Отношения к музыке 4-х имамов и другое




Теперь, подвергнем рассмотрению хадисы, приведенные в первом разделе этой темы, с точки зрения их происхождения (санада), для того чтобы прояснить для себя немаловажное обстоятельство: пригодны ли они для использования в качестве доказательств или нет?

1 – Санад (цепочка передачи) первого хадиса, который приводится Абдуллахом ибн аль-Мубараком, от Анаса ибн Малика является неприемлемым, по причине наличия в ней четырех слабых, или даже неизвестных передатчиков, коими являются: Ибрахим ибн Усман, Ахмад ибн аль-Гъамр, Язид ибн Абд-ус-Cамад, Убайд ибн Хишам аль-Халебий. Таким образом, хадис не используется в качестве доказательства.

2 – Второй хадис, который передал Ибн Маджа путем Абу Малика аль-Аш'арий, содержит в своей передаче Малика ибн Абу Маръям, о котором аз-Захабий сказал: «О нем нам ничего не известно, следовательно, он неизвестный передатчик», ко всему прочему в передаче присутствует Муавия ибн Салих, которого обвинили многие ученые науки джарх ва таъдиль в слабости. Следовательно, хадис очень слабый, и не принимается во внимание.

3 – Третий хадис, который передал Ибн Маджа путем Абу Умамы, содержит в своей цепочке Абу Мухаллеба Мутраха ибн Язида, которого обвиняют в слабости передачи Абу Зур'а ар-Рази и Абу Хатим ар-Рази. Ибн Му'ин сказал: «Он ничего собой не представляет». Аль-Бухари сказал: «Хадис от него отвергается». Так же в этой цепочке находится Убайдуллах аль-Ифрик'ий, которого обвиняют в слабости Ахмад, ад-Даримий и ад-Даракъутний. Ибн Му'ин сказал: «Он из себя ничего не представляет». Ибн аль-Мадиний сказал: «Хадис от него отвергается». Абу Мусхар сказал: «Этот человек всегда нас ставит в затруднительное положение». Таким образом, хадис очень слабый, и его следует оставить.

4 – Четвертый хадис, который передал Ахмад путем Абу Умамы, в цепочке содержит Али ибн Язида аль-Алхани, который является слабым. Точно так же аль-Касим – слабый. Хадис очень слабый, поэтому его стоит оставить.

5 – Пятый хадис, который передал Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в книге заваид аль-Муснад, в своей цепочке содержит Фаркада ас-Сабхий. Аль-Хайсамий в книге "Маджмаъ аз-Заваид" сказал: " Фаркад - слабый передатчик ". Аль-Мунзирий говорит о слабости этого хадиса. Так же этот хадис передал Саид ибн Мансур, в цепочке которого содержится три слабых передатчика, таким образом, хадис слабый и отвергается.

6 – Шестой хадис, который передал ат-Тирмизий путем Убайдуллаха ибн Захры от Али ибн Язида, от аль-Касима, от Абу Умама. В нем присутствует Али ибн Язид, о котором сам ат-Тирмизий сказал: «Некоторые ученые, говоря про Али ибн Язида, ссылались на его слабость». О нем так же говорил аль-Бухарий: «Хадисы от него отвергаются». Ан-Нисаи сказал: «Ему не следует доверять». ад-Даракъутаний сказал: «Его следует оставить». аш-Шавкани говорит так же о слабости Убайдуллаха ибн Захры и аль-Касима. Следовательно, хадис очень слабый. Таким образом, он не принимается.

7 – Седьмой хадис, который передал Абу Давуд, путем Шайха (пожилого человека), который видел Абу Ваиля. В этом хадисе явно видно, что один передатчик неизвестный, человек который видел Абу Ваиля однозначно, не может зваться Шайхом. Поэтому хадис слабый и отвергается.

8 – Восьмой хадис, который передал ибн Джарир ат-Табарий, в своем тафсире является высказыванием ибн Мас'уда, а не хадисом (марфу') от Посланника Аллаха (ﷺ). Слова сподвижников не могут быть доводом в религии. Мнения сподвижников являются законами шариата по отношению к ним самим или тем, кто следует их мнению из мусульман, что в свою очередь не обязывает других к соблюдению этого же мнения. Слова Ибн Мас'уда (ؓ) следует расценивать как его собственное видение, личное понимание этого благородного аята. В частности, поясняя слово (لهو) – «забава», он говорит о его правильном значении, которое подтверждается первым хадисом во второй группе хадисов. «Нам была позволена забава (лахв) во время свадьбы», т.е. дозволенность музыки. Так же на это указывает третий хадис, приведенный во второй группе хадисов, выраженный словами аль-Бухари: «О Аиша! Разве не было для вас забавы (лахв)? Ансарам же нравится забава (лахв)», т.е. музыка. Однако, внимательно приглянувшись к смыслу аята, легко заметить, что забава (лахв) в аяте порицается по причине, того, что она выступает в роли отвращения от пути Аллаха, и если бы ни это, то порицания не существовало бы. Поэтому все то, что может быть связано с отвращением от пути Аллаха из слов, рассказов, будет порицаемым, тогда как, в общем, слова и рассказы продолжают оставаться дозволенными. Таким же образом и музыка, песни, являются дозволенными, как и любая другая речь или рассказ, до тех пор, пока за этим не будет преследоваться цель отвращения от пути Аллаха. Следовательно, в этом толковании нет никакого указания на то, что музыка является запретной.

9 – Остается единственный хадис, приведенный в сборнике аль-Бухари, на который ссылаются те, кто говорит о запрете музыки и музыкальных инструментов. Следует внимательно рассмотреть данный хадис, и сделать вывод из следующего:

а) Этот хадис, если даже и приводится в сборнике аль-Бухари, будет не правильным утверждать, что его передал непосредственно сам аль-Бухари. По той причине что, когда в книге аль-Бухари приводится этот хадис, то он его не приводит в виде выражения «Нам сообщил», или «Нас осведомил» или что-то в этом роде. На самом деле этот хадис приводится в виде ссылки (цитаты), следующим образом: «Передал Хишам от Аммара». Хадисы, приводимые в сахих аль-Бухари в виде ссылки не должны приниматься в качестве доказательств, возможное их использование только для подсказки в направлении верности (истиънас). Подвешенные хадисы (хадисы в виде ссылки) означают то, что в цепочке таких хадисов один передатчик, или боле этого не упоминаются, следовательно, такие хадисы считаются оборванными, иначе говоря, ставящими в затруднительное положение. В данном случае цепочка этих хадисов не доходит до конца, поэтому я задаюсь вопросом: Почему аль-Бухари не упомянул имени того, кто привел ему этот хадис? Разве это не указывает на то, что он сам находился в сомнении в отношении передачи и самого передатчика, и, следовательно, этот хадис не может претендовать на достоверность?

б) Хишам ибн Аммар доверчивое лицо, однако после того, как он стал преклонного возраста, его состояние изменилось, таким образом, не следует брать от него все подряд со спокойной душой. Например, Абу Хатим ар-Рази говорит: «Когда Хишам стал преклонного возраста, то он изменился, он говорил все что хотел, все что сам воспринимал, все и передавал». Абу Дауд говорил, слова, которого передал аль-Аджари: «Хишам передал четыреста хадисов с цепочками, которые не имеют никаких оснований». Так же он упомянул, что Хишам переняв хадисы от Абу Мусхар, рассказывал их. Акъиб говорил: «Я переживал за то, что он может отойти от Ислама». Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Хишам легкомысленный и ветряный», так же он сказал: «Если будете за ним читать намаз, то перечитывайте его». В отношении такого передатчика отсутствует спокойствие в том, чтобы смело принимать от него хадисы, учитывая при этом тот фактор, что имеются достоверные хадисы, которым противоречит этот передатчик.

в) Этот хадис Абу Дауд передал в своей книге ас-Сунан с хорошей цепочкой передачи, и здесь отсутствует Хишам ибн Аммар, цепочка выглядит следующим образом: «Нам рассказал Абд-уль-Ваххаб ибн Наджда, а так же Бишр ибн Бакр, от Абд-ур-Рахмана ибн Язида ибн Джабира, нам рассказал Атыйя ибн Къайс, который сказал: Я слышал Абд-ур-Рахмана ибн Гъанам аль-Аш'арий говорил: Мне рассказывал Абу Амир, или Абу Малик, и клянусь Аллахом он мне не соврал, что он слышал как Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Среди моей Уммы будут народы, дозволяющие ношение шелка, затем упомянул еще что-то и сказал: Остальных же Он превратит в обезьян и свиней до наступления Судного дня». Цепочка этого хадиса хорошая, и в ней нет ничего сомнительного. В содержании хадиса отсутствуют слова музыкальные инструменты, пение, певицы. Так что же выглядит правильней, для возможного использования в качестве доказательства?

г) Законы Шариата полностью соответствуют природе человека, никто не может сказать что, что-либо идет в разрез с этим принципом. Музыка, как всем это известно, имеет непосредственное отношение к природе человека, невозможно себе представить человека, который прожил бы четыре года и более этого, ни разу ничего не припевая и не слушая музыки. Наши дети, еще находясь в возрасте, когда ничего не могут различать, мы видим, как они напевают, танцуют. Разве Ислам пришел для того, чтобы запретить нам то, что сосредоточено в нашей природе?

д) И последнее о чем следует упомянуть, если бы этому хадису не было бы противоречащих других хороших и достоверных хадисов, то следовало бы принять этот хадис и руководствоваться им, несмотря на имеющиеся в нем слабости. Однако дело обстоит иначе, существуют множество достоверных и хороших хадисов, которые противоречат этому хадису. Так как же тогда можно принять этот хадис?

По этим пяти причинам я не нахожу для себя возможности принять в доказательство указание этого хадиса, а именно что музыка и музыкальные инструменты являются харамом, запретными вещами.

После того, как мы поговорили про хадисы первой категории, и показали их слабые стороны, следует обратить внимание на указания хадисов приведенных во втором разделе этой темы.

Все эти хадисы естественно пригодны для приведения в качестве довода, чтобы придти к определенному мнению в отношении музыки:

1. Первый хадис указывает на дозволенность музыки во время свадебной процедуры.

2. Второй хадис указывает на дозволенность музыки без наличия на то определенного повода, свадьбы или еще чего, притом, что может иметь место сопровождение музыкальных инструментов, а именно - ударных (подносы, тарелки).

3. Третий хадис указывает опять же на дозволенность музыки, что происходило во время свадьбы.

4. Четвертый хадис указывает на дозволенность музыки вместе с сопровождением ударных инструментов, вероятнее всего коим был, бубен, что происходило во время праздника жертвоприношения.

5. Пятый хадис дозволяет играть на бубне женщине в присутствии мужчин. Будет неправильным утверждать из содержания этого хадиса, что дозволительного указания на музыку в тексте нет. Содержание указывает только на то, что надо быть верным своему обещанию, и если бы не обещание, то пение было бы запретным. Так неправильно будет говорить, потому что обещание (ан-назар – давать самому себе слово), если дается в запретном Шариатом поступке, то не дозволяется быть верным такому обещанию. И если бы пение было бы запретным, то его не дозволил бы Посланник Аллаха (ﷺ). Как передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах) от Пророка Аллаха (ﷺ) который сказал: «Тот, кто дал слово подчиняться Аллаху, пусть подчиняется Ему, а тот, кто дал слово на ослушание Аллаху, то пусть не ослушается Его» (передали аль-Бухари, Абу Дауд и ан-Нисаий).
Так же передается от Имрана ибн Хусайна (ؓ) который сказал: "Пророк Аллаха (ﷺ) сказал: «…Нет верности тому слову, которое было дано себе самому в ослушании» (передал Муслим).
Поэтому если бы пение не было бы дозволенным делом, то Посланник Аллаха не разрешал бы женщине быть верной своему обещанию спеть перед ним ﷺ после того, как он здоровым и невредимым вернулся с похода.

6. Шестой хадис прямым указанием говорит о рекомендации пения в сопровождении бубна на свадебных мероприятиях. Указание хадиса не ограничивается только дозволенностью (мубахом). Музыка на свадебной церемонии является рекомендуемым делом (мустахаб), а не просто дозволенным.

7. Седьмой хадис указывает на дозволенность пения, с позволения Посланника Аллаха (ﷺ) учитывая то, что содержание песен не должно противоречить нормам Ислама. Пение в хадисе происходило во время свадебной процедуры и по ее окончанию.

8. Восьмой хадис указывает на дозволенность пения перед Посланником Аллаха ﷺ женщинами, что происходило во время праздника жертвоприношения.

9. Девятый хадис указывает на рекомендацию петь песни с хорошим смыслом. В словах Посланника Аллаха (ﷺ) «Только Аллах знает насколько я вас люблю» девушкам, которые играли на бубнах и пели, имеется воодушевление в их адрес и похвала. Этот случай так же не был ограничен каким-либо мероприятием в виде свадьбы, например.

10. Десятый хадис указывает на дозволенность игры на дудке. Пророк Аллаха ﷺ не запретил пастуху играть на дудке, а то, что он закрыл себе уши, было по причине выбора слушать или нет данную музыку, а не из за того, что следовало обязательно закрыть себе уши. Точно так же как это произошло однажды в случае, когда Пророку (ﷺ) подали мясо шакала, он (ﷺ) отказался от него, тогда как остальным не запретил употреблять его в пищу. Отсюда некоторые люди поняли что данный поступок Пророка (ﷺ) указывает на нежелательность (макрух) музыки, тем самым допустив ошибку, если даже и сомневались в том, что утверждали. Этот случай так же не ограничивался каким-либо мероприятием, свадьбой или праздником.

11. Одиннадцатый хадис указывает на рекомендацию напевать во время чтения Книги Всевышнего Аллаха. Если бы пение было запретным, то существовал бы явный запрет в том, что связано с Книгой Аллаха, далекой от всякой неправильности в чтении, напевании и понимании.

12. Двенадцатый хадис настоятельно побуждает к напеванию при чтении Книги Всевышнего Аллаха.

После всего сказанного можно сделать вывод, в котором нет места сомнению, в том, что пение, музыка являются дозволенными, рекомендованными на свадебных мероприятиях, и почти обязательно при чтении Корана. Разве можно после такого ознакомления с хорошими и достоверными хадисами продолжать утверждать, что музыка является запретной, как ее исполнение, так и слушать ее? Правильной стороной данного вопроса, который должны понять многие является то, что музыка во время свадьбы, праздников, и во всех остальных мероприятиях является мубахом, и нет тут никакого харама, ни в исполнении, ни в слушании, без разницы происходит ли это в сопровождении музыкальных инструментов или нет.

Однако, если пение, музыка происходит в таком мероприятии, где все мужчины и женщины смешаны между собой (ихтилят), перед людьми танцует танцовщица, или там находятся женщины с открытыми авратами (табаррудж), то это естественно – харам. Шариат запрещает подобное, но не по причине запрета музыки как таковой, а по причине того, что вместе с музыкой происходят смешение мужчин и женщин (ихтилят), танцы женщин, открытый аврат. Тоже самое можно сказать и по поводу песен содержащих призыв к греху, или недостойные слова, или мысли неверия. Например, из песни Абдульхалима Хафиза где он говорит: «Судьба – насколько глупая дорога», такое содержание песни однозначно является запретным, и в этом нет сомнений, а что касается всего остального, то музыка и песни продолжают оставаться дозволенными, рекомендованными на свадьбах, и чуть ли не обязательным при чтении Священного Корана. Конечно же, слова о запрете музыки, в общем, не соответствуют правильности в Шариате.
Конец фатвы шейха Увайды, х.

«Последнее редактирование: 25 Июня 2016, 04:19:02 от Абд-ур-Рахман »

Записан

·

·

 

Отношения к музыке 4-х имамов и другое

«Ответ #1: 01 Марта 2010, 16:52:04 »

Оригинал фетвы Увайды

(14) السؤال: ما حكم الغناء أداءً واستماعاً ؟ وما حكم استعمال آلات الموسيقى وهل تجوز التجارة فيها ؟ أرجو الإجابة بالتفصيل مع الأدلة ؟

(14) الجواب: اختلف الأئمة والفقهاء في مسألة الغناء بين محرِّمٍ وكارهٍ ومبيحٍ، فممَّن حرَّمه أصحابُ الرأي قاصرين التحريم على من اتخذ الغناء صناعةً ومهنة، ونُقل مثلُه عن الشافعي. وممن كرهه أحمد بن حنبل قاصراً الكراهة على الأفعال المذمومة لا على القول بعينه، ونُقلت الكراهة عن الشافعي في رواية، وعن القاضي. وممَّن أباحه ابن حزم وأبو بكر الخلاَّل وأبو بكر عبد العزيز وسعد بن ابراهيم والعنبري وكثير من أهل المدينة. وأخرجوا الحِداء، أي الإنشاد، من هذه الأحكام، فأباحوه. ذكر ذلك ابن قُدامة في كتاب المغني.


وحتى نتبين وجه الحق في هذه المسألة دعونا نستعرض النصوص المتعلقة بها:


أ- النصوص التي يستدلُ بها القائلون بتحريم الغناء:

1. عن أنس بن مالك قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم "من جلس إلى قَيْنَةٍ فسمع منها، صبَّ الله في أذنيه الآنُكَ يوم القيامة" رواه عبد الله بن المبارك. والقينة هي الجارية. والآنُك هو الرصاص.

2. عن أبي مالك الأشعري رضي الله تعالى عنه قال: قال رسول الله r"ليشربَنَّ ناسٌ من أمتي الخمرَ يسمونها بغير اسمها فيُعزَفُ على رؤوسهم بالمعازف والمغنِّيات يَخْسِف الله بهم الأرضَ، ويجعل منهم القردة والخنازير " رواه ابن ماجة.

3. عن أبي أُمامة قال " نهى رسول الله r عن بيع المغنيات وعن شرائهن وعن كسبهن وعن أكل أثمانهن " رواه ابن ماجة.

4. عن أبي أُمامة t قال: قال رسول الله r " إن الله بعثني رحمة للعالمين، وهدى للعالمين، وأمرني ربي عزَّ وجلَّ بمحق المعازفِ والمزاميِر والأوثانِ والصُّلُبِ وأمرِ الجاهلية... ولا يحل بيعُهن ولاشراؤُهن، ولا تعليمهن، ولا تجارةٌفيهن، وثمنهنَّ حرامٌ، يعني الضاربات. وفي رواية المغنيات " رواه أحمد.والصُّلُب جمع صليب.

5. عن ابن عباس t عن رسول الله r قال " والذي نفسي بيده لَيبيتَنَّ ناسٌ من أمتي على أَشَرٍ وبَطَرٍ ولعبٍ ولهوٍ، فيصبحوا قردةً وخنازير باستحلالهم المحارم والقَيْنات وشربهم الخمر وأكلهم الربا، ولبسهم الحرير " رواه عبد الله بن أحمد في زوائد المسند.

6. عن عبيد الله بن زَحْر عن علي بن يزيد عن القاسم عن أبي أُمامة t عن رسول الله r قال " لا تبيعوا القَيْنات ولا تشتروهن ولا تُعلِّموهنَّ، ولا خير في تجارةٍ فيهن، وثمنُهنَّ حرام، في مثل هذا أُنزلت هذه الآية {ومِنَ الناسِ مَنْ يشتري لهوَ الحديثِ ليُضِلَّ عن سبيلِ اللهِ } إلى آخر الآية ". رواه الترمذي وأحمد وابن ماجة والبيهقي.

7. عن شيخٍ شهد أبا وائلٍ في وليمة، فجعلوا يتلَعَّبون ويُغنُّون، فحلَّ أبو وائلٍ حبوتَه، وقال: سمعت عبد الله يقول: سمعت رسول الله r يقول "الغناء يُنبتُ النفاقَ في القلب " رواه أبو داود. والحبوة (بفتح الحاء وضمها وكسرها) هي الجلوس على الإِليتين مع ضم الفخذين والساقين إلى البطن بالذراعين.

8. عن أبي الصَّهباء "أنه سأل ابن مسعود عن قول الله {ومن الناس من يشتري لهو الحديث } قال: الغناء". رواه ابن جرير الطبري في تفسيره.

9. جاء في صحيح البخاري ما يلي (وقال هشام بن عمَّار حدثنا صَدَقة بن خالد حدثنا عبد الرحمن بن يزيد بن جابر حدثنا عطية بن قيس الكلابي حدثني عبد الرحمن بن غَنْمٍ الأشعري قال: حدثني أبو عامر أو أبو مالك الأشعري، والله ما كذبني، سمع النبي r يقول " ليكونَنَّ من أمتي أقوامٌ يستحلون الحِرَّ والحرير، والخمرَ والمعازفَ، ولَينـزِلنَّ أقوامٌ إلى جنب عَلَم يروح عليهم بسارحةٍ لهم يأتيهم لحاجة فيقولون: إرجع إلينا غداً، فيُبَيِّتُهم الله ويضع العَلَم، ويمسخ آخرين قردةً وخنازيرَ إلى يوم القيامة ") ورواه الطبراني. والسارحة هي الماشية. والعَلََم هو الجبل.


ب- النصوص التي يستدلُّ بها القائلون بالجواز أو بالكراهة:

1. عن عامر بن سعد قال " دخلتُ على قُرَظةَ بنِ كعبٍ وأبي مسعود الأنصاري في عرسٍ، وإذا جَوارٍ يُغنِّين، فقلت: أنتما صاحبا رسول الله r، ومِن أهل بدرٍ يُفعل هذا عندكم ؟ فقالا: إجلس إن شئت فاسمع معنا، وإن شئتَ فاذهب، قد رُخِّص لنا في اللهو عند العرس" رواه النَّسائي والحاكم وصححه.

2. عن السائب بن يزيد t " أن امرأة جاءت إلى رسول الله r فقال: يا عائشة أتعرفين هذه ؟ قالت: لا يا نبي الله فقال: هذه قَيْنةُ بني فلان، تحبين أن تغنيَكِ ؟ قالت: نعم، فأعطاها طَبَقاً فغنَّتها، فقال النبي r: قد نفخ الشيطان في مِنْخريها " رواه أحمد بسند صحيح، ورواه الطبراني. والطبق هو الإناء.

3. عن جابر رضي الله تعالى عنه قال: قال رسول الله r لعائشة " أهديتم الجارية إلى بيتها ؟ قالت: نعم، قال: فهلا بعثتم معهم من يُغَنِّيهم يقول: أتيناكم فحيُّونا نُحَيِّيكم، فإن الأنصار قومٌ فيهم غَزَل " رواه أحمد بسند صحيح، ورواه البخاري من طريق عائشة بلفظ" أنها زَفَّت امرأةً إِلى رجلٍ من الأنصار، فقال نبي الله r: ياعائشة، ما كان معكم لهوٌ ؟ فإنَّ الأنصار يُعجبهم اللهو " ورواه الحاكم وصححه، ووافقه الذهبي.

4. عن عائشة رضي الله عنها " أن أبا بكر الصديق دخل عليها وعندها جاريتان في أيام مِنى تُغَنِّينان وتَضْرِبان، ورسول الله r مسجَّى بثوبه، فانتهرهما أبو بكر، فكشف رسول الله r عنه، وقال: دعهما يا أبا بكر، فإِنها أيام عيد... " رواه مسلم.

5. عن عبد الله بن بُريدة قال: سمعت بُريدة يقول " خرج رسول الله r في بعض مغازيه، فلما انصرف جاءت جاريةٌ سوداءُ فقالت: يا رسول الله، إني كنتُ نذرتُ إِنْ ردَّك الله سالماً أن أضرب بين يديك بالدُّفِّ وأَتغنَّى، فقال لها رسول الله r: إن كنتِ نذرتِ فاضربي وإلا فلا، فجعلت تضرب، فدخل أبو بكر وهي تضرب ثم دخل علي وهي تضرب ثم دخل عثمان وهي تضرب ثم دخل عمر فألقت الدُّف تحت إِستها ثم قعدت عليه، فقال رسول الله r: إن الشيطان ليخاف منك يا عمر، إني كنت جالساً وهي تضرب فدخل أبو بكر وهي تضرب ثم دخل علي وهي تضرب ثم دخل عثمان وهي تضرب، فلما دخلتَ أنت يا عمر ألقت الدُّفَّ " رواه الترمذي وقال: هذا حديث حسنٌ صحيحٌ غريبٌ، ورواه أحمد بسند صحيح، ورواه أبو داود والبيهقي.

6. عن يحيى بن سليم قال: قلتُ لمحمد بن حاطب: تزوجتُ امرأتين ما كان في واحدةٍ منهما صوت، يعني دُفَّاً، فقال محمد t: قال رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم" فصْلُ ما بين الحلال والحرام الصوتُ بالدُّفُّ " رواه الحاكم وصححه ووافقه الذهبي. ورواه أحمد بسند صحيح. ورواه ابن ماجة والنَّسائي، والترمذي وحسَّنه.

7. عن الرُّبيِّع بنتِ مُعَوّذ رضي الله عنها قالت " دخل عليَّ رسول الله r صبيحة عُرسي وعندي جاريتان تغنيان وتُندبان آبائي الذين قُتلوا يوم بدرٍ، وتقولان فيما تقولان: وفينا نبيٌّ يعلم ما في غدٍ، فقال: أمَّا هذا فلا تقولوه، ما يعلم ما في غدٍ إلا الله " رواه ابن ماجة، ورواه أبو داود بمعناه ورواه الترمذي وقال: هذا حديث حسن صحيح وجاء في روايته " وجُوَيْراتٌ لنا يضربن بدُفُوفِهِن ".

8. عن عائشة رضي الله عنها قالت " دخل عليَّ أبو بكر وعندي جاريتان من جواري الأنصار تُغنيان بما تقاولت به الأنصار في يوم بُعاث، قالت: وليستا بمغنيتين فقال أبو بكر: أبمزمور الشيطان في بيت النبي r ؟ وذلك في يوم عيد الفطر، فقال النبي r: يا أبا بكر، إن لكل قومٍ عيداً، وهذا عيدُنا " رواه ابن ماجة.

9. عن أنس بن مالك t" أن النبي r مرَّ ببعض المدينة، فإذا بجوارٍ يضربن بدُفِّهنَّ ويتغنَّين ويقلن:

نحـن جَـوَارٍ مـن بني النجـارِ

يـا حبـذا محمـدٌ من جـارِ


فقال النبي r: اللهُ أعلم إِني لأُحِبُّكُنَّ " رواه ابن ماجة بسند صحيح.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: