Методические рекомендации




Данное занятие должен проводить психолог, знакомый с особенностями психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Приветствие и разминка «Умный – это значит…»

Цель

• включить слушателей в работу;

• настроить на тему, посвящённую интеллектуальному развитию.

Форма проведения

• Разминка

Материалы

• Игрушка, изображающая ребёнка; если такой игрушки нет, это может быть какой-нибудь предмет, который ассоциируется с интеллектуальным развитием (например, шахматная фигура, «кубик Рубика», книга, и пр.)

Содержание

Ведущий приветствует участников и предлагает провести разминку. Разминка: по кругу передаётся игрушка, и каждый участник, когда игрушка окажется у него, должен закончить фразу: «Умный – это значит…». Завершая разминку, ведущий предлагает группе задуматься о существовании разных типов интеллекта, возможных диспропорциях развития интеллектуальной сферы.

2. Мини-лекция «Проблемы интеллектуального развития детей, оставшихся без попечения родителей»

Цель

• предоставить информацию о возможных проблемах в интеллектуальном развитии приёмных детей и причинах этих проблем;

Форма проведения

• Мини-лекция

Материалы

• Не требуется

Содержание

Ведущий делает сообщение о возможных трудностях умственного развития детей, оставшихся без попечения родителей (педагогическая запущенность, задержка психического развития). Завершив мини-лекцию, ведущий даёт возможность участникам задать вопросы по теме сообщения.

Материалы для тренера

Сообщение «Проблемы интеллектуального развития детей, оставшихся без попечения родителей»

Почти у всех детей, оказавшихся в приюте, детском доме или доме ребёнка, отмечаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Основные термины:

Педагогическая запущенность – это дефицит знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Задержка психического развития (ЗПР) – это временное отставание, замедление в психическом развитии ребёнка, преодолимое полностью или частично при определенных благоприятных условиях. ЗПР не является умственной отсталостью.

Умственная отсталость – существенное снижение интеллектуального развития, сочетающееся с трудностями адаптивного поведения (например, навыки самообслуживания, коммуникативные навыки); умственная отсталость имеет стойкий, необратимый характер, и часто обусловлена нарушенным функционированием центральной нервной системы.

Основные варианты ЗПР:

1) ЗПР конституционального (наследственного) происхождения;

2) ЗПР, связанная с ослабленным физическим здоровьем;

3) ЗПР, вызванная неблагоприятными условиями жизни;

4) ЗПР, обусловленная негрубыми повреждениями мозга в результате патологии беременности, родов, инфекционных заболеваний в раннем детстве.

ЗПР определяется у 50% детей со школьной неуспеваемостью. Эти дети обнаруживают преобладание игровых интересов, ограниченный общий запас знаний и представлений, быстрое пресыщение познавательной деятельностью, слабую интеллектуальную целенаправленность. При этом в одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоционально-волевой сферы (простодушие, поверхностность эмоций, их неустойчивость, слабость волевого усилия). В других случаях может преобладать замедленное развитие познавательных функций (незрелость активного внимания, ослабление памяти, недостаточность зрительно-пространственного анализа и синтеза, трудности формирования навыков чтения, письма или счета).

В отличие от детей с умственной отсталостью, дети с ЗПР достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи взрослого и при благоприятных условиях со временем могут догнать сверстников.

Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. Психотравмирующие условия воспитания часто приводят к формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность в себе, безынициативность. Все это крайне негативно отражается на познавательной активности детей и их интеллектуальной продуктивности.

 

3. Упражнение «Как помочь ребенку?»

Цели

• Сформировать представления о различных вариантах трудностей в познавательной сфере детей, оставшихся без попечения родителей;

• сформировать представления о способах преодоления отклонений ребёнка в интеллектуальной сфере;

• побудить задуматься о ресурсах, необходимых семье для преодоления этих проблем.

Форма проведения

• Работа в небольших группах; обсуждение.

Материалы

• Карточки с историями детей;

• чистые листы бумаги, маркеры (по количеству подгрупп)

Содержание

Участники делятся на две группы: одна команда включает всех, кто родился весной и летом, а другая - тех, кто родился зимой и осенью. Каждая команда получает карточку с историей ребёнка, проживающего в детском приюте. Члены команды должны обсудить полученную историю и составить план действий приёмных родителей, направленный на преодоление проблем в обучении ребёнка.

История 1. Свете 8 лет. Это подвижная и общительная девочка. Она заводила в группе младших детей. Любит петь и танцевать. Стремится быть в центре внимания. Умеет постоять за себя. Учёба в первом классе дается с большим трудом. К концу третьей четверти все еще путает буквы, не умеет сливать их в слоги, не справляется с простейшими счётными операциями в пределах пяти. Каждое занятие с учителем в приюте начинается после долгих уговоров, а заканчивается бурными рыданиями: «Я не хочу учиться! У меня ничего не получается!» Чтобы избежать учебных занятий, девочка прячется под кроватью, в шкафу. Аня завидует детям, которые уходят в новые семьи. Настойчиво повторяет, что не хочет возвращаться к своей маме, которая «устроила дома притон для наркоманов»

История 2. Семилетнему Мише на вид можно дать не больше 5 лет. Он бледный, худенький, с тонкими чертами лица. Очень непосредственный в общении, ласковый и разговорчивый. Тянется ко всем взрослым: любит посидеть на коленях у них, просит поносить на руках, как маленького. За полгода жизни в приюте семь раз помещался в детские больницы с разными диагнозами: гнойный отит, гайморит, ангина и др. Болеет всегда тяжело, с очень высокой температурой. Панически боится, что снова может попасть в больницу, «а там будут делать уколы». На занятиях подготовительной группы в приюте быстро истощается, начинает отвлекаться, не может усидеть на одном месте. Любит играть с детьми и взрослыми, пытается всеми руководить. Проявляет интерес к цифрам и счёту, охотно занимается с конструктором «Лего» или складывает мозаики-пазлы.
История 3. Марине было два с половиной года, когда она вместе со старшими сестрой и братом (11 и 5 лет) оказалась в социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних. В кровной семье дети жили в постоянном страхе, часто голодали, подолгу оставались закрытыми в квартире. Мать и дедушка злоупотребляли алкоголем, устраивали жестокие драки на глазах у детей. У всех троих детей специалисты обнаружили серьёзные проблемы со здоровьем. Марина значительно отставала в росте и весе, практически не говорила – её речь состояла всего из трёх слов. Девочка была апатичной, часто раскачивалась перед сном, сосала палец. Страдала ночным и дневным недержанием мочи. Оказавшись мокрой, не выражала беспокойства. Уже спустя месяц обозначились первые успехи: в речи появились три новых слова, девочка стала чаще улыбаться, проявлять интерес к игрушкам.

 

 


На работу в группах даётся 10 минут. Затем листы обеих команд вешаются на стену. Представителям команд предлагается по очереди познакомить всех участников со своими историями и прокомментировать составленные планы.

Обсуждение

Обсуждение может касаться того, целесообразны и эффективны предложенные участниками планы действий. В процессе обсуждения ведущий, соблюдая правила конфиденциальности, может рассказать о действиях реальных приёмных семей, в которых оказались дети. Подводя итоги, ведущий должен донести до участников, что для преодоления проблем в познавательном развитии детям, прежде всего, необходима семья. Именно в семье можно создать наиболее благоприятные условия для таких детей:

• стабильное позитивное общение с близкими взрослыми;

• поддержание атмосферы безопасности и определенности;

• удовлетворение основных физических и психологических потребностей;

• безусловное принятие ребенка таким, какой он есть;

• огромное терпение взрослых и оптимистический настрой;

• помощь, поддержка и поощрение ребенка в преодолении трудностей;

• повышение его самооценки и самоуважения;

• восполнение пробелов в знаниях и навыках;

• стимуляция познавательных интересов;

• использование игровых приёмов в обучении;

• постепенность и соразмерность требований возможностям ребенка;

• привлечение в союзники воспитателей детского сада и учителей.

В случае выраженных трудностей следует обратиться к специалистам (неврологу, психиатру, психологу, логопеду), использовать специальные формы и методы обучения (смещение сроков начала школьного обучения, щадящий режим, обучение в коррекционном классе или в школе для детей с задержкой психического развития и др.) При необходимости, обеспечить медикаментозное лечение.

Многолетний опыт работы с приёмными семьями показывает, что при соблюдении вышеперечисленных условий практически все дети со временем успешно преодолевают имеющиеся трудности в интеллектуальной сфере. Очень важно не переусердствовать в желании как можно быстрее добиться существенных перемен и во всем сразу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: