Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине
«Менеджмент»
Понятие, цели и задачи менеджмента. Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Роль менеджмента в современном обществе. | |
1.Понятие мотивации. Исторический аспект проблемы. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Использование мотивационных механизмов в практике менеджмента в условиях модернизации экономики РК в рамках государственных программ | |
Сущность и взаимосвязь функции менеджмента. Характеристика основных функций менеджмента. | |
1.Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления. Ориентиры деятельности современного руководителя в свете Послания «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» | |
Понятие и классификация методов менеджмента | |
Сущность и необходимость контроля в организации. Виды и этапы контроля. Принципы осуществления контроля. | |
Управленческая информация: виды и способы передачи. Структура коммуникационного процесса. Формальные и неформальные коммуникации. Проблема слухов. | |
Понятие и характеристика стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный. | |
Содержание и виды управленческих решений. Процесс и методы принятия решений. | |
Закономерности существования неформальных групп в организации. Управление неформальной организацией. | |
Личность, формы власти и влияния, и авторитет менеджера. Квалификационные требования к современному менеджеру. | |
Делегирование полномочий и его роль в эффективной деятельности организации | |
Управление конфликтами в трудовых коллективах: типы, причины, методы разрешения конфликтов. Стрессоустойчивость персонала. | |
Организация проведения деловых совещаний и переговоров. Оптимальное использование рабочего менеджмента (time-management). | |
Собеседование как способ отбора и приема персонала | |
Национальные модели менеджмента, их особенности и характеристика. Координация управленческих звеньев в решении вопросов социальной модернизации. | |
Организация проведения переговоров (подготовка, проведение переговоров, решение проблемы и завершение переговоров, анализ деловых переговоров, условия эффективности переговоров) | |
Содержание и методы планирования. Виды планов, их характеристика и взаимосвязь. | |
Карьера ее виды, этапы и характеристика. | |
Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления. | |
21. 22. 23. 24. 25. | Полномочия и ответственность. Виды полномочий Этика делового общения. Телефонное общение. Сущность инновационного менеджмента, производственного менеджмента, кадрового менеджмента. Имидж менеджера. Разработка структуры организации. Типы организационных структур. . |
Перечень практических заданий по дисциплине
|
«Менеджмент»
Задача 1. Вы начальник отдела. Получили задание и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную – молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но и отдохнувшей и даже как показалось вам, похорошевшей. Она кого - то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.
|
Вопросы:
-Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор?
-Чем должен завершиться этот инцидент?
Задача 2 Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и денежные премии, Ахметов, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премии. Ахметов вместе со своей семьей явился на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Ахметовым в коридоре.
Вопросы:
-Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации?
-Как бы вы повели в каждой из них?
Задача 3 Между вашими подчиненными возник конфликт, мешающий им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращается к вам, чтобы вы приняли его сторону и разрешили конфликт. Ваша позиция в данной ситуации:
A. Мое дело — не допустить, чтобы они конфликтовали на работе, а решать конфликт — их личное дело.
Б. Лучше всего разобраться в этом общественным организациям.
B. Прежде всего необходимо разобраться в причинах конфликта самому и попытаться найти способ их примирить.
Г. Выяснить, кто из членов коллектива — авторитет для конфликтующих, и воздействовать на людей через него
Задача 4 Один из работников вашего коллектива внезапно заболел. Каждый сотрудник очень занят срочной работой. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как вы поведете себя в такой ситуации? Выберите один из следующих вариантов:
|
A. Поручу выполнить работу за отсутствующего одному из своих подчиненных.
Б. Предложу: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Ведь она все равно должна быть сделана. Пусть каждый скажет, что он делает в этот период, а затем мы вместе решим, как выполнить работу заболевшего».
B. Скажу коллективу: «Я очень перегружен работой! Разделите-ка сами между собой работу заболевшего. Выручайте друг друга и весь коллектив. Человек выздоровеет — отработает. За дело!»
Г. Скажу и сделаю так: «Если никто из вас не сможет выполнить его работу, я сам сделаю ее!»
Задача 5 Обсудите следующие моменты подготовительного к переговорам этапа:
-каким правилом регулируется количество участников переговоров?
-какую информацию следует получить до того, как сесть за стол переговоров?
-планируя программу переговоров, какую последовательность в их проведении вы предложите:
а) встреча — размещение — отдых — переговоры?
б) встреча — размещение — переговоры — отдых?
-где лучше поставить минеральную воду для участников переговоров?
-вы не хотите, чтобы во время переговоров курили? Вы не возражаете, чтобы во время переговоров курили? Ваши действия?
Задача 6 В этой организации существуют взаимоотношения не человека с человеком, а роли с ролью. Подбор кадров осуществляется по формальным признакам на конкурентной основе с последующим продвижением наверх в зависимости от стажа работы и достигнутых результатов. Должностные инструкции предписывают то, что ожидается от каждого работника. Работник, исполняющий какие-то специфические обязанности, должен осуществлять их только рационально, не внося в них своих новаторских идей. Здесь присутствует определенный автоматизм и безличностные отношения.
В результате организация работает, как машина, как хороший часовой механизм: точно, быстро, непрерывно, предсказуемо.
Вопросы:
-Какой тип организации представлен в данной ситуации?
-Назовите положительные и отрицательные качества организации такого типа.
Задача 7 Поясните, какую работу вы хотели бы получить после окончания колледжа. Расскажите, используя «пирамиду потребностей» А.Маслоу, почему эта работа привлекает вас
Задача 8 Госпожа Петрова открывает свое дело и ей необходимо получить кредит в банке. На решающую встречу она пришла вовремя с необходимым пакетом документов, одетая в джинсы, свитер и кроссовки. Объясните одну из возможных причин отказа банка в кредите.
Что подразумевается под понятием «деловой стиль» для: менеджера – женщины? менеджера – мужчины?
Задача 9 Вы работаете менеджером торгового отдела магазина. По результатам второго квартала возглавляемый вами отдел показал лучшие показатели работы. За отличную работу вам объявили благодарность и пообещали дать бесплатную путевку на январь в санаторий «Горячий ключ».
Укажите ошибки мотивации работника.
Разработайте более эффективную систему мотивации.
Задача 10 Покупатель в декабре обнаружил, что на верхней полке, купленного им в июле зимнего пальто, пятна. Покупатель обратился в магазин с требованием принять пальто и возвратить ему деньги. Менеджер торгового зала отказался выполнить его требование, ссылаясь на то, что с момента продажи прошло более 14 дней.
Какой документ регламентирует данную ситуацию?
Правомерен ли отказ менеджера по причине истечения срока предъявления требований?
Как следует поступить в данной ситуации менеджеру?
Ответ обоснуйте.
Задача 11 Вы стали руководителем предприятия торговли, на
котором большая текучесть кадров (8%), частые нарушения трудовой
дисциплины и как следствие ухудшение положения предприятия на рынке.
Какое решение должен принять руководитель?
Из каких этапов состоит процесс его принятия?