Классификация тепловых двигателей
Возможности тракторов и автомобилей в значительной степени зависят от двигателей, которые на них установлены. Для того чтобы ориентироваться в многообразии двигателей, их классифицируют.
Двигатели подразделяют по признакам, характерным для группы устройств:
1) по способу подвода теплоты к рабочему телу:
- ДВС — двигатели с искровым зажиганием, двигатели с компрессионным зажиганием (дизели), реактивные двигатели и др.;
- двигатели с внешним подводом теплоты — паровые машины, двигатели Стирлинга;
2) конструкции расширительной машины:
- поршневые;
- роторно-поршневые;
- газотурбинные;
- реактивные;
3) способу управления — на ДВС с механическим и ДВС с электронным управлением.
Поршневые двигатели подразделяют:
- по способу воспламенения рабочего тела — на ДВС с искровым и ДВС с компрессионным зажиганием;
- виду используемого топлива (жидкое и газообразное горючее);
- принципу организации рабочих процессов (двухтактные и четырехтактные ДВС);
- числу цилиндров;
- расположению цилиндров — однорядные, V-, W-, X-образные, звездообразные, оппозитные;
- числу коленчатых валов;
- типу газораспределительного механизма (золотниковые и клапанные);
- способу привода клапанного механизма (нижний и верхний);
- числу клапанов на цилиндр;
- числу и расположению распределительных валов;
- способу смесеобразования — на ДВС с внутренним и ДВС с внешним смесеобразованием;
- форме камеры сгорания — разделенная (форкамерные ДВС) и неразделенная камеры сгорания;
- типу охлаждения — на ДВС с воздушным и ДВС с жидкостным охлаждением;
- способу подачи воздуха для образования горючей смеси — на ДВС, работающие при атмосферном давлении, при наддуве воздуха, с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха;
- мощности — малой мощности (до 25,7 кВт), средней мощности (25,7…77,2 кВт), большой мощности (более 77,2 кВт).
Знание типа двигателя позволяет судить о его эксплуатационных возможностях.
Понятие о выборе двигателя
Производители тракторов и автомобилей, как правило, предусматривают возможность установки на ТС одной модели различных двигателей. Так, например, тракторы «Джон Диир» серии 9000 можно приобрести с двигателями мощностью 209, 242, 280, 316 и 335 кВт. Эти двигатели отличаются не только мощностью, комплектацией и невысокой стоимостью, но и невысокими расходами на приобретение ГСМ, обслуживание и ремонт.
При выборе двигателя руководствуются «прикидочным» понятием «цена—качество».
Например, у турбированного двигателя больше удельная мощность, крутящий момент почти не зависит от оборотов коленчатого вала, низкий удельный расход топлива. Однако такие двигатели дороже «атмосферных».
Чем больше объем двигателя, тем он мощнее, тем больше крутящий момент, долговечность, производительность ТС. Однако с ростом мощности растут цена и эксплуатационные затраты (включая налоги).
Рядные двигатели просты, дешевы и надежны, но имеют бо́льшую удельную массу, чем V-образные.
У двигателей с электронным управлением меньше расход топлива и токсичность ОГ, однако они дороже и требуют квалифицированного (и дорогого) обслуживания.
Для объективного выбора двигателя делают расчет, в основе которого — определение необходимой мощности ДВС. Для тракторного двигателя мощность должна соответствовать такой производительности агрегата, чтобы в технологически допустимые сроки выполнить требуемый объем работ.
Для выполнения сельскохозяйственных работ обычно используют максимальную мощность (топливоподача максимальная). Однако только 60…75% мощности двигателя удается использовать для привода машин и орудий.
Часть мощности затрачивается на передвижение самого машинно-тракторного агрегата, вращение механизмов трансмиссии, привод рабочего и вспомогательного оборудования, буксование колес.
Кроме того, при выполнении различных сельскохозяйственных операций происходят значительные колебания нагрузки. Чем больше амплитуда этих колебаний, тем больше потери мощности (при вспашке тяжелых почв до 20%).
Для вычисления мощности двигателя учитывают КПД трактора и колебаний нагрузки. Для колесных тракторов она должна превышать мощность, необходимую для привода наиболее энергоемкой машины, на 50…60%, а для гусеничных тракторов — на 40…50%. В реальной производственной ситуации необходимо учитывать и другие аргументы (квалификация и наличие трудовых ресурсов, типы и марки уже имеющегося МТП, производственная база, объем производства и др.).
Типичные причины неисправностей двигателей
Современные двигатели из-за большой удельной мощности испытывают высокую тепловую и механическую напряженность. Они особо чувствительны к соблюдению заводских регулировок, режимов работы, использованию рекомендованных изготовителем горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Основными причинами ухудшения мощностных и экономических показателей ДВС являются неисправности систем питания воздухом и топливом.
Для бензиновых двигателей существенное значение имеет также работа систем зажигания.
Загрязнение воздухоочистителя приводит к недостатку кислорода в смеси и ухудшению условий протекания рабочего процесса. В результате неполного сгорания смеси увеличивается нагарообразование. Нагар откладывается на клапанах, в камере сгорания, на поршнях свечах и распылителях форсунок. В результате нарушаются оптимальные условия теплообмена. Это приводит к быстрому износу деталей, поломкам и ухудшению показателей двигателя.
Нарушение регулировок топливной системы, системы зажигания приводит к увеличению расхода топлива, падению мощности, повышению токсичности ОГ. Эти нарушения нередко являются причиной отказов при пуске двигателя.
Важнейшее условие работы современных двигателей — жесткие требования к качеству ГСМ. Применение топлива (бензина) с низким цетановым (октановым) числом увеличивает риск поломок в 2 раза. Важную роль в повышении ресурса двигателя играет давление масла.
Внимание! Распространенное мнение, чем больше давление в магистрали, тем лучше, — ошибочно.
При давлении масла свыше нормативного возрастает скорость ее циркуляции и соответственно абразивных продуктов износа в нем.
При уменьшении давления ухудшается отвод теплоты, повышается температура вкладышей, уменьшается вязкость и толщина масляного клина. Низкое давление масла является следствием предельного износа трущихся пар (в первую очередь в паре «вкладыш—шейка» коленчатого вала).
Одним из условий топливной экономичности и стабильных мощностных показателей является соблюдение температурного режима. При пониженной температуре увеличивается скорость коррозии верхней части цилиндров и поршневых колец. Значительная доля износов ЦПГ приходится на пусковые режимы и работа на непрогретом двигателе.
Внимание! Распространенное мнение, что современные ДВС прогревать не надо и даже вредно, — ошибочно! Время их прогрева действительно сократилось, но нагружать двигатель (трогаться) без достижения минимальных значений рекомендованных температур не следует. Из-за низкой температуры в период пуска приходится значительная доля износов.
Основные причины разрушения клапанов: деформация седла из-за его плохого вращения, нарушение герметичности из-за нагара, недостаточный тепловой зазор, ранний впрыск (зажигание), обедненная смесь, перегрев двигателя, низкое качество топлива, нарушение теплообмена из-за износа направляющей втулки клапана, удар поршня о клапан.
Удары поршня по клапану могут быть следствием превышения частоты вращения (клапанные пружины не успевают отводить клапан), нарушения в регулировании фаз газораспределения. Причиной столкновения могут быть: сбой работы натяжителя цепи привода распределительного вала, износ шатунного вкладыша, ослабление шатунных болтов, уменьшение глубины камеры сгорания после шлифовки головки блока, попадание в камеру посторонних деталей при ремонте и др.
Основные причины повреждения поршней: прорыв газов из-за неправильной установки поршневых колец, их износа, ранний впрыск (зажигание), низкое качество топлива, перегрузка, проблемы в системе охлаждения, эксплуатация непрогретого или перегретого двигателя, низкое качество масла, попадание плохо распыленного топлива в моторное масло.
Причины повреждения вкладышей: несвоевременная смена масла, низкое давление масла, неправильная установка вкладышей, шатуна, перекос цапфы коленчатого вала, перегрузка или перегрев двигателя, коррозия из-за окисления масла в результате старения.
Причины повреждения турбокомпрессора: попадание посторонних предметов в коллектор, плохое смазывание подшипников вала турбин.
Основные причины неисправности системы смазывания: попадание топлива в масло, неисправность клапанов смазочной системы, загрязнение масла, попадание воды в поддон, износ масляного насоса.
Неисправности системы охлаждения: утечка жидкости, образование отложений, тепловые трещины, подсасывание воздуха, засорение решетки радиатора, неисправность термостата, повреждения радиатора и шлангов, износ и проскальзывание ремня вентилятора, износ помпы, загрязнение паровоздушного клапана.
Основные причины неисправности системы питания: подсасывание воздуха, вода в топливе, засорение фильтров, заедание рейки, закоксовывание распылителя, пониженное давление открывания форсунки, неисправность подкачивающего насоса, износ плунжерных пар, нарушение регулировок ТНВД и установки угла опережения впрыскивания, высокий уровень масла в ТНВД.
Неисправности системы пуска: повышенное содержание масла в смеси для пускового двигателя, подсос воздуха в соединении карбюратора с цилиндром, закоксовывание свечи, грязь и влага на проводах высокого напряжения. Возможные причины также подгорание электрических контактов магнето, неправильная установка угла опережения зажигания, износ ЦПГ, износ сальников на полуосях коленчатого вала и нарушение уплотнения кривошипной камеры, засорение каналов и жиклеров карбюратора, неисправность свечей накаливания основного двигателя, отсутствие топлива в баке.
Для предупреждения снижения эффективности двигателя и его ресурса необходимо своевременно проводить регламентные работы. Их перечень содержится в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию ТС завода-изготовителя.
Общие рекомендации по техническому обслуживанию двигателей
Перед пуском двигателя проверьте соответствие уровней масла и рабочих жидкостей заводским меткам. Убедитесь в отсутствии подтеков, ослаблении креплений деталей, повреждений приводных ремней, внешних повреждений.
Своевременно меняйте масло и тормозную жидкость.
Ежедневно проверяйте, очищайте и своевременно меняйте воздушный фильтр.
Ежедневно сливайте из фильтра грубой очистки топлива воду и осадок.
Проверьте загрязнение фильтров грубой и тонкой очистки и все соединения топливопровода на герметичность.
Нарушение регулировок газораспределительного механизма, момента впрыскивания (зажигания) могут вызвать повышенную вибрацию, шум и стук клапанов.
Убедитесь в чистоте клапанов в топливной крышке и крышке расширительного бачка ОЖ.
Начинайте движение только с прогретым двигателем. Не допускайте перегрев двигателя. ОЖ доливайте только в охлажденный до 50°С двигатель. Не используйте присадки для предотвращения утечек ОЖ.
Для своевременного обнаружения неисправностей двигатели диагностируют. Для диагностирования ЦПГ и герметичности клапанов используют вакуумметр, компрессометр, индикатор расхода газов. Их применяют при повышенном расходе масла и черном выхлопе.
Признаки износа вкладышей — снижение давления и появление стуков при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
Для проверки форсунки специальным прибором измеряют давление открывания, качество распыливания и надежность уплотнения.
Проверку ТНВД проводят на стенде. Топливо насосом, который приводят от электродвигателя, нагнетают через калиброванные эталонные форсунки в измерительные мензурки (по количеству цилиндров). Количество топлива за 1000 впрысков позволяет судить о равномерности и величине цикловой подачи. Более точно проверку топливной системы можно осуществить на стендах с электронной измерительной системой.
Электронная система диагностирования двигателей
Современные двигатели с электронной системой управления имеют в блоке управления систему бортовой диагностики (самодиагностики) OBD.
Эта система представляет доступ к информации о состоянии систем двигателя и была первоначально введена для контроля токсичности ОГ.
Современные расширенные версии (EOBD 2) представляют информацию о важнейших системах автомобиля и трактора. Информация выводится на экран дисплея и может считываться для более детального анализа через стандартизированный диагностический разъем. Все ТС, оснащенные EOBD, поддерживают единый протокол ее использования.
Диагностический разъем должен находиться внутри кабины на расстоянии не более 0,6 м от рулевой колонки. В нем должно быть 16 контактов в том числе для питания сканера. Диагностические коды неисправности EOBD состоят из буквы и четырех цифр: Р — диагностика двигателя и трансмиссии, В — кузова, С — шасси, U — шина обмена данными (САN).
Если используется стандарт EOBD, за буквой следует первая цифра «0». Следующая цифра указывает на подсистему ТС: «1» — топливная и воздушная системы, «2» — контур впрыска топлива, «3» — система зажигания «4» — токсичность ОГ, «5» — холостой ход, «6» — электронный блок управления и его цепи, «7, 8» — трансмиссия.
Следующие две цифры характеризуют конкретную неисправность. Так, код «Р0100» указывает на неисправность цепи датчика расхода воздуха, «Р0101» — на выход сигнала от этого датчика за пределы допустимого диапазона и т.д.
Всего в стандартной комплектации 790 кодов. Указанная информация может передаваться в сервисный центр в режиме реального времени посредством средств телеметрии.
Важно знать! Коды неисправности не указывают непосредственно на неисправность, а лишь информируют о проблеме в определенном узле. Хороший диагност должен не только знать устройство трактора или автомобиля, но и представлять, какие процессы происходят в проблемном узле.