Психолого-педагогическая организация образовательной среды.
Основные типы обр. среды (по Я Корчаку)
1.Догматическая, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка.
2.Карьерная, способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка.
3. Безмятежная, способствующая свободному развитию, но и обуславливающая формирование пассивного ребенка.
4.Творческая, способное развитие активного ребенка.
Базовые типы образовательных сред
«догматическая образовательная среда»
=Способствует развитию пассивности и зависимости ребенка.
=Характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жестокой дисциплины, муштры, культом внешнего порядка, слепым преклонением перед устоявшимися традициями и ритуалами.
=Для учителя характерны добросовестность, самоограничение, самопреодоление, непоколебимая уверенность в собственной правоте.
= Ученик характеризуется высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. (сильная личность, в такой среде ожесточается в своем стремлении устоять против чужой воли).
«карьерная образовательная среда»
=Способствует развитию активности, но и зависимости ребенка.
=Ориентирована на различные внешние проявления, а не на внутреннее содержание образовательного процесса.
=Я.Корчак: «Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие, раболепие, зависимость, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают». Холодная расчетливость может сопровождаться соответствующим упорством в достижении поставленных целей.
|
= Основными чертами личности, формирующейся в такой среде, являются фальшь и лицемерие.
«безмятежная образовательная среда»
=Способствует свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка.
=В ней царят покой и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой. Ребенок живёт в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, снисходительности к бурному течению событий вне школы: среда поощряет идеализированные представления о жизни и своем месте в ней. Работа никогда не служит какой-либо идее, а лишь является средством для обеспечения желательных условий, в которых формируется личность, которая всегда довольна тем, что у неё есть.
= Основной чертой подобной личности является независимость, сочетающаяся с жизненной пассивностью, неспособностью к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем мире. Безмятежный тип среды складывается в таких школах, где доброжелательное, «душевное» отношение к учащимся не подкрепляется соответствующей требовательностью; где перед школьниками не ставятся трудные задачи и новые перспективы, не стимулируется напряжение духовных, интеллектуальных и физических сил, необходимое для их личностного развития.
«творческая образовательная среда»
=Способствует свободному развитию активного ребенка.
|
=Отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.
=В творческой среде формируется личность, которой свойственна активность в освоении и преобразовании окружающего мира, высокая самооценка, открытость, а также свобода суждений и поступков.
«Активность» как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т.п.; соответственно, «пассивность» — как отсутствие этих свойств, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность».
«Свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т.п.; «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля и т.п.