Совокупный спрос и совокупное предложение




МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Основная задача при осуществлении государственного регулирования национальной экономики - добиться ее стабильного роста и развития без резких спадов и подъемов при одновременном росте уровня жизни населения. Макроэкономический анализ устойчивости экономики страны обычно проводится на модели совокупного спроса (aggregate demand) AD и совокупного предложения (aggregate supply) AS.

Совокупный спрос – это объем ВВП (Y D), которые субъекты макроэкономики (домохозяйства, фирмы и государство) готовы купить по рыночным ценам в течение определенного периода времени (другие факторы, за исключением цены, остаются постоянными). Под словом «готовы» в этом определении подразумевается, что субъекты макроэкономики могут купить, потому что они хотят этого (т. е. они предпочитают эти товары и услуги) и способны это сделать (доходы и объем ВВП позволяют это сделать)

Математически уравнение спроса представляет собой некоторую функцию (стоимость купленных товаров и услуг) многих переменных:

YD = f(Р, X2, …, Xn)

где Р - общий уровень цен (обычно определяемый в рамках так называемой «потребительской корзины»). Остальные переменные (X2, …, Xn) называются неценовыми факторами. Это соотношение между совокупным спросом и ценой называют законом спроса. Закон спроса может быть представлен в виде таблицы, уравнения или графика.

Если отложить общий уровень цен P на вертикальной оси и соответствующий ему объем ВВП YD на горизонтальной оси, то совокупный спрос AD будет представлять собой нисходящую кривую, объединяющую кривые рыночного спроса в отдельных отраслях экономики страны (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса

 

Падающий характер кривой совокупного спроса объясняется тем, что при росте уровня цен потребление домашних хозяйств (C) и закупки правительства (G) уменьшаются, а, следовательно, падает ВВП (Y) (при постоянстве двух других составляющих Y). При этом снижается уровень жизни и покупательная способность населения, что, естественно, приводит к движению по кривой совокупного спроса AD вверх. Наоборот, снижение уровня цен (или рост реальной заработной платы) ведет к перемещению по кривой совокупного спроса вниз.

Однако есть еще другие факторы неценового характера, которые вызывают смещение кривой совокупного спроса вправо (увеличение спроса) или влево (уменьшение спроса). Основными неценовыми факторами, вызывающими эти смещения, являются:

· изменение процентной ставки Центробанка;

· изменение импорта (за счет увеличения или уменьшения пошлин);

· изменение денежной массы (ее рост вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение – уменьшение);

· инфляционные ожидания населения (увеличение совокупного спроса);

· государственные закупки смещают кривую совокупного спроса вниз (и влево) - при снижении закупок и вверх (вправо) - при их увеличении;

· налоговая политика государства (рост налогов вызывает сокращение совокупного спроса, снижение – увеличение совокупного спроса);

· внешнеэкономические факторы и таможенная политика государства (например, высокие тарифы и запреты на ввоз с/х продукции вызывают рост цен и падение совокупного спроса).

Величины процентной ставки (процента по кредиту) оказывает большое влияние как на потребление домашних хозяйств (C), так и на размер инвестиций (I), импорт выступает в роли товара-заменителя и влияет на величину чистого экспорта (Xn) (при росте импорта размер чистого экспорта уменьшается). Эффект процентной ставки (r) означает, что более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги для покупок, вызывая рост процентной ставки. Это, в свою очередь, ведет к сокращению спроса на реальный объем национального производства и смещению кривой AD влево. Наоборот, если процентная ставка ниже уровня прибыли, то фирма может взять кредит и инвестировать его в расширение (или модернизацию) производства. Кривая AD смещается вправо (рис.4.1).

В макроэкономике используется понятие совокупного предложения (aggregatesupply) AS, под которымпонимается объем производства товаров и услуг Y, который может быть предложен всеми производителями страны в зависимости от общего уровня цен P в экономике. В целом кривая предложения носит возрастающий характер (при росте цен прибыль производителя увеличивается и производство становится более привлекательным) и зависит как от уровня цен, так и неценовых факторов. Согласно классическому подходу, изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного предложения вверх-вниз (подобно движению по кривой совокупного спроса). Неценовые факторы вызывают сдвиги кривой предложения вправо-влево в зависимости от снижения или увеличения средних издержек (рис.4.2).

 

Рис.4.2. Кривая совокупного предложения (классический подход)

 

К основным неценовым факторам относятся:

  • изменение цен на факторы производства (в том числе заработной платы);
  • налоговая политика государства;
  • погодные условия (на сельскохозяйственное производство и туризм);
  • мировые цены на нефть и газ и т.д.

Сдвиги обычно свидетельствуют о новом уровне издержек на единицу продукции и, следовательно, при одном и том же уровне цен вызывают изменение реального выпуска. Например, удорожание такого фактора, как труд, приведет к смещению кривой AS1 влево в положение AS2 и уменьшению совокупного выпуска до уровня Y2 при заданном уровне цен P1. Наоборот, снижение цены труда вызовет сдвиг кривой совокупного предложение вправо в положение AS3. Аналогично, введение более жестких стандартов на выброс вредных веществ заставляет фирмы устанавливать дополнительные очистные сооружения и фильтры, что вызывает рост издержек и сокращение выпуска. Сдвиги кривой совокупного предложения показаны на рис.4.2 пунктирными линиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: