Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования "Ясли-сад № 71 города Бобруйска".
Методы исследования: метод наблюдения, метод наглядности, метод изучения и обобщения опыта, эксперимент.
На первом этапе констатирующего эксперимента (ноябрь 2011 г.) изучалась и анализировалась литература, подбиралась речевых игр. На втором этапе проводилось обследование группы детей с целью выявления уровня развития слоговой структуры у детей. Далее наша группа (10 человек) была поделена на 2 подгруппы - дети (5 человек), которые пойдут в школу в 2011/2012 уч. году экспериментальная подгруппа; и дети (5 детей), которые останутся еще на год в дошкольном учреждении - контрольная подгруппа.
Для диагностики слоговой структуры мы разработали и провели следующую методику:
Вид слоговой структуры | Оптический раздражитель (картинка) |
Односложные слова с закрытым слогом | мак дом сыр |
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов | рука роза лапа |
Двусложные слова с 1 закрытым слогом | сахар диван забор |
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова | кукла марка утка |
Односложные слова со стечением согласных в начале слова | стол стул шкаф |
Односложные слова со стечением согласных в конце слова | Волк Тигр лифт |
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова | трава брови книга |
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова | клумба клубника гнездо |
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова | корабль бинокль кнопка |
Трехсложные слова из 3 открытых слогов | панама канава малина |
Трехсложные слова с последним закрытым слогом | кошелек пулемет телефон |
Трехсложные слова со стечением согласных | конфеты памятник винтовка |
Четырехсложные слова с открытыми слогами | паутина черепаха пианино |
Многосложные слова из сходных звуков | клубок колосок корзина картина |
|
Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:
"Петя пьет горькое лекарство"
"На перекрестке стоит милиционер"
"Космонавт управляет космическим кораблем" и др.
ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ(СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ - МОЛОТОК - "МОТОК"; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ - СТУЛ - "ТУЛЬ"; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ - ТАБУРЕТКА - "ТАТУЕТКА"; ДОБАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ, СЛОГОВ - КОМНАТА - "КОМОНАМАТА", СТОЛ - "СЫТОЛ"; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ - ДЕРЕВО - "ДЕВЕРО"). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.
Оценка результатов:
Ребенку предлагается просмотреть картинки и назвать изображения (по 3 картинки на каждый вид слоговой структуры). По количеству правильно произнесенных слов выставляются баллы (0-3).
Таблица 1. Уровень развития слоговой структуры (констатирующий эксперимент)
Экспериментальная подгруппа | Контрольная подгруппа | ||||
Имя ребенка | кол-во баллов | Имя ребенка | кол-во баллов | ||
Рома Б. | Ангелина Д. | ||||
Валя К. | Марианна П. | ||||
Артур И. | Катя Л. | ||||
Марина Е. | Игорь Д. | ||||
Арина С. | Ваня Д. | ||||
Средний показатель | Средний показатель |
|
Как видим, уровень развития слоговой структуры низок у детей как контрольной, так и экспериментальной подгруппы.
Таким образом, степень развития слоговой структуры у детей может быть различной, но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.
Формирующий эксперимент
При проведении формирующего эксперимента (декабрь 2011 г. - февраль 2012г.), мы занимались на основе требований и методических рекомендаций программы "Пралеска", а так же использовали разработку Четверушкиной.
За основу методических рекомендаций была принята работа Н.С. Четверушкиной [13].
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (1-ый тип слоговой структуры) Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?" Цель:
1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.
. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.
. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:
Мама купает Вову.
Папа играет с сыном.
Дядя идет домой.
Во дворе стоит баба из снега.
Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Воспитатель: | Ребенок: |
Кто купает Вову? | Мама. |
Кто играет с сыном? | Папа. |
Кто стоит во дворе? | Баба. |
Кто гуляет с детьми? | Няня. |
Кто идет домой? | Дядя. |
Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ" Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.
|
. Активизировать и расширять словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Но | нота | ба | баня |
Ва | вата | ня | няня |
Да | дата | ды | дыня |
Ха ТА | хата | То НЯ | Тоня |
Мя | мята | А | Аня |
Би | бита | Ва | Ваня |
Фа | фата | Та | Таня |
Ка | Катя | и | иди |
Пе ТЯ | Петя | бу ДИ | буди |
Ви | Витя | ве | веди |
Ми | Митя | хо | ходи |
(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (2 тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
. Упражнять в слоговом синтезе.
. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.
Воспитатель: | Ребенок: |
Побе | победа |
Пома ПО | помада |
Пого | погода |
Бина | кабина |
Лина | калина |
Нава | КА канава |
Као | какао |
Юта | каюта |
Ленно | полено |
Лина | Полина |
Ляна | поляна |
Беда | ПО победа |
Года | погода |
Мада | помада |
Упражнение "ИГРА С МЯЧОМ" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
С окончанием " - Ы".
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Панама | панамы | Филин | филины |
Минута | минуты | Кабан | кабаны |
Ягода | ягоды | Пион | пионы |
Поляна | поляны | Буфет | буфеты |
Канава | канавы | Батон | батоны |
Бутон | бутоны | Банан | бананы |
Диван | диваны | Букет | букеты |
Бидон | бидоны | Билет | билеты |
- С окончанием " - И".
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Кубик | кубики | Веник | веники |
Пудель | пудели | Паук | пауки |
Петух | петухи | Тюлень | тюлени |
Педаль | педали | Олень | олени |
Медаль | медали | Лебедь | лебеди |
Домик | домики | Бутыль | бутыли |
- с окончанием "-Я".
Тополь тополя (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА (3-ий тип слоговой структуры) Упражнение " ДОГОВОРИ СЛОВО".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа 2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1 Воспитатель произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью.
Воспитатель: | Ребенок: |
До | М дом |
Да | М дам |
Ды | М дым |
Ко | М ком |
Га | М гам |
Та | М там |
То | М том |
Вариант 2 Ребенок произносит первый звук [м], воспитатель договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
М | ак | мак |
ай | май | |
оль | моль | |
ох | мох | |
ыть | мыть | |
ать | мать |
(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.) Упражнение "НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.
. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Коты - | кот | века - | век |
Киты - | кит | дома - | дом |
Быки - | бык | меха - | мех |
Дубы - | дуб | тени - | тень |
Кони - | конь | дни - | день |
Бои - | бой | пни - | пень |
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (4-ый тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
. Упражнять в слоговом синтезе.
. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч воспитателю, произносит начало слова. Воспитатель, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
КА | мень | камень |
мин | камин | |
ток | каток | |
бан | кабан | |
нат | канат | |
фель | кафель | |
БУ | кет | букет |
тон | бутон | |
фет | буфет | |
бен | бубен | |
БА | лет | балет |
тон | батон | |
нан | банан | |
БИ | лет | билет |
вень | бивень | |
ЛИ | вень | ливень |
мон | лимон |
(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).
Упражнение "ДОБАВЬ ЗВУК" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
. Формировать навыки звукового синтеза.
. Развивать слуховое внимание.
. Уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.
Като каток | Бубе - (н) | Ливе _ (нь) |
Комо _ (к) | Лимо _ (н) | Каме _ (нь) |
Вени _ (к) | Бато _ (н) | Ого _ (нь) |
Доми _ (к) | Бана _ (н) | Тюле _ (нь) |
Пау _ (к) | Дива _ (н) | Оле _ (нь) |
Тюби _ (к) | Ваго _ (н) | Оку _ (нь) |
Гама _ (к) | Бегу _ (н) | Мебе_ (ль) |
Куби _ (к) | Вои _ (н) | Педа _ (ль) |
Мото _ (к) | Фили _ (н) | Меда _ (ль) |
Таба _ (к) | Ива _ (н) | Топо _ (ль) |
Фини _ (к) | Каба _ (н) | Пуде _ (ль) |
Хомя _ (к) | Бато_ (н) | Уго _ (ль) |
(Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий).
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Баня - | банька | Дыня - | дынька |
Хата - | хатка | Дети - | детки |
Нота - | нотка | Липа - | липка |
Пена - | пенка | Вата - | ватка |
Пуля - | пулька | Губы - | губки |
Яма - | ямка | Сани - | санки |
Упражнение "ОДИН - НЕСКОЛЬКО".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных в форме множественного числа именительного падежа.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
с окончанием "И" | с окончанием "Ы" | с окончанием "А" | |||
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Денек - | деньки | Бубен - | бубны | Пятно - | пятна |
Пенек - | пеньки | Бант - | банты | Окно - | окна |
Дубок - | дубки | Винт - | винты | ||
Каток - | катки | Фильм - | фильмы | ||
Венок - | венки | Лифт - | лифты | ||
Комок - | комки | Бинт - | бинты | ||
Танк - | танки | ||||
Камень - | камни | ||||
Ливень - | ливни | ||||
Капля - | капли | ||||
Уголь - | угли |
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.
(6-ой тип слоговой структуры) Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Бант - | бантик | Лист - | листик |
Бинт - | бинтик | Зонт - | зонтик |
Фант - | фантик | Мост - | мостик |
Куст - | кустик | Болт - | болтик |
Дождь - | дождик | Холм - | холмик |
Шарф - | шарфик |
Упражнение "ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ".
Цель:
1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: "Я буду задавать вопросы, а ты отвечать".
с окончанием "ОЙ".
Двор метут (чем?) | Метлой. |
Моются (чем?) | Губкой. |
Шьют (чем?) | Иглой, ниткой. |
Угощают (чем?) | Булкой, халвой. |
Едят (чем?) | Вилкой, ложкой. |
- с окончанием "ОМ".
Хлеб намазывают (чем?) | Маслом. |
Рану бинтуют (чем?) | Бинтом. |
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (7-ой тип слоговой структуры) Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, произносит его "ласково".
с суффиксом "ИК" | с суффиксом "ОК" | с суффиксом "ЧЕК" | |||
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Пакет | пакетик | голос | голосок | Замок | замочек |
Букет | букетик | коготь | коготок | Каток | каточек |
Билет | билетик | локоть | локоток | кулек | кулечек |
Буфет | буфетик | узел | узелок | денек | денечек |
Салат | салатик | угол | уголок | Носок | носочек |
Халат | халатик | обод | ободок | сынок | сыночек |
Канат | канатик | холод | холодок | Песок | песочек |
Завод | заводик | волос | волосок | дубок | дубочек |
Комод | комодик | ноготь | ноготок | Моток | моточек |
Голос | голосок | лужок | лужочек | ||
Колос | колосок | Пенек | пенечек |
Упражнение " НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.
Воспитатель: | Ребенок. |
У кошки | котенок. |
У коровы | теленок. |
У гусыни | гусенок. |
У утки | утенок. |
У лося | лосенок. |
У лисы | лисенок. |
У ежа | ежонок. |
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (8 тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
. Упражнять в слоговом синтезе.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч воспитателю, произносит заданный слог. Воспитатель, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
ПО | ходка | походка |
Возка | повозка | |
Ломка | поломка | |
Видло | повидло | |
Чинка | починка | |
Дарки | подарки | |
БУ | лавка | булавка |
Ханка | буханка | |
Тылка | бутылка | |
Кашка | букашка | |
Лочка | булочка |
Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".
с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; - УШК; - ЮШК - ЕЖК-.
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Камни - | камешки. | Бумага - | бумажка. |
Окно - | окошко. | Деньги - | денежки. |
Перо - | перышко. | Серьги - | сережки |
Дно - | донышко. | Поле - | полюшко. |
Зима - | зимушка. | Горе - | горюшко. |
- с суффиксом - К-.
Петля - | петелька. | Туфель - | туфелька. |
Капля - | капелька. | Неделя - | неделька. |
Вафля - | вафелька. | Сабля - | сабелька. |
Цапля - | цапелька. | Песня - | песенка. |
Лестница - | лесенка. | Сосна - | сосенка. |
Ведро - | ведерко. |
- с суффиксом - Ц -.
Письмо - | письмецо. | Пальто - | пальтецо. |
Дерево - | деревце. | Масло - | маслице. |
Окно - | оконце. | Болото - | болотце. |
Полено - | поленце. | Колено - | коленце (движение в пляске). |
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (9-й тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
. Упражнять в слоговом синтезе.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, заканчивает его.
Воспитатель: | Ребенок: | |
Памят | памятник. | |
Будиль | удильник. | |
Маят | маятник. | |
Полов | половник. | |
Купаль | купальник. | |
Шипов | шиповник. | |
Ворот | НИК | воротник. |
Кофей | кофейник | |
Соус | соусник. | |
Напиль | напильник | |
Коров | коровник | |
Телят | телятник | |
Курят | курятник. | |
Озор | озорник. | |
Парус | парусник | |
Багаж | багажник | |
Бумаж | бумажник | |
Ошей | ошейник | |
Науш | наушник | |
Паяль | паяльник | |
Рассоль | рассольник. |
(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)
Упражнение "ПОСЧИТАЙ И НАЗОВИ" Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель показывает ребенку картинки с изображением пяти одинаковых предметов. Затем воспитатель называет один предмет. Ребенок находит на карточке изображение предмета и называет словосочетание имени существительного с именем числительным.
Воспитатель: | Ребенок: |
Огурец | пять огурцов. |
Персик | пять персиков. |
Медвежонок | пять медвежат. |
Кирпич | пять кирпичей. |
Кисточка | пять кисточек. |
Воробей | пять воробьев. |
Таблетка | пять таблеток. |
Корабль | пять кораблей. |
Дерево | пять деревьев. |
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ (10-й тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 - го типа.
. Упражнять в слоговом синтезе.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, заканчивает его.
Воспитатель: | Ребенок: | |
Салфет | салфетка | |
Незнай | Незнайка | |
Таблет | таблетка | |
Выстав | выставка | |
Подмет | подметка | |
Обнов | обновка | |
Отмет | КА | отметка. |
Отгад | отгадка | |
Ватруш | ватрушка | |
Картош | картошка | |
Мартыш | мартышка | |
Матреш | матрешка | |
Игруш | игрушка | |
Заклад | закладка | |
Заплат | заплатка |
Упражнение " СЛОВА С "ТОЧКОЙ".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 - го типа.
. Упражнять в слоговом синтезе.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его.
Воспитатель: | Ребенок: | |
Лен | ленточка | |
Коф | кофточка | |
Кис | точка | кисточка |
Кос | косточка | |
Кар | карточка | |
Кур | курточка | |
Чер | черточка | |
Фор | форточка | |
Вес | весточка | |
Горс | горсточка |
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА (11-ый тип слоговой структуры) Упражнение "ДОБАВЬ ПЕРВЫЙ ЗВУК".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.
. Упражнять в звуковом анализе.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч воспитателю, произносит первый звук. Воспитатель, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
К | лей | клей | С | мех | смех |
Лен | клен | лед | след | ||
Вас | квас | лой | слой | ||
Люч | ключ | лух | слух | ||
Люв | клюв | тон | стон | ||
Лоп | клоп | нег | снег | ||
Лин | клин | вой | свой | ||
Лещ | клещ | ноп | Сноп | ||
Ров | кров | кот | Скот | ||
Раб | краб | лон | слон | ||
Ран | кран | тол | Стол | ||
Рот | крот | тул | Стул | ||
П | лот | плот | З | вук | Звук |
лут | плут | вон | Звон | ||
лен | плен | нак | знак | ||
лед | плед | ной | Зной |
(Значение незнакомых ребенку слов необходимо объяснить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия.) Упражнение "ОДИН - МНОГО".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: "Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов много, и назовешь их".
слова со стечением согласных в начале слова.
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Шляпа | много шляп. | Книга | много книг. |
Стена | стен. | Птица | птиц. |
Скала | скал. | Плита | плит. |
Школа | школ. | Пчела | пчел. |
Спина | спин. | Слива | слив. |
Груша | груш. | Крыша | крыш. |
Блюдо | блюд. | Слеза | слез. |
Брюки | брюк. | Труба | труб. |
слова со стечением согласных в конце слова.
Воспитатель: | Ребенок: | Воспитатель: | Ребенок: |
Пихта | много пихт. | Кофта | много кофт. |
Лента | лент. | Буква | букв. |
Тыква | тыкв. | Изба | изб. |
Пальма | пальм. | Игла | игл. |
Игра | игр. | Зебра | зебр. |
Место | мест. | Волна | волн. |
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ (12 тип слоговой структуры) Упражнение "ДОБАВЬ СЛОГ - "КА".
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
. Упражнять в звуковом анализе.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом - "ка", затем называет слово полностью.