Языкознание как наука о языке




ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Учебно-методическое пособие

 

Костанай, 2012

ББК 81.2 я73

М77

 

Рецензенты:

Нефедова Лилия Амиряновна, доктор филологических наук, профессор, декан факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета

Котлярова Татьяна Яковлевна, кандидат филологических наук, доцент Костанайского филиала ЧелГУ

Абсадыков Алмасбек Ахметович, доктор филологических наук, профессор кафедры казахской литературы Евразийского национального университета им.Л.Гумилева

Самамбет Мансия Калмагамбетова, кандидат филологических наук, профессор Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова

Румянцева Марина Васильева, кандидат филологических наук, заведующая Лингвистической научно-исследовательской лабораторией Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова

 

Автор:

Монгилева Наталья Викторовна, кандидиат филологических наук, старший преподаватель Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова

 

М 77 Монгилева Н.В.

Введение в языкознание. Учебно-методическое пособие по специальностям 5М021000 – Иностранная филология, 5М020700 – Переводческое дело - Костанай: КГУ им. А.Байтурсынова, 2012. – 203 с.

 

ISBN 978-601-7322-48-9

 

В пособии изложены базовые теоретические положения языковедческой науки, изучаемые в курсе «Введение в языкознание» студентами языковых специальностей. Пособие составлено в полном соответствии с типовой программой и государственным стандартом Республики Казахстан. Предназначено студентам, магистрантами и всем тем, кто интересуется вопросами языкознания.

 

ББК 81.2 я73

Утверждено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Костанайского государственного университета им. А.Байтурсынова,

____ ______2012г протокол № ___

 

ISBN 978-601-7322-48-9

© Монгилева Н.В., 2012

Содержание

Введение …………………………………………….  
1 Языкознание как наука о языке…………………………………………...  
2 Проблема специфики языка……………………………………………  
2.1Язык как общественное явление…………………………………  
2.2 Язык и другие (невербальные) средства общения…………………...  
2.3 Язык и мышление ……………………………………………………..  
3 Язык и речь………………………………………………………………  
3.1 Проблема разграничения языка и речи ……………………………..  
3.2 Виды речи………………………………………………………………  
3.3 Понятие синхронии и диахронии в языке ……………………………  
4 Языки-посредники ………………………………………………………  
4.1 Языки-посредники естественного происхождения…………………  
4.2.Международные «плановые» языки……………………………….  
4.3 Специализированные искусственные языки……………………….  
4.4 Языки живые и мертвые…………………………………………….  
5 Знаковая природа языка. ………………………………………………….  
5.1 Язык как система знаков…………………………………………….  
5.2. Членение речевого высказывания (текста) и основные единицы языка  
6 Вопросы истории языка ………………………………………………..….  
6.1 Проблема происхождения языка……………………………………  
6.2 Закономерности исторического развития языков …………………  
7 Фонетика и фонология ………………………………………….............  
7.1 Проблемы фонетического яруса языка………………………………  
7.2 Взаимодействие звуков в речевой цепи ………………..................  
7.3 Учение о фонеме……………………………...………………………  
8 Лексический ярус языковой системы…………………………………  
8.1 Лексикология - наука о словарном составе языка..……………….  
8.2 Лексическая система языка ………………………………………….  
8.3 Стилистическое расслоение словарного состава языка ……….…  
8.4. Фразеологизмы ………………………………………………………  
8.5 Словарный состав языка ……………………………………………..  
8.6 Этимология и ономастика …………………………………………...  
8.7 Лексикография ………………………………………………………..  
9 Проблемы грамматики и синтаксиса…………………………………….  
9.1 Морфология ……………………………………….............................  
9.2 Словообразование (дериватология) …………………………………  
9.3 Грамматические способы выражения грамматического значения….  
9.4 Грамматические категории и части речи …………………………….  
9.5 Основные единицы синтаксиса – предложение и словосочетание....  
10 Типологическая и генеалогическая классификации языков ………  
11 Примеры тестовых заданий ……………………………………………  
12 Список использованных источников ………………………………  

Введение

 

Учебное пособие составлено и структурировано в соответствии с лекционным курсом «Введение в языкознание», который является обязательной базовой дисциплиной специальностей «Иностранная филология» и «Переводческое дело».

Данная дисциплина формирует профессиональные знания и умения при освоении специальности и является первым, установочным курсом в едином комплексе теоретических и практических дисциплин по общелингвистической подготовке специалистов филологов.

Учебное пособие имеет методологическую направленность и должно помочь начинающему лингвисту сориентироваться в обилие терминов и теоретических положений. Учебное пособие формирует осознанное изучение понятий и категорий, связанных с особенностями структуры изучаемого языка. Внимательное освоение теоретического материала и работа с практическими заданиями позволит иметь запас фактических знаний для дальнейшего самостоятельного изучения лингвистической литературы, а также даст возможность ознакомиться с методологией и методикой анализа языковых фактов.

Целью пособия является понимание основных теоретических положений науки языкознания, формирование общелингвистической компетенции. Пособие освещает цели и задачи науки о языке, место и роль лингвистики в современном мире, описывает систему языковых знаков, уровни (ярусы) языковой системы, соотношение языков на лингвистической карте мира.

Каждая тема сопровождается контрольными вопросами, практическими и творческими заданиями, направленными на проверку понимания и применения изученного.

 

Языкознание как наука о языке

 

Языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех язы­ков мира. В мире существует от 2,5 до 5 тысяч языков, поскольку различия между ними и диалектами одного языка зачастую весьма неопределенны и условны.

Предметом языкознания являются такие сложные вопросы, как сущность языка, его происхождение и основные функции, соот­ношение языка и мышления, языка и объективной действительно­сти, типы языков, организация их языковых уровней, функциони­рование и историческое развитие, классификация языков и др.

Как всякая наука, языкознание возникло в связи с практическими потребностями человечества и постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин теоретического и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения различают частное и общее.

Предметом изучения общего языкознания яв­ляются общие законы организации, развития и функционирования языков. В рамках общего языкознания находится типологическое языкознание, изучающее языки в сопоставительном аспекте с це­лью выявления общих закономерностей их развития и функцио­нирования. Типологическое языкознание устанавливает языковые универсалии, т.е. положения, которые действительны для всех язы­ков мира (абсолютные универсалии) или для их значительного большинства (статистические универсалии).

Пример абсолютных универсалий: 1) во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные; 2) в каждом языке речевой поток членится на слоги, среди которых обязательно встретится структура «согласный + гласный»; 3) во всех языках мира есть имена собственные и местоимения; 4) в грамматической системе любого языка различаются имя и глагол; 5) в каждом языке есть слова, передающие эмоции или команды человека; 6) если в языке есть категория падежа или рода, то в нем есть и категория числа; 7) если в языке есть противопоставление по роду у сущест­вительных, то оно есть и у местоимений; 8) на всех языках мира люди говорят предложениями и т.д.

Из числа статистических универсалий: 1) в большинстве языков мира существует не менее двух различающихся гласных (исключение составляет лишь язык аранта в Австралии, имеющий только один гласный); 2) в большин­стве языков мира система местоимений имеет не менее двух чисел (исключением является один из австронезийских языков - яван­ский, в котором в местоимениях ед.ч. и мн.ч. не различаются).

Частное языкознание обращено к изучению отдельных языков (например, русского, английского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.). Ча­стное языкознание может быть описательным (синхроническим), описывающим факты языка в какой-либо момент его исто­рии или историческим (диахроническим), прослеживающим развитие языка на протяже­нии большего или меньшего отрезка времени (например, сравнительно-историческое языкознание, обращенное к изучению исторического прошлого языков).

Прикладное языкознание также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и общие, приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, неродному языку, создание программ машинного перевода и общения человека с компьютером и т. д.

Языкознание как наука включает множество дисциплин, среди которых:

- дисциплины, связанные с изучением внутренней организации языка, устройства его уровней (например, лексикология, грамматика);

- дисциплины, связанные с изучением исторического развития языка, с формированием его уровней (например, историческая фо­нетика, историческая грамматика, историческая лексикология);

- дисциплины, описывающие функционирование языка в обще­стве (социолингвистика, диалектология, лингвогеография или ареальная лингвистика), изучаю­щие широкий комплекс проблем, отражающих социальную приро­ду языка, его общественные функции, роль в жизни общества и т.д.

- дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами, воз­никающими на стыке наук (психолингвистика, математическая и инженерная лингвистика);

- прикладные лингвистические дисциплины (эксперименталь­ная фонетика, лексикография, палеография, дешифровка неизвест­ной письменности и т.д.).

Языкознание изучает явления, принадлежащие различным язы­ковым уровням. Уровни языка - это ярусы общей языковой сис­темы. Обычно выделяют следующие языковые уровни: фонемный (или фонологический), морфемный (или морфологический), син­таксический и лексический (или лексико-семантический).

Фонемный уровень языка представляют следующие лингвис­тические науки:

фонетика - наука о звуковом уровне языка. Предметом ее изу­чения являются звуки речи во всем их многообразии, описание их артикуляционных и акустических характеристик и правил употреб­ления в языке;

фонология - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, но с функциональной и системной точек зрения. Предметом изучения является фонема, ее фонологические признаки и функции;

морфонология - раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы. Предметом морфонологии является фонемная структура морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках мор­фем и др. вопросы).

С лексическим уровнем языка связаны следующие науки:

лексикология - раздел языкознания, изучающий словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лексического состава языка, пути его пополнения и развития, характер системных отношений внутри или между группами лексики;

семасиология, исследующая лексическую семантику, соотне­сенность слова с выражаемым им понятием и обозначаемым пред­метом действительности;

фразеология как раздел языкознания - это наука, изучающая фразеологический состав языка с точки зрения его современного состояния и развития исторического; также исследующая семантические, морфологические и стилистические особенности самих фразеологизмов (устойчивых сочетаний слов) в рамках речевого стандарта и в сфере контекста. Предметом фразеологии является исследование природы фразеологизмов и их категориальных признаков, а также выявление закономерностей функционирования их в языковой системе.

лексикография (lexikon — «словарь» и γράφω, grapho — «пишу») — раздел, языкознания занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование. Практическая лексикография выполняет общественно важные функции, обеспечивая обучение языку, описание и нормирование языка, межъязыковое общение, научное изучение языка.

ономасиология, изучающая вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его челове­ком.

антропонимика - (от греч антропо – человек и греч. Onyma - имя) - раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. В современной русской антропонимической системе каждый человек имеет личное имя (выбираемое из ограниченного списка), отчество и фамилию (возможное число последних практически неограничено). Существовали и существуют иные антропонимические системы: в Др. Риме каждый мужчина имел преномен — личное имя (таковых было всего 18), номен — имя рода, передаваемое по наследству, и когномен — имя, передаваемое по наследству, характеризующее ветвь рода. В современной Испании и Португалии человек имеет обычно несколько личных имён (из католического церковного списка), отцовскую и материнскую фамилии. В Исландии каждый человек имеет личное имя (из ограниченного списка) и вместо фамилии — производное от имени отца. В Китае, Корее, Вьетнаме имя человека складывается из односложной фамилии (в разные эпохи их насчитывалось от 100 до 400) и личного имени, обычно состоящего из двух односложных морфем, причём количество личных имён неограничено. Особое место в антропонимических системах занимают гипокористики (ласкательные и уменьшительные имена — русские Машенька, Петя, английские Bill и Davy), а также псевдонимы и прозвища.

топонимика изучающая проблемы номинации на материале географических названий.

Морфологический уровень языка описывают следующие нау­ки:

грамматика изучающая проблемы грамматических категорий и грамматической значимости, способы и формы представления грамматических значений в языке.

морфология, изучающая структуру слова, его морфемный со­став и формы словоизменения (классификацию систем форм сло­воизменения), части речи и принципы их выделения;

словообразование (дериватология), описывающее строение слова, средства и способы его образования, условия появления и функционирования в языке.

Синтаксический уровень языка представляет:

синтаксис -раздел языкознания, описывающий процессы порождения речи: способы соединения слов (и форм слов) в словосочетания и пред­ложения, типы синтаксических связей слов и предложений, т.е. те механизмы языка, которые способствуют формированию речи.

стилистика - раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц). раздел науки о языке, изучающий широкий класс случаев варьирования языковых выражений, обусловленного их принадлежностью к тому или иному языковому стилю (говорят также о стилистической окраске и стилистическом значении языковых единиц).

графика - определяется как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме. Например, русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й'] и употребления графических знаков. Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

орфография и пунктуация раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма. Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики. Орфография состоит из нескольких разделов: 1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой; 2) слитное, раздельное и дефисное написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса; 5) правила графических сокращений слов.

орфоэпия - термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации; 2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила). Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жара́], но [жысм'и́н]). Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определенных позициях, мягкость согласного перед согласным и др.

диалектология и диалектография (от греч. dialektos «разговор, говор, наречие» + logos «слово, учение»), раздел языкознания, изучающий диалекты того или иного языка в их синхронном состоянии и историческом развитии. При анализе диалектного языка в его территориальном варьировании все языковые черты — фонетические, грамматические, словообразовательные, лексические — рассматриваются в системе. Выделяются элементы общие, свойственные всем диалектам, и различительные, имеющиеся только у некоторых из них. отрасль диалектологии, изучающая территориальное распространение тех элементов языка, которые определяют его диалектные разновидности.

Языкознание относится к гуманитарным наукам и связано со многими другими науками (общественными, естественными, техническими) – с философией, социологией, историей, этнографией, археологией, логикой, психологией, физиологией, антропологией, другими филологическими науками (литературоведением, поэтикой, фольклористикой), некоторыми разделами физики, педагогикой и методикой, медициной, информатикой.

К числу новейших лингвистических направлений можно отнести этнолингвистику, психолингвистику, ареальную лингвистику.

Этнолингвистика изучает язык в его отношении к культуре народа, она исследует взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. С помощью лингвистических методов она описывает «план содержания» культуры, народной психологии, мифологии незави­симо от способа их формального выражения (слово, обряд, предмет и т.д.). На передний план выдвигаются вопросы, связанные с изу­чением речевого поведения «этнической личности», в котором отражается этническая языковая картина мира. Предметом этнолингвистики является содержательный и фо­рмальный анализ устного народного творчества в рамках материа­льной и духовной культуры, а также описание языковой картины мира того или иного этноса. В рамках эт­нолингвистики существуют разные течения и направления (не­мецкое - Э. Кассирер, И. Трир, Л. Вейсгербер, русское - A.A. Потебня, школа Н.И. Толстого, американское - Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф), которые различаются не только предметом исследования, но и исходными теоретическими позициями. Исследования этнолингвистики позволяют сделать вывод о том, что первичны ментальные представления, обусловленные самой действительностью и культурно-историческим опытом народа, а язык является их отражением. Также в развитии мышления каждого отде­льного человека роль языка огромна: язык (его словарный состав и грамматика) не только хранит информацию о мире (являя собой своеобразную «библиотеку значений»), но и передает ее в виде со­зданных на нем устных или письменных текстов (являя собой «биб­лиотеку текстов»).

Психолингвистика изучает процессы речеобразования, а также восприятия речи в их соотнесенности с системой языка. Она разрабатывает модели речевой деятельности человека, его пси­хофизиологической речевой организации: психологические и лин­гвистические закономерности образования речи из языковых эле­ментов, распознавание ее языковой структуры. Восприняв идеи психологического направления в языкознании (и прежде всего интерес к человеку как носителю языка), психолингвистика стре­мится интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности человека. В рамках психолингвистики наиболее за­метными являются следующие лингвистические школы: Москов­ская - Институт языкознания и Институт русского языка РАН, Ленинградская, основателем которой был Л.В. Щерба, Институт лингвистических исследований, группа психолингвистов под руко­водством Л.Р. Зиндера, и американская - Ч. Осгуд, Дж. Миллер.

Ареальная лингвистика занимается изучением распро­странения языковых явлений в пространстве (< лат. area 'площадь, пространство') в межъязыковом и междиалектном взаимодействии. Задача ареальной лингвистики - охарактеризовать и интерпретиро­вать ареал того или иного языкового явления с целью изучения ис­тории языка, процесса его формирования и развития (сравнивая, на­пример, территорию распространения картографируемых языковых фактов, можно установить, какой из них является более древним, каким образом один из них пришел на смену другому, т.е. опреде­лить архаизмы и инновации). Термин «ареальная лингвистика» был введен итальянским ученым М. Бартоли. Теория ареальной лин­гвистики разрабатывается на материале различных языков.

Математическая лингвистика, математическая дисциплина, разрабатывающая формальный аппарат для описания строения естественных и некоторых искусственных языков. Возникла в 50-х годах 20 века в связи с назревшей в языкознании потребностью уточнения его основных понятий. В математической лингвистике используются по преимуществу идеи и методы алгебры, алгоритмов теории и автоматов теории. Не являясь частью лингвистики, математическая лингвистика развивается в тесном взаимодействии с ней. Математической лингвистикой называют иногда лингвистические исследования, в которых применяется какой-либо математический аппарат.

Социолингвистика отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык, социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Прагмалингвистика – отрасль языкознания, изучающая функционирование языка и языковых единиц в речи. Центральный объект - речевой акт, в связи с чем детально анализируются положения теории речевых актов. Объект - отношение между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве.

С одной стороны, прагмалингвистика, еще не получившая своего современного названия, называлась "прагматикой" и определялась как "область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи". Это определение использовалось тогда, когда ученые еще не выделяли науку о речевых знаках в отдельную дисциплину. В рамках функциональной прагмалингвистики изучается речевая деятельность отправителя текста с продуманным намеренным выбором иллокуций, а в скрытой прагмалингвистике исследуется интуитивный привычный выбор речевых сигналов актуализации речевого поведения отправителя текста.

Когнитивная лингвистика – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношение языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия. Вообще, когнитивизм есть совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами. Таким образом, язык представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление; язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию.

Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания.

Введение в языкознание занимает особое место в системе дисциплин, изучаемых на специальностях филологического профиля высших учебных заведений. Значение этого курса определяется тем, что в нем излагаются сведения принципиальной важности, на которых строится изучение любой языковедческой дисциплины. Вооружая филолога знанием основных положений языкознания, настоящим пониманием главных категорий и понятий лингвистического исследования, этот курс затем – в процессе усвоения дисциплин той или другой языковедческой специальности – конкретизируется и углубляется.

Цель курса – ознакомить студентов с теоретическими основами учения о языке, важнейшими понятиями и соответствующими им терминами общелингвистической науки, способствуя тем самым развитию у них умений и первоначальных навыков наблюдения и самостоятельного анализа языкового материала.

Нужно хорошо понять, что введение в языкознание ставит своей задачей усвоение студентами особенностей не какого-то конкретного языка, например, английского или казахского, а человеческого языка вообще, т.е. тех общих черт, которые присущи всему многообразию человеческих языков. Вместе с тем очевидно, что общие закономерности строения, функционирования и развития языков могут быть по-настоящему понятны и осмысленны лишь на основе исследования конкретных, отдельных языков. Знание современного состояния теоретической лингвистики необходимо филологу в его непосредственной практической деятельности, в повышении культурного уровня и совершенствования его методического мастерства. Без правильного осмысления законов внутреннего устройства, функционирования и исторического развития языка нельзя пробудить у учеников чувство языка, научить правильному использованию его единиц, пониманию богатства и красоты языка.

Контрольные вопросы

1 Охарактеризуйте предмет и задачи современного языкознания.

2 Что такое языковые универсалии?

3 Дайте характеристику основным отраслям языкознания (теоретическое и прикладное, общее и частное, описательное и историческое).

4 Определите разделы языкознания.

5 Каково место языкознания в системе наук?

6Каковы современные лингвистические направления (психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика и др.)

Практические задания

1 Дайте определение следующим терминам: топоним, синхрония, диахрония, прагматика.

2 Пользуясь словарем латинского языка, проанализируйте значение следующих терминов: ареал, прагматика.

3 Охарактеризуйте наиболее интересный на Ваш взгляд раздел языкознания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: