Аудирование (слушание). Слушание литературного текста, восприятие на слух звучащей речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий слушаемого текста, понимание сути услышанного.
Чтение. Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пути и возможности ознакомления с произведением. Чтение литературных произведений, соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие содержательные линии: осознанное и беглое чтение, анализирование прочитанного, умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделение главной мысли, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания текста, прикладное использование книги как источника информации.
Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам.
Русское устное народное творчество (сказка, поговорка, пословица, загадка, считалка). Особенности малых жанров фольклора. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые особенности сказок, рассказов, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по научно-популярным произведениям. Исторические, приключенческие, сатирические произведения.
Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения) текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста. Умение отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста. Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений. Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств языка произведения.
Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному произведению в письменной форме. Дать письменную характеристику литературному герою. Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.
Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки, полученные на уроках башкирского и русского языков. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать характеристику героям прочитанных произведений.
Теория литературы. Обладание начальными научными понятиями в области теории литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства выразительности (сравнение, описание, олицетворение).
Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка, частушки.
Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой, портрет героя, авторская характеристика.
Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы.
Тематическое планирование
Раздел (тема) | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ, диктантов, тестов | Кол-во комплексных проверочных работ | |
Малые жанры русского фольклора | ||||
Вижу чудное приволье | ||||
Учимся уму-разуму | ||||
Дорогами сказок | ||||
ИТОГО |
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование по родной литературе (русская)
А класса на 2019-2020 учебный год
I четверть
Часов
№ п/п | Содержание | Дата | |
план | факт | ||
1. | Малые жанры русского фольклора -1 ч Пословицы, поговорки, загадки. | 03.09 | |
2. | Вижу чудное приволье -14 ч Н. Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну...» М. Пришвин «Осеннее утро» А. Твардовский «Начало осени» | 10.09 | |
3. | К.Ушинский «Проказы старухи-зимы» | 17.09 | |
4. | В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза» | 24.09 | |
5. | В.Одоевский «Мороз Иванович» | 01.10 | |
6. | М.Пришвин «Лесная капель» Н.Сладков «Ивовый пир» из цикла «Лесные шорохи» | 08.10 | |
7. | Е.Чарушин «Перепёлка» | 15.10 | |
8. | М. Пришвин «Журка» | 22.10 |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II четверть
Часов
№ п/п | Содержание | Дата | |
план | факт | ||
1. | М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» | 05.11 | |
2. | Н. Сладков «Проталина | 12.11 | |
3. | К.Коровин «Баран, заяц и ёж» | 19.11 | |
4. | Н. Рубцов «Про зайца» | 26.11 | |
5. | К. Паустовский «Барсучий нос» | 03.12 | |
6. | В. Бианки «Хвосты» Э. Шим «Муравейник» | 10.12 | |
7. | Проверочная работа | 17.12 | |
8. | Учимся уму-разуму -9 ч Л. Осеева «Волшебная иголочка» | 24.12 |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III четверть
Часов
№ п/п | Содержание | Дата | |
план | факт | ||
1. | Н.Носов «На горке» | 14.01 | |
2. | С. Михалков «Прогулка» С. Михалков «А что у вас?» | 21.01 | |
3. | И. Панькин «Легенда о матерях» | 28.01 | |
4. | И. Панькин «Легенда о матерях» | 04.02 | |
5. | А.Рубинов «Ступенька» | 11.02 | |
6. | Е.Пермяк «Четыре брата» | 18.02 | |
7. | В. Катаев «Цветик-семицветик» | 25.02 | |
8. | К.Курашкевич «Бессмертие» | 03.03 | |
9. | Дорогами сказок -8 ч Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | 10.03 | |
10. | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» | 17.03 |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV четверть
Часов
№ п/п | Содержание | Дата | |
план | факт | ||
1. | Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | 07.04 | |
2. | Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное» | 14.04 | |
3. | А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | 21.04 | |
4. | А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | 12.05 | |
5. | Русская народная сказка «Белая уточка» | 19.05 | |
6. | Итоговая контрольная работа за год. | 26.05 |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Календарно- тематическое планирование по родной литературе (русская)