Тема. Потребительские свойства товаров




Свойствами товара называются его объективные особенности, которые могут проявляться на любой из стадий жизненного цикла товара (проектирование, изготовление, распределение и потребление).

Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительской стоимости. Номенклатура потребительских свойств конкретного товара может включать десятки наименований. Выбор номенклатуры этих свойств конкретных товаров является важной задачей товароведения.

В процессе потребления товара его потребительские свойства могут оказывать положительное или отрицательное влияние на человека и окружающую среду.

 

По своей природе потребительские свойства делятся на физические, химические, физико-химические и биологические.

К физическимсвойствам относятся:

§ механические (прочность, деформация, твердость и др.);

§ термические (теплоемкость, теплопроводимость, огнестойкость, термостойкость, термическое расширение и др.);

§ оптические (цвет, блеск, прозрачность, лучепреломляемость и др.);

§ акустические (тембр, высота звука, звуковое давление и др.);

§ электрические;

§ общие физические свойства (масса, плотность, пористость).

Химические свойства характеризуют отношение товаров к действию различных химических веществ и агрессивных сред. Эти свойства зависят от химического состава и строения материалов. Наиболее важными из них являются водостойкость, кислотостойкость, щелочестойкость, отношение к действию органических растворителей, света, погодных условий.

Физико-химические свойства объединяют свойства, проявление которых сопровождается физическими и химическими явлениями одновременно:

§ сорбционные свойства (способность поглощать и выделять газы, воду и растворенные в ней вещества);

§ адгезионные свойства (свойства слипания или склеивания);

§ свойства проницаемости (воздухо-, паро-, водо- и пылепроницаемость).

Биологические свойства характеризуют устойчивость товаров к действию микроорганизмов, насекомых и грызунов.

 

Потребительские свойства можно разделить на простые и сложные свойства.

Простые свойства не подразделяются на более мелкие, но сами могут являться составными частями более сложных свойств.

Сложные или комплексные свойства всегда имеют несколько составляющих (простое свойство телевизора – объем, а сложное – работоспособность, включая качество «картинки», звука, способность принимать большее или меньшее количество программ, надежность работы и т.д.).

В зависимости от характера влияния на потребительскую стоимость выделяют функциональные, эргономические, эстетические свойства товара, его надежность и безопасность.

Функциональные свойства обеспечивают выполнение товаром своих функций в соответствии с назначением. Благодаря этим свойствам товар удовлетворяет материальные и духовные потребности человека. Номенклатура этих свойств зависит от целевого назначения товара. При оценке качества товара эти свойства являются наиболее весомыми.

Эргономические свойства обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, создают оптимальные условия для человека в процессе труда и отдыха, снижают утомляемость, повышают производительность труда.

Гигиенические свойства обеспечивают оптимальные условия для функционирования человеческого организма при пользовании товаром (поддержание оптимальных режимов температуры, влажности воздуха, освещенности, вентилируемости, допустимых уровней шума, вибрации и излучений, напряженности магнитного, электрического и электромагнитного полей). Нарушение допустимых уровней может отрицательно сказываться на самочувствии человека, вызывать дискомфорт, приводить к быстрой утомляемости при пользовании товаром.

Антропометрические свойства характеризуют соответствие товара размерам, форме и распределению массы тела человека и отдельных его частей. Эти свойства должны обеспечивать рациональную и удобную позу человека при использовании товара, способствовать формированию правильной осанки. Они характеризуются такими показателями:

1. соответствием изделия размерам тела человека;

2. соответствием изделия форме тела человека;

3. соответствием изделия распределению массы тела человека.

Физиологические свойства обеспечивают соответствие товара биофизическим свойствам человека, к которым относятся его силовые, скоростные и энергетические возможности.

Психофизиологические свойства обеспечивают соответствие товара особенностям органов чувств человека. К показателям этих свойств относится соответствие зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным и осязательным возможностям человека.

Психологические свойства характеризуют соответствие товара особенностям восприятия памяти и мышления человека, уровню его образования и привычкам. Эти свойства определяют показатели:

1. соответствие товара возможностям человека по восприятию, переработке и хранению информации;

2. соответствие товара закрепленным и вновь формируемым навыкам человека.

Эстетические свойства обеспечивают удовлетворение духовных потребностей человека (потребности в прекрасном).

Надежность – это свойство товара, характеризующее его способность сохранять свою потребительскую стоимость во времени (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость).

Безопасность товара характеризует степень защищенности человека и окружающей природной среды от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при его потреблении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: