Констатирующий эксперимент




 

Исследование проводилось на базе государственного учреждения образования "Ясли-сад № 71 города Бобруйска".

Методы исследования: метод наблюдения, метод наглядности, метод изучения и обобщения опыта, эксперимент.

На первом этапе констатирующего эксперимента (ноябрь 2011 г.) изучалась и анализировалась литература, подбиралась речевых игр. На втором этапе проводилось обследование группы детей с целью выявления уровня развития слоговой структуры у детей. Далее наша группа (10 человек) была поделена на 2 подгруппы - дети (5 человек), которые пойдут в школу в 2011/2012 уч. году экспериментальная подгруппа; и дети (5 детей), которые останутся еще на год в дошкольном учреждении - контрольная подгруппа.

Для диагностики слоговой структуры мы разработали и провели следующую методику:

 

Вид слоговой структуры Оптический раздражитель (картинка)
Односложные слова с закрытым слогом мак дом сыр
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов рука роза лапа
Двусложные слова с 1 закрытым слогом сахар диван забор
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова кукла марка утка
Односложные слова со стечением согласных в начале слова стол стул шкаф
Односложные слова со стечением согласных в конце слова Волк Тигр лифт
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова трава брови книга
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова клумба клубника гнездо
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова корабль бинокль кнопка
Трехсложные слова из 3 открытых слогов панама канава малина
Трехсложные слова с последним закрытым слогом кошелек пулемет телефон
Трехсложные слова со стечением согласных конфеты памятник винтовка
Четырехсложные слова с открытыми слогами паутина черепаха пианино
Многосложные слова из сходных звуков клубок колосок корзина картина

 

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова, для повторения предлагаются следующие предложения:

"Петя пьет горькое лекарство"

"На перекрестке стоит милиционер"

"Космонавт управляет космическим кораблем" и др.

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ(СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ - МОЛОТОК - "МОТОК"; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ - СТУЛ - "ТУЛЬ"; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ - ТАБУРЕТКА - "ТАТУЕТКА"; ДОБАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ, СЛОГОВ - КОМНАТА - "КОМОНАМАТА", СТОЛ - "СЫТОЛ"; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ - ДЕРЕВО - "ДЕВЕРО"). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.

Оценка результатов:

Ребенку предлагается просмотреть картинки и назвать изображения (по 3 картинки на каждый вид слоговой структуры). По количеству правильно произнесенных слов выставляются баллы (0-3).

Таблица 1. Уровень развития слоговой структуры (констатирующий эксперимент)

Экспериментальная подгруппа Контрольная подгруппа
Имя ребенка кол-во баллов Имя ребенка кол-во баллов
  Рома Б.     Ангелина Д.  
  Валя К.     Марианна П.  
  Артур И.     Катя Л.  
  Марина Е.     Игорь Д.  
  Арина С.     Ваня Д.  
Средний показатель   Средний показатель  

 

Как видим, уровень развития слоговой структуры низок у детей как контрольной, так и экспериментальной подгруппы.

Таким образом, степень развития слоговой структуры у детей может быть различной, но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.

Формирующий эксперимент

 

При проведении формирующего эксперимента (декабрь 2011 г. - февраль 2012г.), мы занимались на основе требований и методических рекомендаций программы "Пралеска", а так же использовали разработку Четверушкиной.

За основу методических рекомендаций была принята работа Н.С. Четверушкиной [13].

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (1-ый тип слоговой структуры) Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?" Цель:

1. Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.

. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.

. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

 

Воспитатель: Ребенок:
Кто купает Вову? Мама.
Кто играет с сыном? Папа.
Кто стоит во дворе? Баба.
Кто гуляет с детьми? Няня.
Кто идет домой? Дядя.

Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ" Цель:

1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.

. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.

. Активизировать и расширять словарный запас.

Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Но нота ба баня
Ва вата ня няня
Да дата ды дыня
Ха ТА хата То НЯ Тоня
Мя мята А Аня
Би бита Ва Ваня
Фа фата Та Таня
Ка Катя и иди
Пе ТЯ Петя бу ДИ буди
Ви Витя ве веди
Ми Митя хо ходи

 

(Лексический материал этого упражнения можно разделить на два занятия. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить).

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (2 тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

. Упражнять в слоговом синтезе.

. Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.

 

Воспитатель: Ребенок:
Побе победа
Пома ПО помада
Пого погода
Бина кабина
Лина калина
Нава КА канава
Као какао
Юта каюта
Ленно полено
Лина Полина
Ляна поляна
Беда ПО победа
Года погода
Мада помада
   

Упражнение "ИГРА С МЯЧОМ" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

С окончанием " - Ы".

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Панама панамы Филин филины
Минута минуты Кабан кабаны
Ягода ягоды Пион пионы
Поляна поляны Буфет буфеты
Канава канавы Батон батоны
Бутон бутоны Банан бананы
Диван диваны Букет букеты
Бидон бидоны Билет билеты

 

- С окончанием " - И".

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Кубик кубики Веник веники
Пудель пудели Паук пауки
Петух петухи Тюлень тюлени
Педаль педали Олень олени
Медаль медали Лебедь лебеди
Домик домики Бутыль бутыли

 

- с окончанием "-Я".

Тополь тополя (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА (3-ий тип слоговой структуры) Упражнение " ДОГОВОРИ СЛОВО".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа 2. Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Вариант 1 Воспитатель произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью.

 

Воспитатель: Ребенок:
До М дом
Да М дам
Ды М дым
Ко М ком
Га М гам
Та М там
То М том

Вариант 2 Ребенок произносит первый звук [м], воспитатель договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

 

Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
М ак мак
  ай май
  оль моль
  ох мох
  ыть мыть
  ать мать

 

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.) Упражнение "НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.

. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Коты - кот века - век
Киты - кит дома - дом
Быки - бык меха - мех
Дубы - дуб тени - тень
Кони - конь дни - день
Бои - бой пни - пень

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (4-ый тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

. Упражнять в слоговом синтезе.

. Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч воспитателю, произносит начало слова. Воспитатель, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.

 

Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
КА мень камень
  мин камин
  ток каток
  бан кабан
  нат канат
  фель кафель
БУ кет букет
  тон бутон
  фет буфет
  бен бубен
БА лет балет
  тон батон
  нан банан
БИ лет билет
  вень бивень
ЛИ вень ливень
  мон лимон

 

(Значение выделенных слов необходимо уточнить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия).

Упражнение "ДОБАВЬ ЗВУК" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.

. Формировать навыки звукового синтеза.

. Развивать слуховое внимание.

. Уточнять и активизировать словарный запас.

Оборудование: Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.

 

Като каток Бубе - (н) Ливе _ (нь)
Комо _ (к) Лимо _ (н) Каме _ (нь)
Вени _ (к) Бато _ (н) Ого _ (нь)
Доми _ (к) Бана _ (н) Тюле _ (нь)
Пау _ (к) Дива _ (н) Оле _ (нь)
Тюби _ (к) Ваго _ (н) Оку _ (нь)
Гама _ (к) Бегу _ (н) Мебе_ (ль)
Куби _ (к) Вои _ (н) Педа _ (ль)
Мото _ (к) Фили _ (н) Меда _ (ль)
Таба _ (к) Ива _ (н) Топо _ (ль)
Фини _ (к) Каба _ (н) Пуде _ (ль)
Хомя _ (к) Бато_ (н) Уго _ (ль)

 

(Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий).

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:

Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Баня - банька Дыня - дынька
Хата - хатка Дети - детки
Нота - нотка Липа - липка
Пена - пенка Вата - ватка
Пуля - пулька Губы - губки
Яма - ямка Сани - санки

Упражнение "ОДИН - НЕСКОЛЬКО".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных в форме множественного числа именительного падежа.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

 

с окончанием "И" с окончанием "Ы" с окончанием "А"
Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Денек - деньки Бубен - бубны Пятно - пятна
Пенек - пеньки Бант - банты Окно - окна
Дубок - дубки Винт - винты    
Каток - катки Фильм - фильмы    
Венок - венки Лифт - лифты    
Комок - комки Бинт - бинты    
Танк - танки        
Камень - камни        
Ливень - ливни        
Капля - капли        
Уголь - угли        

 

(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.

(6-ой тип слоговой структуры) Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Бант - бантик Лист - листик
Бинт - бинтик Зонт - зонтик
Фант - фантик Мост - мостик
Куст - кустик Болт - болтик
Дождь - дождик Холм - холмик
Шарф - шарфик    

Упражнение "ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ".

Цель:

1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: "Я буду задавать вопросы, а ты отвечать".

с окончанием "ОЙ".

 

Двор метут (чем?) Метлой.
Моются (чем?) Губкой.
Шьют (чем?) Иглой, ниткой.
Угощают (чем?) Булкой, халвой.
Едят (чем?) Вилкой, ложкой.

 

- с окончанием "ОМ".

Хлеб намазывают (чем?) Маслом.
Рану бинтуют (чем?) Бинтом.

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (7-ой тип слоговой структуры) Упражнение "НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, произносит его "ласково".

 

с суффиксом "ИК" с суффиксом "ОК" с суффиксом "ЧЕК"
Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Пакет пакетик голос голосок Замок замочек
Букет букетик коготь коготок Каток каточек
Билет билетик локоть локоток кулек кулечек
Буфет буфетик узел узелок денек денечек
Салат салатик угол уголок Носок носочек
Халат халатик обод ободок сынок сыночек
Канат канатик холод холодок Песок песочек
Завод заводик волос волосок дубок дубочек
Комод комодик ноготь ноготок Моток моточек
    Голос голосок лужок лужочек
    Колос колосок Пенек пенечек

Упражнение " НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.

 

Воспитатель: Ребенок.
У кошки котенок.
У коровы теленок.
У гусыни гусенок.
У утки утенок.
У лося лосенок.
У лисы лисенок.
У ежа ежонок.

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (8 тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?" Цель:

1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.

. Упражнять в слоговом синтезе.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч воспитателю, произносит заданный слог. Воспитатель, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.

 

Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
ПО ходка походка
  Возка повозка
  Ломка поломка
  Видло повидло
  Чинка починка
  Дарки подарки
БУ лавка булавка
  Ханка буханка
  Тылка бутылка
  Кашка букашка
  Лочка булочка

Упражнение “НАЗОВИ ЛАСКОВО" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".

с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; - УШК; - ЮШК - ЕЖК-.

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Камни - камешки. Бумага - бумажка.
Окно - окошко. Деньги - денежки.
Перо - перышко. Серьги - сережки
Дно - донышко. Поле - полюшко.
Зима - зимушка. Горе - горюшко.

 

- с суффиксом - К-.

 

Петля - петелька. Туфель - туфелька.
Капля - капелька. Неделя - неделька.
Вафля - вафелька. Сабля - сабелька.
Цапля - цапелька. Песня - песенка.
Лестница - лесенка. Сосна - сосенка.
Ведро - ведерко.    

 

- с суффиксом - Ц -.

 

Письмо - письмецо. Пальто - пальтецо.
Дерево - деревце. Масло - маслице.
Окно - оконце. Болото - болотце.
Полено - поленце. Колено - коленце (движение в пляске).

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (9-й тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.

. Упражнять в слоговом синтезе.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, заканчивает его.

 

Воспитатель: Ребенок:
Памят   памятник.
Будиль   удильник.
Маят   маятник.
Полов   половник.
Купаль   купальник.
Шипов   шиповник.
Ворот НИК воротник.
Кофей   кофейник
Соус   соусник.
Напиль   напильник
Коров   коровник
Телят   телятник
Курят   курятник.
Озор   озорник.
Парус   парусник
Багаж   багажник
Бумаж   бумажник
Ошей   ошейник
Науш   наушник
Паяль   паяльник
Рассоль   рассольник.

 

(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)

Упражнение "ПОСЧИТАЙ И НАЗОВИ" Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа.

Оборудование: картинки.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель показывает ребенку картинки с изображением пяти одинаковых предметов. Затем воспитатель называет один предмет. Ребенок находит на карточке изображение предмета и называет словосочетание имени существительного с именем числительным.

 

Воспитатель: Ребенок:
Огурец пять огурцов.
Персик пять персиков.
Медвежонок пять медвежат.
Кирпич пять кирпичей.
Кисточка пять кисточек.
Воробей пять воробьев.
Таблетка пять таблеток.
Корабль пять кораблей.
Дерево пять деревьев.

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ (10-й тип слоговой структуры) Упражнение "КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 - го типа.

. Упражнять в слоговом синтезе.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч воспитателю, заканчивает его.

 

Воспитатель:   Ребенок:
Салфет   салфетка
Незнай   Незнайка
Таблет   таблетка
Выстав   выставка
Подмет   подметка
Обнов   обновка
Отмет КА отметка.
Отгад   отгадка
Ватруш   ватрушка
Картош   картошка
Мартыш   мартышка
Матреш   матрешка
Игруш   игрушка
Заклад   закладка
Заплат   заплатка

Упражнение " СЛОВА С "ТОЧКОЙ".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 - го типа.

. Упражнять в слоговом синтезе.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его.

 

Воспитатель:   Ребенок:
Лен   ленточка
Коф   кофточка
Кис точка кисточка
Кос   косточка
Кар   карточка
Кур   курточка
Чер   черточка
Фор   форточка
Вес   весточка
Горс   горсточка

 

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА (11-ый тип слоговой структуры) Упражнение "ДОБАВЬ ПЕРВЫЙ ЗВУК".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.

. Упражнять в звуковом анализе.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Ребенок, бросая мяч воспитателю, произносит первый звук. Воспитатель, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.

 

Ребенок: Воспитатель: Ребенок: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
К лей клей С мех смех
  Лен клен   лед след
  Вас квас   лой слой
  Люч ключ   лух слух
  Люв клюв   тон стон
  Лоп клоп   нег снег
  Лин клин   вой свой
  Лещ клещ   ноп Сноп
  Ров кров   кот Скот
  Раб краб   лон слон
  Ран кран   тол Стол
  Рот крот   тул Стул
П лот плот З вук Звук
  лут плут   вон Звон
  лен плен   нак знак
  лед плед   ной Зной

 

(Значение незнакомых ребенку слов необходимо объяснить. Лексический материал упражнения можно разделить на два занятия.) Упражнение "ОДИН - МНОГО".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: "Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов много, и назовешь их".

слова со стечением согласных в начале слова.

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Шляпа много шляп. Книга много книг.
Стена стен. Птица птиц.
Скала скал. Плита плит.
Школа школ. Пчела пчел.
Спина спин. Слива слив.
Груша груш. Крыша крыш.
Блюдо блюд. Слеза слез.
Брюки брюк. Труба труб.

 

слова со стечением согласных в конце слова.

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Пихта много пихт. Кофта много кофт.
Лента лент. Буква букв.
Тыква тыкв. Изба изб.
Пальма пальм. Игла игл.
Игра игр. Зебра зебр.
Место мест. Волна волн.

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ (12 тип слоговой структуры) Упражнение "ДОБАВЬ СЛОГ - "КА".

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.

. Упражнять в звуковом анализе.

. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом - "ка", затем называет слово полностью.

 

Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Птич птичка спич спичка
Брош брошка клет клетка
Плет плетка шлюп шлюпка
Гряд грядка проб пробка
Плен пленка пряж пряжка
Тряп тряпка прач прачка
Грел грелка кноп кнопка
Блуз блузка смаз смазка
Клюш клюшка сказ сказка
Круж кружка скач скачк


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: