ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1
Раскройте категориально-понятийный аппарат педагогической аксиологии
Педагогическая аксиология – это большая область педагогических знаний, которая рассматривает ценности образования со стороны самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию в целом, базируясь на ценности самого образования. Предметом педагогической аксиологии выступает формирование ценностного сознания, отношения и ценностного поведения личности. Отдельный индивид или общество признаются носителями ценностей. Определение ценностных аспектов образования возможно только на основе общечеловеческих ценностей. Задачи педагогической аксиологии заключаются в следующем: - анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей; - определение ценностных оснований образования, которые отражают его аксиологическую направленность; - формирование ценностных подходов к определению стратегий развития и содержания отечественного образования.
Место и функции аксиологического компонента методологической культуры педагога
В аксиологическом аспекте профессионально культура педагога рассматривается как часть общечеловеческой культуры, включающая систему ценностей-регуляторов педагогической деятельности (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич и другие).
По мнению ряда ученых профессионально-педагогическую культуру можно представить как интегральное высшее качественное образование личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель профессионального самосовершенствования (Р С. Пионова и др.).
Теория и практика показывают, что профессионально-педагогическая культура педагога предполагает наличие у него следующих характеристик:
· педагогическое мастерство;
· высокий уровень психолого-педагогической подготовленности;
· специальные знания и умения;
· личностные качества;
· нравственная воспитанность, авторитет;
· педагогический такт;
· культура речи.
Профессионально-педагогическая культура является мерой и способом творческой самореализации личности педагога в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. В структуре профессионально-педагогической культуры выделяют (в. А. Сластенин и другие) аксиологический, технологический, индивидуально-творческий компоненты (см. схему 20). Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры предполагает наличие ценностно-педагогической направленности личности педагога, проявляющейся в сформированной потребности в педагогической деятельности. Сформированная потребность определяется как осмысленное и активное стремление направить свои знания, умения, навыки на решение воспитarельно-образовательных задач и включает в себя установку на работу с детьми, и интерес к этой работе, уверенность в ее необходимости и важности для себя.
К аксиологическому компоненту профессионально-педагогической культуры относится совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, педагог делает их личностно значимыми. Процесс усвоения ценностей педагогом определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентаций.
Аксиологическую основу методологической культуры педагога составляют ценности исследовательской деятельности: гуманизм, истина, познание, знания, развитие, рефлексия. Аксиологическая основа методологической культуры педагога тесно связана с ее нормативной основой, которую составляют культурные нормы, отражающие предписания, требования, образцы деятельности высокого качества. Отсюда ведущими функциями аксиологического компонента методологической культуры педагога являются нормативная и регулятивная функции, позволяющие педагогу освоить способы преобразования педагогического процесса на гуманной основе. Методологическое мышление учителя — это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального самосовершенствования. Методологический поиск — это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления личностно значимых как для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников.