Многоуровневая организация текста.




Постмодернизм.

 

План:

1. Определение;

2. История создания;

3. Постмодернизм в России;

4. Этапы;

5. Основные черты постмодернизма;

6. Список литературы.

 

1. Определение:

Понятие «постмодернизм» можно трактовать в широком и узком значениях. В широком значении, постмодернизм – это состояние культуры в целом, совокупность идей, концепций, особый взгляд на мир. В узком значении, постмодернизм – это явление эстетики, литературное направление, в котором находят воплощение идеи постмодернизма в широком значении.

В школе:

Сам термин постмодернизм в программах не употребляется.

Вариант объяснения в школе.

Постмодернизм отдаляет литературу от реального мира: для него реален только текст произведения, восходящий к другим текстам, активно устраняющий даже фигуру автора, нужную для цитаций, для связи с другими текстам.

Современная литература.

 

2. История создания:

 

1. Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914): Рудольф Паннвиц употребил термин «П.» применительно к человеку, утерявшему ориентиры в период торжества нигилизма в Европе. В понимании Паннвица постмодернист — полуварвар-полудекадент (настроения разрушения и разочарования);

 

2. В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет этот термин для обозначения реакции на модернизм, однако в эстетике он не приживается;

 

3. В 1947 А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Тойнби под П. понимал современную фазу европейской культуры, знаменующую переход к политике глобальных международных отношений.


5. Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечает, что, хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 1960— 1970-х гг. для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, ему можно придать и принципиально иной смысл: постмодернизм означает отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры;

 

6. В широкий оборот термин «постмодернизм» вошел в 1979 г., когда вышла книга французского философа Ж.Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние» (в книге говорилось о философских предпосылках возникновения и чертах постмодернизма). Книга вызвала оживленные споры и дискуссии, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание, придали ему философское и глобальное измерение.

 

Две ветви развития постмодернизма в Европе.

Название Англо-американский постмодернизм Континентально-европейский постмодернизм
Представители (философы, историки, теоретики и т.д.) Ф.Джеймисон,.Фостер, Ч.Дженкс М. Фуко, Ж.Ф. Лиoтap, Р. Барт, Ж. Делёз и др.
Различие П. — метод литературоведения и искусствоведения и — шире — историко-культурная категория, в границах которой происходит отказ от единой модели мировоззрения и культуры. П. — особый вид чувствительности — «посмодернистская чувствительность», которая критически относится к традициям европейской мысли нового времени и к самой новоевропейской культуре.

3. Постмодернизм в России:

 

Постмодернизм возник в конце XX века и объединил в себе философские, мировоззренческие и культурные настроения своего времени. Произошла интеграция науки и искусства, религии, философии. Литература постмодернизма нацелена не на понимание мира, а принятие его таким, каков он есть.

Постмодернизм, не стремясь к изучению глубинных проблем бытия, тяготеет к простоте, поверхностному отражению мира (имитация смысла – *симулякр, упрощение структуры смысла). Поэтому литература постмодернизма нацелена не на понимание мира, а принятию его таким, каков он есть.

Предтечами постмодернизма были модернизм и авангардизм, которые стремились возродить традиции Серебряного века. Русский постмодернизм в литературе отказался от мифологизации реальности, к которой тяготели предыдущие литературные направления. Но в то же время, он создает собственную мифологию, прибегая к ней как к наиболее понятному культурному языку. Писатели-постмодернисты вели в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни. При этом между космосом и хаосом шли поиски компромисса.

Поиск компромисса является одной из отличительных черт русского постмодернизма от западного.

 

4. Этапы:

 

Период Представители
1. 60 – 70-е года. Латентный период, творчество «ранних постмодернистов» или «предпостмодернистов» – как следствие странного эксперимента, в ходе которого андеграунд пытается вернуться к модернизму как бы через голову советской литературы. «Литература в стол» - произведения пишутся, но не печатаются, не поступают к массовому читателю. Абрам Терц «Прогулки с Пушкиным», Андрей Битов «Пушкинский дом», Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки», проза Дмитрия Пригова и Евгения Харитонова.
2. 80 – 90-е года.Активное утверждение постмодернизма как сложившегося эстетического направления, обусловленное: - эстетической реакцией на разочарование во всех утопиях — социально-исторических, философских, научных и художественных; - обретением литературой самодостаточности, свободы, знаковой сущности; - исчерпанностью прежних традиционных типов художественности – соцреализма в первую очередь. Появление основных черт постмодернизма. Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Владимир Сорокин, Михаил Берг, Саша Соколов, В. Курицын, М. Липовецкий, Галковский, Золотухин, Садур, Нарбикова, Попов, Толстая, Сорокин, Пригов.
3. 90 – 2000-е года. Период легализации. Литература: - возвращенная (написанная в 60 –70-е годы); - новая (написанная в это время). Виктор Ерофеев(в), Виктор Пелевин(н) и др.
4. 2000 – современность. Существует несколько точек зрения на современный постмодернизм: 1) постмодернизм изжил себя; 2) перейдя в новую фазу, стал одной из очень распространенных форм культурного мышления, мейнстримом; 3) является некой паузой в развитии литературы и культуры. Постмодернизм «окостенел» - сформированы основные черты. Виктор Соснор, Александр Иванченко, Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Андрей Левкин, Игорь Яркевич, Дмитрий Галковский, Юрий Цыганов и др.

 

5. Основные черты:

1. Мир как хаос. Гармония в беспорядке, беспорядок – гармония.

(В России. Хаос одна из категорий постмодернизма. Входит в оппозицию Хаос – Космос. «Хаос – система, активность которой противоположна безразличному беспорядку, царящему в состоянии равновесия; никакая стабильность более не обеспечивает правильности макроскопического описания, все возможности актуализируются, сосуществует и взаимодействуют друг с другом, а система оказывается в одно и то же время всем, чем она может быть». Для обозначения этого состояния Липовецкий вводит понятие «Хаосмос», который занимает место гармонии).

2. Мир как текст. В постмодернизме вся реальность мыслится как текст, дискурс, повествование. "Ничто не существует вне текста" - утверждает Ж.Деррида. Культура любого исторического периода предстает как сумма текстов, или интертекст.

 

3. «Смерть автора». Понятие введенное в научный обиход М. Фуко и затем Р. Бартом. Автора заменяет скриптор (от лат. scriptor – пишущий) – «стадия автора», которая рождается одновременно с текстом и существует только в письме.

«Смерть автора» подразумевает «обезличивание» текста, максимальное отстранение писателя от написанного. И в то же время это означает полное его единение с текстом.

4. Тип читателя. Читатель выступает как соавтор. Читатель является соавтором, он интерпретирует текст по-своему.

 

5. Симулякр – знак, которым конструируется реальность. В этой знаковой конструкции определяющим является процесс замены реального объекта, реальных отношений, реального события системой знаков.

Постмодернистский «знак» - отсутствие объекта, этим знаком заменяемого. Место означаемой реальности здесь принадлежит гипотетическому «культурному пространству», произвольно смоделированному постмодернистским сознанием и порой оборачивающимся полным «ничто».

Симулякр- знак-обманка, симулирующий реальность.

Интертекстуальность.

Термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Через призму интертекстуальности мир предстает как огромный текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу калейдоскопа: смешение определенных элементов дает новые комбинации.

«Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нём на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нём, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык».

 

Если в модернизме – текст как идеал, то в постмодернизме – текст ради текста.

 

Претекст - исходный текст, элементы которого заимствуются автором при написании собственного текста.

 

Приемы выражения в тексте и функционал.

Цитата - это воспроизведение компонентов претекста с сохранением той структуры, которая установлена в тексте-источнике; при этом возможно точное или несколько трансформированное воспроизведение образца. Цитата сопровождается ссылкой на источник цитации.

Аллюзия - заимствование лишь определенных элементов претекста, по которым происходит их узнавание в новом тексте. В случае аллюзии заимствование элементов происходит выборочно, а целое

высказывание или строка претекста (или текста-донора), соотносимые с новым текстом, присутствуют в последнем как бы «за текстом», скрытно.

Реминисценция - отсылка не к тексту, а к некоторому событию из жизни другого автора, которое узнаваемо.

Парафраза – пересказ, переложение текста другими словами (часто – прозы в стихи или стихов в прозу; иногда – сокращенно или расширенно); на парафразе построены жанры подражания, пародии, пересказа (М. Л. Гаспаров).

Пародия – комическая стилизация, где «авторский замысел пользуется чужим словом в направлении его собственных устремлений»; автор вводит чужое слово в «смысловую направленность, которая прямо противоположна чужой направленности» (М. М. Бахтин).

Стилизация – последовательное и целенаправленное воспроизведение существенных черт стиля писателя, литературного течения, разговорного стиля и пр. Существенные черты стиля, взятого за образец, выступают при этом как художественное средство. "Стилизация близка пародии. И та и другая живут двойной жизнью: за планом произведения стоит другой план, стилизуемый или пародируемый. Но в пародии обязательна неувязка обоих планов, смещение их; пародией трагедии будет комедия (все равно, через подчеркивание ли трагичности или через соответствующую подстановку комического), пародией комедии может быть трагедия. При стилизации этой неувязки нет, есть, напротив, соответствие друг другу обоих планов: стилизующего и сквозящего в нем стилизуемого" (Ю. Тынянов).

Центон - стихотворение, составленное из известных читателю стихов одного или нескольких поэтов, объединенное общим смыслом; вид языковой игры.

Исходя из причин и целей заимствования «чужих» фрагментов интертекстуальность может быть наделена различными функциями, то есть она полифункциональна и ее роль может быть следующей:

информативной (несущей сообщение о времени, событии, лице);

характеризующей (служащей средством характеристики персонажа);

оценочной (негативной или позитивной, выражающей отношение автора или к заимствованному тексту или в тоже время отношение к событиям, лицам, истории);

эйдологической (образной);

символической/знаковой (обозначающей важные для исторического сознания события);

стилеобразующей (формирующей полистилистический уровень текста);

смыслообразующей (создающей смысловое пространство);

функциональной (являющейся прототекстом для последующих текстов);

референционной (обращающей к предтекстам для получения дополнительной информации);

синтезирующей или объединяющей (язык + культурология; литература + история…);

креативной;

этикетной (формирующей речевое поведение);

декоративной (украшающей текст цитатой, ссылкой, афоризмом).

Центральным понятием феномена интертекстуальности в постмодернизме выступает понятие палимпсеста, которое ввел Жерар Женетт: это разновидность письма, при которой написание производится поверх другого текста при сохранении элементов предшествующего текста, проступающих в новом

/историческая справка: палимпсестом назывался папирус, на котором в целях экономии материала новый текст писался поверх старого, и фрагменты старого текста проступали в новом/.

Суть в том, что «все уже написано», и новый текст поневоле включает в себя элементы прежних текстов - художественные приемы, ритмику, сюжеты и др. Понятие палимпсеста характеризует общее состояние в литературе постмодернизма.

Одним из ярких примеров интертекста является "Река Оккервиль" Т. Толстой. В нем насчитано 16 литературных претекстов, 5 музыкальных, 1 биография (А. Ахматова).

 

- «глядя на пробор в ее слабых белых волосах» - Фет (аллюзия)

 

- «неужели это кому-нибудь нужно! и могла ли я подумать! – Маяковский (аллюзия)

 

- «Веру Васильевну, и пусть идет она, натягивая длинную перчатку, по брусчатой мостовой, узко ставя ноги, узко переступая черными тупоносыми туфлями с круглыми, как яблоко, каблуками, в маленькой круглой шляпке с вуалькой » - сама Ахматова (реминисценция), ее стихи (аллюзия).

Многоуровневая организация текста.

Реализуется самоцитированием (стилистические и сюжетные повторы, переходящие из произведения в произведение символы, образы, мизансцены и диалоги, циклизация).

Пастиш.

1)Комбинирование, склеивание элементов разных произведений (стилей, жанров и тд.);

2) (1) способ соотношения между собою текстов (жанров, стилей и т.п.) в условиях тотального отсутствия семантических либо аксиологических приоритетов

(2) метод организации текста как программно эклектичной конструкции (см. Конструкция) семантически, жанрово-стилистически и аксиологически разнородных фрагментов, отношения между которыми (в силу отсутствия оценочных ориентиров) не могут быть заданы как определенные).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: