Базовые типы образовательных сред




Психолого-педагогическая организация образовательной среды.

Основные типы обр. среды (по Я Корчаку)

1.Догматическая, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка.

2.Карьерная, способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка.

3. Безмятежная, способствующая свободному развитию, но и обуславливающая формирование пассивного ребенка.

4.Творческая, способное развитие активного ребенка.

Базовые типы образовательных сред

«догматическая образовательная среда»

=Способствует развитию пассивности и зависимости ребенка.

=Характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жестокой дисциплины, муштры, культом внешнего порядка, слепым преклонением перед устоявшимися традициями и ритуалами.

=Для учителя характерны добросовестность, самоограничение, самопреодоление, непоколебимая уверенность в собственной правоте.

= Ученик характеризуется высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. (сильная личность, в такой среде ожесточается в своем стремлении устоять против чужой воли).

«карьерная образовательная среда»

=Способствует развитию активности, но и зависимости ребенка.

=Ориентирована на различные внешние проявления, а не на внутреннее содержание образовательного процесса.

=Я.Корчак: «Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие, раболепие, зависимость, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают». Холодная расчетливость может сопровождаться соответствующим упорством в достижении поставленных целей.

= Основными чертами личности, формирующейся в такой среде, являются фальшь и лицемерие.

«безмятежная образовательная среда»

=Способствует свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка.

=В ней царят покой и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой. Ребенок живёт в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к бурному течению событий вне школы: среда поощряет идеализированные представления о жизни и своем месте в ней. Работа никогда не служит какой-либо идее, а лишь является средством для обеспечения желательных условий, в которых формируется личность, которая всегда довольна тем, что у неё есть.

= Основной чертой подобной личности является независимость, сочетающаяся с жизненной пассивностью, неспособностью к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем мире. Безмятежный тип среды складывается в таких школах, где доброжелательное, «душевное» отношение к учащимся не подкрепляется соответствующей требовательностью; где перед школьниками не ставятся трудные задачи и новые перспективы, не стимулируется напряжение духовных, интеллектуальных и физических сил, необходимое для их личностного развития.

«творческая образовательная среда»

=Способствует свободному развитию активного ребенка.

=Отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.

=В творческой среде формируется личность, которой свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков.

«Активность» как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.; соответственно, «пассивность» — как отсутствие этих свойств, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность».

«Свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т.п.; «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: