Известно, что именно несоответствие индивидуально-психологических, личностных качеств требованиям профессии препятствует быстрому и качественному овладению сотрудниками органов внутренних дел мастерством, требует большого напряжения физических и морально-психологических сил для качественного выполнения задач и, как следствие, приводите необоснованной сменяемости кадров, или же их перенапряжению, росту соматических и психоневрологических заболеваний. В этой связи возрастает значение совершенствования как подготовки, так и отбора кадров различных профилей. Особо остро в этом нуждаются специальные подразделения. Анализ практики, материалов проверок показывает, что значительное число сотрудников ОВД не в полной мере справляется, в силу своих индивидуальных, личностных особенностей, с задачами своей весьма специфической, особо сложной и многогранной деятельности, имеющей исключительно высокую социальную значимость.
Анализ научной литературы показывает, что инновация в ОВД сопровождается трудностями психологического характера, связанными с адаптацией коллективов и сотрудников к организационным изменениям, что диктует необходимость разработки программы психологического обеспечения инновационной деятельности в ОВД, диагностики и развития инновационного потенциала личности руководителя.
Успешное решение задач, стоящих перед правоохранительной системой, требует постоянного существования психологического обеспечения правоохранительной деятельности на основе научно-технического прогресса, организационно-структурных преобразований, использования эффективных форм управления, организации и стимулирования труда, социальной защищенности личного состава. В этой связи особое внимание должно уделяться инновационной деятельности, постоянному поиску и внедрению в практику ОВД передового опыта, творческому применению новейших достижений науки и техники[22].
Передовой опыт ГИБДД - это выявленные в процессе повседневной практики новые, специально проверенные формы и методы работы отдельных органов, подразделений и сотрудников, обеспечивающие более высокие стабильные результаты борьбы с преступностью, улучшение охраны правопорядка и общественной безопасности в условиях строгого соблюдения законов в пределах имеющихся сил и средств. Специфическими признаками передового опыта являются: новизна, эффективность, стабильность, соответствие требованиям законности.
Вопросы совершенствования подготовки по боевым приемам борьбы, практической направленности обучения и тренировки, проверки и оценки качества подготовки неоднократно поднимались на всероссийских научно-практических конференциях и заседаниях учебно-методической секции тактико-специальной, огневой и физической подготовки. Они нашли свое определенное отражение при формировании нового учебно-методического комплекса учебной дисциплины «Физическая подготовка».
Сегодня пути совершенствования физической подготовленности, как правило, сводятся к применению различных инноваций, с моделированием различных ситуаций оперативно-служебной деятельности, а также использованию различных спортивных единоборств, минуя базовую индивидуальную подготовку обучаемых.
Почему-то забывается, что использование моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности в учебном процессе может принести ожидаемые результаты только при подготовке курсантов (слушателей), уже получивших базовую индивидуальную подготовку.
Спортивные же единоборства в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел могут служить лишь средством укрепления фундамента физической и психологической подготовки для овладения боевыми приемами борьбы. Но все-таки в настоящее время они могут быть использованы в полной мере лишь частью наиболее подготовленных в физическом отношении курсантов и слушателей вне рамок учебного процесса из-за лимита времени, отведенного на физическую подготовку. Основным средством тренировки боевых приемов борьбы должно быть решение условно-целевых задач, решаемых с их помощью.
Предлагаемые в современной учебной и учебно-методической литературе приемы рукопашного боя и самозащиты известны давно. С 80-х годов в системе МВД унификация подготовки была нарушена и количество видов боевых искусств, предлагаемых к использованию в государственных силовых ведомствах, неоправданно расширялось. Это привело специалистов прикладной физической подготовки к культивированию смешенных единоборств с использованием в них ударной и борцовской техники. С их появлением возникло больше проблемных вопросов, которые требуют своего научного обоснования из-за бессистемности обучения, несовершенства правил и высокого травматизма.
Для определения подготовленности по боевым приемам борьбы в первую очередь необходима единая для всех подразделений МВД России система оценки, которая должна зависеть от четкого представления, какие основные задачи с применением боевых приемов борьбы должны решаться в реальных условиях оперативно-служебной деятельности. Кроме того, без единой системы оценки невозможно будет сравнить уровень подготовленности обучаемых в различных учебных заведениях и сотрудников органов внутренних дел.
Поэтому в настоящее время для решения задачи по повышению уровня подготовленности обучаемых по боевым приемам борьбы требуется:
- оптимизация и унификация содержания учебного материала;
- последовательность распределения учебного материала по времени;
- системность изложения учебного материала;
- оптимально построенная методика освоения техники с последовательным наращиванием сложности условий ее выполнения;
- методика обеспечения психологической устойчивости в условиях сбивающих факторов.
Указанный комплексный подход к обучению боевым приемам борьбы в образовательных учреждениях МВД России, по нашему мнению, должен достигаться за счет сбалансированного сочетания теоретической и практической подготовки, оптимальной организации педагогического обеспечения занятий.
