Характеристика звуков человеческого языка связана с особенностями артикуляции - работы органов речи, направленной на производство звуков. Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга различной активностью разных органов речи и различным соединением движений разных органов речи.
Речевой аппарат – условное название, которое объединяет органы, участвующие в образовании звуков: 1) источник струи воздуха; 2) гортань; 3) надставная труба.
Артикуляция – это процесс, в котором мы выделяем три этапа:
- приступ (или экскурсия) звука, когда органы «выходят» на работу;
- средняя часть (или выдержка), означает, что органы установились для данной артикуляции;
- отступ (или рекурсия), органы возвращаются в нерабочее состояние.
Фазовый характер артикуляции объясняет наличие дифтонгов и взаимодействие звуков в потоке речи, так как экскурсия и рекурсия звуков накладываются друг на друга.
Как правило, классифицируются типовые звуки речи по принципам, пригодных для большинства языков (речевой аппарат одинаков у всех народов).
Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Совокупность гласных в системе языка – вокализм. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных состоит в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутости языка вперед или назад (это зависит от того, какая часть спинки языка приподнимается к небу); 3) участие в артикуляции губ (лабиализованные или нелабиализованные); 4) положение мягкого неба.
По степени подъема языка гласные делятся на: 1) гласные нижнего подъема – язык занимает максимально низкое положение в полости рта, раствор рта широкий, например [а] в русском; 2) гласные верхнего подъема - язык занимает самое высокое положение в полости рта, раствор рта узкий, в некоторых языках эти гласные называют узкими [и], [у], [ы]; 3) гласные среднего подъема, со средним положением языка в полости рта [е], [о].
Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, [и], [е]; 2) гласные заднего ряда, язык перемещается назад, рус. [у], [о]; 3) гласные среднего ряда, язык вытянут вдоль полости рта, рус. [ы], [а]. В некоторых языках (например, в тюркских) выделяются только два ряда - передний и задний.
По участию губ в артикуляции (лат. labialis 'губной') гласные делятся на две группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор [о], [у]; 2) нелабиализованные, т.е. неогубленные, рус. [и], [е], [а], [ы].
По положению мягкого неба гласные могут быть: 1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) носовые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португальском, французском языках.
В некоторых языках мира учитываются также такие характеристики гласных, как длительность, это долгие и краткие гласные (есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдолгие и краткие). Долгота гласных в некоторых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os 'кость' и o:s 'рот', populus 'народ' npo.pulus 'толпа').
С точки зрения однородности артикуляции гласные подразделяются на дифтонги (< греч. diphthongos 'двугласный') и монофтонги (< греч. monos 'один' и phthongos 'звук'). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикуляторным движением. В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги. Восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг [ue] fuente 'источник'). Нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немецкий дифтонг au: Maus 'мышь'). Восходяще-нисходящий (или истинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково ударных гласных (ср. латышский дифтонг [au] tauta 'народ').
Монофтонг - это гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью, органы речи при артикуляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции.
От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступающий в качестве переходного (ср., например, [о] склонный к [у] в слове дом).
Таблица Классификация гласных
Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума. Согласные не являются слогообразующими («со-гласный», т.е. встречающийся вместе с гласным). Только сонорные, обладают слоговостью, например, в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова бобр, мудр, ржав, льстить. Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действующего органа, образующего преграду; 3) способ образования преграды и ее место; 4) положение мягкого неба.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. В большинстве артикуляционных классификаций приводится акустический признак - степень участия шума при образовании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus 'звучный'), образуемые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где возникает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.
Губные согласные - это звуки, в которых преграда обеспечивается губами (губно-губные согласные, рус. [п], [б],[м]), или губами и зубами (губно-зубные согласные, рус.[в], [ф]).
В язычных согласных язык артикулирует к верхним зубам, альвеолам, разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex 'верхушка'), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. [t], [d]); дорсальные (< лат. dorsum 'спина'), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. [т], [д]); какуминальные (< лат. саситеп 'острый конец, вершина'), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка; ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. [р]).
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым небом (рус. [j]).
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. [к], [г], [х]).
Увулярные согласные (< лат. uvula 'язычок') - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [r]).
Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx 'зев') - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки (в укр. и чешкс. яз).
Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx 'гортань') - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (в арабск).
В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые и дрожащие.
При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на
взрывные, в которых смычка раскрывается мгновенно [п], [д],
аффрикаты (< лат. affricata 'притертая'), в которых смычка раскрывается, при этом после смычки следует щелевая фаза, и сохраняется сужение [ч], [ц];
носовые, в которых смычка образуется полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, воздух свободно протекает в носовую полость [н], [м]. Среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (а[бб]ат, о[тт]уда).
щелевые, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. [с], [з], [ш], [ж],[ф]), В зависимости от того, где образуется щель - в срединной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зубами) - различают срединные согласные (рус. [с],[з],[x]) и боковые (рус. [л]).
дрожащие - происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. [р).
В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной занавески) при произношении согласных различают ртовые (все русские согласные, кроме м,н); и носовые(рус. м, н) согласные.
Наряду с основной артикуляцией в языках имеется дополнительная. Палатализация - это наложение йотовой артикуляции на основную путем подъема средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед. Так, все согласные подразделяются на мягкие (или палатальные < лат. palatum 'небо') и твердые. При произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация (< лат. velum 'завеса').
Таблица Классификация согласных
Слог. С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Ю.С. Маслов), произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это экспираторная теория слога.
Сонорная теория основана на акустических критериях. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности, как отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью» (Р.И. Аванесов).
Согласно динамической теории, слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).
Чаще всего слогообразующим звуком является гласный. Он образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются согласные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх 'верх', мак. врба 'верба', чеш. vlk 'волк'). В русском языке в потоке речи сонорные также могут иногда приобретать слоговость в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).
Если элементы слога обозначить латинскими буквами С - consonans 'согласный', V - vocalis 'гласный', то структуру слога можно представить следующим образом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus 'мышь'), CCVVV (вьетнам. ngoäi 'снаружи'): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.
В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые (ма-ма) и закрытые слоги (у-тес). Учитывается качество звука, с которого начинается слог, они подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетаемости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех согласных типа встреча и невозможность подобных сочетаний во французском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC)
Фонетическое членение речи. Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока выделяются звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, выделение их происходит на разных основаниях - фонетических, функциональных, смысловых и интонационных.
Фонетическое слово - это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. Это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать). Есть языки, где в этот отрезок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse 'она счастлива').
Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объединенный интонационно-смысловым единством входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ возвращается на базу). В семантическом плане синтагма - отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла высказывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером туристская группа в полном \ составе возвращается на \ базу).
Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений. Фраза распадается на такты – часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты объединены наиболее сильной точкой – ударным слогом. Разграничиваются минимумом интенсивности.
Ударение - это выделение слога в слове с помощью фонетических средств. В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному:
силой голоса: это ударение называется силовым или динамическим (например, в чешском или в тюркских языках);
высотой тона (ударный слог выделяется интонационно, например, повышением основного тона): это ударение называется тоновым или музыкальным (например, в китайском языке); музыкальное ударение может быть политоническим, так как ударный слог может иметь разные интонации, например, восходящую или нисходящую;
долготой произношения (ударный слог удлиняется, но не усиливается): это ударение называется долготным или количественным (например, в новогреческом).
В мире существуют языки (в частности, палеоазиатские), в которых ударение вообще не отмечено.
Кроме фонетических типов ударения, различаются структурные типы. В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке). Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке, например, оно находится на последнем слоге, в польском - на предпоследнем, в чешском - на первом).
По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение -это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме, ср., например, ударение в слове вода: ед.ч. им.п. вода, вин.п. воду, мн.ч. им.п. воды и т.д. Неподвижное ударение - это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, ср. ед.ч. им.п. книга, вин.п. книгу, мн.ч. им.п. книги и т.д.; в английском языке, например, ударение неподвижное: место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.
Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли и т.д.) лишены ударения. Эти безударные служебные слова называются клитиками, среди которых различаются проклитики и энклитики. Проклитики (< греч. proklinö 'наклоняю вперед') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным спереди (ср. рус. по долам, по горам). Энклитики (< греч. enklinö 'склоняюсь') - это безударные служебные слова, примыкающие к ударным сзади (ср. рус. сходил бы, что же). Однако иногда в потоке речи эти служебные слова (обычно проклитики) могут «перетягивать» ударение на себя (ср. рус. по воду, на слово).
Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра. Кроме того, выделяют также словоразличительную функцию, когда ударение служит для различения слов или форм слова (например, рус. замок - замок) или экспрессивную, когда с помощью ударения (в частности, растягивания ударного гласного) создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова. В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.
Интонация - это ритмико-мелодическая сторона речи, являющаяся средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания. Интонация включает в себя целый комплекс элементов, среди которых:
мелодика речи (основной компонент интонации), она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе, организует ее, расчленяя на синтагмы и ритмические группы, связывая ее части;
ритм речи: т.е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов.
интенсивность речи, т.е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания;
темп речи, т.е. скорость произнесения ее элементов (звуков, слогов, слов), скорость ее протекания, длительность звучания во времени.
тембр речи, т.е. звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки.
Контрольные вопросы:
1 Что такое звук как акустическое и артикуляторное явление?
2 Каковы особенности процесса артикуляции?
3 По каким критериям строится классификация гласных звуков языка?
4 Что такое подъем и ряд в классификации гласных?
5 На основе каких артикуляционных характеристик сделана классификация согласных звуков?
6 Что такое дополнительная артикуляция?
7 В чем разница между экспираторной, сонорной и динамической теорий слога? На каких критериях они основаны?
8 Какие типы слогов существуют?
9 На какие отрезки членится речевой поток?
10 Какими средствами происходит выделение ударного слога?
11 Каковы структурные типы ударения?
12 Какие функции выполняет ударение?
13 Какие элементы включает в себя интонация?
Практические задания:
1 На примере акцента в речи русскоговорящих, когда они говорят на казахском языке, объясните особенности артикуляционной базы русского языка.
2 Объясните на примерах особенности артикуляционной базы казахского языка.
3 Объясните, что такое какуминальные звуки. Приведите примеры на изучаемых языках.
4 Определите, работой каких органов различаются звуки:
а) [ п-б-м ]; б) [ т-д-н ]; в) [ ш-ж-р ].
5 Определите согласные звуки по следующим признакам:
а) шумный, губно-зубной, щелевой звонкий, мягкий;
б) шумный, заднеязычный, щелевой глухой, твердый;
в) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый;
г) шумный, переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, мягкий;
д) шумный, переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий;
е) сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий;
ж) сонорный, переднеязычный, небный, дрожащий, мягкий;
з) сонорный, губно-губной, носовой, мягкий;
и) шумный, переднеязычный, зубной, аффриката, глухой.
6 Определите гласные звуки по следующим признакам:
а)заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;
б)переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;
в)среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;
г)переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;
д)среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный;
е)переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный.
7 В результате какой работы голосовых связок образуется шепот? Почему международный профессиональный союз переводчиков запрещает работодателю использовать в работе переводчика шепотный синхрон?
8 Как объяснить изменение [м > б], [н < д] в произношении при насморке? ("у беня дасборг" вместо "у меня насморк").
9 Вы поперхнулись, разговаривая во время еды. Какой орган речи "повинен" в этом?