Программа
Подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Срок реализации программы – бессрочно
Программа осваивается по очной, очно-заочной формах обучения
п. Светлый
2013 г.
Пояснительная записка
В течение последних десятилетий убеждение, что ребёнок должен воспитываться в семье стало основой организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Жизнеустройство ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в естественную среду развития, т.е. в семью – признано актуальной задачей современной социальной политики.
К сожалению не все дети, оставшиеся без попечения родителей, соответствуют ожиданиям и запросам потенциальных родителей. В результате множество детей, достигших подросткового возраста, или имеющие особенности развития, девиантное поведение не могут быть устроены в семьи. Но существует и другая проблема. Зачастую люди, благополучные по формальным показателям, оказываются несостоятельны как воспитатели, в лучшем случае они просто не справляются с задачами воспитания, а в худшем – применяют насилие.
Следовательно, подготовка кандидатов, выразивших желание взять на воспитание ребёнка в семью, необходима.
При разработке настоящей программы мы опирались на ряд уже существующих программ подготовки будущих приёмных родителей, а также на собственный опыт практической работы по подготовке и сопровождению замещающих семей. Часть заданий программы обучения заимствованы нами из методического пособия «Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей», разработанного авторским коллективом: Л.М. Абросова, А.М. Аржевская, Н.Б. Девоян, М.А. Патрина, Л.В. Смыкало, О.В. Суковатова.
Цели программы:
1. Формирование предварительной компетентности в области воспитания детей, оставшихся без попечения, повышение родительской компетентности в целом у кандидатов в замещающие родители;
2. Предотвращение отказа от опекаемых и приемных детей и жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.
Задачи программы:
1. Создание ребенку благоприятных условий в замещающей семье;
2. Предотвращение (профилактика) отказов от замещающего родительства и вторичных возвратов ребенка в учреждение;
3. Подведение родителей к осознанию реальных проблем, с которыми предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя;
4. Способствование установлению кандидатами связи между их собственным жизненным опытом и их задачами как замещающими родителями;
5. Создание условий для принятия кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей;
6. Повышение восприимчивости замещающих родителей по отношению к возможным чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка;
7. Развитие у замещающих родителей уверенности в себе, помощь им в определении своих сильных сторон, как семейного воспитателя;
8. Информирование кандидатов о том, как подготовить других членов семьи к переменам, связанным с появлением в семье приемных детей;
9. Предоставление возможности каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для более полной оценки его личностных качеств, ресурсов и потребностей как замещающего родителя;
10. Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка.
Основной принцип программы: опора на практику.
Объект программы: потенциальные замещающие родители, естественная среда развития, удовлетворяющая потребности ребёнка.
Формы и методы обучения, используемые в школе замещающих родителей
Программа школы замещающих родителей представляет собой:
- тренинг из девяти занятий продолжительностью 3 часа каждое, которые проводятся преимущественно два раза в неделю;
- лекции;
- диагностику;
- индивидуальные консультации.
Часы, выделенные на индивидуальные консультации, проводятся в период между занятиями.
Тренинг – это форма активного обучения, предполагающая усвоение новых знаний, навыков, и/или социальных установок через выполнение практических заданий и их последующий анализ. Практические задания обычно моделируют проблемные ситуации, с которыми можно встретиться в реальной жизни. Таким образом, тренинг – это форма обучения, которая предполагает активное участие слушателей и опирается на принцип «обучение через опыт».
На этапе первичного интервьюирования (приложение 1,2) и этапе подготовки заключения о ресурсах семьи проводятся индивидуальные консультации.
В исключительных случаях возможна индивидуальная подготовка кандидатов в замещающие родители или семейных пар при сохранении общего количества часов и содержания встреч (занятий).
Программа предназначена для того, чтобы помочь потенциальным и уже воспитывающим родителям обрести большую уверенность в себе благодаря новым знаниям, правильному пониманию своих возможностей, сильных и слабых сторон, собственной роли и роли сотрудников службы социальной защиты детей.
Ведущими школы замещающих родителейвыступают специалисты, имеющие профессиональное образование в области психологии, педагогики и/или социальной работы, опыт практической работы с замещающими семьями и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также обладающие навыками проведения тренинга. Занятия проводит ведущий специалист Управления образования администрации муниципального образования Светлинский район Оренбургской области. Также, к проведению некоторых занятий школы привлекаются другие специалисты, в частности, педиатр и юрист, поскольку программа школы замещающих родителей включает правовые и медицинские вопросы.
Кроме того, программа должна помочь участникам подготовиться к совместной работе как к работе коллектива единомышленников. В результате они узнают, что могут обращаться за помощью к социальным работникам и специалистам службы, а также к другим родителям. Они смогут лучше понять потребности детей и подростков, воспитываемых ими.
В качестве диагностического материала психологом используется:
- тест родительского отношения к детям (Варга - Столина);
- методика «Измерение родительских установок и реакций» (Т.В.Нещерет);
- тест «Диагностика родительской тревожности» (А.М.Прихожан);
- методика «Экспресс – диагностика семейного состояния» (Р.В.Овчарова);
- опросник «Сознательное родительство» (Р.В. Овчарова);
- методика «Принятие и исполнение родительской роли» (Р.В.Овчарова);
- методика «Позитивные родительские чувства» (Е.А. Падурина);
- опросник «Родительская любовь и симпатия» (Е.В. Милюкова).
Ожидаемые результаты
У родителей должна быть формирована родительская компетентность (на уровне осведомленности, понимая проблемы и базовых навыков) в области воспитания детей, оставшихся без попечения.
Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны знать:
- свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты в замещающие родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и замещающим родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Способы определения результативности
Успешность освоения курса подготовки каждого кандидата (семьи кандидатов) наблюдается специалистами в процессе обучения, а так же по результатам диагностического исследования и отражается в психологическом заключении.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в замещающие родители и завершается выдачей свидетельства установленного образца о прохождении программы подготовки.
Учебно-тематический план программы
|
Содержание
План тренингов Школы замещающих родителей
Занятие 1. Открытие школы. Приёмные родители и приёмные дети. (Приложение 3)
Занятие 2. Перед началом устройства ребёнка в семью. (Приложение 4)
Занятие 3. Умственное и эмоциональное развитие приёмного ребёнка. (Приложение 5)
Занятие 4. Внутренний мир ребёнка: как его сохранить? (Приложение 6)
Занятие 5. Первая встреча с ребёнком. (Приложение 7)
Занятие 6. Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье. (Приложение 8)
Занятие 7. Трудности поведения. Вопросы дисциплины. (Приложение 9)
Занятие 8. Здоровье приёмного ребёнка. (Приложение 10)
Занятие 9. Правовые вопросы, связанные с устройством ребёнка в семью. (Приложение 11)
Материалы, которые необходимы на каждом занятии: плакаты, карточки, ручки, бумага для записей.
Программа основана на следующих источниках:
- «Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью » М.Ф. Терновская. Е.В. Бухман, Н.В. Избуцкая, В.Э. Сулейманова.
- «Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья » В.Н. Ослон.
Приложение 1
Анкета потенциального родителя
ФИО:______________________________________________________________
Дата рождения: ______________________
Контактный телефон: ________________________________________________
Образование: ____________________________________________________ Специальность: __________________________________________________
Место работы, должность: ____________________________________________
Домашний адрес: ________________________________________________
Есть ли у Вас собственные дети? Если да, то укажите, пожалуйста, их имя, пол
и возраст:
1._______________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
Проживающие вместе с вами члены семьи (ФИО, год рождения, кем Вам приходится):
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3._____________________________________________________________
4._____________________________________________________________
Жилищные условия:
Комната в коммунальной квартире | 1-комнатная квартира | 2-комнатная квартира | |||
другое | 3-комнатная квартира | дом |
Здоровье (есть ли инвалидность, хронические заболевания):
Инвалидность_______________________________________________________Заболевания_____________________________________________________
Есть ли у Вас домашние животные: ___________________________________
Напишите кратко, почему Вы хотите взять ребенка в семью:
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Есть ли у Вас пожелания относительно пола, возраста и других черт ребёнка:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кто из членов Вашей семьи, кроме Вас, будет посещать занятия в Школе приемных родителей?________________________________________________
Откуда Вы узнали о нашей программе (пожалуйста, укажите название источника):_________________________________________________________
Дата заполнения: ____________________ Подпись _______________________
Приложение 2