Киевская и московская Русь




 

Я красавиц таких, лебедей

С белизною такой молочной,

Не встречал никогда и нигде,

Ни в заморской стране, ни в восточной.

Н. Гумилев

 

Русскую статность и гордую осанку прекрасно подчеркивал силуэт костюма: слегка расклешенный книзу, с широкими рукавами. Все отделки и украшения были симметричными, что придавало устойчивость и спокойствию облику. Голову непременно венчал красивый головной убор, который всегда нес и социальную нагрузку.

Наиболее распространенными тканями были лен и шерсть, от тонких до самых грубых сортов. О национальных орнаментах говорить особо не приходится, поскольку до XVII - XVIII веков на Руси не было своего крупного ткацкого производства.

Парадные одежды в основном шили из бархата, затканного крупным золотым узором, а для иной одежды использовался атлас с золотой нитью. Чем действительно славилась Русь с давних пор - так это своими мехами. Россияне поставляли их во многие страны.


Средневековье

В моих строках и ты переживешь

Венцы тиранов и гербы вельмож.

В. Шекспир

 

Пока Византия мирно творила свои нравы, по западной территории павшей Римской империи деловито расселялись различные племена варваров. Германы заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии и Нидерландов. К VIII веку они наконец создали крупнейшее феодальное государство - королевство франков, которое достигло небывалого могущества во времена правления Карла Великого.

Вскоре, в IX веке, королевство франков распадается на три больших: Францию, Германию и Италию. Искусство эти королевств было противоречиво.

Противопоставлялись понятия мужской и женской красоты. Поэтому и костюмы "рыцарей" и "прекрасных дам" разделялись. Прежде всего реконструкции подвергся рыцарский костюм. Монолитную кольчугу разделили на отдельные части - латы, которые стали соединять с помощью крючков, пряжек и шарниров. Рукава решили делать съемными (они крепились при помощи тесьмы и шнуровки). Позже стали разрезать выкройки по линии талии, что обеспечило максимальное прилегание.

В средневековье росли города, развивалась торговля. Буржуазия почувствовала себя в силе и захотела заняться утверждением через костюм. Ну разве могло это понравиться дворянской элите? Филипп Красивый в 1294 году издает вердикт о роскоши, который запрещает носить меха горностая, золотые пояса и шелка женщинам, не дворянского происхождения.

Мужчина эпохи средневековья переодевался неоднократно. В империи Карла Великого носили длинные узкие штаны из двух половинок и по две туники одновременно. Знатному господину достался еще и плащ с драгоценной фибулой. Почувствовав себя со временем рыцарем, мужчина переоделся в более короткую и облегающую одежду - блио. Правда, с плащом все же не расстался. Блио дополняли узкие штаны-чулки, остроносые башмаки и маленькая шапочка, напоминающая колпачок с узкими полями. На мужском средневековом костюме сказалось появление феодальных гербов. Гербы эти делились на две-четыре разных по цвету части, что мгновенно было перенесено на одежду. Так появилась на свет знаменитая мода "мипарти", согласно которой отдельные части одежды окрашивали в контрастные цвета.

Женщины постепенно меняли туники на более облегающую одежду. В стремлении подчеркнуть фигуру они стали носить узкие короткие жилеты, которые поддерживали грудь и неплохо украшали весь костюм. Повальным увлечением были и шнуровки. Мода "мипарти" не обошла и слабый пол; "прекрасные дамы" шили платья из двух разноцветных половин (строго повторяя сочетания цветов в своем гербе). В верхней одежде фаворитом стал длинный плащ в виде мантии. Спереди он стягивался лентой с пряжкой. Полукруглая форма этого плаща позволяла образовываться многочисленным фалдам, ровно ниспадающим книзу. Женщины сбросили ненавистные покрывала и распустили волосы. Правда часть их сбривали, чтобы зрительно увеличить лоб. В ход пошли обручи, венки, ленты и прочие украшения. Неизменные успехом в эпоху готики пользовались и различные головные уборы, начиная от чепцов и кончая, высокими конусообразными сооружениями невиданных размеров.

Средневековая Русь была одета нарядно и броско. Большое влияние на моду того времени оказала Византия, связи с которой расширились после принятия россиянами христианства. Знатные мужчины носили синие плащи на красной подкладке, с золотым орнаментом. Кафтаны имели необычайно крупные, контрастные узоры, что придавало облику изрядный оптимизм. Шапки с меховой опушкой могли себе позволить все, только ширина и качество меха были разными. Очень красив был наряд русских воинов: на обычную одежду они надевали короткую кольчужную рубашку с разрезами по бокам и короткими рукавами, на голову - "шалом".

Для женского наряда очень характерен "убрус" - огромный полотняной платок, которым покрывали голову и плечи. Сверху принято было носить круглую шапочку с меховой опушкой. Верхний наряд знатных женщин по силуэту мало отличался от мужского, лишь орнамент был более сдержанным. Однако в простонародье различия в одежде сильного и слабого пола были очевидны: крестьяне издревле носили рубахи и порты (штаны из холщовой ткани).

Мода средневековья научила мужчин и женщин носить принципиально различные одежды.

Эпоха Возрождения

Надевай же платье ало,

И не тщись всю грудь закрыть,

Чтоб, ее увидев мало,

И о прочем рассудить.

В. Тредиаковский

 

Начиная с XV века Италия стала законодательницей моды в Европе. Постепенно уходила в прошлое мода готики. В начале XV века итальянцы еще носили одежду прилегающих силуэтов, но уже не столь утрированную. Основными элементами мужских костюмов были: полотняная рубашка и узкие штаны-чулки. Сверху набрасывали короткий широкий плащ с огромными рукавами и отправлялись на прогулку.

В XVI веке итальянец уже носил рубашку с рюшками, которая выглядывала из-под костюма повсюду: в вырезе горловины, в прорезях рукавов, на плечах и локтях, в застежке-шнуровке… С одной стороны, эта рубашка являлась нижней одеждой, а с другой - по-своему украшала и освежала костюм. Позже на одежде стали делать массу прорезей, в которых была видна другая ткань. Таким образом создавались интересные цветовые эффекты.

Итальянские женщины с удовольствием подчеркивали пышность своих форм с помощью объемных юбок, широких рукавов и глубоких вырезов на груди. Сочетание красных, синих и зеленых шелков с золотом парчи и ослепительной белизной нижней рубашки придавало итальянкам очень живописный вид. Венецианки проявили чрезмерный интерес к обуви. Их цокколи ("коровьи копытца") - башмаки на деревянной подставке - достигали высоты 55 см! Подошвы цокколей обтягивались тонкой кожей, бархатом с шикарной вышивкой. Постепенно культ роскоши и богатства стал характерной чертой итальянской моды эпохи Возрождения.

В конце XV века Испания предложила новый тип европейского костюма - каркасный (для мужчин и женщин). Гражданский костюм испанца простегивали с ватой, конским волосом и набивали сеном, опилками и прочими "изысками". Белые рюши на горловине рубашки не просто увеличили - из возвели в максимальную степень. Новое сооружение в виде огромного крахмального белого воротника получило название фреза и заставило испанцев держать голову более чем высоко. Сия роскошь стоила так дорого, что по цене порой превосходила весь костюм. Ноги мужчины обтягивали трико, а наверх надевали короткие шарообразные штаны. На плечи набрасывали короткий свободный плащ.

Несладко приходилось испанкам. Они были вынуждены таскать на себе юбки с металлическими и деревянными обручами. Таким образом все индивидуальные особенности фигуры доводились до общепринятого стандарта. Костюм закрывал фигуру очень высоко, а чтоб не было видно признаков женственности, грудь туго забинтовывали. Девочкам перевязывали грудь с помощью свинцовых пластин. По эстетическим понятиям этой страны идеальной считалась только худая и стройная женская фигура. Отсюда и чрезмерно суженный лиф, и обтянутые бедра. Лишь крестьянкам в этом смысле жилось вольготно: единственной узкой деталью их одежды был корсет. Но как бы ни была жестока мода испанской знати, под ее влиянием формировались дворянские костюмы всей Европы вплоть до начала XX века.

Французы на основе испанского и итальянского костюмов создали свой, имеющий узкий лиф с глубоким вырезом и пышную юбку на каркасе. Мужчины были не столь привередливы и в целом повторили костюм испанцев, придав ему больше изящества.

Германия жила своей жизнью. Там еще долго оставались в употреблении старые средневековые фасоны. Единственное, что нашло отзвук в сердце немцев, так это уже знакомая нам форма ландскнехтов - крайне вычурная, пестрая и кричащая. Солдаты прорезали одежду в местах коленных и локтевых сгибов для большей свободы движения, а вслед за ними и все германские щеголи использовали прорези для декорирования своих костюмов. В почете по-прежнему была и мода "мипарти".

В XVI веке одежда англичан отличалась чрезмерной роскошью и вычурностью. Здесь использовались одновременно восточные ткани и русские меха, венецианский бархат и индийский ситец, испанские, немецкие и английские фасоны одежды. Лишь горожане и буржуазия, предпочитая спокойные, уравновешенные пропорции, добротные и неброские ткани, выращивали в своей среде то, что впоследствии назовется английским национальным вкусом.

Мода XVII века

…по рангу всем даны различные оковы,

Кому из золота, кому из чугуна.

М. Ренье "Придворная жизнь"

 

Россия "прорубило окно в Европу" и сменила тяжелые и громоздкие боярские одежды на европейское платье. Сбривались бороды, обрезались полы у длинных одежд и натягивались бархатные камзолы.

Целью искусства стало прежде всего ослепительное зрелище. Человек просто утопал в знаках отличия и атрибутах, он стремился покорить окружающих всем - начиная от роскоши узорных тканей и драгоценностей и заканчивая тяжелым париком и властным взором.

К моде приобщаются буржуа и ремесленники, что не нравится дворянам. Так установился диктат моды, который со временем перешел из Англии во Францию, где и остается по сегодняшний день.

На заре XVII века в Европе господствовала мода Испании. Она выражалась в засилье черных одежд, громоздких тканей. Молодежная испанская мода не была так строга: юноши носили большие войлочные шляпы набекрень с лихо заломанными полями. Кожаный жилет для молодого испанца тех лет был просто необходим. Довершали столь бравый вид сапоги с широкими отворотами и плащ.

Наряд рыцарей и воинов становится простым и скромным, причем такой силуэт был популярен не только для солдат, но и всех прочих граждан.

У дворян, однако, "своя гордость". Дворянскую одежду от солдатской отличали более дорогие материалы и украшения. Появляется еще один "писк" моды - детские пропорции костюма. Обусловлено это было подражанием Людовику XIII, вступившему на престол в возрасте четырех лет.

Повальным было увлечение кружевами. Дворяне устраивали настоящие соревнования - у кого больше кружев!

Кружева были неотъемлемым украшением мужчин на протяжении двух столетий. А солдаты сушили кружева и завивали кудри.

Придворные добивались расположения августейшей особы не своими личными качествами, а изощренностью костюма. Например, имя некого Кадэнэта дошло до нас в связи с тем, что он "выдал" идею заплетать с правой стороны головы локон в косичку (с пышным бантом на конце). Известен и некто Баланьи, утвердивший новый способ ношения плаща - на одном плече.

В 1633 Ришилье издает эдикт о роскоши, после чего одежда немедленно уменьшается в объеме, ткани и расцветки становятся скромнее, а костюмы - изящнее.

Мода Франции отличается диспропорциями, беспорядочностью. Вот что об этом пишет Марио Джамбаптиста в книге "Париж и парижские нравы": "Француженки, чтобы казаться красивее, лепят на лицо наклейки. Волосы обсыпают белым порошком, от которого кажутся седыми. Дамы носят вокруг талии особого рода бочарные обручи - вертугадены… У мужчин спина открыта сверху донизу длинным разрезом, манжеты у них длинней рукавов, а их заворачивают кверху, так что рубашка оказывается поверх камзола. Ходят мужчины в сапогах со шпорами. Большинство носит плащи и чулки ярко-красного цвета, зато остальная часть одежды пестрит большим числом красок, чем палитра художника… На голове носят парики…

Тот, кто выдумал здешние воротнички, обладал большим хитроумием, чем изобретатель игольного ушка. Эти воротнички построены в дорическом стиле, снабжены контрфорсами и окружены равелином, аккуратно пригнаны, туги и выровнены по уровню, но приходится мириться с тем, что носишь голову в фаянсовом тазу и что шея совершенно неподвижна…

…Вместо завязок на обуви какие-то помпончики, или, вернее сказать, целые кочаны капусты., от которых ступни у меня становятся мохнатыми. Это одновременно и туфли, и деревянные башмаки, ибо на подошве под пяткой у них нечто вроде скамеечки, дающий мне право претендовать на титул "высочество". Шляпу я ношу, способную дать прохладу даже в Марокко…

…Дворянство здесь блещет великолепием, а народ здесь серенький…".

В России использовались дорогие, узорчатые ткани. Появилась и шуба - роскошная одежда их атласа, парчи или бархата на меховом подбое. Шубы носили практически все классы, особенно на севере.

Основной одеждой женщины на Руси служили красиво вышитая рубаха с широкими рукавами. На нее надевался сарафан, а сверху (в прохладное время) - душегрея (что-то вроде расклешенного жилета на плечевых лямках). Душегрейка еще не раз возвращалась в моду в последующие века (в XIX и XX). Большое значение русские красавицы придавали косметике и головным уборам. Девушки заплетали волосы в косу, а вокруг головы повязывали расшитые атласные ленты. Замужние женщины волосы покрывали, а в праздники носили всем известный кокошник. Для состоятельной дамы считалось неприличным выходить на люди без румян и белил. Украшали себя дамы ожерельями, серьгами, браслетами и бусами.

XVII век подарил миру очки, веера, галстуки а-ля Стейнкерк и плотные шелковые чулки, военную форму.

Мода XVIII века

Безмерна власть его над женским полом:

Кто ж, фраком опьянясь короткополым,

С раздвоенным, как у чижа, хвостом,

Захочет на мужчин смотреть потом?

Эдгар По

 

Мужчины во Франции носили приталенные длинные, до коленей, жакеты и того же фасона жилеты, украшенные вышивкой. Роскошное жабо, столь характерное для французского двора, иногда заменяли белым муслиновым бантом или узкой черной лентой из тафты. Цветовая гамма у французов была самая нежная: все оттенки коричневого, желтого и зеленого. Не обошлось без кружев и драгоценных пуговиц. Мужчины впервые узнали, что такое фрак. Его носили с узкими штанами. Фрак, как и плащ-редингот был подчеркнуто узким, дабы соответствовать моде при дворе Людовика XV.

В одежде француженок деталей поубавилось, зато расцвел декор. Самым любимым одеянием стало платье "полонез", которое шилось из тонких и мягких тканей и изобиловало оборками, рюшами, кружевами и цветочками. Следую моде, лиф был предельно открытым, а юбка раздулась как шар.

В Англии наконец победил национальный стиль, зародившийся больше века назад. Мужчины с презрением отвергали бархат, шелк, атлас и прочие "французские штучки", отдав предпочтение добротным шерсти и сукну. Фрак носили со скромными шейными платками и галстуками.

Дамский костюм приобретал все большую строгость и деловитость. Особенно леди любили костюмы, состоящие из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.

В России указом от 4 января 1700 года, подписанным Петром I, горожанам и дворянам было велено не носить старый русский костюм и вместо него установить следующие формы: мужчинам - прилегающий короткий кафтан, камзол, длинные чулки и башмаки я с пряжками, бритое лицо, белый парик или сильно напудренные волосы; женщинам - широкие каркасные юбки, сильно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, туфли на высоких каблуках, парик и непременная косметика (белила и румяна).

В XVIII веке появляются все более совершенные журналы мод, но по-прежнему основным источником информации о моде оставались костюмы аристократов.

Мода XIX века

А черный шелк цилиндра франтовского? -

Он частью стал пейзажа городского.

Ни дать, ни взять Адонис во плоти! -

Воротнички, воздушные почти…

Эдгар По

Одежда становится более демократичной: ткани упрощаются, из костюма исчезают шелк, парча, кружева, бархат, украшения, парики и каркасы. Особенно ясно это проявилось в одежде санкюлотов (революционеров): простота, удобство, влияние элементов народного костюма и, конечно, цветовая революционная символика.

Пока одни граждане пропагандировали одежду санкюлотов, другие вспоминали о Древней Греции. На трико или прямо на обнаженное тело дамы надевали длинные платья из тонкой материи. Глубокое декольте, высокая линия талии, отсутствие украшений - в таком виде предстают нашему взору французские красавицы, запечатленные на живописных полотнах.

Было и третье направление в моде тех лет. В мужском костюме бытовал темный шерстяной фрак, светлый жилет, замшевые штаны и высокая строгая шляпа. К дамскому платью, подчеркивающему линию талии и грудь, добавилась шаль. Она свободно покрывала плечи, перекрещивалась на груди и завязывалась сзади. В России шаль стала неизменным спутником легкого туалета. В нее надо было уметь драпироваться особо: перекинуть на одно плечо, на оба, закинуть на спину и на грудь… Словом, выполнить множество затейливых движений.

В Париже появились кутюрье. Одежда теперь стала разграничиваться не только по сезонам, но и по часам дня, и по назначению. Появились костюмы для визитов, прогулок, балов, театров, для деревни города, для игры в теннис и верховой езды…

Аристократический идеал быстро сменяется идеалом респектабельности. Принцип иерархии в одежде стал настолько утонченным, что выражался лишь в качестве покроя.

И все же, мода, как была служанкой избранного круга состоятельных господ, так и осталась. Античные одежды, реанимированные идеалами революции, превратились лишь в предлог для изысканной обнаженности. Драгоценности вернулись из небытия и продолжили свое служение сильным мира сего.

Возникла новая мода в подражание жертвам Французской революции. Наследники казненных Конвентом получили наследство и учредили в клубах "балы жертв". Юноши брили волосы на затылках (как у казнимых) и, приглашая даму на танец, делали дергающие движения головой (по тому же поводу). Женщины безжалостно обрезали свои шикарные волосы, подражая "жертвам" и носили красные ожерелья, которые должны были ассоциироваться со следом от гильотины. Красная шаль на плечах напоминала о Шарлоте Корде, убийце Марата.

Наряду с античной "греческой" модой появились еще "римская" и "турецкая".

Среди рьяных модников находились приверженцы разных крайностей, а старики носили одежду, бывшую свидетелем их славы, молодости и красоты.

Император, желая подчеркнуть величие и блеск своего двора, напрочь отказался от простоты и скромности в одежде. Тяжелые лионские шелка стали расшивать золотыми орнаментами (правда, в античном стиле), а головы украсили драгоценными диадемами. В период с 1806 по 1809 год женщины особенно злоупотребляли драгоценностями. Мужчины, желавшие понравиться императору, надевали бархатные и атласные кафтаны, сетки на волосы и пудрились. Вскоре от античной моды остался лишь силуэт.

В России в связи с патриотическим движением развилась своя, особенная мода. Вспомнили старинные русские одежды и стали подражать их фасонам. После того, как пала империя Наполеона, мода России проявила максимум патриотизма: женские шляпы приняли формы военных касок и рыцарских шлемов.

Период романтизма коснулся и костюма. Мужчины носили фраки, жилеты, двууголки.

В дамской одежде от мягких и плавных линий начала века не осталось и следа. Если прозрачные ткани и использовались, то только на плотном чехле, но в основном женщины теперь предпочитали бархат, кашемир, тафту и репс. Лиф платья был достаточно узким, а юбка значительно расширялась книзу, без всяких каркасов; портные подшивали подол ватным валиком.

Мода 1825 - 1835 годов - это верх изысканности. У женщин появились огромные рукава, поддерживаемые изнутри специальной тканью и прозванные "жиго" (окорок). И это - при чрезвычайно узенькой талии. Мужчины скоро тоже захотели стянуть талии. Для этой цели они даже стали использовать корсеты. Жилет, редингот и фрак обтягивали грудь, а их полы расширялись, как юбка. Эту весьма достойную картину завершали покатые плечи, широкие рукава и складки на панталонах.

В 1840-е годы, под влиянием женского движения за равноправия, исчезли пышные рукава и банты, а прически значительно упростились. Весь силуэт стал проще, однако начал изобиловать неимоверным количеством нижних юбок. Дамы стали носить костюмы амазонок для верховой езды, стрелять из пистолета, курить.

Мужская мода вновь следует по стопам женской: исчезают буфы на рукавах и упрощается силуэт. Исчезает пестрота в одеждах.

В 1850-е годы количество нижних юбок стало еще больше. Вновь на свет явились кринолины. Юбки стали легкими, хотя и достигали трех метров в диаметре, узкие рукава расширились книзу, а кружева и тюль просто заполнили всю одежду.

Скоро кринолины претерпели изменения в своей конструкции. Это произошло в связи с изданием указа о запрещении посещения церкви в кринолинах. Из круглых обручи стали овальными и расположились под углом. Дамы стали выглядеть грациозней и миниатюрней. Однако прогрессивная часть общества всей Европы выступала вообще против моды как таковой. Практически всю вторую половину XIX века не прекращалась борьба между так называемой прогрессивной модой и салонной.

Последние два десятилетия XIX века принесли свои силуэты. Особенно красивым было платье-принцесса. Оно имело приталенный, наглухо закрытый лиф и две юбки. Нижняя - совершенно узкая и длинная (с изнанки имела шнуровку, за счет чего достигалось максимальное прилегание к туловищу), а вторая - драпированная, с воланами и рюшами, которая крепилась сверху. Шились такие платья из тканей одного цвета, но разных фактур. Строгие визитные платья делали из клетчатой ткани с контрастной бархатной отделкой.

Скоро юбки стали расширяться, а в области пониже спины странным образом приподнимались. Так появились на свет платья с турнюром (то есть с маленькой подушечкой, которую пришивали на нижние юбки в упомянутом месте). Чем круче была эта линия, тем лучше считалась фигура. Эту нелепость дополнили исчезнувшие было рукава "жиго".

В конце XIX столетия проявилось повальное увлечение спортом. Это способствовало тому, что одежду все чаще стали упрощать ради большей свободы в движениях. Женщины заимствовали из мужского гардероба все больше и больше деталей и элементов. Так, у дам появились пальто-крылатки и соломенные шляпы-канотье (с низкой тульей и горизонтальными плоскими полями). Женский костюм имел простую английскую форму и дополнялся галстуком. Мужчины по-прежнему носили фрак, сюртук и полосатые визиточные брюки. Также был огромен выбор шляп, которые выбирались под разное время суток и ситуации.

Самым популярным журналом мод был "La mode", основанный в 1829 году Эмилем Жирарди. Начинают устраиваться показы мод.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: