ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации
По вопросам определения обязательств потребителей по оплате
услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии»
Указанный проект постановления Правительства Российской Федерации (далее – проект) разработан во исполнение пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р и поручений Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. № АД-П9-100пр (пункт 3), от 19 июня 2018 г. № ДК-П9-102пр, от 31 августа 2018 г. № ДК-П9-150пр (пункты 3 и 4 раздел III), от 4 сентября 2018 г. № ДМ-П9-43пр (пункты 5 и 6) в целях создания условий для оптимального использования уже имеющейся сетевой инфраструктуры и разумного сдерживания роста затрат естественных монополий.
Действующая система присоединения к электрическим сетям и оплаты услуг по передаче электрической энергии приводит к ряду негативных последствий.
Все начинается с завышения объемов максимальной мощности потребителями электроэнергии на этапе подключения к электрическим сетям, потребители заявляют излишние объемы сетевой мощности, не неся дополнительных издержек.
А далее такие потребители используют лишь половину, а то и меньше тех объемов мощности, которые зарезервировали под свои энергопринимающие устройства при технологическом присоединении.
Так, за период с 2010 г. по 2016 г. согласно актам по технологическому присоединению потребители получили сетевую мощность равную 65 ГВт, при этом фактическая потребляемая мощность составляет 7,5 ГВт, что соответствует 12 % от заявленной.
|
Отсутствие механизма экономического стимулирования потребителей к перераспределению (отказу) от длительно неиспользуемых резервов сетевой мощности в действующем законодательстве приводит к росту объемов строительства объектов электросетевого хозяйства для энергоснабжения новых потребителей вместо использования незагруженных сетевых мощностей.
Неблагоприятные последствия от сложившейся ситуации касаются всех потребителей и выражаются в росте тарифов по передаче электрической энергии.
Согласно проекту сетевая организация на регулярной основе проводит анализ неиспользуемых потребителями резервов.
Такой анализ осуществляется сетевой организацией в отношении всех потребителей электрической энергии (мощности), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, в соответствии со следующими принципами:
– объем резервируемой мощности определяется для каждого расчетного периода (месяца) как разность максимальной мощности, зафиксированной в документах о технологическом присоединении, и фактической сетевой мощности;
– для потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, для которых отсутствует требование по обеспечению почасового учета электроэнергии, объем фактической сетевой мощности определяется расчетным способом.
Потребитель попадает под условие оплаты неиспользуемого резерва в случае, если по итогам годового периода объем резерва в каждый месяц такого периода составлял более 40 % от максимальной мощности (то есть фактический объем потребления мощности в каждый месяц такого периода составлял менее 60% от максимальной мощности).
|
И при этом если в текущем расчетном периоде ситуация не изменилась (резерв превышает 40%, то есть потребитель не начал потреблять больше электроэнергии, не перераспределил и не отказался от имеющихся резервов в пользу других потребителей), тогда плата за услуги по передаче электроэнергии для такого потребителя увеличивается на определенный процент от стоимости объема резерва.
До 1 января 2020 года указанный процент оплаты резерва составит 5%.
С 1 января 2020 по 1 января 2021 год – 10%.
В этот период база тарифа на услуги по передаче электрической энергии не меняется. Это подготовительный период для сбора информации регулятором по смене базы тарифного регулирования.
Регуляторы по итогам каждого периода регулирования исключает средства за оплаченный резерв из необходимой валовой выручки сетевой организации, тем самым снижая котловые тарифы на услуги по передаче в следующем периоде регулирования всем потребителям электрической энергии (мощности).
Сетевые организации, согласно проекту ведут на постоянной основе мониторинг имеющегося резерва у всех потребителей и направляют информацию об оплаченном объеме резервируемой мощности в адрес регулятора.
С 1 января 2021 года коэффициент оплаты резерва составит 15%. Объем оплаты резервируемой максимальной мощности начинает учитываться в тарифном регулировании сначала регулирования (оплачиваемый резерв учитывается в базе тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
|
С 1 января 2022 – 20%
С 1 января 2023 – 60%
В проекте дано поручение Минэнерго не позднее 1 июля 2022 года пересмотреть нормативную базу под полный переход на оплату максимальной мощности с 1 января 2024 года.
В отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств), заявка на технологическое присоединение которого подана после 1 июля 2019 года, оплачивается весь объем резервируемой максимальной мощности за расчетный период вне зависимости от величины резервируемой максимальной мощности в текущем и предшествующих расчетных периодах.
В проекте также описаны сроки и способы взаимодействия субъектов рынков и регулятора по вопросам получения информации об имеющихся резервах мощности потребителей.
В проекте уточнен порядок определения фактической сетевой мощности потребителей в случаях наличия транзитных потребителей, заключения договоров на оказание услуг по передаче с несколькими сетевыми организациями, включая организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, введения полного ограничения потребления электроэнергии и начала и (или) окончания оказания услуг по передаче в течение месяца.
Кроме того, проектом регламентирован порядок определения сетевой организацией максимальной мощности потребителя для целей расчета резервируемой, но неиспользуемой мощности в случае, если информация о максимальной мощности отсутствует в документах о технологическом присоединении, и потребитель не обращается в установленном порядке за восстановлением документов о технологическом присоединении.
Проектом также изменяется порядок оплаты услуг по передаче потребителями с собственной генерацией, резервируемые из сетевой инфраструктуры.
Минэнерго России всячески способствует развитию распределенной генерации потребителей, вместе с тем считает недопустимой ситуацию, при которой за 100 % резервирование сетевыми компаниями мощностей для таких потребителей платят другие потребители соответствующего региона Российской Федерации.
Сегодня услуги по передаче электрической энергии производители (потребители с собственной генерацией) не оплачивают, потребляя на собственные нужды за счет собственной выработки.
Надежность сетевой инфраструктуры в отношении таких потребителей-производителей обеспечивается, максимальная мощность для них системой содержится, но оплачивают содержание сетевой инфраструктуры только те, у кого своей генерации нет.
В результате сложившейся ситуации формируются «нездоровые» стимулы перехода на собственную генерацию за счет ухода от оплаты услуг по передаче при сохранении за собой возможности в любой момент потребить электроэнергии из внешней сети.
Поэтому в отношении производителей проектом предлагается ввести оплату услуг по передаче с учетом 20% потребления электроэнергии, покрытого собственной выработкой, но в пределах заказанной при технологическом присоединении максимальной мощности энергопринимающих устройств.
Одновременно с утверждением механизма экономического стимулирования потребителей к перераспределению (отказу) от длительно неиспользуемых резервов сетевой мощности будет введена корректировка НВВ сетевой организацией при неоптимальном выборе сетевого оборудования в соответствии с Методическими указаниями Минэнерго России по определению фактической степени загрузки вводимых объектов электросетевого хозяйства (приказ от 6 мая 2014 г. № 250) и Методическими указаниями ФАС России по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии (приказ от 24 декабря 2014 г. № 2390-э).
Проект вносит изменения в следующие нормативные правовые акты:
– Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861;
– Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442;
– Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178;
– Правила определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1179;
– Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24.
Принятие проекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.