Решение практических задач.




Тема: Авторское право

Общие положения об авторском праве

Темы докладов (1 из 8 вопросов на выбор):

1. Современные проблемы охраны объектов интеллектуальной собственности.

2. Влияние цифровых технологий развитие авторского права. Цифровые копии произведений.

3. Правовые вопросы использования объектов авторских и смежных прав в глобальных сетях.

4. Интернет-сайт как объект правовой охраны.

Особенности правовой охраны компьютерных программ и баз данных.

Порядок использования фотографических произведений в печати

Авторское право в рекламе: современные проблемы правоприменительной практики

Интервью как объект авторского права

 

Творческое задание:

Дать краткую характеристику основных изменений в сфере авторских прав в связи с принятием части 4 ГК РФ.

В частности, продолжить предложение: основными новеллами для авторов и обладателей смежных прав стали: …..

 

Вопросы для контроля знаний:

1. Дайте определение понятия авторское право. Каково назначение авторского права?

  1. Понятие охраняемых результатов творческой деятельности.
  2. Произведения науки, литературы и искусства – как объекты авторского права. Виды произведений, охраняемых авторским правом.
  3. Субъекты авторского права.

5. Что понимается под объективной формой существования произведения? Какие объективные формы существования произведений Вам известны?

  1. Какая международная организация содействует охране интеллектуальной собственности во всем мире? Когда она была создана?
  2. На какие объекты не распространяется авторское право?

8. Распространяются ли авторские права на неопубликованные произведения?

9. Как формировалось авторское право в России?

10. Какие Конвенции являются основными источниками действующих правил охраны интеллектуальной собственности? Когда они были приняты?

11. Назовите известные Вам международные документы об охране и защите авторских прав.

  1. Дайте понятие и краткую характеристику автора произведения.
  2. Дайте понятие и охарактеризуйте виды соавторства.
  3. Каков правовой режим произведения, созданного в соавторстве?
  4. Кто может быть наследником автора? Каков объем прав наследников?

 

Практические задания:

1. Нормы какого института права интеллектуальной собственности применимы для обеспечения правовой охраны в следующих ситуациях:

- физическое лицо сочинило стихотворение;

- исполнитель желает выпустить видео- и аудиокассеты своего исполнения;

- изобретен новый способ консервации продуктов;

- коммерческая фирма хочет получить право на использование созданной ею оригинальной упаковки;

- компания беспокоится о том, чтобы никто не мог использовать при производстве товаров ее логотип.

2. Является ли объектом интеллектуальной собственности диплом о высшем образовании?

3. Если гражданин Российской Федерации создал художественное произведение, какие меры необходимо предпринять, чтобы приобрести на него авторские права?

4. Является ли правомерным приготовление блюд по рецептам из кулинарной книги или изготовление модели самолета по чертежам из специального журнала?

5. Возникают ли авторские права на фотографические снимки, сделанные не профессиональным художником?

6. В каких случаях авторское право признавалось за юридическими лицами? Каким законодательством? Укажите срок действия этого права по действующему законодательству и объем этого права.

7. Приведите примеры раздельного и нераздельного соавторства с указанием жанра, названия произведения и имен их авторов.

8. Приведите примеры объектов авторских прав из Вашей студенческой практики.

9. Какие интеллектуальные права являются авторскими правами:

а) право на неприкосновенность произведения;

б) права на произведения науки, литературы и искусства;

в) право на обнародование произведения?

10. Кому принадлежат авторские права на служебное произведе­ние:

а) работодателю автора;

б) автору произведения;

в) РФ?

11. Какое право автора произведения является имущественным:

а) право авторства;

б) право автора на имя;

в) исключительное право на произведение?

 

Задача 1.

Ученица пятого класса средней школы Маша Иванова сочинила стихотворение, которое было опубликовано в школьной стенгазете. Редактор периодического журнала, случайно увидев это стихотворение, заинтересовался им. Редактор обратился к директору школы, где училась Маша Иванова с предложением напечатать стихотворение Маши в своем журнале. Директор дал свое согласие, и стихотворение было напечатано в ближайшем выпуске журнала. При этом директор и редактор договорились, что Маша Иванова за опубликование ее стихотворения получит ценный приз – фотоаппарат.

Родители Маши Ивановой, узнав об этом, обратились за консультацией к юристу с вопросом: правомерны ли действия директора школы и редактора.

Какой ответ должен дать юрист? Ответ обоснуйте.

 

Задача 2.

Телерадиокомпания обратилась в арбитражный суд с иском к редакции еженедельника о конфискации тиража издания с программой ее передач и взыскании компенсации за убытки, причиненные систематической перепечаткой таких программ из газеты, которой эта информация передается компанией по возмездному договору.

Истец полагал, что программа теле- и радиопередач является результатом интеллектуальной деятельности сотрудников компании, поэтому у него (истца) возникло исключительное право на использование программы как служебного произведения и любая ее публикация без его ведома является нарушением авторских прав и дает основание применить меры ответственности, установленные Гражданским кодексом РФ.

Какое решение должен вынести суд?

 

Контрольные вопросы к практическому занятию по теме 2.2.

Тема: Авторское право

Права авторов

Темы докладов (1 из 11 вопросов на выбор):

1. Особенности взаимоотношений между автором и иными лицами, складывающиеся по поводу создания и использования произведения.

2. Личные неимущественные права авторов произведений и проблемы их реализации

3. Право авторства и право автора на имя и проблемы их реализации

4. Право на неприкосновенность произведения и проблемы его реализации

5. Право на обнародование произведения и проблемы его реализации

6. Право на отзыв и проблемы его реализации

7. Право на вознаграждение за использование служебного произведения и проблемы его реализации

8. Право доступа к произведениям изобразительного искусства и проблемы его реализации

9. Право следования и проблемы его реализации

10. Исключительное право на произведения, охраняемые авторским правом: общая характеристика.

11. Пределы и ограничения исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

Вопросы для контроля знаний:

1. Какие права принадлежат автору произведения?

2. Каковы виды личных неимущественных прав автора?

3. Что понимают под правом авторства и правом на авторское имя?

4. Что понимают под правом на защиту репутации автора?

5. Что понимают под правом на обнародование произведения? Какие права включает в себя право на обнародование произведения?

6. Что понимают под правом на отзыв произведения? Каковы последствия реализации этого права?

7. Что понимают под правом на опубликование произведения? В каком случае произведение не считается опубликованным?

8. Дайте определение понятию «объект авторского права». Какие признаки объекта авторского права вы знаете?

9. Дайте характеристику самостоятельным, производным и составным произведениям.

10. Каковы характеристики служебного произведения?

11. Какой юридический факт является основанием для возникновения авторского права у его создателя? Как можно охарактеризовать этот юридический факт?

12. Какие объекты не являются объектами авторских прав?

13. Кому принадлежит право авторства на проект официального документа, официального символа или знака?

14. Что понимают под правом на использование произведения?

15. Что понимают под правом на воспроизведение произведения?

16. Каковы основные способы воспроизведения произведения? Перечислите эти способы.

17. Что понимают под репродуцированием?

18. Что понимают под правом на распространение произведения?

19. Что понимают под сдачей в прокат (внаем) произведения?

20. В каком случае экземпляры произведения могут передаваться третьим лицам бесплатно?

21. Кому принадлежит право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат?

22. Что понимают под правом на импорт?

23. В отношении каких произведений реализуется право на их публичный показ?

24. В отношении каких произведений реализуется право на их публичное исполнение?

25. Что понимают под правом на публичное исполнение? В каком случае имеет место публичное исполнение?

26. Что понимают под правом на передачу в эфир? Какие произведения могут передаваться в эфир?

27. Что понимают под правом на сообщение для всеобщего сведения по кабелю?

28. Что понимают под правом на перевод произведения?

29. Какова цель перевода произведения?

30. Пределы и ограничения исключительного права на произведения науки, литературы и искусства

Решение практических задач.

Задача №1.

Издательство выпустило в 2007 году книгу о животных, в которую вошли произведения автора В. Договор с В. не заключался. Автор обратился в суд и потребовал взыскать с издательства деньги за нарушение его имущественных прав, убытки и компенсацию морального вреда. Подлежит ли удовлетворению иск автора?

Задача №2.

В Мурманске открылось казино под названием «Бриллиантовая рука». Чьи права были нарушены в этом случае, и кто может предъявить иск к владельцам казино?

Задача №3.

В одном из товарных знаков используется слово «Мойдодыр», которое является названием произведения, созданного К.И. Чуковским. Договора с наследниками К. Чуковского не заключалось. Наследники подали иск в суд. Охраняются ли произведения К. Чуковского? Правомерны ли требования наследников К. Чуковского?

Задача №4.

Издательство решило в 2011 году выпустить произведения «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Нужно ли заключать договор на издание этих произведений, и если нужно, то с кем?

Задача №5.

После смерти С. Есенина на его стихи была написана музыка. Являются ли С. Есенин и композитор соавторами песни?

 

Задача №6.

Студент на основании компьютерной программы создал музыку. Являются ли программист (лицо, создавшее данную программу) и студент соавторами этой музыки?

Задача №7.

Студент сочиняет музыку к уже написанным другими стихам. Имеет ли в этом случае место соавторство?

Задача №8.

Преподаватель Шошин Е.А. писал стихи и музыку к своим стихам. Руководство музыкального училища, в котором он преподавал, предложило ему подготовить к изданию сборник, в который он отберет свои лучшие произведения, а издание осуществит училище. Сдав сборник в работу, преподаватель уволился из училища. Сборник был выпущен и распространен среди студентов бесплатно.

Второй тираж сборника был выпущен позднее и поступил в продажу, но Шошина Е.А. об этом не предупредили. Шошин Е.А. подал иск в суд с требованием взыскать с музыкального училища в его пользу соответствующее вознаграждение за все выпуски сборника. Правомерен ли иск Шошина Е.А., и будет ли он удовлетворен?

 

 

Контрольные вопросы к практическому занятию по теме 2.3

Тема: Авторское право



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: