План - конспект воспитательного мероприятия по формированию социально-нравственных отношений на тему
«Мои друзья»
Цель: создание условий для формирования социально - нравственных взаимоотношений умственно отсталых школьников через формирование умения дружить со сверстниками.
Задачи:
1. закрепить понятие дружбы, учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»;
2. коррекция у детей познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы;
3. воспитывать чувство взаимовыручки, прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным);
Оборудование: аудиозапись песни «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Бориса Савельева; альбомные листы, цветные карандаши; карточки с иллюстрациями детской жизни; текст рассказа К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»
Ход занятия
1. Вступительная беседа «Дружба крепкая»
(Дети стоят по кругу.)
Воспитатель: Ребята, споем все вместе хорошую песню о дружбе. (Исполнение песни «Настоящий друг» из м/ф про кота Леопольда:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что, значит, настоящий верный друг!...)
Воспитатель: Ребята, о чем мы пели песню? Правильно, о дружбе,
О друге. Что такое дружба?
(Предполагаемые ответы детей: «Это когда дети играют вместе, делятся игрушками друг с другом, не обижаются друг на друга, другу можно доверить тайну, можно поделиться секретом. На друга можно положиться в трудную минуту.)
Воспитатель. Чем друг отличается от просто знакомых? У нас в группе дети умеют дружить?
Дети. Умеют.
Воспитатель. А работать вместе вы умеете?
Дети. Умеем.
Воспитатель. Сейчас я это проверю. Я предлагаю вам сесть по два человека за столы и нарисовать вдвоем на одном листе большое лучистое солнышко.
|
2. Рисунок «Солнышко»
(Дети по двое рисуют солнышко на квадратном листе бумаги.)
Воспитатель. Оказывается, это не так-то и просто слаженно выполнить совместную работу, правда, ребята? Для этого нужно суметь договориться.
Продолжение беседы «Дружба крепкая»
Воспитатель. Ребята, наверное, у каждого из нас есть друг. Назовите своего самого лучшего друга. Расскажите о нем.
(Рассказы детей по желанию)
Воспитатель: Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся? Что надо делать, чтобы не ссориться?
(Предполагаемые ответы детей: «Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать.)
Дети садятся по кругу на ковре. Им предлагаются карточки с иллюстрациями следующих ситуаций:
• мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет;
• девочки читают одну книжку;
• мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом;
• мальчики качаются на качелях;
• дети строят из песка высокую башню;
• девочки разделили пополам яблоко и едят его вместе
Воспитатель. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? Если ли у кого-то нет друга, можно его найти? (Ответы детей.) Послушайте, что говорит русский народ о дружбе-
«Нет друга, ищи, а найдешь — береги».
«Настоящий друг познается в беде».
«В настоящей дружбе сам пропадай, а товарища выручай».
4. Физкультминутка
На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке:
|
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь»
5. Чтение и беседа по прочитанному материалу художественной литературы
Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». (Обсуждение событий сказки.)
6. Обсуждение проблемных ситуаций
Воспитатель. Что нужно делать, чтобы у тебя были хорошие друзья? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным. Давайте представим вот такие ситуации:
1. Два друга — Миша и Витя — шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступил Миша? Что он сказал Вите?
2. Две подружки пришли в детский сад. Одной мама купила красивую куклу и та принесла ее в группу, а у другой такой куклы не было. Как вы думаете, как поступит ее подружка? Как бы вы поступили?
Игра малой подвижности «Узнай своих друзей по голосу»
Ход игры: дети убегают по залу от водящего с завязанным платком глазами. Пойманный подает голос. Водящий должен узнать его по голосу.
Продолжение беседы «Дружба крепкая»
Воспитатель: Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? Кто еще? (Собака, кошка, рыбка, хомячок, растение.) Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»). Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей.)
|
Воспитатель: Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать, чтобы они стали нашими друзьями?
Дети: Ухаживать за ними. Растения поливать, не ломать. Животных не обижать, кормить, выгуливать. Воспитатель. А можно дружить с книгами?
Дети: Да.
Воспитатель. А как это надо делать?
Дети: Аккуратно читать их, не рвать, не пачкать, чинить, если они порвутся.
Рефлексия
Воспитатель: Получается, что дружить можно со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.
Домашнее задание:
• Предложить детям сделать подарки для своих друзей (оригами).
• Спросить родителей, помнят ли они друзей своего детства, в какие игры они играли, какие интересные приключения с ними случались.