Процесс профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД может быть существенно улучшен, если:
- содержание самовоспитания профессиональных качеств, направленность будут соответствовать реальным требованиям профессиональной деятельности сотрудников ГИБДД;
- активизация процесса самовоспитания будет опираться на глубокие знания индивидуально-психологических особенностей сотрудников, знание их личных проблем и направленности;
- в процессе обучения и воспитания на занятиях в системе служебной подготовки, будут широко использоваться активные методы обучения, в которых сотрудники находятся в состоянии субъектов учебной деятельности;
- процесс самовоспитания профессиональных качеств будет активизироваться не только прямым, но и опосредованным воздействием на сотрудника, формированием социально-психологической среды, где самовоспитание, самосовершенствование будет одобряемо.
Вывод по 3 главе: пути совершенствования подготовленности выпускников образовательных учреждений МВД России в соответствии с современными требованиями оперативно-служебной деятельности видятся в создании для них системы подготовки по боевым приемам борьбы на основе накопленного опыта при опоре на современную педагогическую науку. Формирование и совершенствование физических качеств, двигательных умений и навыков у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России является приоритетной задачей профессионально-прикладной физической подготовки.
Заключение.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, деятельность подразделений Госавтоинспекции огромное значение играет как в системе МВД России, так и в Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В комплексе мер, направленных на улучшение экономического и социального уровня жизни общества, важное место отводится мероприятиям по обеспечению безопасности дорожного движения.
Большие размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий придают задаче обеспечения безопасности
дорожного движения государственную значимость.
В целях стабилизации обстановки в сфере обеспечения безопасности
дорожного движения Правительством РФ была принята концепция развития Госавтоинспекции на 2006-2012 гг., где прописан порядок создания и
функционирования государственной системы учета основных показателей
состояния безопасности движения, порядок регистрации автомототранспортных средств и т. п.
Реализация поставленной цели и связанных с ней задач позволила получить следующие, имеющие характер научной новизны, результаты:
Выявлены социально-экономические, политические, правовые, культурные предпосылки, а также исторические особенности возникновения, формирования и развития системы профессиональной подготовки кадров ГИБДД в России. Это позволило показать динамику потребностей российского общества в профессиональной подготовке полицейских кадров на различных этапах его существования, связанную с особенностями становления российского государства и его правовой системы, усложнением функций по охране общественного порядка и борьбы с преступностью; обосновать вывод о том, что учет данных потребностей в системе управления профессиональной подготовкой кадров органов внутренних дел является важнейшим условием ее оптимизации и приведения в соответствие с основными закономерностями развития правоохранительной сферы.
На основе анализа сущности и содержания таких явлений и понятий, как «профессиональная деятельность», «профессионализация личности» и «профессиональная подготовка» уточнены цели и задачи современной системы профессиональной подготовки сотрудников ГАИ, предполагающие необходимость ее интеграции в единую международную и общероссийскую системы подготовки профессиональных кадров в качестве относительно самостоятельной подсистемы. Это позволило утверждать о том, что профессиональная подготовка кадров ГИБДД представляет собой специфическое системное образование, имеющее свои приоритеты развития, принципы организации деятельности в контексте реализации единой государственной политики в области профессионального образования и обеспечения правопорядка.
На основе установленных проблем ресурсного обеспечения системы профессиональной подготовки сотрудников подразделений ДПС ГИБДД (существенное отставание от заданных нормативов кадрового, материально-технического, финансового, информационного обеспечения и т.д.) обоснована необходимость его совершенствования по таким основным направлениям, как рост бюджетного финансирования при условии повышения эффективности использования выделяемых средств, а также посредством привлечения дополнительных финансовых внебюджетных источников без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров существующего бюджетного ассигнования.
Определена система источников нормативно-правового регулирования профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, тенденции ее развития, место и значение в структуре ведомственного нормотворчества.
Список использованной литературы.
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изменениями на 4 мая 2011 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1, в «Парламентской газете» от 5 января 2002 г. № 2-5.
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 23, 27 июля 2010 г., 21 апреля 2011 г.// СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873; 1999. № 10. Ст. 1158; 2002. № 18. Ст. 1721; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.
3. Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)// СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1720; № 52 (часть I). Ст. 5132; 2003. № 26. Ст. 2566; 2005. № 1 (часть I). Ст. 25.
4. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, 3 декабря 2008 г., 17 июля, 22 сентября, 27 декабря 2009 г., 3 ноября, 13 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 21 апреля 2011 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5553
5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» //РГ - Федеральный выпуск № 5401 от 8 февраля 2011 г.
6. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изм. и доп. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897; 2002. № 27. Ст. 2679; 2005. № 19. Ст. 1781.
7. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» // Российская газета от 2 марта 2011 г. № 43.
8. Указ Президента РФ от 1 марта 2011года № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту РФ» // Российская газета от 2 марта 2011 года, № 43.
9. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции» // Российская газета от 2 марта 2011 года, № 43.
10. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.) // СЗ РФ, 2002, № 52 Часть II. Ст. 5233; 2005, № 7. Ст. 560.
11. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» // СЗ РФ, 2003, № 17. Ст. 1619.
12. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» // СЗ РФ, 2003, № 51. Ст. 4990.
13. Постановление Правительства РФ от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» // СЗ РФ, 2004, № 43. Ст. 4225.
14. Приказ МВД России от 28 марта 2002 г. № 290дсп «О государственных регистрационных знаках для транспортных средств, принадлежащих органам внутренних дел Российской Федерации».
15. Приказ МВД РФ № 627 от 02.07.2002 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения».
16. Приказ МВД России от 2 июля 2002 года № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения» (с изменениями от 20 марта 2003 г.) // «Stop газета» август 2002, № 8.
17. Приказ МВД России от 14 июня 2003 года № 414 «Об образце извещения о дорожно-транспортном происшествии» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003, № 45.
18. Приказ МВД России, ГТК России № 522/741 от 7 июля 2003 года «О мерах по реализации взаимного автоматизированного обмена информацией по транспортным средствам».
19. Приказ МВД России от 2 декабря 2003 № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения».
20. Директива от 1 декабря 2010 года № 2 дсп «О приоритетных направлениях деятельности ОВД и ВВ МВД РФ, ФМС России в 2011году»
Научная и учебная литература
1. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. Ташкент, 2002.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999.
3. Вахов В.П., Волков В.Н., Колос И.В., Назаренко Ю.В., Калманов Е.Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. Домодедово: РИПК МВД России, 1992.
4. Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественный системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право, 2010, № 3.
5. Войтенков Е.А. Эволюция системы обеспечения безопасности дорожного движения в России // Транспортное право. 2009. № 2. С. 46 - 48.
6. Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД: монография. – Омск: Омская академия МВД России, 2007.
7. Дворяк И.А. Огневая (стрелковая) подготовка работников ОВД: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.
8. Иванов Н.И. Инновационная деятельность в управлении внутренних дел: Учебное пособие / Московский университет МВД России. – М., 2003.
9. Инструктивное письмо МВД России от 26.05.2004 г. № 1/3494
10. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое ОВД: теория и практика: Монография. – СПб, 2004.
11. Коноплева И.Н., Богданович Н.В. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия // Юридическая психология, 2009, № 2
12. Учебник инспектора ГИБДД / В.В. Гилко. – М.: Эксмо, 2007.
13. Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993.
14. Смирнов В.Н., Гайнулина А.В. Психологические проблемы профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД // Административное право и процесс, 2008, № 6.
15. Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: Монография. М.: РИО ВИПК МВД России, 2003.
16. Смирнов В.Н. Экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 2 (18). С. 32 - 42.
17. Соловей Ю.П. Правовое регулирование в деятельности милиции РФ. – Омск, 1993.
18. Формирование мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе. Отчет о НИР. М.: Академия управления МВД России, 2002.
[1] Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественный системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право, 2010, № 3.
[2] Постановление Государственного комитета обороны от 26 августа 1945 г. «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968 г. Т. 3. С. 239 - 241.
[3] Россинский Б.В. Организационно-управленческие проблемы функционирования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993. С. 65.
[4] Войтенков Е.А. Эволюция системы обеспечения безопасности дорожного движения в России // Транспортное право. 2009. № 2. С. 46 - 48.
[5] Головко В.В. Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД: монография. – Омск: Омская академия МВД России, 2007.
[6] Учебник инспектора ГИБДД / В.В. Гилко. – М.: Эксмо, 2007.
[7] И. А. Дворяк. Огневая (стрелковая) подготовка работников ОВД: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.
[8] Смирнов В.Н., Гайнулина А.В. Психологические проблемы профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД // Административное право и процесс, 2008, № 6.
[9] Приказ МВД РФ № 627 от 02.07.2002 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения».
[10] Соловей Ю.П. Правовое регулирование в деятельности милиции РФ. – Омск, 1993. С. 3.
[11] Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое ОВД: теория и практика: Монография. – СПб, 2004;
[12] Инструктивное письмо МВД России от 26.05.2004 г. № 1/3494
[13] http: // www. rg.2009/07/15
[14] Приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации».
[15] Смирнов В.Н. Особенности профессиональной экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел: Монография. М.: РИО ВИПК МВД России, 2003.
[16] Вахов В.П., Волков В.Н., Колос И.В., Назаренко Ю.В., Калманов Е.Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. Домодедово: РИПК МВД России, 1992.
[17] Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 1999.
[18] Смирнов В.Н. Экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. № 2 (18). С. 32 - 42.
[19] Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. Ташкент, 2002.
[20] Формирование мотивационной готовности сотрудников органов внутренних дел к службе. Отчет о НИР. М.: Академия управления МВД России, 2002.
[21] Коноплева И.Н., Богданович Н.В. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия // Юридическая психология, 2009, № 2
[22] Иванов Н.И. Инновационная деятельность в управлении внутренних дел: Учебное пособие / Московский университет МВД России. – М., 2003.