Задание 2. Для одного из разделов школьного курса географии (по выбору студента) расписать 4 модуля – заполнить таблицу




МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

Средства обучения:

Прием «Стань хорошим учителем»

Использование: для саморазвития, повышения проф.мастерства и уровня методической культуры учителя.

Значение: решите сами для себя (Т.В.)

Ход

Обсуждаем признаки плохого учителя английского, учимся быть хорошими учителями географии!!!

Признаков плохого учителя

Страдает излишним академизмом

Что случится с второклассником, если обрушить ему на голову тонну грамматических правил с исключениями? То же, что и со взрослым. Второклассник (и взрослый тоже) схватится за голову и сразу поймет, что английский доступен только седобородым профессорам лингвистики, а обычному человеку его ни за что не выучить.

Для восприятия академической подачи нужна тренировка (как минимум 10 классов общеобразовательной школы) и мотивация (например, закончить МГИМО и начать зарабатывать миллионы). У детей пока нет ни того, ни другого. Хороший учитель понимает, что с детьми нужно использовать совсем другие способы коммуникации: игры, сценки, стихи и песенки, комиксы и мультики, даже игрушки — всё это сработает гораздо лучше, чем «открыли тетради и записали четыре типа условных предложений».

Скрывает свои методы

Если вам кажется, что ребенок бьется над языком изо всех сил, а результата нет, вы вполне можете расспросить учителя насчет того, как он проводит уроки. В этом нет никакой коммерческой тайны, и вы имеете право знать, какие темы дети проходят на уроках, как строится занятие, какую методику использует учитель. Признанных методик не так уж много, а «уникальные наработки» — это, как правило, лукавство или попытка скрыть, что никакой системы у преподавателя нет, и всё, что он делает — говорит ученикам, на какой странице открыть учебник.

Задаёт очень много домашней работы

Домашка — обязательная и очень полезная часть образовательного процесса. Без нее половина усвоенного на уроке быстро вылетит из головы. Но опасайтесь учителей, которые искренне полагают, что их предмет — единственный, и не загружай они учеников домашкой, детям было бы просто нечем заняться после уроков.

Еще хуже учитель, который возвращает домашнее задание с оценкой и без каких-либо объяснений. За что «2»? Почему «4»? Что означает загадочное «3+» и, главное, что детям и родителям делать с этой бесценной информацией?

Домашнее задание — один из способов освежить в памяти материал, проверить, что ученик запомнил, а с чем у него проблемы. Результат проверки должен быть предельно ясен и учителю, и ученику. Если это не так, домашка превращается в бессмысленную трату времени.

Вгоняет учеников в скуку

Как понять, что ребенку не интересно на уроках? Он о них не говорит. У хорошего преподавателя уже через два-три занятия ученик хоть за что-то да зацепится. Может, к нему «прилипнет» песенка на английском, или он впечатлится мультиком, или запомнит английскую шутку, или попросит вас сыграть с ним в игру, о которой узнал на уроке. Если же время идет, а ребенок на все вопросы о занятиях пожимает плечами и говорит «нормально», ему явно скучно до зевоты. Посещать уроки он, конечно, будет (деваться-то некуда), но вот запомнит ли хоть что-то — большой вопрос. Популярное убеждение, что учеба — это работа, а не развлечение, здесь не работает.

Настраивает учеников друг против друга, повышает голос

Кажется, что его главная задача — создать атмосферу соревнования, а не сотрудничества. Такой учитель совершенно непредсказуем. Сегодня ругает ребенка, а завтра хвалит ровно за то же самое. Понять, чего от него вообще ожидать, не удается никому. Если он работает в государственной школе, то обязательно ставит отличникам двойки, а двоечникам — пятерки (просто за посещение), пока они тихонечко на задней парте играют в телефон. Он регулярно повышает на учеников голос, критикует — в общем, вымещает свое плохое настроение как может. Атмосфера на занятиях царит такая, что страшно даже задать вопрос. А если все-таки кто-то решается, учитель всегда сначала отметит, что «стыдно такое не знать», а потом посоветует нанять репетитора.

Перебивает и высмеивает

Учитель, который не дает ученику закончить мысль — пусть коряво, пусть с ошибками — это плохой учитель. Такое поведение — самый простой способ привить детям страх перед ошибкой и возвести языковой барьер высотой с Великую Китайскую стену. Язык — это в первую очередь средство коммуникации. Любой носитель языка гораздо лучше поймет того, кто говорит с ошибками, чем того, кто не говорит вовсе из страха неправильно употребить Present Perfect. Конечно, учитель должен исправлять ошибки, но уже после того, как ребенок высказался.

Юмор уровня «а голову ты дома не забыл» — еще один любимый прием преподавателей, которые либо очень сильно не любят свою работу, либо пытаются заслужить популярность, подтрунивая над учениками и превращая их в посмешище. Это непедагогично и не может быть оправдано ничем.

ЗАДАНИЕ

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по модульной (блочно-модульной) технологии обучения.

Задание 2. Для одного из разделов школьного курса географии (по выбору студента) расписать 4 модуля – заполнить таблицу

Модульное изучение темы…

Название модуля Количество уроков Уроки название
    1.
    2.
   

Задание 3. Расписать учебные элементы для одного из модулей выбранной темы – см. пример модуля ниже

Модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.

Приступив к составлению блочно-модульной программы нужно:

- выделить основные научные идеи курса;

- структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки и современную программу по курсу

Пример «блоки» курса географии 7 класса «География материков и океанов»

1. Введение.

2. Географическое положение материков.

3. История открытия и исследования материков.

4. Литосфера и рельеф Земли.

5. Атмосфера и климаты Земли.

6. Внутренние воды материков.

7. Географическая оболочка и природные комплексы суши.

8. Мировой океан.

9. Население и страны.

10. “Земля”: наш дом. (Резерв времени 4 часа)

Условия изучения материала крупными блоками:

1. Четкая организация всего учебного процесса;

2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;

3. Сочетание словесных, наглядных методов;

4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;

5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;

6. Вера учителя в способности учащихся.

В каждом блоке выделяют несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискуссируют. На этом этапе проводят уроки-практикумы, конференции, игры и т.д.

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей тем.

Для блочно-модульного изучения материала хорошо подходят современные учебники по географии. Так, в учебнике В.П.Максаковского для 10 класса «Экономическая и социальная география мира» представлены ориентировочные планы-схемы изучения материала. Они отражают логику изучения содержания, показывают соотношение и соподчинение отдельных понятий, и могут быть использованы на занятиях при вводе информации (лекции). Дифференцированные задания после изучения темы и методические ключи к ней хорошо применить для организации самостоятельной работы с различными источниками информации.

Предлагаю модульную программу и разработку уроков по теме

«Население мира».

Комплексная дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей учащиеся должны:

- знать численность населения земного шара, типы воспроизводства строя, этнический и религиозный состав. Развивать навыки сравнительного анализа;

- изучить миграции, размещение поселений, формы его расселения. Уметь анализировать карту;

- получить представление об уровнях и темпах урбанизации и путях их регулирования;

- воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.

Типы учебных элементов:

1. Текстовой учебный элемент-текст, как носитель учебной информации. Обычно такие учебные элементы содержат указания: прочитать, выделить главное, составить конспект, таблицу и т.д.

Пример: цель - познакомить с разнообразием полезных ископаемых Африки.

Задание: прочитайте учебник (указать страницы). Ответьте на вопросы: Какими полезными ископаемыми богата Африка? Какая закономерность существует в размещении полезных ископаемых? Ответ запишите в тетрадь.

2. Картографический учебный элемент – карты, атласы: емкие источники информации. Географы говорят: “Карта-второй язык географии”. По картам можно определить географическое положение объекта, составить описание объекта, дать характеристику, сравнить регионы, целостно представить территорию. Картографические учебные элементы обычно содержат задания: определите, опишите, измерьте.

Пример: цель - познакомиться с реками Евразии.

Задание: по физической карте атласа установить, какие крупные реки протекают по территории материка? Сгруппируйте эти реки по бассейнам океанов. Ответ запишите в тетрадь.

3. Табличный учебный элемент – табличная форма размещения информации компактна и удобна. При работе с табличными учебными элементами ученикам даю установки: определите, сравните, опишите динамику процесса.

4. Иллюстративный учебный элемент – используется для того, чтобы составить образное представление об объекте или процессе. В связи с этим наиболее частым является указание ученикам освоению: составьте рассказ, опишите и т.д.

Пример: цель – составить образ Анд.

Задание: по картине составить описание природы Анд. Рассказ запишите в тетрадь.

5. Словесный учебный элемент. Модульное обучение приучает слушать, так как словесный элемент имеет свои особенности:

а. Установка: Зачем дается информация? Какое задание на основе полученной информации следует сделать?

б. Информация будет получена, только повтора не будет.

6. Аудио-видео учебный элемент – позволяет использовать в процессе занятий короткие видео-сюжета. Особенностью применения кино- и звукозаписей в блочно-модульной технологии определяется целеполаганием и конкретикой. Ученик знакомится с целью и заданием, которое он должен выполнить, перед просмотром или прослушиванием.

7. Натурный учебный элемент – эти учебные элементы предполагают овладение знаниями в процессе экскурсий на местности, в ходе которых ученик знакомится с природой или деятельностью человека.

8. Смешанный учебный элемент – часто при создании учебных элементов использую не один, а несколько носителей информации.

а. Академические учебные элементы – наиболее распространенная форма учебных элементов, в которой ставятся познавательные цели, а в инструкции ученику предлагаю решить их, используя традиционные методы

самообучения. Все приведенные выше примеры – академические учебные элементы.

б. Игровые учебные элементы – в их основе лежит моделирование ситуаций в определенной степени связанной с реальностью. В ходе решения игровой ситуации, для повышения эмоционального отклика, учащийся может выполнить ролевую игру.

Например: цель - научиться практическому применению знаний. Задание: представьте себе, что вы являетесь представителем коренного населения Австралии. Обсудите противоречия между природой, коренным населением и специалистами, разрабатывающими месторождения газа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: