Родительские представления и установки




Родительские установки

Родительские установки — это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.

Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации:

• «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);

• «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);

• «это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).

Первый уровень: характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин В. Н., 2000, с. 270). Это общепринятое мнение, однако среди ученых нет единой точки зрения ни на характер этой потребности, ни на ее место среди других. Большинство исследователей сходятся на том, что дети аккумулируют и удовлетворяют целую совокупность потребностей.

Потребность в детях не является биологически предопределенной, естественной. А. И. Антонов (1973) полагает, что у человека нет «инстинкта размножения» или любого другого инстинкта, непосредственно побуждающего к рождению детей. Это доказывается фактом сознательного вмешательства человека в репродуктивный цикл, исключающий автоматизм появления детей.

Потребность в детях - это «устойчивое социально-психологическое образование в личности, обусловленное, во-первых, устремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье; во-вторых, чадолюбием, то есть глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще. Репродуктивная установка представляет собой прежде всего нормы относительно числа детей в семье» (А. И. Антонов, 1973, с. 62).

В. В. Бойко (1988) рассматривает три составляющие репродуктивной установки:

1. поведенческий элемент установки, выраженный реальным репродуктивным поведением и планируемым репродуктивным поведением;

2. эмоционально-оценочный аспект, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении численности собственной семьи;

3. когнитивный элемент установки, относящийся к тем сторонам суждений и поведения, которые обусловлены наличием определенных знаний об объекте, по отношению к которым проявляется установка.

На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д. (Л. И. Савинов, 1996).

Еще одной ипостасью проявления установок и ожиданий первого уровня являются установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, то есть здесь речь идет о гласном или негласном распределении функций и ролей. Сопоставление установок и ожиданий по отношению к супругу-родителю влияет, с нашей точки зрения, на удовлетворенность браком.

Второй уровень: реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т. п.

Третий уровень: касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление (осознанное или неосознанное) идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.

Таким образом, родительские установки и ожидания представлены на трех уровнях.

• Первый уровень — «мы — родители» касается репродуктивной установки и взаимоотношений супругов-родителей и определяет реальное и желаемое количество детей, а также субъективную удовлетворенность браком.

• Второй уровень — «мы — родители нашего ребенка» касается установок и ожиданий в детско-родительских отношениях и реализуется в стиле семейного воспитания.

• Третий уровень — «это — наш ребенок» касается установок и ожиданий в отношении ребенка/детей и находит свое выражение в родительском отношении.

Следует отметить, что родительские установки и ожидания, как и все социальные установки, являются установками на цели и средства деятельности в сфере родительства и, соответственно, включают три аспекта: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, а также включает реальный и идеальный образ ребенка. Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон в реализации родительских установок и ожиданий. И, наконец, поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок, отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложена в 1937 г. О. Коннер, приведена ниже.

Определение понятий

Термин «родительские представления» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.

Родительские представления включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся причинные объяснения детского поведения.

Родительские установки можно определить как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Установки – это стереотипные правила поведения, которые могут выражаться в практических действиях, словах, жестах и т. п. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители как бы следуют готовым шаблонам.

Родительские представления происходят из нормативных, культурно заданных идей и ожиданий, а также из конкретной социально-психологической ситуации жизни родителей. Нет сомнения в том, что детские характеристики, такие, как пол, возраст, физическая привлекательность, и др. влияют на родительские представления. Однако такое влияние просто иллюстрирует наличие нормативных культурных представлений относительно пола, физической привлекательности ребенка и т. д. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что родительские представления приспосабливаются к конкретному ребенку (точнее, к родительскому восприятию ребенка), если поведение ребенка отклоняется от нормы. В этом случае родители изменяют имеющиеся представления или конструируют новые.

По мере взросления ребенка родительские представления автоматизируются, стереотипизируются и становятся более доступными для актуализации. В этом смысле родительское поведение становится более прогнозируемым и лучше понимается ребенком, что уменьшает его стресс и обеспечивает ребенку некую модель для интерпретации каждодневных событий (McGillicuddy-De Lisi, 1985).

Исследования показывают, что родительские представления остаются относительно неизменными в течении достаточно длительного периода времени. В отдельных исследованиях указывается период в 3,5 года (Hock, Lindamood, 1981), в других – 8 лет (McNally, 1991).

По своему характеру родительские установки являются сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей. Например, это может быть конфликт между собственными представлениями о воспитании ребенка и советами родственников или между собственными представлениями родителей и требованиями общества. Амбивалентные представления чаще всего встречаются в таких областях, как степень родительского вмешательства в жизнь ребенка, зависимость ребенка или его автономия, баланс потребностей членов семьи. Наиболее компетентные и эффективные родители способны изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации.

Родительские представления выполняют две взаимосвязанные функции: функцию интерпретации и прагматическую функцию (Rodrigo, Triana, 1996). Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует ее, опираясь на собственные представления. Например, нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем как акт непослушания или, напротив, как попытка ребенка достичь независимости и автономии.

Прагматическая функция родительских представлений состоит в том, что они помогают родителям планировать свои воспитательные действия. Обе функции – интерпретации и прагматическая – взаимосвязаны. Например, когда родитель общается с ребенком, он нуждается в умственной репрезентации эпизода общения для того, чтобы понять его. Далее он прогнозирует, какие его действия наиболее подойдут для данной ситуации. Представления являются начальной точкой для принятия решений или для того, чтобы сделать вывод о ситуации (Rodrigo, Triana, 1996).

В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и интенциональный (Ajzen, Fishbein, 1980). Оценочный компонент – это оценка родителями объекта или ситуации воспитания. Когнитивный компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка (Sigel, 1985). Наконец, поведенческий компонент родительских установок заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку. Другими словами, это конкретная практика воспитания ребенка.

Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя. Ценности часто используются как синоним установок, они рассматриваются как некая абстрактная воспитательная цель (например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например, насколько труден ребенок) связано непосредственно с реакциями на его поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают себя в своей роли и свои отношения с ребенком.

Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Матери, принадлежащие к низкому социально-экономическому классу, отличаются дисциплинарной строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы по сравнению с матерями, принадлежащими к среднему классу. Матери, принадлежащие к среднему классу, имеют более позитивные установки по отношению к независимости детей (Sigel, 1985). Матери, принадлежащие к рабочему классу, поощряют у детей послушание, хорошие манеры и чаще используют принуждение по отношению к собственным детям (Kohn, 1963). По мнению Коха, это связано с тем, что для рабочих профессий характерны такие ценности, как подчинение авторитетам, способность следовать инструкции. Более высокий профессиональный уровень матерей обусловливает другие ценности, такие, как саморегуляция, инициативность и креативность.

 

Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком. Матери в счастливых браках показывают большую теплоту по отношению к детям, больше поощряют детей к независимости и меньше раздражаются по поводу негативного поведения детей (Goldberg, Easterbrooks, 1984).

Родительские представления и установки

Термин «родительские представления» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.

По мнению Е.А.Савиной, родительские представления включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся причинные объяснения детского поведения.[24,с.52]

Родительские установки можно определить, как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Установки - это стереотипные правила поведения, которые могут выражаться в практических действиях, словах, жестах и т. п. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители как бы следуют готовым шаблонам.

Родительские представления происходят из нормативных, культурно заданных идей и ожиданий, а также из конкретной социально-психологической ситуации жизни родителей. Нет сомнения в том, что детские характеристики, такие, как пол, возраст, физическая привлекательность, и др. влияют на родительские представления. Однако такое влияние просто иллюстрирует наличие нормативных культурных представлений относительно пола, физической привлекательности ребенка и т. д. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что родительские представления приспосабливаются к конкретному ребенку (точнее, к родительскому восприятию ребенка), если поведение ребенка отклоняется от нормы. В этом случае родители изменяют имеющиеся представления или конструируют новые.

По мнению Е.Т.Соколовой, по мере взросления ребенка родительские представления автоматизируются, стереотипизируются и становятся более доступными для актуализации. В этом смысле родительское поведение становится более прогнозируемым и лучше понимается ребенком, что уменьшает его стресс и обеспечивает ребенку некую модель для интерпретации каждодневных событий.[28,с.39]

Исследования показывают, что родительские представления остаются относительно неизменными в течение достаточно длительного периода времени. В отдельных исследованиях указывается период в 3,5 года, в других - 8 лет.

По своему характеру родительские установки являются сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей. Например, это может быть конфликт между собственными представлениями о воспитании ребенка и советами родственников или между собственными представлениями родителей и требованиями общества. Амбивалентные представления чаще всего встречаются в таких областях, как степень родительского вмешательства в жизнь ребенка, зависимость ребенка или его автономия, баланс потребностей членов

семьи. Наиболее компетентные и эффективные родители способны изменять свое поведение в соответствии с требо­ваниями ситуации.

Родительские представления выполняют две взаимосвя­занные функции: функцию интерпретации и прагматическую функцию. Так, воспринимая кон­кретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует ее, опираясь на собственные представле­ния. Например, нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем как акт непослушания или, напротив, как попытка ребенка достичь независимос­ти и автономии.

Прагматическая функция родительских представлений со­стоит в том, что они помогают родителям планировать свои вос­питательные действия. Обе функции - интерпретации и пра­гматическая - взаимосвязаны. Например, когда родитель об­щается с ребенком, он нуждается в умственной репрезентации эпизода общения для того, чтобы понять его. Далее он прогно­зирует, какие его действия наиболее подойдут для данной си­туации. Представления являются начальной точкой для приня­тия решений или для того, чтобы сделать вывод о ситуации.

В родительских установках принято выделять три ком­понента: оценочный, когнитивный и интенциональный. Оценочный компонент - это оцен­ка родителями объекта или ситуации воспитания. Когни­тивный компонент состоит в системе знаний или идей, ко­торые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка. Наконец, поведенческий компонент родитель­ских установок заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребен­ку. Другими словами, это конкретная практика воспитания ребенка.

Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделя­ют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя. Ценности часто используются как синоним установок, они рассматриваются как не­кая абстрактная воспитательная цель (например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например, на­сколько труден ребенок) связано непосредственно с реакци­ями на его поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают себя в своей роли и свои отно­шения с ребенком.

Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Матери, принадлежащие к низкому со­циально-экономическому классу, отличаются дисципли­нарной строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы по сравнению с матерями, принадле­жащими к среднему классу. Матери, принадлежащие к среднему классу, имеют более позитивные установки по отношению к независимости детей. Мате­ри, принадлежащие к рабочему классу, поощряют у детей послушание, хорошие манеры и чаще используют принуж­дение по отношению к собственным детям. По мнению Коха, это связано с тем, что для рабочих про­фессий характерны такие ценности, как подчинение авто­ритетам, способность следовать инструкции. Более высо­кий профессиональный уровень матерей обусловливает другие ценности, такие, как саморегуляция, инициатив­ность и креативность.

Установки относительно воспитания также связаны с удов­летворенностью браком. Матери в счастливых браках показы­вают большую теплоту по отношению к детям, больше поощ­ряют детей к независимости и меньше раздражаются по пово­ду негативного поведения детей.

Исследование родительских представлений началось в 60 - 70 годы в контексте изучения закономерностей меж­личностного познания. Существует четыре теоретических подхода, в рамках ко­торых исследуются родительские представления. В первом подходе родительские представления отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосредуют родитель­ское поведение. Возникновение атрибуций связано с конк­ретной практикой воспитания ребенка и историей жизни самого родителя. Причинное объяснение детского поведе­ния родителями определяет конкретные воспитательные практики. Например, выявлено: если матери полагают, что ребенок способен нести ответственность за свое нега­тивное поведение, то они выбирают более строгие дисцип­линарные техники.

В русле информационно - процессуального подхода родитель­ские представления рассматриваются как медиатор, фильтру­ющий опыт взаимодействия с ребенком и результирующий определенные родительские стратегии. В.В.Столин и Е.Т.Соколова описали информационно-процессуальную модель родительских представлений в отношении детской социальной компетентности. Согласно этой модели, родители устанавли­вают задачи социализации ребенка, которые определяют их воспитательные стратегии. Такое поведение родителей назы­вают проактивным. Когда ребенок не отвечает задачам социа­лизации, то используются реактивные стратегии. Родитель­ское поведение определяется оценкой личности ребенка, ка­чеством детско-родительских отношений, а также оценкой того, какие стратегии будут наиболее эффективными. Эмоци­ональные ответы родителей на поведение детей опосредуют связь представлений со стратегией. Родительские реакции на детское поведение зависят от того, насколько родитель уве­рен в детских умениях. Авторы утверждают, что изменения в родительских представлениях зависят от увеличивающего­ся знания родителей о ребенке. По мере взросления ребенка матери становятся все менее заинтересованы в дополнитель­ной информации, и их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в первые годы жиз­ни ребенка. Таким образом, представления остаются достаточно стабильными во времени.[28,с.62]

Третий подход, конструктивистский, в рамках которо­го родительские представления рассматриваются не как медиатор между факторами окружения и родительскими стратегиями, а как начальная точка для взаимодействия родителя и ребенка. Родительские представления о ребен­ке понимаются по аналогии с личностными конструктами, которые берут свое начало в опыте человека и слу­жат для того, чтобы управлять поведением человека. Ос­новная идея этого подхода состоит в том, что родители са­мостоятельно конструируют собственные идеи о детстве, о развитии ребенка, о сущности воспитания, хотя и ис­пользуют для этого различные источники.

Наконец, четвертый подход, транзактный, акцентирует роль культуры как источника родительских представлений. А.В.Петровский вы­деляет традиционный, современный и парадоксальный типы родителей в зависимости от их образа жизни. Традицион­ный характерен для сельских жителей с низким уровнем об­разования, пессимистическими ожиданиями и минималь­ной верой в возможность повлиять на развитие ребенка для современного типа родителей характерны высокий об­разовательный ценз, вера в возможность повлиять на разви­тие ребенка. Современный тип родителей преобладает в го­родской местности. Для родителей парадоксального типа ха­рактерен средний и ниже среднего образовательный уро­вень, они не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят, скорее, в детерминизм среды.[21,с.53]

В транзактном подходе культура рассматривается в ка­честве регулирующего контекста семейной системы. Се­мейные ритуалы и традиции образуют семейный культур­ный код, который регулирует взаимодействие между чле­нами семьи. Родительские представления рассматривают­ся как часть семейного кода. Согласно транзактному подходу, родительские представ­ления - достаточно статичные феномены и мало подвер­жены изменениям.

Существует несколько классификаций родительских пред­ставлений. Так, выделяют описательные и инструменталь­ные представления. Описательные включают знание о том, как дети развиваются или как родители влияют на детей (на­пример, «Большинство детей должно самостоятельно ходить в туалет к 15 месяцам»). Другой вид представлений - это инструментальные, то есть представления о способах, кото­рыми родители достигают частных воспитательных целей (например, «Я считаю, что физическое наказание - лучший способ дисциплины»). Исследователи обнаружили около 5000 таких родительских идей.

Н.Т.Колесник различает глобальные представления и представления - праксис. Первые содержат знание о фак­тах, связанных с развитием ребенка и его воспитанием (дек­лаpативное знание), вторые содержат знание о том, как вы­полнять те или иные действия по отношению к ребенку (про­цедурное знание). Чрезвычайно важным является вопрос о связи представлений и установок с реальным поведением родителей. Однако исследование такой связи встречает определенные трудности, так как реальное родительское по­ведение детерминировано многими факторами, а не только представлениями или установками.[13,с.47]

Показано, что глобальные представления или установки не обнаруживают прямой связи с поведением родителей. Реализация таких глобальных представлений в поведении опосредована конкретными установками и самим контек­стом поведения. Например, родитель может иметь позитив­ные установки относительно физического наказания ребен­ка и одновременно конкретные представления о том, когда шлепать ребенка наиболее приемлемо. Вдобавок, если кон­текст ситуации не является подходящим для физического наказания ребенка (например, присутствие других людей), то родитель может сдерживать такое поведение.

Представления - праксис, то есть знание о том, как надо действовать, непосредственно связаны с конкретным поведением индивида. Например, родители могут считать, что когнитивное развитие ребенка - это функция его окру­жения (глобальное представление). Но родители также могут­ полагать, что лучший способ обучения ребенка - это его ободрение (представление - праксис).

Многие исследователи выделяют два типа глобальных ро­дительских представлений: средовые и конструктивистские. Родители со средовыми представлениями считают, что гла­вным источником влияний является окружающая среда, сле­довательно, ребенок должен быть защищен от плохих влия­ний. Детское поведение - результат родительской активно­сти, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Родительская дисциплина чрезвычайно важна, в то время как ребенок лишь пассивно моделируется в воспи­тании. Конструктивистски ориентированные родители счи­тают, что развитие ребенка - результат взаимовлияний сре­ды и собственных характеристик ребенка, что ребенок - активный агент собственных достижений, а детское поведе­ние зависит от способа реагирования ребенка на воздействие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: