Переброска органов управления частей и подразделений КСПМ в район конфликта может осуществляться воздушным, морским, речным, железнодорожным транспортом и своим ходом. В большинстве случаев будет использоваться комбинированный способ.
В соответствии с графиком части (подразделения) к установленному сроку перебрасываются в район конфликта.
После сосредоточения в назначенном районе командир части (подразделения) организует размещение личного состава, охрану и оборону района расположения.
Развертывание частей (подразделений) по линии прекращения огня, в зоне разъединения (буферной, демилитаризованной зоне), в районе ответственности может осуществляться различными способами. Однако, независимо от варианта их развертывания, оно должно отвечать основному требованию - возможности осуществления контроля за главными объектами и передвижениями конфликтующих сторон. Для выполнения задач операции развертывается система наблюдения, контрольно-пропускных пунктов и патрулирования.
При развёртывании батальона по линии прекращения огня район его ответственности располагается по обе стороны от линии. КП рот размещаются также по обе стороны от линии прекращения огня. Это необходимо для возможно более беспристрастной оценки действий и принятия решения.
Прекращение огня контролируется наблюдательными постами, контрольно-пропускными пунктами, подвижными наблюдательными постами и пешими патрулями вдоль маршрутов патрулирования. Преимуществом данного способа развёртывания являются чёткое разграничение ответственности и хорошие возможности для связи и взаимодействия на самых низких уровнях управления.
При развёртывании батальона в буферной зоне [32] район батальона также расположен по обе стороны буферной зоны. Противостоящие стороны имеют возможность наблюдать за позициями друг друга. Штаб батальона размещён за пределами буферной зоны, вне направлений действий противостоящих сторон. Буферная зона, конфликтующие стороны и фортификационные сооружения противостоящих сторон контролируются наблюдательными постами, контрольно-пропускными пунктами и патрулями. Преимущества данного способа развёртывания состоят в чётком разграничении ответственности и хороших возможностях для организации взаимодействия с противостоящими сторонами для разрешения инцидентов по мере их возникновения.
Организация и осуществление наблюдения является важной составной частью операции. Для ведения наблюдения в назначенных районах (секторах) развертываются постоянные и временные наблюдательные посты (НП).
В зависимости от условий обстановки и объема задач в состав НП может быть включено одно-два мотострелковых отделения на штатной технике с необходимым запасом боеприпасов, средствами связи, радиолокационного обзора, ночного видения и освещения местности.
На наблюдательный пост возлагаются следующие задачи:
демонстрация присутствия КСПМ всем сторонам конфликта и местному населению;
установление фактов нарушения соглашения о прекращении огня и производство расследования по ним;
наблюдение за отводом и перемещением вооруженных формирований, тяжелого вооружения и техники конфликтующих сторон в указанные районы;
обеспечение безопасности движения транзитного транспорта и пресечение противоправных действий в отношении населения;
наблюдение за воздушным пространством, прибрежными районами, аэродромами, линиями прекращения огня, демаркационными линиями в районе (секторе) ответственности НП;
подготовка докладов о ходе выполнения задач.
Старший НП составляет график смен на постах и отдыха из расчета: 1-2 человека ведут наблюдение, остальные обеспечивают охрану и отдыхают.
Наряд для несения службы может назначаться на срок до 3-х суток, а при необходимости и на более длительный срок.
Ежедневно к установленному сроку старший НП обобщает результаты наблюдения и докладывает их в штаб, а в случае обнаружения незаконной деятельности - немедленно.
Если позволяет обстановка, личный состав может привлекаться для патрулирования на непросматриваемом с НП участке. B этом случае военнослужащие оснащаются всем необходимым для наблюдения, связи и обеспечения безопасности.
Наблюдательные посты должны быть легко опознаваемы, и обеспечивать защиту находящихся на них военнослужащих.
При выборе места для размещения НП необходимо учитывать: что именно необходимо видеть для выполнения поставленной задачи; расположение противостоящих сторон; какие районы и направления необходимо держать под наблюдением; наличие между соседними НП скрытого от наблюдения («мертвого») пространства; условия взаимодействия с соседними НП; высоту расположения самого НП; географические особенности местности.
Наблюдательные посты оборудуются по линии соприкосновения конфликтующих сторон на границах или внутри зоны разъединения (буферной зоны) в местах, обеспечивающих хорошее наблюдение за местностью и осуществление полного контроля за передвижением автомобильного
транспорта и людей.
Такими местами могут быть: железнодорожные переезды, мосты через водные преграды, дефиле, овраги, ущелья, дороги в лесных массивах, перекрестки и развязки дорог.
Наблюдательный пост должен быть окружен земляным валом или каменной стеной, а также иметь проволочное ограждение по внешнему периметру. Стены НП должны быть окрашены в белый цвет, иметь опознавательный знак Коллективных сил по поддержанию мира и номер данного НП. Эти знаки должны быть видны с воздуха, а ночью освещаться. На флагштоке вывешивается флаг КСПМ.
Вокруг НП должны быть оборудованы оборонительные позиции так, чтобы их секторы обзора перекрывали друг друга. Кроме того, на НП оборудуется убежище (бункер) на весь имеющийся состав, места для отдыха личного состава, приема пищи, умывания и отхожее место.
Для техники подготавливается укрытие или несколько укрытий. Как правило, укрытием для техники может служить каменная стена или окоп.
С обеих сторон дороги при подъезде к посту за 300-150 метров устанавливаются информационно-указательные знаки, знаки ограничения скорости движения и исключения возможности объезда поста на дорожном полотне и по обочинам устанавливаются различного рода препятствия (ежи, сваренные из обрезков рельс, железобетонные изделия, камни и другие заграждения). Для полного закрытия проезда могут быть использованы подвижные ленты, с набитыми в них колющими предметами (гвоздями, шипами и т. д.), шлагбаумы.
Кроме того, в непосредственной близости от территории НП подготавливается вертолетная посадочная площадка.
Подвижный наблюдательный пост - это группа военнослужащих на штатной технике или на автомобиле, выполняющая задачи по наблюдению за местностью, важными объектами в целях обнаружения нарушений режима особого положения, а также задержания, досмотра лиц, нарушающих правила особого режима, и доставки их в военные комендатуры, изъятия оружия и боеприпасов и другие задачи. Состав подвижного наблюдательного поста - до мотострелкового взвода со штатным вооружением.
Для контроля за передвижением людей и транспортных средств в зоне разъединения (буферной, демилитаризованной зоне) создается система контрольно-пропускных пунктов (КПП).
В зависимости от удаления поста, от мест дислокации подразделения, наряд для несения службы на стационарные КПП, может назначаться на срок до 3-х суток, а при необходимости и на более длительный срок.
Личный состав, назначенный для несения службы на КПП, делится на несколько групп:
1. Группа досмотра: а) подгруппа предварительного осмотра; б) подгруппа углубленного осмотра.
2. Группа прикрытия: а) подгруппа охраны; б) подгруппа поддержки.
3. Резервная группа (отдыха).
На КПП возлагается: досмотр и проверка людей, транспорта и грузов, пересекающих зону разъединения (буферную, демилитаризованную зону); предотвращение проникновения нарушителей и незаконной доставки в нее и из нее оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; блокирование движения транспорта и людей (частичного или полного) задержание граждан и транспортных средств, нарушающих режим особого положения; наблюдение за местностью.
В установленное время личный состав КПП приступает к несению службы по проверке транспортных средств, перевозимых грузов и людей.
Зоны осмотра и ожидания должны быть отмечены белыми полосами (специальными щитами).
Автомобили для досмотра допускаются на территорию КПП по одному. Остальные, с включенными двигателями, ожидают осмотра на расстоянии не ближе 50 метров, под наблюдением группы охраны КПП. По сигналу проверяющего водитель следующего автомобиля запускает двигатель, медленно подъезжает к зоне осмотра, предъявляет (предъявляют) удостоверение личности и прежде чем отойти от машины, водитель должен открыть все ее двери, капот и багажник. Во время осмотра автомобиля водитель и пассажиры находятся в зоне ожидания, которая располагается не ближе 5 метров от проверяемого автомобиля. Эта зона также находится под прямым наблюдением группы охраны.
Лица, пересекающие границу зоны разъединения (буферной, демилитаризованной зоны), предъявляют документы, удостоверяющие личность. Образцы документов, разрешающих въезд в указанные зоны, должны находиться на КПП.
Досмотр людей осуществляется путем обыска (в том числе и с применением металлоискателя). Процедуру обыска женщин и священнослужителей Командующий должен обсудить с местными властями. Если у обыскиваемого найдено оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, они конфискуются, а сам человек подлежит задержанию и допросу полиции (милиции) КСПМ и передаче органам местной власти.
КПП бывают стационарные и подвижные.
Стационарные КПП: располагаются на пересечении дорог, у мостов, в узких долинах, на въездах и выездах в зону разъединения (буферную, демилитаризованную зону) и функционируют круглосуточно; оборудуются средствами блокировки движения транспортных средств и людей; должны иметь специальную площадку для досмотра автомобилей, укрытия для личного состава, радио и проводные средства связи, ограждение или другие препятствия, исключающие возможность обхода (объезда).
Требования к сооружению стационарного КПП. Помещение КПП должно находиться на расстоянии 15—30 метров от дороги, что обеспечивает огневое прикрытие при досмотре транспортных средств. Стены помещения должны быть пуленепробиваемыми, амбразуры оборудованы проволочной защитой от ручных гранат и обеспечивать круговую оборону. Вокруг КПП устанавливаются проволочные заграждения. Для блокировки движения предусматривается большой, тяжелый шлагбаум, настилы с торчащими шипами, а также бетонные блоки на каждом направлении движения по дороге.
Для ограничения скорости движения и исключения возможности объезда поста на дорожном полотне и по обочинам устанавливаются различного рода препятствия (ежи, сваренные из обрезков рельс, железобетонные изделия, камни и другие заграждения). Для полного закрытия проезда могут быть использованы подвижные ленты, с набитыми в них колющими предметами (гвоздями, шипами и т. д.), шлагбаумы.
По периметру КПП устанавливаются сигнальные мины натяжного действия. Прилегающая территория должна быть очищена от кустарников и посторонних предметов. Прожекторы не должны освещать и ослеплять личный состав КПП.
КПП должен быть окружен земляным валом или каменной стеной, вокруг него оборудуются оборонительные позиции для ведения круговой обороны. Для укрытия личного состава на КПП оборудуется убежище (бункер), а также места для отдыха, приема пищи, умывания и отхожее место. Стены КПП должны быть окрашены в белый цвет, иметь опознавательный знак КСПМ и номер данного КПП. Эти знаки должны быть видны с воздуха, а ночью освещаться. На флагштоке должен быть вывешен флаг КСПМ.
Для техники подготавливается укрытие или несколько укрытий. Как правило, укрытием для техники может служить каменная стена или окоп.
С обеих сторон дороги при подъезде к посту за 300—150 метров устанавливаются информационно-указательные знаки, знаки ограничения скорости движения и за 100—50 метров знак остановки.
Рядом с постом оборудуется площадка досмотра со смотровой ямой или эстакадой. Площадка оборудуется таким образом, чтобы полностью исключить возможность съезда с нее без разрешения старшего поста. Кроме этого оборудуется место для содержания задержанных, до прибытия представителей военной комендатуры, органов государственной власти, командира подразделения, выставившего КПП.
Участок дороги, на котором несут службу постовые, в ночное время освещается. Постовые экипируются средствами защиты, стальными шлемами, бронежилетами. Для остановки автотранспорта в ночное время постовые обеспечиваются светящимися жезлами (фонариками).
На расстоянии 100—150 метров от границы КПП устанавливаются щиты с надписью на русском и местных языках: «Вы въезжаете в зону (выезжаете из зоны) Коллективных сил по поддержанию мира. Снизьте скорость до 5 км в час. Пожалуйста, приготовьте Ваши документы. Огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества не допускаются в зону ответственности Коллективных сил по поддержанию мира».
Кроме того, в непосредственной близости от территории КПП подготавливается вертолетная посадочная площадка.
Подвижные КПП располагаются в местах, не контролируемых стационарными КПП, состоит из усиленного отделения на бронетранспортере; имеют четкие опознавательные знаки Коллективных сил по поддержанию мира; выполняют задачи во взаимодействии с другими КПП и НП, останавливаясь на короткое время для неожиданных и быстрых досмотров.
Они снабжаются переносными заграждениями и щитами с надписями, указанными выше для стационарных КПП.
Патрулирование проводится с целью:
контроля за соблюдением условий соглашения о прекращении огня;
сбора информации;
проверки участков, не просматриваемых с НП;
демонстрации присутствия Коллективных сил по поддержанию мира;
моральной поддержки изолированной общины;
контроля позиций, покинутых враждующими сторонами;
обеспечения «засады» в местах возможного проникновения нарушителей в зону разъединения (буферную, демилитаризованную зону);
наблюдения за изолированными и временно не используемыми НП;
защиты представителей сторон конфликта или местного населения от возможных провокаций;
вклинения между конфликтующими сторонами в случае возникновения напряженности;
предотвращения попыток проникновения в зону разъединения (буферную, демилитаризованную зону);
Патрули подразделяются на: пешие (в том числе для дальней разведки, в «засаде», для вклинения между враждующими сторонами); на автомобилях (БТР, БМП); воздушные; морские (речные).
Пешие патрули - составляют основу системы патрулирования. По составу они могут быть до отделения, но не менее двух человек и выполняют все задачи в полном объеме.
Патрули дальней разведки - выполняют те же задачи, что и пешие, но остаются в назначенном районе несколько дней. Они назначаются, обычно, в составе одного отделения и обеспечиваются дополнительным снаряжением.
Патрули в «засаде» - предназначены для предотвращения границы и проникновения в зону разъединения (буферную, демилитаризованную зону). По составу могут быть до отделения, но не менее двух человек.
Патрули для вклинения между конфликтующими сторонами - наряжаются для предотвращения открытия огня между ними и дальнейших столкновений. По количественному составу могут быть от отделения до роты.
Патрули на машинах (БТР, БМП) - применяются в случаях, когда патрулирование нужно осуществить на большом по площади или мало изученном участке местности.
Воздушные патрули применяются для контроля труднодоступной для других видов патрулей местности, ведения наблюдения с самолетов, вертолетов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА), оснащенных теле-и фотоаппаратурой. Перед осуществлением воздушного патрулирования все конфликтующие стороны должны заключить соответствующие соглашения и оговорить все условия и ограничения.
Охрана важных объектов осуществляется с целью предотвращения террористических актов и вывода их из строя.
Для охраны объекта выставляются сторожевые посты, заставы, засады, секреты и посты наблюдения на подступах к объекту, а также организуется непосредственное охранение объекта парными патрулями и часовыми.
Засада — неподвижный войсковой наряд в составе трех и более военнослужащих, скрытно расположенный на определенном участке на подступах к важнейшим объектам для задержания отдельных лиц и групп. Засада выставляется в том случае, когда имеются точные данные об их продвижении к данному объекту.
Секрет — неподвижный войсковой наряд в составе от трех и более военнослужащих. Он располагается на наиболее вероятных путях движения к важнейшим объектам. Секрет высылается на определенное время в указанное ему место и находится в полной готовности, ничем не обнаруживая себя. При появлении подозрительных лиц секрет ведет за ними наблюдение и установленным порядком докладывает командиру.
Конвой — войсковой наряд в составе от двух и более военнослужащих, назначаемый для сопровождения задержанных. Конвоирование производится, как правило, днем.
Группа охраны — войсковой наряд в составе двух и более военнослужащих, назначаемый для охраны командного состава, наблюдателей и других лиц при выполнении ими служебных заданий.
Подразделение, назначенное для охраны, может усиливаться артиллерийским расчетом и инженерно-саперным подразделением.
Границы объекта обозначаются указками, на которых на двух языках на местном и русском сделаны надписи: «Стой! Запретная зона!». Личный состав, назначенный в охранение, должен находиться в постоянной боевой готовности, соблюдать установленный порядок боевого дежурства, очередность и порядок отдыха, меры маскировки, проявлять высокую бдительность, решительность и стойкость.
Часовые осуществляют пропускной режим людей и транспортных средств, патрулирование по внешнему и внутреннему периметрам охраняемого объекта, ведут наблюдение за подступами, подъездными путями и прилегающей к нему территорией.
Наблюдательные посты должны располагаться на верхних этажах и чердаках зданий, иметь пуленепробиваемую защиту, хороший обзор охраняемой зоны и прилегающих участков местности.
Контрольные посты располагаются на въездах в охраняемую зону и предназначены для поддержания пропускного режима. Все транспортные средства и лица, не принадлежащие к КСПМ, перед въездом или входом на охраняемый объект должны пройти досмотр. Порядок досмотра аналогичен досмотру на КПП. На подъездных дорогах устанавливаются бетонные надолбы, перемещаемые заграждения для ограничения скорости. Вокруг объекта устанавливаются различные ограждения из бетонных плит, малозаметное препятствие, колючая проволока, натянутая в несколько рядов, сигнальные мины, дымовые шашки и т. д.
Подразделениям, назначенным для охраны, предоставляется право задерживать, производить обыск и опрос лиц, пытающихся незаконным путем проникнуть в запретную зону или на охраняемый объект, а также подозрительных лиц, ведущих наблюдение, фотографирование и т. п.
Важной задачей операции является организация и ведение переговоров с представителями конфликтующих сторон. Переговоры ведутся с целью предотвращения нарастания напряженности, а также достижения компромисса между ними.
Задачи переговоров:
определить и уточнить разногласия сторон;
разрешить спор или предотвратить его эскалацию;
урегулировать конфликт или хотя бы сузить его область;
Для успешного ведения переговоров требуется тщательная подготовка, в ходе которой необходимо:
установить должность, звание, фамилию имя и отчество, а также интересы, личное мнение, отношение к КСПМ должностных лиц сторон, возглавляющих переговоры;
выяснить, обсуждался ли ранее данный вопрос, степень его решения, на какие соглашения и документы можно сослаться;
имеются ли в обстановке изменения, влияющие на ранее достигнутые договоренности и решения;
определить круг лиц, участвующих в переговорах;
уточнить у заинтересованных сторон, где, в какое время удобнее проводить переговоры (если инициатива переговоров исходит от Командования КСПМ);
принять меры по обеспечению безопасности участников переговоров.
Для обеспечения безопасности ведения переговоров между представителями конфликтующих сторон назначаются подразделения (до роты) для охраны и сопровождения участников переговоров.
Переговоры ведутся с соблюдением определенных норм и правил. Начинаются с взаимных приветствий, уяснения позиций и настроения другой стороны. Как правило, сначала происходит обсуждение второстепенных вопросов и только после этого можно переходить к главному.
Позиции всех сторон, участвующих в переговорах, должны быть четко и правдиво изложены. Если кто-либо пытается дать явно неверную информацию, нужно привести аргументы и доказательства обратного.
Только после того, как позиции сторон будут полностью раскрыты, можно переходить к спорным вопросам. Если же договориться не удалось, нужно, детально изучив проблему и точку зрения противоположной стороны, предложить продолжить переговоры. При получении жалобы от одной из сторон, ее нужно обсудить с другой стороной и, по возможности, разрешить проблему. Нельзя давать явно невыполнимых обещаний. Итогом переговоров должно быть четкое понимание всеми и письменная формулировка того, о чем удалось договориться. По результатам переговоров составляется письменный отчет с изложением комментариев и выводов.
Защита своих сил. При угрозе возникновения инцидентов и других чрезвычайных обстоятельств Коллективные силы по поддержанию мира могут приводиться в повышенные степени боевой готовности. В зависимости от обстановки используются следующие степени боевой готовности:
боевая готовность «Зеленая».
Части и подразделения КСПМ выполняют свои задачи в обычном режиме;
боевая готовность «Желтая».
Части и подразделения КСПМ находятся в назначенных районах (секторах), весь личный состав находится на своих местах в готовности к обороне. Командиры подразделений могут разрешить личному составу выполнение только особо важных служебных заданий за пределами района (сектора) ответственности; проверяются оружие, средства связи и защиты;
боевая готовность «Красная».
Вводятся ограничения движения транспорта в районе проведения ОПМ; 50% личного состава подразделений находится на своих оборонительных позициях и на местах несения службы, остальной - в укрытиях; весь личный состав носит каски и бронежилеты. Проводится проверка средств защиты, доукомплектование подразделений оружием (крупнокалиберными пулеметами, автоматическими гранатометами и др.). Продолжается несение службы на контрольно-пропускных пунктах и наблюдательных постах. Патрулирование прекращается в соответствии с обстановкой;
«Боевая тревога».
Все подразделения находятся на оборонительных позициях; все контрольно-пропускные пункты закрываются; личный состав находится на наблюдательных постах с целью получения данных об обстановке; патрулирование прекращается.
Действия личного состава по каждой степени готовности определяются инструкцией, которая должна быть в каждой части (подразделении). Инструкция разрабатывается штабом ОК КСПМ.
Степень боевой готовности вводится приказом Командующего КСПМ. Приказ передается по радио и проводной сети в части и подразделения КСПМ установленным сигналом.
Для оповещения личного состава могут быть использованы сирены, громкоговорители, сигнальные ракеты, флажки и т. п.
Разминирование местности. Коллективные силы по поддержанию мира могут размещаться вблизи зон прошедших боев, а также в местах, где конфликтующие стороны производили установку мин и других взрывных устройств.
В данной обстановке необходимо выявлять, обозначать минные поля и отдельные мины, по возможности разминировать или ликвидировать их, соблюдая меры безопасности, своевременно информировать личный состав.
Все минные поля регистрируются и обозначаются знаками, едиными для всех национальных контингентов. Кроме того, личный состав должен знать соответствующие способы обозначения минных полей конфликтующих сторон.
Обозначением минных полей в пределах района проведения ОПМ занимается инженерно-саперная часть (подразделение) КСПМ. В штабе КСПМ и инженерно-саперной части ведется карта всех минных полей, в каждом подразделении ведется карта минных полей своего района (сектора) ответственности.
При обнаружении мины вызываются саперы, которые после обследования участка делают вывод и официальное заключение, заминирован он или нет.
Классификация минной обстановки осуществляется по четырем вариантам:
1- точно установлено наличие мин;
2 - подозревается наличие мин;
3 - мин не обнаружено, но требуется более тщательная проверка;
4 - точно установлено отсутствие мин.
Демаскирующими признаками установки мин и других взрывоопасных предметов (при отсутствии ограждений и предупредительных знаков) являются:
неубранная при их установке земля;
наличие в местах установки мин укупорки от них и взрывателей, инструмент и приспособления для минирования;
подозрительные предметы из пластмассы, металла и резины;
подорвавшиеся машины, животные со следами осколочных ранений;
Признаками наличия мин-ловушек являются натяжные проволочные устройства («усы»), электрические провода, радиоприемные устройства, радиовзрыватели.
Взрывные устройства могут быть замаскированы и установлены в сумках, коробках, чемоданах, мусорных мешках, автомобилях.
Находясь в заминированном районе, необходимо:
по возможности иметь карту минных полей;
передвигаться по дорогам с твердым покрытием, по дорогам и тропам, которыми пользуются ежедневно;
при съезде с дороги следует выбирать каменистый грунт, в котором труднее спрятаны мины и боеприпасы.
Порядок действий при обнаружении мин и других взрывоопасных предметов следующий:
При следовании пешком:
о пределить характер и состояние обнаруженного предмета;
обозначить заминированный (подозреваемый) участок;
повернуть назад, двигаясь по своим следам;
сообщить в штаб части об обнаруженных минах (взрывоопасных предметах) и уточнить маршрут движения;
по возможности лично привести саперов и показать подозрительный предмет или участок.
При следовании на автомобиле:
остановиться;
сообщить в штаб части и дождаться саперов, не выходя из машины.
При необходимости оставить автомобиль:
не трогать (не вращать) рулевое колесо;
выйти из машины, по возможности через кузов или заднюю дверь;
отойти от автомобиля по его колее, держась друг от друга на расстоянии не менее 20 метров.
При необходимости продолжить движение до прибытия саперов:
отметить опасный участок и перекрыть дорогу;
сообщить в ближайшую часть (подразделение) КСПМ;
металлическим щупом или имеющимися другими подручными средствами проверить участок, на котором автомобиль способен развернуться;
пассажирам выйти и двигаться по колее автомобиля в обратном направлении;
автомобилю ехать в обратном направлении по своей колее;
при наступлении темноты, по возможности дождаться рассвета.
Каждая часть (подразделение) КСПМ должна иметь инструкцию о порядке обращения с минами и неразорвавшимися боеприпасами, а также памятки примерного содержания:
«Самостоятельное обезвреживание мин категорически запрещено». «Не касайтесь подозрительных предметов».
Для обнаружения и обозначения мин и других взрывчатых веществ назначается саперный патруль. Он обязан осуществлять проверку дорог и троп, наиболее часто используемых личным составом КСПМ, а также прилегающую к ним местность.
Несение службы осуществляется только в дневное время суток, в две (три) смены.
Снаряжение патруля состоит из личного и группового. Личное снаряжение включает: стальной шлем, бронежилет, а также специальное саперное оборудование - щуп, миноискатель, кошку, сумку сапера и т. п.
Групповое снаряжение включает: бинокль, радиостанцию, дымовые шашки, комплект для оказания первой медицинской помощи, средства передвижения.
Дополнительно патруль может иметь: собаку, натренированную в обнаружении взрывчатых веществ, снайперскую винтовку с оптическим прицелом, радиопеленгаторы и другое оборудование в зависимости от поставленных задач.
Передвижение и перемещение личного состава Коллективных сил по поддержанию мира осуществляется в составе групп и колонн автомашин. При формировании и передвижении автоколонн должны выполняться следующие требования:
при сопровождении группы машин в ней должны находиться для охраны до одного отделения (4—6 вооруженных военнослужащих);
при сопровождении автоколонны для ее охраны выделяются подразделения в зависимости от обстановки и величины колонны — до батальона на штатной технике {БМП, БТР);
при движении автомобили должны находиться в зоне прямой видимости друг от друга;
маршруты движения колонн должны периодически меняться;
в темное время суток всякие передвижения должны быть ограничены;
вести переговоры о местонахождении колонны только с использованием засекречивающей аппаратуры связи (ЗАС) или кодированных переговорных таблиц;
на замыкающем автомобиле должна быть табличка с надписью «Колонна Коллективных сил по поддержанию мира! Не обгонять!».
В случае обстрела на маршруте необходимо:
по возможности отъехать в укрытие;
в зависимости от ситуации остановить задние машины, чтобы они не попали под огонь, или на максимально возможной скорости, увеличив дистанцию между машинами, преодолеть простреливаемый участок, если отход невозможен;
немедленно доложить вышестоящему командованию;
оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Гуманитарная помощь оказывается с целью стабилизации обстановки в районе конфликта, что способствует более качественному выполнению задач КСПМ.
Для координации участия КСПМ в оказании гуманитарной помощи в звене до батальона назначается помощник по гражданским делам, от батальона и выше организуется многонациональный координационный центр.
Гуманитарная помощь может оказываться властям страны пребывания и местному населению.
Гуманитарная помощь властям включает:
сбор информации о размещении, перемещении и нуждах беженцев;
транспортировку грузов из пунктов гуманитарной помощи в места назначения;
предоставление транспорта для беженцев, эвакуации раненых и больных;
оказание помощи в строительстве палаточных городков, в восстановлении общественных зданий;
предоставление техники;
участие в розыске пропавших.
Гуманитарная помощь местному населению включает:
обеспечение продовольствием, предметами и вещами первой необходимости;
оказание помощи в проведении полевых работ, восстановлении жилищ;
посредничество в переговорах (спорах) о праве на землю, воду, свободу передвижения в конкретных районах и по другим вопросам;
медицинскую помощь.
Вывод частей и подразделений КСПМ из зоны конфликта осуществляется после доклада руководства принимающего государства посылающему органу о выполнении задач ОПМ, а также при наличии положительного заключения межгосударственной рабочей комиссии (от посылающего органа) после работы в зоне конфликта.
Вывод частей и подразделений КСПМ осуществляется поэтапно. В первую очередь выводятся боевые части и подразделения. В последнюю очередь выводятся подразделения тылового и технического обеспечения, военные наблюдатели.
В современных условиях роль вооружённых сил в возникновении и развитии вооружённых конфликтов становится все более противоречивой. С одной стороны - армия остаётся главным средством ведения войны. С другой - она все чаще, в целях обеспечения международной безопасности, применяется для осуществления миротворческих функций в роли гаранта недопущения войны. В свою очередь, это приводит к возникновению и развитию новых способов и форм применения вооружённых сил. Их всестороннее изучение является важной задачей подготовки современных военных кадров.
[32] Буферная зона - согласованный с заинтересованными сторонами и обозначенный участок территории (местности), расположенный между позициями конфликтующих сторон, нахождение в пределах которого, является исключительным правом персонала КСПМ, а также лиц, получивших на то специальное разрешение.