А. Н. Бочковская, В. В. Винокуров, A.M. Дубянский, А. П. Забияко,
Б. А. Иванов, А. Н. Красников, А. В. Крылов, 3. Г. Лапина, А.О. Милянюк,
М. Г. Мокринский, Г. Б. Навлицкая, Е. В. Рязанова, 3. А. Тажуризнна,
3. П. Трофимова, И. Н. Яблоков
Редакционная коллегия:
канд. ист. наук Ф.М.Ацамба, д-р филос. наук К.И.Никонов.
д-р филос. наук 3. А. Тажуризина, д-р филос. наук И. Н. Яблоков (руководитель коллектива)
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Ф. Г. Овсиенко; доктор исторических наук, профессор А. М. Родригес
И 90 |
История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник / В. В. Винокуров, А. П. Забияко, 3. Г. Лапина и др.; Под общей ред. И. Н.Яблоко-ва. — М.: Высш. шк, 2002.—639 с,
ISBN 5-06-004209-Х
Во втором томе «Истории религии» раскрывается становление мировых религий — буддизма, христианства, ислама, показывается их историческое развитие, разделение на направления, течения, деноминации, осмысливаются современные процессы на фоне динамических социально-политических изменений в мире. Авторы анализируют также так называемые нетрадиционные религии и культы, вызванные к жизни сложными постмодернистскими цивилизационными процессами.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, преподавателей и учащихся старших классов лицеев гуманитарного профиля, всех интересующихся вопросами религиоведения.
ISBN 5-06-004209-Х (т. 2) ISBN 5-06-003789-4 |
УДК 2 ББК 86.2
' ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2002
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.
I
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во втором томе учебника «История религии» рассматриваются история мировых религий, а также современные нетрадиционные религиозные движения и культы. Выделение истории мировых религий в отдельный том как бы «отделило» их от своих истоков и предшественников, о которых идет речь в первом томе: буддизм ~ от ведической религии и брахманизма, христианство и ислам — от иудаизма и т. д. Однако фактически такая связь тщательно прописана, и внимательный читатель первого и второго томов такую связь легко обнаружит.
|
Объединяя мировые религии в одном томе, авторы исходили из того, что у этих религий имеются общие типологические признаки. Как было сказано1, мировые религии по своим типологическим признакам отличаются от родо-пле-менных и народностно-национальных, хотя генетически связаны с ними, заимствовали элементы верований и культа этих религий. Мировые религии возникали в поворотные эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Их основатели или группа основателей, понимая религиозные потребности масс, активно способствовали становлению этих религий. Формирование и развитие этих религий происходило в условиях образования «мировых империй», которые охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры. В мировых религиях находили отражение образы жизни различных классов, сословий, каст, племен, народностей, а потому их прозелитизм и проповедь носят межэтнический, межсословный, классовый характер, содержат идею равенства, представителей названных социальных групп (хотя не в каждой из указанных религий и не во всех случаях эта идея проводится последовательно). В то же время нельзя не отметить, что в истории различные направления мировых религий приобретали этническую окраску, возникала и реализовывалась тенденция к идентификации этнической и религиозной принадлежности.
|
Правомерность объединения мировых религий в отдельный том связана и с тем, что облегчает сравнительный анализ их. Самым большим по числу последователей является христианство, на втором месте:— ислам и лишь на третьем — буддизм. Зато буддизм возник ранее других — в середине I тысячелетия до н. э., христианство появляется в I веке, ислам — в VII. Хотя эти религии распространены в глобальном масштабе, все же можно говорить о регионах, в которых концентрированно представлена та или иная из них: буддистов более всего в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока, христиане превалируют в странах Европы, Северной и Южной Америке, в Австралии, большинство мусульман сосредоточено в Северной Африке и в Азии (исключая восточную ее часть): В последнее десятилетие заметна активная миграция ислама в страны традиционного распространения христианства. «Близость» мировых религий в тексте одного (второго) тома облегчает проведе-
См.: Т. 1. Введение. С. 29—32.
Буддизм |
ние сравнительно-исторического религиоведческого анализа их вероучения, культа и организационного строения. Подобно этому можно сказать, что легче за- '.4 поминаются взаимоотношения этих религий в истории: в разные периоды, в разных странах и регионах эти взаимоотношения носили и носят разный характер — от острых конфликтов (включая военные) до веротерпимости, толерантности и т. д.
|
Помещая изложение истории мировых религий в отдельный том, авторы
учитывали историю и современное распространение их в России. Россия_ ев
разийская, полиэтническая и поликонфессиональная страна: в состав населения
входят более 150 национальностей, в ней действует свыше 70 религиозных на
правлений. Однако большинство составляют представители мировых религий:
христиане, а среди них — православные; вторыми по численности являются
мусульмане, третьими — буддисты. Христианство, ислам, буддизм (и другие ре
лигии) составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов Рос
сии. Особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и
культуры играло православие. Не случайно история православия на Руси и в
России рассматривается в специальном разделе учебника. Хотя последователя
ми мировых религий являются представители разных этносов, все же историче
ски сложились тесные этноконфессиональные связи той или иной религии (или
ее направления) с определенным этносом: религиозно ориентированные рус
ские, украинцы, белорусы, грузины в большинстве являются православными.
Большинство верующих армян относятся к Армянской апостольской церкви,
поляков и литовцев — к католической церкви и т. д. У народов тюркской, на-
хско-дагестанской и некоторых других групп распространен по преимуществу
ислам; у бурят, тувинцев, калмыков — буддизм и т. д. Такой этнорелигиозный
плюрализм создает своеобразные этно-религиозно-культурные комплексы, меж
ду которыми складываются сложные и неоднолинейные отношения.
Заканчивается второй том, а значит и учебник в целом, рассмотрением со- ' временных нетрадиционных религиозных движений: раскрываются причины их возникновения, особенности их вероучения, культа, организации, деятельности, выявляются их этапы.
Авторы второго тома: Предисловие — д-р филос. наук И.Н. Яблоков; разделы «Возникновение буддизма», «Основные идеи и направления буддизма», «Ламаизм», «Распространение ламаизма», «Буддизм в Непальских Гималаях», «Буддизм в Бутане», «Буддизм в Сиккиме» — канд. ист. наук Б.А. Иванов; раздел «Буддизм в Шри-Ланке» — д-р ист. наук А.Л. Сафронова; раздел «Буддизм в Индокитае» — д-р ист. наук Н.Н. Бектемирова; разделы «Чань-буддизм», «Буддизм в нашей стране» — канд. ист. наук Б.Ц. Китинов; раздел «Ислам»—канд. ист. наук Ф.М. Ацамба, д-р ист. наук С.А. Кириллина; раздел «Возникновение христианств» — И.П. Давыдов, канд. филос. наук И.И. Ершова; раздел «Православие» — И.П. Давыдов, И.И. Ершова, канд. филос. наук Н.К. Дмитриева; раздел «Католицизм» — д-р филос. наук К.И. Никонов, д-р филос. наук З.А. Тажуризина; раздел «Протестантизм» — д-р филос. наук К.И. Никонов, д-р филос. наук З.А. Тажуризина; раздел «Древние восточные
церкви» — И.П. Давыдов; раздел «Новые религиозные движения и культы»__
д-р филос. наук И.Я. Кантеров.
I
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА
Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в культуре народов других регионов: Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Буддисты различных толков, школ, сект представлены практически во всех странах мира, составляя большинство населения в Шри-Ланке, Бутане, некоторых странах ЮВА. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 800 млн. человек.
Конечно, за прошедшие с момента возникновения тысячелетия буддизм значительно изменился, испытав влияния различных лольных культур, но тем не менее ядро буддизма достаточно устойчиво, позволяя идентифицировать различные религиозные течения от Тувы до Филиппин как буддизм. Поэтому изучение процесса возникновения буддизма позволяет понять причины его живучести и конкурентноспособности с более поздними мировыми религиями.
В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим авторитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний — Веды, сочетала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и богатый понятийный аппарат с архаическими социальными нормативами, закреплявшими племенной принцип принадлежности к социально-политической группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали немногие рода из варн брахманов и кшатриев, восходившие — реально или номинально — к арьям. Только их считали социально полноценными, «дваждырожденными», но даже и они были бессильны перед возникавшими отношениями собственности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этническом и культурном отношении; племенная 6
дружина вытеснялась войском, что приводило к снижению роли и статуса витязя-кшатрия. Доминирующей становилась верхушка аборигенных или, смешанных этносов, территориальных образований,— весьма арьянизированная, но тем не менее не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахманскую и кшатрийскую варны, не допускаемая к основным обрядам ведического ритуала. Эта рождающаяся элита оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших государствах, а иногда и сама правила там.
Социальным фоном существования широких масс стали распад традиционных связей, конец всемогущества родовой организации, незащищенность личности перед новыми социальными явлениями. Разложение основной производственной ячейки — большой патриархальной (а иногда и матрилинейной) семьи — и переход к земледельческой соседской общине подрывали власть племени и требовали нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.
Индия тогда изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами, искавшими утраченное ими и обществом в целом чувство социально-психологического комфорта. Их активное противостояние существующему миропорядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно приглядываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам новых идей крепнущую новую элиту.
На северной окраине индоарийского культурного ареала, в предгорьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личхавов, Вриджи — арьянизированных, но политически оппозиционных архаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали, привлекая наибольший интерес, мудрецы, учителя, школы, секты, предлагавшие свое видение мира. Не все учителя вышли за границы уже весьма аморфного брахманизма, не все оставили учеников. Среди нескольких основных направлений поисков ответа на «социальный запрос» наиболее успешным тогда оказался буддизм.
За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья — «царевич» Сиддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед универсальной для индийского самосознания идеей бесконечной череды перевоплощения души. Попытки понять смысл человеческого бытия и примириться с
идеей космического воздаяния-кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений, оставаясь в рамках традиционного мышления брахманизма, не удовлетворили его. Не помог и традиционный метод интуитивного познания — аскеза. Сформулированная же в процессе сверхинтенсивных, сконцентрированных до состояния транса размышлений этическая концепция, воспринятая как озарение («просветление»), оказалась убедительной для очень многих, ставших последователями Будды (буддха — «просветленный»).
Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени Шакья») удалось доступно и убедительно выразить умонастроения и ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно освободиться, есть путь освобождения.
Сам Будда и затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанным в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма: принимались принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), идеал долга, технология праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного действия к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный, «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.
В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к освобождению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути — повышение статуса будущего рождения — была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишенных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единождырожденными» право на участие в культе. Главной же целью буддиста, труднодостижимой, но реальной, стал выход уже в этом существовании из цепи перевоплощений: достижение состояния нирваны, «сверхбытия» (или не-бытия).
Социально активная, но не разрушительная идеология буддизма соответствовала новой социальной стратификации и распространялась в Южной Азии, преодолевая этнические и сословные границы. В III в. до н. э. Ашока (около 268—около 231/232 до н. э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества — сангхи и защитником этических норм буддизма — дхармы и тем самым укрепил центральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе
в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценностях» буддизма: учителе — Будде, учении — дхарме, хранителе истины — общине, сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть: архата, достигшего «надчеловеческого» состояния, или полубожественного бодхисаттвы, остановившегося на пороге нирваны из сострадания к отставшим на этом пути. Иерархия полубожественных персонажей быстро складывалась в пантеон, в который легко включались местные элементы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности также облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов. При этом в иноязычной среде возрастала роль эмоционального воздействия, наглядности: театрализованное™ ритуального действия, харизматичности священнослужителя, эстетики культового объекта, что ускоряло эволюцию буддизма от этического учения к религиозной системе.
Основные идеи и направления буддизма
Учение буддизма излагается в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (или «Трипитака» — «Три корзины» на языке пали).
По буддизму, жизнь зо всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций, или «потоков», нематериальных частиц — дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны — состояние покоя, блаженства, слияния с Буддой как космическим Абсолютом. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.
А Основу учения составляют «четыре великие истины», которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «просветления». Истины провозглашают, что: 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий — желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого
необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».
«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахи-мсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм и поэтому буддийским монахам запрещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром, а также есть после полудня. «Правильное знание» подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание — медитацию. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволят человеку рано или поздно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.
По буддийскому канону люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогают Будда и бодхи-саттвы.
По мере ассимиляции буддизма региональными культурами сформировался буддийский пантеон, объединяющий множество богов как индийского происхождения, так и пришедших из верований других народов, принявших буддизм.
Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: «узкий» путь освобождения — хинаяна и «широкий» — махаяна. В хинаяне путь к освобождению, или спасению, пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания; здесь относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника объявляется архат, то есть человек, добившийся освобождения от всего мирского. Крайняя простота отличает обрядовую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисаттвы; соответственно здесь возрастала значимость молитв, эмоциональной и иррациональной связи с высшими существами, обряда, магии, усложнялся пантеон.
Если в III—I вв. до н. э. буддизм распространялся за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем и на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в единой Ку-шанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь. В самой же Индии, выдержав конкуренцию типологически близких учений и школ, таких, например, как учение ад-10
живиков или джайнизм, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претерпевшим существенные изменения, многое заимствовавшим от буддизма, а главное — прочнее связанным с укрепившимся в Индии кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии в начале II тысячелетия н. э. под ударами мусульманских завоевателей, целенаправленно разрушавших последние оплоты буддийской учености — монастыри-университеты в долине Ганга. Уцелевшие монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет.
Тибетский буддизм, или ламаизм
В гималайском регионе буддизм принял форму ламаизма1. Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках, произошло от слова «лама» — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны. Синтез махаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований народов пригималайского региона был инициирован проповедниками из Индии и сложился в VII—XV вв. От махаяны ламаизмом унаследованы основы учения, религиозно-философские тексты, превосходящие древностью палийский канон, частично — пантеон.
Ваджраяна, или буддийский тантризм, — особое направление, оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль озарения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации. Проводник на этом пути (тантре) — наставник (гуру); пособие — эзотерические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы (янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, антропоморфным символом его созерцания выступают идамы (низшая категория божественных существ, часто — местные божества, включавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисаттвы. Сложился культ воплощений бодхисаттв. Развитие представлений о первооснове энергетического начала повлияло на складывание образа шакти — спутницы божества, его женской ипостаси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу местных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице: буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух будд создало пятерку покровителей вселенной, имевших многочисленные «семьи» и свиты: спутницы-шакти, духовные сыно-вья-бодхисаттвы, демоны-охранители и антиподы благих качеств
Ламаизм — не вполне точный, но все еще широко применяющийся и в религиоведческой, и особенно в популярной литературе термин. "11
будд — демоны-враги. Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи, будда Майтрея — как будущий будда, своеобразный мессия. Обожествлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче — VIII в.). Сложилась сложная символика и иконография. Более всего почитались бодхисаттвы: Авалокитешвара, «сын» Амитабхи, особенно в образе защитника Падмапани; Ваджрапани — великий маг; мудрец Манджушри. Чтились также личные охранители — идамы, наставники гуру, прежде всего воплощавшие первооснователей школ и монастырей. На низовом уровне почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения животворящей силы.
С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных элит и жрецов местных культов, буддизм кардинально трансформировался, приспосабливался, испытывал влияние местной культуры. Его успехи связывают с именем Падмасамбхавы, сознательно сделавшего синтез средством распространения своей религии. «Побеждая» магическими приемами местных жрецов-шаманов и «обращая» в буддизм местные божества-демоны, он и его ученики добились упрочения к XI в. позиций буддизма в Тибете. Жречество возникавших святилищ-«монастырей» не соблюдало, впрочем, обета безбрачия и, сращиваясь с аристократией, превращалось в наследственное землевладельческое сословие. В разных местностях укрепились разные, так называемые «красношапочные», направления, наиболее влиятельным из которых долго оставалась школа ньингмапа, основанная самим Падмасамбхавой и распространившая власть за пределы Тибета, особенно в Непале и Сиккиме. В Бутан и Сикким проникали проповедники школы карджупа (карьюпа), в Центральном Тибете сильна была школа сакьяпа.
В XIV в. школа кадампа стала ареной реформаторской деятельности, связанной с именем Цзонхавы (1357—1419), которая привела к возникновению «желтошапочной» общины гелугпа, ставшей вскоре ведущей в стране. Ее глава — воплощение Авалокитешвары Далай-лама (монг. «океан [мудрости]»), получивший этот титул от монгольских правителей в 1578 г. и ставший в XVII в. духовным и светским главой Тибета. Именно этот, более строгий (в частности, с безбрачием лам) ортодоксальный вариант ламаизма преобладает в Тибете и распространился к северу от него: в Монголию, Бурятию, Калмыкию.
Центром политической, ритуальной, культурной жизни районов распространения тибетского буддизма стал монастырь с иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощения будд, бодхисаттв, видных деятелей буддизма — «живые боги»). Большинство лам трудилось на землях монастыря, и лишь вер-12
хушка жила исполнением обрядов в храме и в домах прихожан — ка-лендарно-производственных, возрастного цикла, лечебно-магических.
Именно обряд был основной целью тибетского буддизма, способом вырваться из череды перерождений. Главным для верующего было накопление заслуг через исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв и очищение от скверны греховных поступков. В монастырях накапливались, демонстрировались и использовались в ритуале разнообразные культовые принадлежности: иконы-танка, реликварии, музыкальные инструменты, ксилографированные канонические тексты Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: будды Шакьямуни, бодхисаттв, Падмасамбхавы, лам-основателей. Впечатляющи и разнообразные культовые сооружения: комплексы монастырей, деревенские храмы, часовни, молитвенные барабаны-цилиндры с тысячами оттиснутых молитв внутри, вращаемые руками или водой, стены и отдельные камни с высеченными молитвами, флаги, чортены, происходящие от ступ-реликвариев раннего буддизма, но по форме — храмы-башенки с многоярусными крышами со шпилями.
Распространение тибетского буддизма. Большое значение для перспектив закрепления ламаизма в Центральной Азии имела принадлежность племени или его части к конкретному хозяйственно-культурному типу, что обусловливало, в частности, прежде всего ландшафтную зону обитания (например, высоту над уровнем моря), определяло соседство и интенсивность контактов с носителями других религий. Чем выше по склонам обитало племя, чем значительнее в его хозяйстве был удельный вес отгонного скотоводства, тем большей была его политическая и культурная автономия, тем сильнее влияние ламаизма.
В итоге тибетский буддизм смог монополизировать духовную жизнь этносов высокогорья и кочевников засушливых степей, глубоко внедриться в их социальную структуру. В борьбе с племенными верованиями наибольшего успеха первоначально добились «красношапочные» школы, органично включавшие местные культы. Именно приспособленность ритуала ньингмапа к местным традициям, отработанный механизм инкорпорации локальных культов в мифологию и пантеон буддизма (например, через легенду о превращении Падмасамбхавой местных духов и божеств в охранителей буддийской веры) обеспечили ей ведущее место в Гималайском регионе.
Автохтонная религия бон в борьбе с ламаизмом не исчезла, но отступила территориально и функционально: монастыри и святилища бон существуют, например, на периферии ламаистского мира, на южных склонах Гималаев — в верховьях р. Калй-Гандак, в Мустанге, в Долпо. В виде же архаичных пластов «народного буддизма» элементы бон весьма многочисленны, особенно в районах буддийско-индуистских свя-
тилищ (например, храмовый комплекс Муктинатх), выросших, очевидно, на основе общеплеменных культов. Эти элементы испытывают там вдобавок постоянное влияние со стороны индуистского тантризма. Немаловажно также значение ритуала бон для сохранения шаманских верований и практики, причем не только у тибетцев-ламаистов.
Развитие буддизма в Тибете, его реформа в XV—XVII вв. сделали этот район «метрополией» по отношению к соседним странам, средоточием монастырей — основателей и центров различных течений. Столица Тибета — Лхаса — была до 1959 г. резиденцией Далай-ламы. В том году в Тибетском районе КНР вспыхнуло восстание, имевшее национально-религиозную окраску, закончившееся бегством Далай-ламы и более ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона) в Непал, Бутан, Индию, где и проживает сейчас глава ламаистов.
Ламаизм в Непале. В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины Катманду, среди которых ваджраяна начала распространяться еще в I тысячелетии н. э. В долине были построены крупнейшие буддийские храмы Бодхнатх и Сваямбхунатх. Однако симбиоз с кастовой структурой индуистского Непала и политическое давление ослабляют буддизм неваров. Впрочем в высокогорных районах около ста тысяч этнически близких тибетцам непальцев исповедуют «красноша-почный», нереформированный ламаизм, прежде всего — ньингмапы, приспособившейся к местным традициям и отработавшей механизм поглощения местных культов.
В высокогорных районах Северного Непала (в долинах Больших Гималаев и на отдельных участках Тибетского нагорья, на высоте более 3 тыс. м над уровнем моря) обитают группы (около 100 тыс. человек), имеющие в Непале общее название бхоте, бхотии (от Бхот — Тибет, бхотии — тибетцы). По этногенезу, хозяйственно-культурному типу, языку они очень близки тибетцам (доля автохтонного компонента у непальских бхотиев, очевидно, невелика). Предположительное время начала заселения ими непальских Гималаев — конец I тысячелетия н. э., появление на политической карте страны «княжеств» бхотиев — первая половина II тысячелетия н. э. В это время в высокогорном и среднегор-ном Непале активно действуют миссионеры ламаизма и бон, строятся культовые сооружения и монастыри школ сакьяпа, друкпа карджупа и особенно ньингмапа.
Воздействие тибетского буддизма на общество базируется не только и, вероятно, не столько на доминировании в сфере духовной культуры, сколько на социальной роли лам. В высокогорных селениях ламы не просто монахи (если они вообще обитают в монастырях и соблюдают аскезу), они и жрецы общинного храма (организующие церемонии ка-лендарно-производственного цикла), семейные жрецы (отправляющие 14
возрастные обряды от рождения до смерти), посредники в общении верующего с божеством (конкурирующие в этом, как и в функции лекаря и экзорциста, с шаманом и часто прибегающие к камланию), учителя, астрологи, ремесленники, танцоры, музыканты, прорицатели. Нестрогость или необязательность безбрачия для «красношапочных» лам привела к складыванию сословия наследственного жречества, тесно связанного с феодальной аристократией.
В Гималаях и Тибете насельники монастыря — трасанг — возглавляются настоятелем — - кхенпо, которому в хозяйственных делах помогают два ньерва, учитывающие пожертвования и ведущие монастырское хозяйство. Иерархи высшего ранга — геше, как правило, являются наставниками— лопен. Обычно ламы обитают в монастыре лишь часть года, чаще всего они собираются во время праздников либо поочередно выступают в роли смотрителей монастыря, большую же часть времени посвящают обслуживанию семей прихожан, работе на своем или семейном участке, реже — паломничеству или медитации.
Материальной основой их существования, кроме личных доходов от хозяйства и совершения различных обрядов по заказам верующих, служат доходы от монастырской собственности, а главное — регулярные и обязательные подношения членов общины. Специальный ее представитель наряду с ньерва фиксирует объем и регулярность этих даров.
Как и в других регионах распространения буддизма, верующие ламаисты стремятся к накоплению религиозных заслуг. Таковыми считаются соблюдение этических норм буддизма (дхармы), поддержка монахов, молитва, паломничество.
Календарь главных праздников у каждой школы свой. Все они основаны, однако, на тибетском лунном календаре и имеют общие черты. Например, 10-й, 15-й, последний дни лунного месяца — дни совместных молитв; даты рождения и смерти (нирваны) Будды — общие праздники буддизма; отмечаются основание монастыря, дата рождения основателя школы, два новогодних праздника: официальный («королевский») Новый год в середине февраля и «крестьянский» Новый год в январе, ближе к зимнему солнцестоянию. В дни летнего солнцестояния выполняется цикл обрядов, связанных с культами плодородия.
Паломничество, рекомендуемое буддисту, совершается в Гималаях «попутно» с сезонными перемещениями: летом, в период отгона скота на высокогорные пастбища, посещаются местные святыни и монастыри Тибета, зимой же многие горцы-ламаисты отправляются с продуктами своего труда и выменянной в Тибете солью в среднегорный Непал, в первую очередь в долину Катманду, где у крупнейшей ступы и монастыря Бодхнатх устраивается сезонная ярмарка. 15
Культовые сооружения буддизма в Гималаях — это монастырские комплексы с храмами, общинные храмы, общественные здания деревни, семейные и личные часовни, кельи отшельников, храмы местных божеств, ступы-чортены разных типов, молитвенные барабаны, стены, флаги, часовенки для водяных молитвенных барабанов, камни со священными формулами буддизма.
Монастырь-гсшиа — выступает как топографический и иерархический центр комплекса других объектов, входящих в «зону святилища» (одновременно и сфера судебного иммунитета монастыря). Типичный монастырь включает группу зданий, образующих внутренний двор. Три стороны квадрата заняты жилищами монахов, трапезной, кухней, приютом для паломников, четвертая — двухэтажный храм-святилище, включающий собственно храм на первом этаже и жилище настоятеля, храм божества-охранителя, библиотеку и хранилище культовых предметов на втором этаже. Двор монастыря играет заметную роль — вмещает участников и зрителей важнейших церемоний и мистериальных представлений.