Тема З. Управление природопользованием и охраной окружающей среды.




В отличие от закона «Об охране окружающей природной среды» 1991г., федеральный закон 2002г. «Об охране окружающей среды» регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления, а также управления, осуществляемого органами местного самоуправления. Закон отдельно устанавливает полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Государственное управление осуществляется органами общей компетенции, которые определяют правовые основы регулирования отношений в области охраны окружающей среды - Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Президент РФ; и органами специальной компетенции. Возглавляет и координирует работу всей системы органов специальной компетенции Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.

Содержание государственного управления в области охраны окружающей среды складывается из следующих направлений деятельности:

n определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды;

n установление правовых основ регулирования экологических отношений;

n материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности;

n нормирование природопользования и качества окружающей природной среды;

n установление платежей за природопользование;

n лицензирование природопользования и природоохранной деятельности;

n экологический контроль и экологическая экспертиза;

n международное сотрудничество в области охраны природы.

Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

 

 

План практического занятия

1. Понятие, виды и принципы экологического управления.

2. Органы общей компетенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

3. Специальные органы в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

4. Государственный экологический надзор и мониторинг.

5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.

6. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Задачи

1. Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 26 сентября 2007 года N 527 принят и 9 октября 2007 года губернатором области подписан Закон Владимирской области N 130-ОЗ "Об отходах производства и потребления во Владимирской области".

Закон официально опубликован в издании "Владимирские ведомости" N 203 от 17 октября 2007 года.

Статьей 5 данного Закона к полномочиям администрации Владимирской области в сфере обращения с отходами отнесено установление лимитов на размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в соответствии со своей компетенцией.

Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением о признании указанных положений недействующими, сославшись на их противоречие Федеральным законам от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Решением Владимирского областного суда от 11 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований прокурору отказано.

Дайте правовую оценку действиям суда. Решите дело.

2. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Распоряжением главы Администрации ГО Саранск от 9 сентября 2009 г. N 154-р при Администрации городского округа Саранск создана Административно-техническая инспекция (управление), основной функцией которой согласно Положению о ней является разработка и реализация мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (в рамках п. 11 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды"); организация общественных обсуждений по вопросам сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения опасных отходов и подготовка специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы протоколов по их результатам (в рамках Федерального закона "Об экологической экспертизе", решения Совета депутатов городского округа Саранск от 26 февраля 2009 г. N 283 "Об утверждении Положения об общественных обсуждениях намечаемой хозяйственной или иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе на территории городского округа Саранск"). В целях исполнения указанных функций инспекция имеет право посещать в установленном законодательством порядке объекты контроля по вопросам, относящимся к компетенции инспекции.

Дайте правовую оценку действиям органов местного самоуправления относительно посещения объектов контроля.

3. Общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба по контролю и надзору) от 24.11.2011 N 09-560/2011 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Службой по контролю и надзору проведено обследование территории Южно-Балыкского месторождения нефти, в ходе которого установлено, что в результате отказа работы трубопровода произошло загрязнение участка лесного фонда, расположенного в Нефтеюганском участковом лесничестве, нефтесодержащей жидкостью.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении служба по контролю и надзору постановлением от 24.11.2011 привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, за загрязнение упомянутого лесного участка, повлекшее гибель травяного, растительного покрова и имеющегося подроста, нежизнеспособность находящихся на загрязненной территории насаждений.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2012 решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Служба по контролю и надзору просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права, оставить без изменения решение суда первой инстанции.

В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству и обстоятельствам дела. Общество, не оспаривая факта допущенного им правонарушения, обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, полагая, что оно вынесено неуполномоченным органом.

Какое решение должен принять суд?

 

Рекомендованная литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонсультантПлюсКоми»

5. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 29.06.2013) "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, N 22, ст. 2754.

6. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 21.05.2012) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2290.

7. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 18.07.2013) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.06.2008, N 22, ст. 2581.

8. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 53(ред. от 05.06.2013) "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" (вместе с "Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)") // Собрание законодательства РФ, 02.02.2009, N 5, ст. 625.

9. Постановление Правительства РФ от 19.11.2012 N 1193 "Об утверждении перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора" // Собрание законодательства РФ, 26.11.2012, N 48, ст. 6701.

10. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 285"О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" // Собрание законодательства РФ, 06.04.2009, N 14, ст. 1668.

11. Постановление Правительства РФ от 25.09.2008 N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)" // Собрание законодательства РФ, 29.09.2008, N 39, ст. 4453.

12. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 29.06.2013) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2882.

13. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 06.06.2013) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3262.

14. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 05.06.2013) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, N 32, ст. 3347.

15. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 29.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2564.

16. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 05.06.2013) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (вместе с "Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства") // Собрание законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 5068.

17. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 (ред. от 04.07.2013) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" // Собрание законодательства РФ, 28.06.2004, N 26, ст. 2669.

18. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 15.07.2013) "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 23.06.2008, N 25, ст. 2983.

19. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 05.06.2013) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" // Российская газета, N 150, 15.07.2004.

20. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 (ред. от 05.06.2013) "О Федеральном агентстве по рыболовству" // Собрание законодательства РФ, 23.06.2008, N 25, ст. 2979.

21. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 20.03.2013) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // Собрание законодательства РФ, 09.08.2004, N 32, ст. 3348.

22. Приказ МПР России от 09.08.2007 N 205 (ред. от 22.03.2013) "Об утверждении Регламента Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.09.2007 N 10144) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 48, 26.11.2007.

23. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 191 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2012 N 25824) // Российская газета, N 12, 23.01.2013.

24. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 181 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2012 N 25072) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 14.01.2013

25. Приказ Росприроднадзора от 29.06.2011 N 471 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам контрольно-надзорной деятельности" // СПС «КонсультантПлюсКоми»

26. Указ Главы РК от 17.02.2006 N 25 (ред. от 30.11.2012) "О структуре органов исполнительной власти Республики Коми" // Республика, N 33, 28.02.2006.

27. Постановление Правительства РК от 03.04.2012 N 120 (ред. от 20.09.2012) "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" (вместе с "Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми") // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 06.04.2012, N 14, ст. 347.

28. Постановление Правительства РК от 10.08.2012 N 340 (ред. от 07.03.2013) "О Порядке осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Коми" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 17.08.2012, N 43, ст. 990.

29. Указ Главы РК от 18.12.2012 N 152 (ред. от 21.05.2013) "Об утверждении Административного регламента осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми" // Республика, N 22-23, 12.02.2013.

30. Постановление Правительства РК от 11.09.2012 N 376 "О Порядке осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 18.09.2012, N 48, ст. 1109.

31. Приказ Минприроды РК от 04.05.2012 N 17-гк "О предоставлении сведений о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля)" // СПС «КонсультантПлюсКоми».

32. Ибрагимов К.Х. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и органов местного самоуправления в области экологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 4. С. 23 - 26.

33. Жочкина И.Н. Современное состояние и перспективы развития системы органов экологического управления в регионах (на примере Республики Мордовия) // Экологическое право. 2011. N 6. С. 24 - 28.

34. Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И. Правовая охрана окружающей среды на местном уровне // Экологическое право. 2011. N 4. С. 27 - 31.

35. Гейт Н.А. О государственном экологическом управлении в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 14 - 17.

36. Гейт Н.А. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. N 2. С. 15 - 19.

37. Жочкина И.Н. Информационная функция экологического управления (на примере Республики Мордовия) // Информационное право. 2011. N 1. С. 14 - 18.

38. Лихачева Е.Ю., Баскакова С.И. Надзор за исполнением лесного законодательства // Законность. 2011. N 1. С. 14 - 18.

39. Шерстобоев О.Н. Общественный контроль в системе государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 4. С. 28 - 31.

40. Заславская Н.М. Правовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля // Экологическое право. 2011. N 3. С. 2 - 6.

41. Слепенкова О.А. Государственное экологическое управление // Административное право и процесс. 2011. N 5. С. 34 - 36.

42. Бринчук М.М., Саморукова О.И. Производственный экологический контроль как мера охраны природы // Экологическое право, 2007, N 3.

43. Зубарев С.М. Понятие и сущность общественного контроля за деятельностью государственных органов // Административное право и процесс. 2011. N 5. С. 7 - 13.

44. Епифанов И.К., Мальцева Н.Н. О совершенствовании управления природопользованием при разграничении функций и реализации полномочий государственного экологического контроля органами исполнительной власти // Российская юстиция. 2011. N 7. С. 51 - 55.

45. Казанник А.И. Социальная ситуация как объект государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 5. С. 26 - 30.

46. Степанова А.А. Управление территориальным развитием муниципальных образований с позиции устойчивого развития // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2011. N 3 - 4. С. 1 - 24.

47. Винокуров А.Ю. Контроль органов государственной власти субъектов Российской Федерации за правовым регулированием отношений в сфере охраны окружающей среды по переданным полномочиям // Экологическое право. 2013. N 1. С. 11 - 13.

48. Юнкина О.П. Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в экологической сфере // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 46 - 50.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: