Методические рекомендации.




Ниже приведены ключевые моменты, которые важно сообщить родителям, говоря о причинах и о том, что помогает справляться с трудным поведением ребёнка.

Ситуация 1: истерики

Истерики – это ответ ребёнка на трудности, с которыми он сталкивается, в частности, на запреты, ограничения, неудачи, невозможность получить что-то прямо сейчас и пр. В основе истерики лежит гнев, который появляется в ответ на запреты и ограничения. Реагируя сильным протестом, ребёнок пытается получить то, что он хочет. Чаще всего истерики встречаются у детей в возрасте от 18 месяцев до трёх лет, но бывают и у детей постарше. Дети, которые воспитывались в детском доме, и затем оказались в семье, также часто прибегают к истерикам в ответ на новые правила, ограничения и запреты (с которыми он не сталкивался в детском доме). С истериками помогают справиться такие действия взрослых:

• отразите чувства ребёнка, можете связать их с ситуацией: «Ты рассердился, потому что я не даю тебе конфету» (см. материалы занятия 2 о навыке отражения чувств);

• опишите действия ребёнка, не оценивая и не объясняя их: «Ты громко плачешь»;

• старайтесь сохранять спокойствие, даже если ребёнок сильно возбуждён;

• маленького ребёнка, если он перевозбуждён, можно взять на руки и крепко обнять, ограничив таким образом его движения; в это время продолжайте

отражать чувства ребёнка;

• когда истерика носит ярко выраженный демонстративный характер, может помочь тактика «сознательного игнорирования»: отойдите на несколько шагов от ребёнка и не реагируйте никак на его поведение, или уйдите в другую комнату; делая это, вы должны сначала убедиться в безопасности ребёнка (маленькие дети иногда настолько не контролируют себя во время истерик, что могут нанести себе травму); однако не злоупотребляйте этим приёмом, поскольку подобное поведение взрослого может быть сигналом ребёнку о том, что Вам безразличны его чувства;

• не эффективно объяснять что-либо, «читать нотации» или наказывать ребёнка, который находится в состоянии истерики;

• когда ребёнок успокоился, с ним можно обсудить существующее правило: «сначала надо съесть второе, и только потом я дам тебе конфету», «ты можешь выбрать только одну игрушку в этом магазине», «мы с тобой договаривались, что уйдём с площадки в три»;

• помните, что неуверенная позиция взрослого, непоследовательность и несогласованные действия разных членов семьи, стремление в ответ на истерику предоставить ребёнку всё, что он хочет – провоцируют дальнейшие истерики ребёнка.

Ситуация 2: агрессивное поведение

Причин агрессивного поведения ребёнка существует много. Наиболее распространёнными являются: неумение по-другому выражать свой гнев; реакция ребёнка на жестокость среды, в которой он жил (включая физическое насилие, унижение, отвержение, пренебрежение нуждами); «выученный» способ поведения (если ребёнок жил в среде, где насилие считалось нормой); способ привлечения внимания вследствие недостатка эмоционального тепла; самозащита.

В зависимости от причин, могут быть разные стратегии реагирования на такое поведение ребёнка.

• Если агрессивное поведение ребёнка – последствие пережитой травмы, то нужно помощь ребёнку справиться с трудными переживаниями. Поговорите с ним о его чувствах, в том числе чувствах гнева, злости, и т.д.; позвольте выражать свои чувства безопасным для других людей способом. Если чувствуете, что не справляетесь сами – обращайтесь за профессиональной помощью.

• Научите ребёнка приемлемым и безопасным способам выражения своего гнева и других негативных чувств; объясните, почему нельзя использовать физическое насилие, будьте твёрды в запрете на физическую силу. Будьте примером ребёнку во всём этом.

• Уделяйте ребёнку достаточно внимания, теплоты, заботы, любви; убедитесь, что ребёнок не чувствует себя одиноким, ненужным, заброшенным. Проводите с ним время, играйте, ходите на прогулки, разговаривайте о его чувствах и делах.

• Помните, что если ребёнок находится в агрессивной по отношению к нему среде (например, подвергается физическим наказаниям или эмоциональному насилию в семье) – агрессивное поведение ребёнка будет закономерной реакцией. Пока не будут устранены причины, ничего не удастся сделать с последствиями.

Ситуация 3: воровство

У детского воровства также существует множество причин, среди которых чаще всего встречаются: недостаток внимания и эмоционального тепла со стороны родителей; «выученный» способ поведения (если воровство было способом выживания или поощряемым поведением); несформированные представления о том, что такое «своё» и «чужое», отсутствие своих личных вещей (особенно часто это встречается у воспитанников интернатных учреждений); неуважение со стороны взрослых к «собственности» ребёнка (например, взрослые свободно распоряжаются личными вещами и игрушками ребёнка); отсутствие собственных карманных денег (в том возрасте, когда это уже необходимо); иногда причиной воровства ребёнка становится давление на него и вымогательство со стороны других детей. Понять причины воровства поможет информация о том, при каких обстоятельствах, что и у кого ребёнок взял, а также как распорядился этими вещами.

4. Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребёнка»

Цели

• Способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;

• предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей

• обобщить информацию, полученную в предыдущем упражнении;

Форма проведения

• Сообщение ведущего

Материалы

• Не требуются

Содержание

• Ведущий делает небольшое сообщение, которое обобщает информацию, полученную в предыдущем упражнении.

Материалы для тренера



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: