Анкета потенциального родителя




Программа

Подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Срок реализации программы – бессрочно

Программа осваивается по очной, очно-заочной формах обучения

п. Светлый

2013 г.

Пояснительная записка

В течение последних десятилетий убеждение, что ребёнок должен воспитываться в семье стало основой организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Жизнеустройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в естественную среду развития, т.е. в семью – признано актуальной задачей современной социальной политики.

К сожалению не все дети, оставшиеся без попечения родителей, соответствуют ожиданиям и запросам потенциальных родителей. В результате множество детей, достигших подросткового возраста, или имеющие особенности развития, девиантное поведение не могут быть устроены в семьи. Но существует и другая проблема. Зачастую люди, благополучные по формальным показателям, оказываются несостоятельны как воспитатели, в лучшем случае они просто не справляются с задачами воспитания, а в худшем – применяют насилие.

Следовательно, подготовка кандидатов, выразивших желание взять на воспитание ребёнка в семью, необходима.

При разработке настоящей программы мы опирались на ряд уже существующих программ подготовки будущих приёмных родителей, а также на собственный опыт практической работы по подготовке и сопровождению замещающих семей. Часть заданий программы обучения заимствованы нами из методического пособия «Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей», разработанного авторским коллективом: Л.М. Абросова, А.М. Аржевская, Н.Б. Девоян, М.А. Патрина, Л.В. Смыкало, О.В. Суковатова.

 
Цели программы: 1. Формирование предварительной компетентности в области воспитания детей, оставшихся без попечения, повышение родительской компетентности в целом у кандидатов в замещающие родители; 2. Предотвращение отказа от опекаемых и приемных детей и жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. Задачи программы: 1. Создание ребенку благоприятных условий в замещающей семье; 2. Предотвращение (профилактика) отказов от замещающего родительства и вторичных возвратов ребенка в учреждение; 3. Подведение родителей к осознанию реальных проблем, с которыми предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя; 4. Способствование установлению кандидатами связи между их собственным жизненным опытом и их задачами как замещающими родителями; 5. Создание условий для принятия кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей; 6. Повышение восприимчивости замещающих родителей по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка; 7. Развитие у замещающих родителей уверенности в себе, помощь им в определении своих сильных сторон, как семейного воспитателя; 8. Информирование кандидатов о том, как подготовить других членов семьи к переменам, связанным с появлением в семье приемных детей; 9. Предоставление возможности каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для более полной оценки его личностных качеств, ресурсов и потребностей как замещающего родителя; 10. Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка. Основной принцип программы: опора на практику. Объект программы: потенциальные замещающие родители, естественная среда развития, удовлетворяющая потребности ребёнка. Формы и методы обучения, используемые в школе замещающих родителей Программа школы замещающих родителей представляет собой: - тренинг из девяти занятий продолжительностью 3 часа каждое, которые проводятся преимущественно два раза в неделю; - лекции; - диагностику; - индивидуальные консультации. Часы, выделенные на индивидуальные консультации, проводятся в период между занятиями. Тренинг – это форма активного обучения, предполагающая усвоение новых знаний, навыков, и/или социальных установок через выполнение практических заданий и их последующий анализ. Практические задания обычно моделируют проблемные ситуации, с которыми можно встретиться в реальной жизни. Таким образом, тренинг – это форма обучения, которая предполагает активное участие слушателей и опирается на принцип «обучение через опыт». На этапе первичного интервьюирования (приложение 1,2) и этапе подготовки заключения о ресурсах семьи проводятся индивидуальные консультации. В исключительных случаях возможна индивидуальная подготовка кандидатов в замещающие родители или семейных пар при сохранении общего количества часов и содержания встреч (занятий). Программа предназначена для того, чтобы помочь потенциальным и уже воспитывающим родителям обрести большую уверенность в себе благодаря новым знаниям, правильному пониманию своих возможностей, сильных и слабых сторон, собственной роли и роли сотрудников службы социальной защиты детей. Ведущими школы замещающих родителейвыступают специалисты, имеющие профессиональное образование в области психологии, педагогики и/или социальной работы, опыт практической работы с замещающими семьями и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также обладающие навыками проведения тренинга. Занятия проводит ведущий специалист Управления образования администрации муниципального образования Светлинский район Оренбургской области. Также, к проведению некоторых занятий школы привлекаются другие специалисты, в частности, педиатр и юрист, поскольку программа школы замещающих родителей включает правовые и медицинские вопросы. Кроме того, программа должна помочь участникам подготовиться к совместной работе как к работе коллектива единомышленников. В результате они узнают, что могут обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам службы, а также к другим родителям. Они смогут лучше понять потребности детей и подростков, воспитываемых ими. В качестве диагностического материала психологом используется: - тест родительского отношения к детям (Варга - Столина); - методика «Измерение родительских установок и реакций» (Т.В.Нещерет); - тест «Диагностика родительской тревожности» (А.М.Прихожан); - методика «Экспресс – диагностика семейного состояния» (Р.В.Овчарова); - опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова); - методика «Принятие и исполнение родительской роли» (Р.В.Овчарова); - методика «Позитивные родительские чувства» (Е.А. Падурина); - опросник «Родительская любовь и симпатия» (Е.В. Милюкова). Ожидаемые результаты У родителей должна быть формирована родительская компетентность (на уровне осведомленности, понимая проблемы и базовых навыков) в области воспитания детей, оставшихся без попечения. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление: - об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; - о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям; - о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним; - о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах; - о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка; - о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю; - о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать: - свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации; - закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; - важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития; - причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации; - о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка; - этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя; - особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье; - о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей; - санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье; - способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; - возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье. Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь: - использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания; - видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка; - рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта; - выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации; - осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка; - быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; - предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье; - оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм; - преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка; - прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; - понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи; - оценивать воспитательский ресурс своей семьи; - быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка; - ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям; - заботиться о здоровье ребенка; - соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка; - понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Способы определения результативности Успешность освоения курса подготовки каждого кандидата (семьи кандидатов) наблюдается специалистами в процессе обучения, а так же по результатам диагностического исследования и отражается в психологическом заключении. Итоговая аттестация Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей свидетельства установленного образца о прохождении программы подготовки.   Учебно-тематический план программы
№ п\п   Темы Количество часов
всего в том числе
теоретические занятия практические занятия индивидуальное консультирование
  Открытие школы. Приёмные родители и приёмные дети. Понятие о мотивации приемных родителей.        
  Анкетирование и тестирование граждан.          
  Перед началом устройства ребёнка в семью.        
  Особенности возрастного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.        
  Умственное и эмоциональное развитие приёмного ребёнка.          
  Внутренний мир ребёнка: как его сохранить?          
  Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей.        
  Первая встреча с ребёнком.        
  Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье.        
  Механизмы психологической защиты у детей.        
  Трудности поведения. Вопросы дисциплины.        
  Стили семейного воспитания.        
  Здоровье приёмного ребёнка.        
  Особенности полового воспитания детей.        
  Правовые вопросы, связанные с устройством ребёнка в семью.          
  Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители.        
  Итоговая аттестация.        
Всего по программе        

Содержание

План тренингов Школы замещающих родителей

Занятие 1. Открытие школы. Приёмные родители и приёмные дети. (Приложение 3)

Занятие 2. Перед началом устройства ребёнка в семью. (Приложение 4)

Занятие 3. Умственное и эмоциональное развитие приёмного ребёнка. (Приложение 5)

Занятие 4. Внутренний мир ребёнка: как его сохранить? (Приложение 6)

Занятие 5. Первая встреча с ребёнком. (Приложение 7)

Занятие 6. Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье. (Приложение 8)

Занятие 7. Трудности поведения. Вопросы дисциплины. (Приложение 9)

Занятие 8. Здоровье приёмного ребёнка. (Приложение 10)

Занятие 9. Правовые вопросы, связанные с устройством ребёнка в семью. (Приложение 11)

Материалы, которые необходимы на каждом занятии: плакаты, карточки, ручки, бумага для записей.

Программа основана на следующих источниках:

- «Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью » М.Ф. Терновская. Е.В. Бухман, Н.В. Избуцкая, В.Э. Сулейманова.
- «Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья » В.Н. Ослон.

 

Приложение 1

Анкета потенциального родителя

ФИО:______________________________________________________________

Дата рождения: ______________________

Контактный телефон: ________________________________________________

Образование: ____________________________________________________ Специальность: __________________________________________________

Место работы, должность: ____________________________________________

Домашний адрес: ________________________________________________

Есть ли у Вас собственные дети? Если да, то укажите, пожалуйста, их имя, пол

и возраст:

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3.________________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

Проживающие вместе с вами члены семьи (ФИО, год рождения, кем Вам приходится):

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3._____________________________________________________________

4._____________________________________________________________

Жилищные условия:

  Комната в коммунальной квартире   1-комнатная квартира   2-комнатная квартира
  другое   3-комнатная квартира   дом

Здоровье (есть ли инвалидность, хронические заболевания):

Инвалидность_______________________________________________________Заболевания_____________________________________________________

Есть ли у Вас домашние животные: ___________________________________

Напишите кратко, почему Вы хотите взять ребенка в семью:

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Есть ли у Вас пожелания относительно пола, возраста и других черт ребёнка:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Кто из членов Вашей семьи, кроме Вас, будет посещать занятия в Школе приемных родителей?________________________________________________

Откуда Вы узнали о нашей программе (пожалуйста, укажите название источника):_________________________________________________________

 

Дата заполнения: ____________________ Подпись _______________________

 

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: