СОСТАВЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫКОРОБКИ СКОРОСТЕЙ С НАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
Вал – деталь механизма, предназначенная для передачи крутящего момента и восприятия действующих сил со стороны расположенных на нём деталей и опор.
Винтовая передача – механическая передача, преобразующая враща- тельное движение в поступательное (редко наоборот). Состоит из винта и гайки.
Зубчатая передача – часть механизма, в состав которой входят зуб- чатые колёса. Служит для передачи вращательного движения между ва- лами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся или скрещи- вающиеся оси.
Зубчатое колесо (шестерня) – основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машино- строении принято называть малое зубчатое колесо с меньшим числом зубьев шестерней, а большое – колесом.
Кулачок – подвижное звено кулачкового механизма, совершающее вращательное движение и имеющее поверхность переменной кривизны или форму эксцентрика.
Мальтийский механизм – механизм создания прерывистого движе- ния, преобразующий равномерное вращательное движение в прерыви- стое вращательное движение.
Модуль – основной параметр зубчатой передачи, который определя- ется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Выражается в миллиметрах.
Муфта – устройство, предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей и передачи крутящего момента. Служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу.
Ось – деталь машины, предназначенная для соединения и закрепле- ния деталей между собой. Оси бывают вращающиеся и неподвижные. В отличие от вала, ось не предназначена для передачи крутящего момента. Передача рейка-шестерня – один из видов механических передач, преобразующий поступательное движение во вращательное и наоборот.
Состоит из рейки и шестерни.
Подшипник – изделие, являющееся частью опоры или упора, кото- рое поддерживает вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает враще- ние, качение или линейное перемещение (для линейных подшипников) с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от по- движного узла на другие части конструкции
Рейка – стержень (планка) прямоугольной или цилиндрической формы с нарезанными зубьями. Используется в паре с шестерней для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот.
Ременная передача – это передача механической энергии при по- мощи гибкого элемента – приводного ремня, за счёт сил трения или сил зацепления (зубчатые ремни). Может иметь как постоянное, так и пере- менное передаточное число (вариатор), валы которого могут быть парал- лельными, пересекающимися или со скрещивающимися осями.
Храповик – зубчатый механизм прерывистого движения, предназна- ченный для преобразования возвратно-вращательного движения в пре- рывистое вращательное движение в одном направлении. Чаще всего ис- пользуется как предохранительный механизм.
Цепная передача – это передача механической энергии при помощи гибкого элемента – цепи, за счёт сил зацепления. Может иметь как посто- янное, так и переменное передаточное число (напр. цепной вариатор).
Шатун – деталь кривошипно-шатунного механизма, соединяющая поршень, совершающий возвратно-поступательное движение с коленча- тым валом (или кривошипом) совершающим вращательное движение.
Шкив – фрикционное колесо с ободом или канавкой по окружности, которое передаёт движение приводному ремню или канату. Часть ремен- ной передачи.
Эксцентрик – диск, насаженный на вращающийся вал так, что ось вращения диска не совпадает с осью вращения вала. Используется для преобразования вращательного движения в поступательное.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КИНЕМАТИЧЕСКИХ СХЕМ
Таблица 1.1
Условные обозначения различных типов передач
Блоки зубчатых колес | ||
Подвижные
![]() | Неподвижные
![]() | |
Соединения валов | ||
Глухое
![]() | Предохранительной муфтой
![]() | Шарнирное
![]() |
Ременные передачи | ||
С зубчатым ремнем
![]() | С плоским ремнем
![]() | С клиновым ремнем
![]() |
Муфты | ||
Кулачковая
![]() | Односторонняя электромагнитная
![]() | Фрикционная
![]() |
Зубчатые передачи | ||
Цилиндрическая
![]() | Коническая
![]() | |
Червячная
![]() | Реечная
![]() |
Таблица 1.2
Условные обозначения различных типов подшипниковых опор
Тип подшипника | Радиальный | Радиально- упорный односторонний | Радиально упорный двухсторонний | Упорный двухсторонний |
Без уточнения типа |
![]() |
![]() |
![]() | ![]() |
Скольжения | ![]() |
![]() |
![]() | |
Качения шариковый |
![]() |
![]() |
![]() | |
Качения роликовый |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис.1.1. Кинематическая схема зубофрезерного станка