Районный конкурс «Лучший читатель школьной библиотеки»
Номинация: «Библиотечный проект»
«Музей проживания одной книги»
Творческий проект
Авторы: ученицы 4 Б класса
МБОУ «ОСОШ № 2»
Милькова Алина
Росткова Саша
Руководитель:
учитель начальных классов
Данилова Анна Викторовна.
п. Октябрьский, 2018
Паспорт проекта
· Авторы и исполнители проекта – ученицы4 Б классаМБОУ «ОСОШ № 2»Милькова Алина и Росткова Саша.
· Руководитель проекта – Данилова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «ОСОШ № 2».
· Тема проекта: «Музей проживания одной книги».
· Тип проекта – творческий, информационный.
· Продолжительность выполнения – пять месяцев.
· Цель проекта: глубокое проживание книги В.Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи» через создание художественных образов, особо запомнившихся моментов.
· Задачи проекта:
1. Прочесть книгу.
2. Выбрать наиболее впечатляющие и значимые места в тексте, обсудить – как отобразить их в экспонатах музея проживания книги.
3. Распределить роли по созданию музея проживания книги между участниками проекта.
4. Создать экспонаты.
5. Выстроить экскурсию по нашему музею, составить текст для экскурсоводов.
6. Оформить список использованных источников, заполнить паспорт проекта.
7. Посмотреть фильмы, основанные на книге В.Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» и «Отряд Трубачева сражается».
8. Выступить с презентацией проекта на районном конкурсе «Лучший читатель школьной библиотеки».
9. Передать экспонаты в школьную библиотеку.
● Актуальность: Тема Великой Отечественной войны всегда значима, ведь мы стараемся не забыть это важное событие в жизни нашей страны. Нам много в школе рассказывают страшных событиях войны. Но особенно интересно, когда говорят о том, как в годы войны жили наши сверстники. Когда рассказывают жизненные истории.
|
· Аннотацияпроектного продукта – четыре экспоната музея проживания двух первых частей трилогииВ.Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Ход работы
Знакомство с книгой
Книгу Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи» [1]нам предложила прочитать школьный библиотекарь. Это оказалась большая трилогия.
Уже с первых страниц книга нас очень заинтересовала, ведь герои – наши ровесники. Первое, что нас сразу заинтересовало – это слово «товарищество». Мы как-то больше привыкли слышать слово «дружба», «друзья», а не «товарищи». Поэтому мы обратились к словарям за этим понятием. Оказалось, что это, может быть, меньше чем «друг», но больше, чем «приятель».«Товарищ – человек, действующий, работающий вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни, и потому близкий ему».[2]Учитель сказала, что раньше даже принято было обращаться к незнакомому человеку – «товарищ»: «Товарищ, помогите, пожалуйста». Или учитель обращался к маме ученика: «Товарищ Петрова, зайдите в школу».
Мы читали книгу главу за главой, обсуждали и даже немного соревновались, кто больше прочитал.
Выбор наиболее значимых мест в книге и обдумывание экспонатов
Нам учитель предложила попробовать сделать проект, мы даже не раздумывали и принялись за работу. После прочтения книги мы собрались с руководителем и стали выделять самые важные фрагменты книги. Это было очень сложно, ведь там было много интересных моментов и все хотелось охватить. В ходе долгих обсуждений выделили основные – четыре. Стали сразу продумывать будущие экспонаты.
|
Решили, что в книге очень важный момент связан с куском мела, из-за которого все в классе переругались, начали покрывать один другого, вместо того чтобы сесть и разобраться в ситуации.
Следующий очень важный момент в книге – это начало войны. Когда ребята были в лесу и ещё ничего не знали, наблюдали над летающими самолётами.
Ещё один трогательный момент связан с девочками, а особенно с Нюрой Синицыной, которая, как и многие девчонки в то время, любила шить, и взяла с собой клубочек ниток и маленькие ножницы. Именно они встречаются в книге несколько раз, и многое дают понять увидевшему их.
И самым значимым моментом, где особенно проявилось товарищество, стал момент в лесу, где ребятам самостоятельно пришлось из ничего приготовить суп. В кармане у Мазина была корочка сухого хлеба и кусочек сахара.
Распределение ролей по созданию музея
Стали обсуждать каждый экспонат и рассуждать, как его можно создать. Первым экспонатом решили взять кусок мела в классе, но посмотрев на квадратный кусок, задумались, такой ли он был в предвоенное время. Решили опросить знакомых бабушек, и после того, как узнаем, какой формы был мел, будем искать нужный.
Для воссоздания образа начала войны решили сделать макет. Подумали, что всё можно сделать из пластилина, но для этого понадобится коробка, которую решила сделать Алина, также она согласилась сделать палатку. Саша взяла на себя ответственность создать фон и дерево. Ещё решили сделать героев Митю и Трубачёва, для этого договорились, что Саша сделает вожатого, а Алина – Васька. Все остальные детали для макета договорились делать совместно.
|
Обсуждая экспонат «клубок ниток и ножницы», вспомнили, что в книге было сказано, что рядом с ними была рассыпана манка. Этот момент тоже очень важен, ведь девчонки собрали эту крупу и сварили кашу, чтобы накормить малышей. Долго думали, какие были нитки и пришли к выводу, что раз Нюра занималась вышивкой, то тут больше подойдут нитки мулине. Саша сказала, что дома у неё есть такие нитки, и она может из них смотать клубок. Алина вспомнила, что у неё есть маленькие ножницы, которые она обязательно принесёт.
При обсуждении последнего экспоната Анна Викторовна вспомнила, что в запасах её бабушки есть сахар, который лежит очень давно, и он наверняка будет похож на тот кусок из кармана Мазина. Корочку хлеба пообещала засушить на печке Алина.
Просмотрфильмов
Для того чтобы рассмотреть лучше образы героев и,самое главное, разобраться с формой мела решили посмотреть фильмы, снятые по книге. Их мы смотрели всем классом.
После просмотра были немного разочарованны. Фильм очень сильно отличается от книги. Мел, конечно, мы там увидели, увидели и Нюрины ножнички с клубочком, но там они были гораздо крупнее, чем мы их представляли. Ещё мы не увидели в фильме корочку хлеба, из которой ребята сварили похлёбку с грибами. Был, конечно, момент, когда Севе Малютину стало плохо, т.к. у него больное сердце. По книге они отдали единственный кусочек сахара именно ему, понимая, что для него это важнее, но в фильме мы этого не увидели.
Фильм очень хороший, наши одноклассники смотрели его с удовольствием. Но те, кто читали книгу, будут в смятении, как и мы. Самое главное отличие в фильме – это замена героев. С детьми по книге оставался вожатый Митя, а в фильме с ними остался учитель Сергей Николаевич.
После просмотра фильмов пришли к выводу, что раз делаем музей проживания книги, то и будем пользоваться теми образами, которые представляли ранее, при прочтении книги.
Создание экспонатов
(Фотографии экспонатов – см. Приложение 2, с.9 -12)
Начали работу с создания макета. Саша нарисовала фон и сделала дерево. Для ствола использовала веточку дерева, крону делала из бумаги, которую сверху покрыла пластилином. Алина сделала палатку из старыхджинс, основанием послужила проволока и пластилин. Анна Викторовна принесла коробку, которую Алина обклеила самоклеющейся бумагой. Дома слепили героев Митю и Васька. Когда принесли всё в класс, то увидели, что друг с другом не договорились, и получилось так, что Васёк по росту и размерам гораздо крупнее, чем Митя, а такого быть не может. Поэтому все вместе немного изменили героев.
На коробку закрепили фон и стали лепить самолёты. (См. Приложение 1, с. 8)Долго думали, какими они должны быть и решили, что раз это самолёты врагов, то они должны выглядеть устрашающе. Договорились сделать их тёмными, возможно не очень похожими на настоящие. Для экономии пластилина использовали бумагу, которую смяли, сверху облепили пластилином и сделали крылья. Для того,чтобы самолёты выглядели летящими и придумали закрепить их на проволоку. Нам это удалось. Когда все задумки были выполнены, возникла новая проблема. Митю и Васька нужно было куда-то посадить, не на землю же. Решили сделать бревно и слепили его из пластилина, структуру дерева предали с помощью стержня от ручки. Когда макет был готов, нам показалась палатка какой-то пустоватой. Мы придумали туда поместить ещё одного из мальчишек, который выглядывает из палатки.
Для воссоздания куска мела ходили, опрашивали знакомых бабушек и просили вспомнить, какую форму имел мел в их время. Версии были различны, кто-то говорил, что он был в форме бруска, кто-то, что круглый. Сашина соседка, ветеран войны Галина Федоровна, припомнила, что в её время обучения был мел круглый или вообще бесформенный, от которого откалывали кусок нужного размера. Мы порассуждали и решили, что раз дело происходит в Москве, а не в деревне, то там, скорее всего, не было проблем с мелом и решили, что возьмём круглый мел.
При создании экспоната вещей Нюры Синицыной опять же были трудности. Алина принесла маленькие ножницы, но они были с пластмассовыми ручками, розового цвета. Учитель сказала, что таких ножниц в то время не было. Тогда отправились в магазин и нашли маленькие ножницы, на наш взгляд, похожие на ножницы того времени.Клубок ниток смотала Саша, но для того чтобы он был чуть крупнее сначала добавила туда бумаги и обмотала белыми нитками, а уже потом нитками мулине. Алина принесла манки, которую мы рассыпали вокруг клубка и ножниц.
Для создания экспоната кусочка сахара и корочки хлеба Анна Викторовна принесла сахар. Этот кусочек был очень похож на тот, который нёс Мазин, ведь время от времени он доставал его и лизал, у нашего кусочка чуть отколот уголок, будто его кто-то откусывал. Корочку хлеба принесла Алина, она засушила его на печке. Для большей правдоподобности мы чуть срезали уголки у корочки, чтобы было похоже, что его кто-то грыз.
Результаты
В ходе данной работы нам удалось не только очень внимательно прочитать произведение, но и вместе с героями пережить их трудности. Воссоздали образы из книги, получились экспонаты, которые отражают разные этапы жизни Васька и его товарищей.
Сама книга оказалась очень интересной и нам понравились ребята, жившие в то время. Они очень ответственные, уважающие взрослых, а самое главное настоящие товарищи. Хочется брать с них пример.