ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЧЕРЧЕНИЕ

 

 

Классы

 

 

Для общеобразовательных организаций

 

Донецкой Народной Республики

 

Донецк

 


Рекомендовано Рекомендовано
Министерством образования и науки научно-методическим советом
Донецкой Народной Республики ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
(приказ № 725 от 23.08.2018 г.) (протокол № 4 от 16.08.2018 г.)

 

Составители:

 

Кулик М.С., заведующий отделом технологий ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Беликова И.Г., методист отдела технологий ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» Денисенко Т. В., учитель черчения МОУ «Гимназия № 33 города Донецка» Грохольская Т. С., учитель черчения МОУ «Лицей № 37 города Донецка» Душкина И. А., учитель черчения Горловской общеобразовательной школы

№ 35

 

Научно-методическая редакция:

 

Чернышев А. И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии наук педагогического образования

 

Зарицкая В. Г., проректор по научно-педагогической работе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», кандидат филологических наук, доцент

 

Рецензенты:

 

Бубнова В.Д., методист городского методического кабинета г. Горловки Билас Н.М., учитель трудового обучения МОУ «Школа №48города

 

Донецка»

Котов А.С., учитель трудового обучения МОУ «Школа № 14 города

 

Донецка»

 

Технический редактор:

 

Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности ГОУ ДПО«Донецкий РИДПО»

 

 

Черчение: 8-9 кл.: Примерная программа основного общего

 

образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Денисенко Т.В., Грохольская Т.С., Душкина И.А. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 12 с.

 

© ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................................ 4

 

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ................................................... 5

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН........................................................................................................................................... 6

 

ПРОГРАММА КУРСА..................................................................................................................................................... 7

 

8 класс......................................................................................................................................................................................... 7

 

9 класс...................................................................................................................................................................................... 10

 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:......................................................................... 12


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Сегодня чертежи – это не только средство общения инженеров, конструкторов и рабочих – это фундамент графической культуры человека, живущего в современном техногенном мире. Автоматизация и механизация современного производства существенно изменила содержание и характер деятельности человека. Возросла роль операций, связанных

 

с восприятием и обработкой различной информации. Довольно часто действия человека в различных сферах связаны не с реальными объектами, а с их заменителями в виде пультов управления, схематических изображений реальных процессов и явлений. Схематические и знаковые модели позволяют в абстрактной символической форме не только показывать взаимно-однозначное соответствие объектов и их графических изображений, но и принципиально изменять способы решения пространственных и других задач. Чертежи – это один из ключей к успешному оперированию современными видами информационных систем.

 

Примерная программа основного общего образования по учебному предмету «Черчение» для общеобразовательных организаций разработана на основе Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 г. № 678).

 

Примерная программа главной целью определяет задачу сформировать у учащихся отношение к чертежу, как к одному из главных и необходимых методов общения людей в их практической деятельности, научить читать чертежи, самостоятельно выполнять графические документы для изготовления предметов трудовой деятельности.

 

Требования Примерной программы ориентированы на:

 

· формирование у учащихся качеств, необходимых для творчества и рационализаторской деятельности;

 

· развитие умений и навыков учащихся по построению чертежей и иных графических изображений.

 

· Предметные результаты должны обеспечивать:

 

· формирование знаний и умений, необходимых для чтения графических материалов, выполнения графических документов;

 

· содействие овладению учащимися выбранным профилем обучения;

· развитие пространственного мышления учащихся;

· формирование способностей к самостоятельной работе с учебным материалом;

 

· формирование понятий по конструкторско-технической документации, государственных стандартов.

 

Содержание Примерной программы направлено на решение таких заданий:

 

1) формирование у учащихся системы знаний и умений, необходимых для выполнения и чтения графических документов;

 

2) обеспечение условий для изучения учащимися основ современного производства;

 

3) развитие у учащихся пространственного и аналитического мышления;

4) формирование способности к самостоятельной работе с учебным материалом;

 

5) формирование личностных качеств, необходимых для технического творчества и участия в рационализаторской деятельности.

 

Содержание программы предусматривает создание условий для ознакомления

 

учащихся с основами современного производства и с местом графических документов в производственной деятельности людей. Формированию у учащихся пространственного мышления, развитию их технических способностей способствуют различные графические и практические работы, связанные с анализом содержания изображений на чертеже и чтением чертежей с целью определения различных сведений об изображенных на них предметах, с

 


применением элементов конструирования и мнимых преобразований пространственных свойств предметов.

 

Программа состоит из тематического плана, содержания учебного материала, основных требований к уровню знаний и критериев их оценивания, ориентировочного содержания графических и практических работ.

 

В тематическом плане приведено рекомендуемое распределение времени в часах по учебным темам.

 

Примерная программа учебной дисциплины «Черчение» 8-9 классы рассчитана на 0.5 часа в неделю (16.5 часов в год в каждом классе).

 

Овладение учебными достижениями по черчению осуществляется на базе изучения теоретического материала и выполнения графических и практических работ.

 

Графические работы предусматривают: выполнение графических упражнений в рабочих тетрадях, выполнение чертежей и эскизов. Практические работы предусматривают: чтение чертежей, моделирование по чертежу.

 

Конкретный материал для графических и практических работ учитель подбирает самостоятельно, исходя из содержания учебного материала и ориентируясь на приведенные в учебнике по черчению образцы задач. В процессе отбора задач предпочтение следует отдавать таким, которые активизируют учебно-познавательную деятельность обучающихся: работе со справочным материалом, заданиям творческого характера и тому подобное. Необходимо стараться, чтобы задачи для упражнений и графических работ имели индивидуальный характер.

 

Графические и практические работы следует выполнять непосредственно на уроке. Все графические работы должны выполняться только карандашом с использованием чертежных инструментов.

 

При изучении курса необходимо широко использовать учебные наглядные пособия: таблицы, образцы чертежей, моделей, раздаточный материал, экранные пособия и тому подобное. Самостоятельная работа учащихся с учебником и наглядными пособиями должна стать неотъемлемой составляющей процесса обучения.

 

Определение уровня знаний учащихся выполняется путем текущего оценивания. Критерии оценивания учебных достижений учащихся по черчению даны перед списком рекомендованной литературы.

 

 

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

 

В Примерной программе учебного предмета «Черчение» к каждой теме определены обязательные результаты обучения: требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, которые выражаются в разных видах учебной деятельности. В контексте этого изменяются подходы к оцениванию учебных достижений учащихся как составляющей учебного

 

процесса. Оценивание должно базироваться на положительном принципе, предусматривающем учёт уровня достижений обучающегося.

 

Оценивание учебных достижений по черчению осуществляется в двух аспектах:

 

· уровень владения теоретическими знаниями (определяется в процессе устного или письменного опроса);

 

· качество выполнения графических и практических работ.

Ориентируясь на специфику предмета, учитель должен учесть следующие требования:

 

· уровень усвоения теоретических знаний, предусмотренных программой и их использование во время выполнения графических и практических работ;

 

· умение пользоваться разными видами конструкторско-технологической документации и иными источниками информации;

 


· соблюдение требований к оформлению чертежей в процессе выполнения графических работ;

 

· умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём в процессе работы;

 

· уровень полученных умений и навыков во время выполнения практических и графических работ.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема Ориентировочное
темы   количество часов
  8 КЛАСС  
     
  Введение 0,5
  Общие требования к оформлению чертежей 1,5
  Геометрические построения на чертежах  
  Чертежи в системе прямоугольных проекций  
  Аксонометрические проекции. Технический рисунок 2,5
  Проекции основных геометрических тел. Выполнение и чтение 3,5
  чертежей  
  Выполнение и чтение чертежей  
  Обобщение и систематизация знаний 0,5
  Всего: 16,5
  9 КЛАСС  
     
  Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение  
  чертежа детали  
  Сечения на чертежах  
  Разрезы на чертежах  
  Сборочные чертежи: 5,5
  5.1. Изображение типовых соединений на сборочных чертежах 2,5
  5.2. Сборочные чертежи изделий 1,5
  5.3. Деталирование 1,5
  Строительные чертежи  
  Итоговая контрольная работа 0,5
  Обобщение и систематизация знаний 0,5
  Всего: 16,5

 

 


ПРОГРАММА КУРСА

 

Класс

 

№ п/п Кол-во Содержание учебного материала Государственные требования к уровню
  часов   общеобразовательной подготовки учащихся
  0,5 Введение Учащийся:        
    Значение черчения в практической деятельности людей. объясняет назначение графических документов в
    Разновидности графических документов. Краткая история практической деятельности людей; знает и применяет
    развития чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы. рациональные приемы работы с чертежными
    Рациональные приемы инструментами.      
    работы с чертежными инструментами.          

  1,5 Общие требования к оформлению чертежей Учащийся:    
  Понятие о государственных стандартах. ЕСКД. Форматы называет размеры формата А-4; назначение основной  
  чертежей. Рабочее поле и рамка чертежа. Основная надпись на надписи на чертеже, основные типы линий; основные  
  чертеже. правила выполнения надписей; умеет вычерчивать линии  
Линии чертежа: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, чертежа в соответствии с ГОСТом; выполнять надписи  
   
  сплошнаяволнистая,штриховая,штрихпунктирная и чертежным шрифтом;    
  штрихпунктирная с двумя точками. Соотношение толщин линий знает правила нанесения линейных размеров;    
  и их назначения. знает назначение масштабов,их виды и обозначения на  
  Основные сведения о чертежных шрифтах: виды, соотношение чертеже, умеет обозначать линейные размеры и размеры  
  размеров. Буквы, цифры и знаки на чертежах. окружностей в объеме изученных правил;    
  Масштабы чертежей. определяет и обозначает масштабы чертежей;    
  Основные сведения о нанесении размеров на чертеже. знает последовательность построения изображений  
  Изображение «плоских» предметов. Последовательность их плоских предметов;    
  построения. выполняет построение чертежей«плоских»предметов.  
           

    Геометрические построения на чертежах Учащийся:
    Анализ графического состава изображений на чертежах. знает правила работы чертежными инструментами;
    Графические приемы построения: деление отрезков, углов и способы разделения угла, отрезка и окружностей на равные
    окружностей на равные части. Сопряжения. Виды сопряжений, части; определять последовательность построений, из
    их элементы, последовательность построений. которых состоит контур изображения;
      умеет делить отрезки,окружности на равные части,строит
      различные виды сопряжений.
    Чертежи в системе прямоугольных проекций Учащийся:


 

 

 

 

 

    Понятие о методах проецирования. Прямоугольные проекции знает основные методы проецирования, элементы
    как средство изображения объемного предмета на плоскости. проецирования; требования к главному виду на чертеже;
    Построение проекций предметов на одной, двух и трех взаимно последовательность проецирования на одну, две и три
    перпендикулярных плоскостях проекций.   взаимно перпендикулярные плоскости проекций; названия
    Понятие о виде как разновидности изображений на чертеже. видов на чертежах и их взаимное расположение;  
    Взаимное расположение видов на чертеже, их названия. умеет строить проекции предметов на одну,две и три
    Требования к главному вида на чертеже. Определение взаимно перпендикулярные плоскости проекций.  
    необходимого количества видов.            
  2,5 Аксонометрические проекции. Технический рисунок Учащийся:    
    Назначение и основные виды аксонометрических проекций. называет назначение аксонометрических проекций,их
    Косоугольная фронтальная диметрическая проекция. характерные особенности; условия, влияющие на выбор
    Прямоугольная изометрическая проекция. Направления осей аксонометрической проекции;  
    показатели искажения. Аксонометрические проекции плоских знает назначение технического рисунка;  
    фигур и окружностей. Аксонометрические проекции объемных строит аксонометрические проекции плоских фигур,
    предметов. Нанесение размеров на изображениях   геометрических тел, несложных деталей;  
    Построение технических рисунков предметов.   выполняет технические рисунки.  
  3,5 Проекции основных геометрических тел. Выполнение и Учащийся:    
    чтение чертежей     знает основы анализа геометрической формы предмета,
    Анализ геометрической формы предмета.   характерные особенности проекций геометрических тел,
    Проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических последовательность построения проекций точек, лежащих
    тел. Развертки поверхностей геометрических тел. Нахождение на поверхности предмета, практическое применение
    проекций вершин, ребер, граней. Нахождение проекций разверток;    
    элементов поверхностей на чертеже предмета. Проекции точек, умеет анализировать геометрическую форму деталей;
    лежащих на поверхности предмета. Нанесение размеров на читать      
    чертеже с учетом формы предмета.     чертежи группы геометрических тел; строить проекции
    Выполнение чертежей деталей с преобразованием их формы, точек, вершин, ребер, граней. знает рациональные приемы
    взаимного расположения частей и пространственного положения нанесения размеров на чертеже; условности при нанесении
    элементов.     размеров,    
    Чтение чертежей.     наносит размеры на чертежах предметов с учетом их
    Эскиз детали, его назначение и отличие от чертежа,   формы; осуществляет несложные пространственные
    последовательность выполнения и оформления эскиза. преобразования предметов.  
    Выполнение эскиза детали с натуры.     Учащийся:    
          умеет выполнять чертежи и эскизы деталей с натуры и по
          наглядному изображению;  


 

 

 

 

 

      умеет читать чертеж.  
    Выполнение и чтение чертежей Учащийся:  
    Нанесение размеров на чертеже с учетом формы предмета. знает рациональные приемы нанесения размеров на
    Некоторые условности при нанесении размеров на чертежах. чертеже; условности при нанесении размеров,
    Выполнение чертежей деталей с преобразованием их формы, наносит размеры на чертежах предметов с учетом их
    взаимного расположения частей и пространственного положения формы; осуществляет несложные пространственные
    элементов. Элементы конструирования. Чтение чертежей. преобразования предметов.
    Эскиз детали, его назначение и отличие от чертежа, Учащийся:  
    последовательность выполнения и оформления эскиза. умеет выполнять чертежи и эскизы деталей с натуры и по
    Выполнение эскиза детали с натуры. наглядному изображению;
    Итоговая контрольная работа умеет читать чертеж.  
  0,5 Обобщение и систематизация знаний      

 

Перечень обязательных графических и практических работ:

 

1. Чертеж «плоской» детали.

2. Моделирование по чертежу.

3. Чертеж детали с использованием геометрических построений, в том числе сопряжения.

4. Устное чтение чертежей.

5. Чертеж детали в трех проекциях по наглядному изображению или с натуры.


Класс

 

  № п/п Кол-во Содержание учебного материала   Государственные требования к уровню    
    часов       общеобразовательной подготовки учащихся    
      Повторение сведений о способах проецирования. Выполнение Учащийся:        
      чертежа детали     умеет выполнять чертеж детали с нанесением размеров.  
      Сечения на чертежах     Учащийся:        
      Понятие о сечении. Образование сечения. Виды сечений: знает назначение сечения, классификацию различных  
      вынесенные и наложенные. Выполнение и обозначения сечений. видов сечений; умеет выполнять наложенные и  
      Условности, принятые при выполнении сечений. Графическое вынесенные сечения несложных деталей.      
      обозначение материалов на сечениях.              
      Разрезы на чертежах     Учащийся:        
      Понятие о разрезе, как разновидности изображений на чертежах. знает классификацию разрезов,правила их выполнения и  
      Образование разреза. Отличие разреза от сечения. Виды обозначения; последовательность чтения чертежей;    
      разрезов.Выполнение и обозначение разрезов. Соединение части умеет выполнять и обозначать разрезы на чертежах деталей;  
      вида и части разреза. Условности и упрощения при выполнении применять необходимые условности и упрощения при  
    разрезов. Сложные разрезы: ступенчатый и ломаный. Чтение выполнении разрезов; применять соединение части вида с  
      чертежей, содержащих сечения и разрезы.     частью        
            разреза; читать чертежи, содержащие сечения и разрезы.  
    5,5 Сборочные чертежи.     Учащийся:        
    2,5 Изображение типовых соединений на сборочных чертежах знает назначение и содержание сборочных чертежей;    
      Общие сведения о сборочных чертежах и соединениях деталей. знает назначение резьбы,особенности изображения и    
      Назначение и содержание сборочных чертежей. Спецификация. обозначения резьбы на стержне и в отверстии,    
      Изображение и обозначения резьбы на чертежах деталей. Работа имеет навыки работы со справочным материалом,знает  
      со справочным материалом.     виды разъемных и неразъемных соединений и их  
      Понятие о соединениях деталей. Изображения разъемных характерные особенности и условные обозначения    
      соединений деталей: болтовых, винтовых, шпоночных и выполняет чертежи различных типовых соединений.    
      штифтовых.Изображенияиобозначениянеразъемных          
      соединений: сварных, заклепочных.              
    1,5 Сборочные чертежи изделий.     Учащийся:        
      Основные изображения на сборочном чертеже (виды, сечения, знает правила выполнения сборочных чертежей;умеет  
      разрезы). Особенности при выполнении сборочных чертежей: выполнять и читать спецификацию сборочного чертежа,  
      разрезы на сборочных чертежах, нанесение размеров, штриховка знает последовательность чтения сборочных чертежей;    
      сечений смежных деталей.     умеет читать сборочный чертеж по плану и контрольным  


 

 

 

 

 

    Чтение сборочных чертежей с применением контрольных вопросам
    вопросов. Условности и упрощения на сборочных чертежах.  
  1,5 Деталирование сборочных чертежей. Учащийся:
    Назначение и содержание процесса деталирования сборочного знает назначение и правила выполнения деталировки
    чертежа. Последовательность деталирования. Согласование сборочного чертежа;
    размеров. умеет читать и деталировать чертежи изделий,состоящих
      из 5–6 деталей; согласовывать размеры деталей в
      процессе
      деталировки.
    Строительные чертежи Учащийся:
    Назначение, основные виды и содержание строительных знает виды, назначение,содержание строительных
    чертежей. Особенности их оформления. Изображения на чертежей; правила нанесения размеров;
    строительных чертежах. Условные обозначения. Размеры на умеет читать несложные строительные чертежи.
    строительных чертежах.  
    Чтение строительных чертежей.  
  0,5 Итоговая контрольная работа  

7 0,5 Обобщение и систематизация знаний.

 

Перечень обязательных графических и практических работ:

 


1. Чертеж (эскиз) детали с выполнением сечений.

2. Чертеж детали с необходимыми разрезами.

 

3. Чертеж шпоночного соединения с использованием справочного материала.

 

4. Чтение сборочных чертежей.

 

5. Деталирование с выполнением 1-2 деталей по сборочному чертежу.


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Виноградова Г. Г. Дидактический материал по черчению для 7-9 классов вспомогательной школы: [пособие для учителя] / Г. Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1988.

 

2. Воротников И. А. Занимательное черчение: кн. для учащихся сред. школы \ И.А.

 

Воротников. – [4- е изд., переработанное и доп.] – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.

 

3. Гервер В. А. Творческие задачи по черчению: книга для учителей / В. А. Гервер. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.

 

4. Василенко Е. А. Карточки-задания по черчению для 8 класса: [пособие для учителя] /

 

Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. – М.: Просвещение,

 

1990.

 

5. Крицький А. В. Альбом карток з креслення для 8 класу / А. В. Крицький. – К.: Рад.

 

вид., 1981. – 101с.

 

6. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: [пособие для учителей] /

 

Н.С.Николаев. – М.: Просвещение, 1990.

 

7. Повышение эффективности и качества преподавания черчения: [пособие для

 

учителей] / сост. А. Д. Ботвинников. – М.: Просвещение, 1981. – 128 с.

 

8. Севастопольский Н. О. Задания по проецированию: книга для учителя / Н.О.

 

Севастопольский. – М.: Просвещение, 1992.

 

9. Сидоренко В. К. Выполнение и чтение рабочих чертежей деталей / В. К. Сидоренко. –

 

К.: Вища школа, 1986. – 112 с.

 

10. Сидоренко В. К. Наглядные пособия и технические средства в обучении черчению: [пособие для учителя] / В. К. Сидоренко. – К.: Освіта, 1991. – 192 с.

 

11. Тхоржевский Д. А. Методика преподавания общетехнических дисциплин и трудового обучения / Д. А. Тхоржевский. – К.: Вища шк. 1980.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: