научной работы дали основание рассмотреть через призму системного анализа накопленных в теории и практике наработок широкий спектр служебно-прикладных возможностей огневой и физической подготовки и физической культуры в целом, которые являют собой весьма существенный резерв повышения эффективности профессионального обучения с учетом конкретной специальности, специализации и профиля служебной деятельности будущих сотрудников ГИБДД в системе МВД России.

Актуальность темы научной работы обусловлена тем, что характер выполнения служебных задач сотрудниками органов внутренних дел (в том числе государственной инспекции безопасности дорожного движения) отмечается тенденцией возрастания решительности, быстрых и высоко осознанных смелых действий сотрудников по защите интересов личности, общества и государства, конституционных прав и свобод граждан от преступных и иных посягательств, что естественно влечет за собой значительное напряжение не только физических, но и психологических, морально-нравственных сил сотрудников органов внутренних дел.

Подготовка сотрудников органов внутренних дел на современном этапе осуществляется в период глубоких социальных реформ в обществе, что не может не отразиться на личности сотрудников органов внутренних дел, в том числе и сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения. Тенденция возрастания уровня криминогенное в стране, изменения в структуре и характере преступности с большей долей ответственности ставят вопрос о роли личности сотрудника органов внутренних дел, его профессионализме, способном противостоять данной тенденции.

Цель научной работы - на основе анализа требований деятельности к личности сотрудника ДПС ГИБДД уточнить и систематизировать совокупность личностных качеств, необходимых и достаточных для успешного выполнения служебных и боевых задач; совершенствовать профессиональную программу как основу профотбора посредствам усиления и детализации личностного блока.

Объект научной работы - претенденты на службу в подразделения ДПС ГИБДД, а так же лица, проходящие службу в данных подразделениях; процесс профессионально-психологического отбора лиц претендующих на службу в системе подразделений ДРПС ГИБДД.

Предмет научной работы - личностный аспект боевой подготовки сотрудников системы ДПС ГИБДД, условия и пути оптимизации профессионального отбора на основе совершенствования диагностики и учета социально-психологических качеств, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, технология изучения боевой подготовки сотрудников ГИБДД и технология учета специфики службы в физической и огневой подготовке в условиях реформирования системы МВД России.

Задачи научной работы:

l. Ha основе психологического анализа научной и научно-практической литературы, относящейся к теме работы, определить степень разработанности проблемы профессионально-психологического отбора сотрудников ГИБДД.

2. Конкретизировать особенности деятельности и определить совокупность ее требований к личности профессионала (нормативная модель личности) сотрудников ГИБДД как личностную основу профессиограммы.

3. Рассмотреть системно-деятельный подход к формированию профессиональных качеств в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД.

4. Разработать рекомендации по совершенствованию процедуры профессионального психологического отбора сотрудников ГИДББ, позволяющие более надежно выявлять личностные качества (показания - противопоказания) к успешной деятельности.

5. Усовершенствовать методику профессионально-психологического отбора сотрудников ГИБДД.

6. Исследовать цели, задачи программы и динамику процесса самовоспитания по формированию профессиональных качеств сотрудников ГИБДД, а также их специфику, особенности и актуализацию.

Следовательно, научная проблема данной работы заключается в раскрытии устойчивых тенденций в развитии и функционировании системы боевой подготовки сотрудников ГИБДД, а также выработке на этой основе базовых направлений, средств, методов, технологий оптимизации ее организационных и правовых основ.

Методологическую базу и методы работы образует система принятых в юридической науке принципов познания социальной реальности и социально-правовых институтов в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, истории и современности. Сложность и многогранность предмета работы обусловили необходимость использования междисциплинарных подходов к анализу проблемы. В работе использовались как общенаучные методы познания (анализ, исторический, логический, синтез, системный, сравнение, структурно-функциональный, обобщение), так и специальные - конкретно-социологических исследований, ситуационный подход, сравнительно-правовой, статистический, типологический, формально-юридический анализ.

 

 

ГЛАВА 1. Обзорный историко-правовой анализ становления отечественной системы безопасности дорожного движения.

Отечественная система обеспечения безопасности дорожного движения в своем развитии прошла несколько значимых тесно взаимосвязанных этапов, которые во многом предопределили путь развития автомобильно-дорожного комплекса России. Организационно-правовой опыт, наработанный в процессе становления системы обеспечения безопасности дорожного движения, является весьма актуальным и на современном этапе развития нашего общества.

Современный механизм обеспечения безопасности дорожного движения в России - это сложный механизм, который состоит из широкого круга субъектов, регламентирован значительным объемом правовых норм, в его функционирование вовлечен значительный объем человеческих ресурсов. Вместе с тем повышение эффективности работы такой системы обеспечения безопасности дорожного движения названа руководством страны одной из приоритетных задач на ближайшие годы, а высокие показатели аварийности на дорогах России признаны на сегодняшний день одним из существенных препятствий динамичному развитию нашей страны в XXI веке.

Однако необходимо признать, что основы современной системы обеспечения безопасности дорожного движения были заложены задолго до сегодняшних дней. Эта система в своем становлении и развитии прошла несколько этапов, которые неразрывно связаны между собой. Глубокий, всесторонний и системный анализ этих этапов и выявление взаимосвязей между ними представляет определенный научный интерес с целью выявления накопленного опыта повышения эффективности функционирования отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения.

Немаловажным представляется то обстоятельство, что некорректным является анализ этапов формирования системы обеспечения безопасности дорожного движения вне всего автомобильно-дорожного комплекса России, включающего в себя (помимо деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения) такие сферы как автомобильный транспорт и промышленность, дорожное строительство, смежные отрасли.

Таким образом, первый этап становления отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения характеризуется использованием преимущественно гужевого транспорта, зарождением дорожной отрасли и первыми несистемными попытками правовой регламентации дорожного движения, направленные на повышение его безопасности. Значимым событием является изобретение автомобиля в конце XIX века и связанные с этим дальнейшие события в области правового регулирования безопасности дорожного движения и развития автомобилестроения и смежных отраслей как важной составляющей отечественной экономики[1].

Гранью, отделяющей второй этап формирования отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения, является введение в СССР во второй половине 20-х годов XX века в строй ряда автомобильных заводов и производств смежных отраслей, что вывело автомобильно-дорожный комплекс страны на качественно новый уровень и существенно видоизменило подходы к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Именно в начале этого этапа фактически в СССР была создана автомобильная промышленность. Продолжали совершенствоваться научно-практическая деятельность в этой сфере и ремонтное дело, информационно-аналитическая и проектная работа, развивалось дорожное строительство.

Постановлением СНК СССР от 3 июля 1936 г. было утверждено Положение о ГАИ ГУРКМ НКВД СССР. Эта дата и стала днем рождения Госавтоинспекции нашей страны.

Перед Госавтоинспекцией ставились следующие задачи: борьба с авариями на дорогах, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой шоферов, учет автопарка.

Для решения этих задач на Госавтоинспекцию были возложены обязанности: учет аварий, анализ и выявление их причины; привлечение лиц, виновных в ДТП, к ответственности; руководство работой квалификационных комиссий по испытанию водителей и предназначенных для их подготовки инструкторов; контроль за проведением автомобильными хозяйствами, а также народными комиссариатами, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения; учет автомобилей и мотоциклов по маркам, владельцам и категориям; выдача номерных знаков и технических паспортов и периодические технические осмотры машин; разработка технических средств регулирования дорожного движения.

Важным шагом в совершенствовании деятельности подразделений ГАИ явилась Инструкция о работе пикетов автодорожного надзора ГАИ УРКМ, утвержденная Приказом НКВД СССР № 463 «Об организации пикетов автодорожного надзора на важнейших автомобильных магистралях» от 2 августа 1938 г., пикеты автодорожного надзора организовывались для работы на важнейших пригородных и междугородных автомагистралях, на курортных и туристских дорогах.

Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для всего Отечества, но даже в эти суровые дни ни на минуту не прекращалась напряженная работа, направленная на должное обеспечение безопасности дорожного движения в условиях военного положения.

Четвертый этап развития системы обеспечения безопасности дорожного движения охватывает хронологические рамки с 1945 до середины 60-х годов XX века.

Развитие органов Госавтоинспекции нашей страны и механизма обеспечения безопасности движения происходило параллельно становлению автомобильно-дорожной отрасли СССР. Основы развития современной автомобильной промышленности были заложены сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1945 г. было принято специальное постановление Государственного комитета обороны, которым помимо восстановления данной отрасли и увеличения объемов производства транспортных средств предусматривалось повышение их качества, улучшение отделки, создание удобств для пассажиров и водителей[2].

Пятый этап - период второй половины 60-х - середины 80-х гг. XX века характеризуется комплексным подходом к проблеме безопасности дорожного движения, а предпринимаемые государством в этом направлении меры отличались системностью, что определило их достаточную эффективность. В условиях усиления административно-командных методов руководства и управления страной количество задач, возлагаемых на Госавтоинспекцию, неуклонно возрастало, а система обеспечения безопасности дорожного движения, которая сложилась к середине 60-х гг., уже не справлялась возложенными на нее задачами[3].

Шестым этапом развития отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения является исторический этап, рамки которого охватывают период с середины 80-х годов XX века по настоящее время. Этот этап характеризуется масштабными социально- экономическими преобразованиями, которые неизбежно затронули автомобильно-дорожный комплекс в целом и деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. Либерализация общественных отношений и распад СССР в конце XX века существенно изменил структуру автопарка нашей страны за счет притока автомобилей иностранного производства. При этом "возраст" данного автотранспорта зачастую превышал 10 лет и многие автомобили имели криминальное прошлое. Те явления, которые происходили в начале 90-х годов XX века и происходят по сей день в отечественной автомобильной промышленности, можно, по нашему мнению, охарактеризовать одной фразой - глубокий системный кризис.

В условиях рыночной экономики автомобили отечественного производства не выдерживают конкуренции даже с бывшими в употреблении зарубежными аналогами. По причине отсутствия финансирования дорожное строительство, несмотря на постоянный рост количества автотранспорта, в 90-е годы XX века существенно сократилось, что породило серьезную диспропорцию между количеством транспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети (особенно в крупных городах).

В рассматриваемый период резко упало качество подготовки водительских кадров и, как следствие, упал уровень дисциплины участников дорожного движения и степень взаимоуважения друг к другу. Именно на 90-е годы XX века приходятся первые открытые высказывания общественности о наличии коррупционных проявлений среди сотрудников Госавтоинспекции и в органах внутренних дел в целом. Все вышеуказанные обстоятельства привели к ухудшению обстановки на дорогах России, росту показателей аварийности, смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа Госавтоинспекции МВД России в 90-е годы XX века проходила в непростых условиях перехода страны к рыночной экономике и обеспечение безопасности дорожного движения в этой ситуации являлось непростой задачей. Несмотря на предпринимаемые меры, основные показатели аварийности демонстрировали разнонаправленную динамику и не свидетельствовали о кардинальном улучшении ситуации на дорогах России.

Масштабные изменения в работе по обеспечению безопасности дорожного движения начаты в первые годы XXI века. Именно в это время руководством страны проблема обеспечения безопасности дорожного движения была воспринята как серьезная угроза эффективному экономическому развитию России. В 2006 году принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», целью которой является сокращение количества лиц, погибших в ДТП. Немаловажно, что при подготовке данной Программы учтен и осмыслен историко-правовой опыт обеспечения безопасности дорожного движения в части комплексного подхода к решению стоящих задач.

Программа предусматривает масштабные шаги по таким направлениям, как подготовка водителей, изменение мер ответственности за правонарушения в сфере безопасности движения, широкое применение мер пропаганды, внедрение новейших разработок в области организации и контроля движения, масштабные улучшения дорожной инфраструктуры[4].

Положительные результаты реализации положений программы становятся заметны уже сегодня - анализ показателей аварийности свидетельствует о наметившейся тенденции к сокращению, изменение мер ответственности за правонарушения в данной области также дает свои положительные результаты. Однако сегодня еще рано делать окончательные выводы.

Вывод по 1 главе: таким образом, обзорный историко-правовой анализ становления отечественной системы безопасности дорожного движения показывает, что ключевым аспектом эффективной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является скоординированный системный подход к решению возникающих проблем в такой сложной межотраслевой сфере как автомобильно-дорожный комплекс современной России. Сфера безопасности дорожного движения объективно нуждается в детальной правовой регламентации, поскольку охватывает массовую эксплуатацию источников повышенной опасности – механических транспортных средств. При этом объектом правового регулирования выступают общественные отношения, возникающие в сферах безопасности дорожного движения, общественного порядка, борьбы с преступностью, экологической безопасности автомототранспорта и элементов дорожно-транспортной инфраструктуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: