Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.-398 с.
Попов Е. Планирование маркетинговых исследований на предприятии//Маркетинг, №1,1999, с. 101-108
Романов А.Н., Корлютов Ю.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Банки и Биржи, 1995.-560 с.
Уткина Э.А. Маркетинг. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд-во ЭКМОС, 1998.- с. 85
Худокорнов А.Г. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр. А. Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар. – М.: Экономика, 1993.-572 с.
Приложение
Приложение 1: Концепция проведения маркетингового исследования
Приложение 2: Процесс проведения маркетингового исследования
Приложение 3: Типовая схема поэтапного проведения маркетингового исследования
Приложение 4: Методы сбора информации в маркетинге, достоинства и недостатки собираемых данных
Метод | Определение | Формы | Экономический пример | Преимущества и проблемы |
1. Первичные исследования | Сбор данных при их возникновении | |||
Наблюдение | Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения | Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без его участия | Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами | Часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются наблюдению. Высоки расходы |
Интервью | Опрос участников рынка и экспертов | Письменное, устное, по телефону | Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации | Исследование невоспринимаемых обстоятельств (например, мотивы), надежность интервью. Влияние интервьюера, репрезентативность выборки |
Панель | Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени | Торговая, потребительская | Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов | Выявление развития во времени |
Эксперимент | Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов | Полевой, лабораторный | Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы | Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег |
2. Вторичные исследования | Обработка уже имеющихся данных | Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики | Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные |
Достоинства | Недостатки |
Собираются в соответствии с точными целями данной исследовательской задачи. Методология сбора данных известна и контролируется фирмой. Отсутствуют противоречивые данные из различных источников. Может быть определена степень надежности. | Сбор данных может затянуться. Затраты могут быть очень высокими. Некоторые виды информации могут быть недоступными. Компания может быть не в состоянии получить первичные данные. |
Приложение 5
Анкета, по которой был проведен опрос:
1. Курите ли вы?
Да
нет
2. Как часто вы покупаете пачку сигарет?
Каждый день
3 раза в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в месяц
3. Ваша любимая марка сигарет ___________________
4. Выше какой суммы вы бы не стали покупать данную марку сигарет? ___________
5. Какие сигареты вы предпочитаете?
Суперлегкие
Легкие
обычные
6. Сигареты, какой ценовой категории вы покупаете?
«суперпремиальные» цена за пачку сигарет более 33,20 руб;
«премиальные» от 22,64 до 33,20 руб. за пачку сигарет;
«среднеценовые» от 18,11 до 22,64 руб. за пачку сигарет;
«доступные» от 12,07 до 18,11 руб. за пачку сигарет;
«дешевые с фильтром»от 8 до 12,07 руб. за пачку сигарет;
«папиросы, сигареты без фильтра» менее 8 рублей.
7. Сигареты, какой ценовой категории вы хотели бы покупать?
«суперпремиальные» цена за пачку сигарет более 33,20 руб;
«премиальные» от 22,64 до 33,20 руб. за пачку сигарет;
«среднеценовые» от 18,11 до 22,64 руб. за пачку сигарет;
«доступные» от 12,07 до 18,11 руб. за пачку сигарет;
«дешевые с фильтром»от 8 до 12,07 руб. за пачку сигарет;
«папиросы, сигареты без фильтра» менее 8 рублей.
8. Проранжируйте данные марки сигарет в связи с вашими предпочтениями.
-3 совсем не знаю (совсем не удовлетворен)
-2 не знаю (не удовлетворен)
-1 плохо знаю (недостаточно удовлетворен)
0 знаю, но недостаточно (удовлетворен)
+1знаю (удовлетворен)
+2 хорошо знаю (достаточно удовлетворен)
+3 очень хорошо знаю (полностью удовлетворен)
Марка сигарет | удовлетворенность | известность |
Bond | ||
LM | ||
LD | ||
Pall Mall | ||
Parlament | ||
Kent | ||
Marllboro | ||
Русский стиль | ||
Прима | ||
Балканская звезда | ||
Петр I | ||
Золотая Ява | ||
Virginia | ||
Voge | ||
Золотое кольцо | ||
Winston | ||
Camel | ||
Dallos | ||
Muratti | ||
Lucky Strike | ||
Chesterfild | ||
More | ||
Capitan Black | ||
Ява |
9. Какие сигареты вы предпочитаете?
Тонкие
Обычные
10. Укажите, пожалуйста, ваш пол:
Женский
Мужской
1 Голубков Е.П., Основы маркетинга: учебник. 2-ое изд, перераб. с доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2003.-стр.106
2 Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2003
3 Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. – М.: Высшая школа, 1995
4 Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения, 1989
5 Голубков Е.П., Основы маркетинга: учебник. 2-ое изд, перераб. с доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2003.-с.367
6 Панина О.В. ред. Беляева И.Ю., Учебное пособие «Цены и ценообразование», Перераб. и доп. - М.: Издательство Дом «Дашков и К», 2003. - 16с.
7 Голубков Е.И. «Маркетинг: стратегии, планы, структуры». — М., 1995
8 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.- с. 105.
9 Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг, №5, 2000, с. 56
10 Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.- с 184.
11 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000- с. 176.
12 Уткина Э.А. Маркетинг.-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд-во ЭКМОС, 1998.- с. 85
13 Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 482
14 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.- с.118
15 Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований//Маркетинг, №3, 1995, с.31
16 Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.-с. 31
17 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.-с.120
18 Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.-с. 107
19 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.-с.135
20 Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.-с.107
21 Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2000.-с. 189
22 Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг, №5, 2000, с. 83
23 Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований//Маркетинг, №3, 1995, с.180
24 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.-с.180
25 Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг, №5, 2000, с. 157
26 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.-с.154
27 Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг, №5, 2000, с. 1