Богинская Елизавета,РСО-б-19-1-о




Духовный мир личности и ценностные ориентации

В психологии личность - это конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием, то есть рационально и здраво анализирующий себя, свои поступки и поступающий в соответствии с установленными нормами. В социологии личность понимается как субъект социальных связей, а именно совокупность его свойств, обеспечивающих связь с обществом. В философии же ее можно обозначить как сущность ее в мире, ее предназначение и смысл жизни. Ученые считают человека личностью, если он знает, в чем его смысл жизни, какие у него цели, если его взгляды непоколебимы и в своих поступках он руководствуется морально-этическими нормами, которые установлены обществом.Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества.

Можно рассмотреть ряд классических вопросов к изучению структуры личности. Пожалуй, самым популярный из них - следующий. Зигмунд Фрейд писал в своих трудах, что человек способен правильно оценить и понять подавляющее большинство своих поступков. Согласно его трудам, структура личности делится на три состояния:

· Бессознательное (Оно) - состоит из наших самых древних желаний, которые человек не осознает в полной мере. В основном оно состоит из потребностей, наших желаний, которые нацелены на личную выгоду, чтобы могли порадовать нас. Все инстинкты, опыт, и другое, полученное от наших предков, животных, тоже относится к бессознательному.

· Сознательное (Я) - основывается на принципах, которые тесно связаны с окружающей нас реальностью. Сознательное представляет собой понимание себя, как существа в целом (самоосознание).

· Идеалистичное (сверх Я) - нацелено на устои в обществе, в котором живет индивид, на самые идеальные, лучшие сформировавшиеся представления. Выступает как результат действия на наше сознательное и бессознательное. Самыми главными путями, для формирования идеалистичного выступают все участники социума, но по большей степени все-таки: учителя, воспитатели, родители, менторы и т.д.

Чем выше уровень развития культуры в обществе, в котором живет индивид, тем выше и сильнее будет проявляться воздействие идеалистичного и бессознательного. Большая часть бессознательного, конечно, идет на удовлетворение наших желаний, направленных на удовольствие, однако у него есть и другие цели.

Рассмотрим ценности с философской стороны.

Натуралистический психологизм рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет какие-либо свои потребности.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель данного направления Маркс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шелера, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой.

Мир ценностей, согласно Шелеру, имеет свою иерархию. В ней нижнюю ступеньку занимают ценности, которые связанны с удовлетворением импульсивных желаний и с материальными благами. Наиболее высокие - ценности «прекрасного» и «познавательные». Наивысшей является ценность «святого», а именно идея Бога, духовное начало, религия. Божественная личность самое важное, для этого ценностного мира. Онтологическую основу каждой конкретной личности определяет иерархия ценностей, наложенных на нее.

Аксиологический трансцендентализм - это идеальное бытие, которое не зависит от человека с его потребностями и желаниями. В качестве подобных ценностей можно выделить: добро и зло, истину и ложь, справедливость и несправедливость, красоту, - все они имеют определенное значение и являются идеальными нормами. В таком понимании ценность не является реальностью, она представляет собой идеал, носителем которого выступает какое-то трансцендентальное, запредельное сознание.

Культурно-исторический релятивизм - Вильгельм Дильтей основал это направление в науке аксиологии и положил в его основу идеи об аксиологическом плюрализме. Под ним Вильгельм Дильтей подразумевал многообразность ценностных систем с одинаковыми правами, различающихся и анализирующихся с помощью исторического метода. Аксиологический плюрализм критиковал попытки создания абсолютной и единственно правильной ценностной концепции, являвшейся абстрагированной от контекста, связанного с культурой и историей.

Социологическая концепция ценностей - Макс Вебер был тем человеком, который положил начало этой концепции: именно он применил первым и ввел понятие ценностей в науку, называемой социология, и начал применять его для того, чтобы интерпретировать социальное действие и знание. Макс Вебер считал, что ценность и ценности в совокупности являются нормой, имеющей важную значимость для индивидуума в обществе.

После Вебера представленный подход развили социологи с не менее известными именами среди научного сообщества: Уильям Томас и Флориан Знанецкий. Помимо определения ценности через их значение для социума, но также и через установки в обществе. Они представляли ценность, как и любой другой предмет, обладающий значением для людей из одного группы в социуме. В свою очередь установки представляли собой субъективную ориентацию членов группы по отношению к ценности.

Принимая во внимание только самое общее понимание ценности можно сказать следующее, ценность является понятием, которое указывает на культурно-общественное или личное значение явлений, происходящих в действительности.

Всё многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», а значит оцениваться с точки зрения добра и зла, правды и лжи, красивого и ужасного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включённые в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности. Другим видом ценностей является «субъектные ценности», которым относятся установки. Оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

На восприятие ценностей и на процесс, в котором они формируются, наибольшее влияние оказывают факторы, значащие хотя бы что-нибудь для человека и его существования, бытия (социальные, общественные, духовные и т.д.). По отдельности их сочетание определяет характер ценностей каждой личности, в свою очередь не отрицающий присутствия общественных ценностей. Не нужно думать о том, что ценности, установленные в обществе, могут существовать вместе с личностными ценностями. Общественные (общечеловеческие) ценности - являются одновременно и личностными, ведь каждая личность - часть общества, которая имеет при этом свой набор ценностей, свои взгляды. Каждый индивидуум по-разному осознает, принимает эти ценности.

Итак, что же такое духовный мир личности? Духовность помогает человеку развиваться, стремиться к целям, помогает ему не задумываться о некоторых аспектах жизни, создает абстракции. Духовность - нематериально, то, во что человек верит, чего придерживается или по крайней мере старается. Такой внутренний мир способствует гуманистическим взглядам индивида, однако не гарантирует их.Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.Человек, который не обладает нематериальными ценностями, а конкретно духовной жизнью, бездуховен.

В понятие «духовная жизнь» включают как веру в Бога и прочее религиозное, так и стремление человека к науке, знаниям, и прочему. Духовная жизнь была бы невозможна для человека при условии отсутствия у него эмоций, ведь переживания помогают нам воспринимать информацию, однако иногда и мешают, заставляют вешать на некоторых людей ярлыки и принимать неверные решения. Практически каждый человек духовен, но все в разной мере, потому что у всех разные ценности. Человек имеет предрасположенность к саморазвитию.Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Разнообразие духовной культуры, которая копилась обществом в течение веков, предоставляет каждой отдельной личности необозримые горизонты в выборе духовных ценностей, тех, которые в наибольшей степени отвечают его запросам, вкусам и установкам на жизнь.Одним из столпов духовной культуры индивида выступает ответственное отношение к окружающим и всему вокруг. Пожалуй, самый простой способ в распознавании высокого уровня духовной культуры человека - его готовность к саморазвитию и отдаче.

Таким образом,каждый из нас - член общества, личность. Личность с собственным набором интересов, устоев, предпочтений, стремлений и т.п. Ценности, как и духовный мир, пусть даже и самые примитивные, формируются у каждого с самого рождения, в процессе социализации и познания мира эмпирическим и опытным путем. Человек, развиваясь, не только получает информацию, из ее бесконечного множества, но и учится строить логические цепочки, которые помогают анализировать, и не попадаться на заведомо ложные данные, индивид формирует в себе критическое мышление.

Однако следует заметить, что рассмотренные моменты, а именно ценности и духовный мир, не могут существовать по отдельности. В то время индивид закладывает в себе собственную систему ценностей, то у него формируется базисный вектор для развития своего духовного мира, который включает в себя практически все нематериальное: науку, творчество, религию, и т.д. Основываясь именно на ценностях, человек выбирает для себя, что ему интересно, а что нет, следовательно, определяет путь для становления духовного мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: