Дизайн Великобритании 40-х. Британский Сонет но технической эстетике




Дизайн и экономия ресурсов

Военные ограничения на сырье и промышленное про­изводство были введены не только Британским прави­тельством. 13 большей части Европы, в Японии и США происходило нормирование использования стратегически важного сырья. В США и Японии производство товаров народного потребления было сокращено и введена кар­точная система. Многие дизайнеры были заняты выпол­нением госзаказов и испытанием новых материалов. Ре­зультатом такой экономии стало качественное производ­ство изделий из простых доступных материалов. Они были функционально продуманы и достаточно дороги.

I'M

Дуглас Скотт

Лондонский автобус "Routemaster". 1959 Телефон-автомат (для General Post Office), ок. 1960

Дуглас Скотт (Douglas Scott. 1913-1990)

Первый профессиональный индустриальный дизайнер Ве-ликобртаиии 115. C.182I. После окончания Центральной школы искусств и дизайна в га Ломдоне(1929)работаетвЛон- ^ донской бюро Раймонда Лоуи (1936-39) После второй миро­вой воины открывает собствен­ное бюро и занимается образо­вательным процессом в Цент­ральной школе искусств и ди­зайна в Лондоне. Дуглас Скоп стремился в сво­ей работе к тому, чтобы изде­лия были nuiKO производимы­ми, пользовались успехом и были практичными В промыш­ленном дизайне, по его мне­нию, нет места для индивиду­альной эстетики. Самая известная его pa6ota. ставшая классикой дизайна -двухэтажный автобус •Routemastef (1954), который до сегодняшнего дня ходит по узким улицам Лондона, укра­шает английскую столицу и стал почитаемым и любимым ее символом.

Дизайн Телефона-автомата для британской к&лггчул GP0 (General Post Office, ок.1960) соединил в себе американский СТрЙМЛаЙН с традиционный британским консерватизмом можно считать образцом дизайна Дугласа Скотта

Робин Дзй. (Robin Day.1915 " ХаиВикомб.Бэкингемшио, Ве­ликобритания).

Робин Дзй закончил королевс­кий колледж искусств (1938) Вместе с женой Люсьен откры­вают собственное бюро и рабо­тают как независимые дизаи-неоы в области дизайна выста­вок, графики и индустриально­го дизайна. Самое известное произведение - "Политроп-стул", в котором впервые про­демонстрированы возможно­сти термопластов в промыш­ленном массовом производ­стве С 1963 г в 23 странах было раску 11 ле н о 14 и и л пионов полипроп стульев.

Робин Дей

Интерьер комнаты на Британском фести­вале в Лондоне 1951 г.

19^3 И3 ПОЛипропилена <polypfop-Stuhl),

Люсьен Дей

"Зрители" (Spectators), текстиль. 1954 Сереиз из сЬарфора "Regent Street" для немецкой фирмы "Розенталь". 1958-59

i pyi и Рооин и Люсьен Дзй в 50-е годы- ведущие дизайне­ры Великобритании. Благода­ря своем молодости, таланту и оптимизму они стали симво­лом послевоенного времени, прославившим Великобрита­ нию во всем мире. Средсва массовой информации присво­ или им титул "Представителей хорошего стиля»

Люсьен ДжаиселлеОау. 1917- Купдсон. Серрей. Великобри-гания). Училась вКкпмиой школе искусств (1934 - 1937). затем - 2 года в королевском колледже искусств Совмеамо с мужем открывают свое ди­зайн £юро Инновационный тек­стильный проект 'Calyx' для фестиваля в Британии 1951. в котором впервые в боиганском текстиле используются абст­ рактные формы, получил 'зо­лотую медаль* на 9-ом милан­ском триеннале. Люсьен Дэи относится к выдающимся тек­стильным дизайнерам XX века, чьи работы нашли всемирное признание.

Михайлов СМ. Истори диз.Т.2 X

войны чувствовались еще очень долго, что нашло выра­жение в непрекращающихся ограничениях для потреби­телей [1, С. 28].

Государственная поддержка дизайна Одной из особенностей послевоенного развития ди­зайна было массовое появление различных администра-тинно-научно-пропагандистских структур, призванных со­действовать его внедрению в производство. Государствен­ная власть, заинтересованная в развитии национальной промышленности и торговли, очень быстро поняла значе­ние дизайна в этом процессе. Наглядным примером слу­жил предвоенный опыт Соединенных Штатов. Но ЭТОТ опыт говорил о том. что дизайнирование любого вида продукции требует первоначального вложения средств и ведет к увеличению себестоимости изделий. Однако в послевоенных условиях ослабленной конкуренции и по­вышенного покупательского спроса трудно было ожидать от компаний и фирм вложений средств в дизайн. Разви­тие и внедрение дизайна в производство было стратеги­ческой задачей, рассчитанной на перспективу, промыш­ленникам же нужна была прибыль сегодня, чтобы допол­нительно инвестировать производство, используя суще­ствовавший дефицит мировой продукции. Все:>то и при­вело к мысли о том, что дизайну надо оказать государ­ственную поддержку, заинтересовать фирмы в использо­вании его преимуществ. И наиболее приемлемый путь для этого - пропагандирован^' дизайна и оказание науч­ной, консультативной, юридической, рекламной помощи предприятиям в использовании методов дизайна [10, С. 95].

Такая ориентация ряда европейских государств сыг­рала существенную роль в триумфальном шествии ди­зайна в Европе в конце 1940-х и в 50-х гг. В это время фирмы начинают успешно работать с дизайнерами, стре-

1ЧК

 

рнст Рейс (Ernest Race. 1913-1964)

Сыграл выдающуюся роль в становление после второй ми-«..^/г-'.мысовреиенноюме

больного дизайна в Великоб­ритании. Работы Рейса стали основой для последующего гюязлемия понятия 'Contem­porary Style' (Современный стиль) для легкой орта***™ мебели, отличающейся oi вы­холощенного предвоенного модернизма. Это был демок­ратичный cinju, современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу по­требителей.

мясь. «а хватить просыпающийся и спешно обновляю­щийся рынок. Возрождающаяся благодаря американско­му плану Маршала европейская экономика охотно ис­пользует дизайн, понимая, что это не ТОЛЬКО средство завоевания рынка, но и вопрос национального престижа и гордости, содействующий укреплению патриотических идей [10, С. 96].

Дизайн Великобритании 40-х. Британский Сонет но технической эстетике

Результатом осмысления сложившейся ситуации воз­можных перспектив развития экономики было создание в Англии в декабре 1944 года первой в Европе общего­сударственной дн:шпнерской структуры - Британского Совета по технической эстетике, ставшего своего рода образцом для создания подобных организаций на конти­ненте [10, С. 97]. Целью возникшего в преддверии победы над фашизмом Совета было оказание помощи промыш­ленности в выпуске высококачественной продукции, спо­собной конкурировать с зарубежными образцами, завое­вывать внешние рынки на основе использования Методов дизайнерского проектировании [10, С. 97].

Совет состоял из трех секторов: промышленности; информации и выставок; административно-финансового. В его состав вошли 29 членов, среди которых были наиболее известные дизайнеры и промышленники Анг­лии, особенно успешно сотрудничавшие с дизайнерами. Аппарат Совета состоял из 220 сотрудников [10, С. 971.

Совет начал свою работу С широкой пропаганды дизайна через печать, систему высших и средних учеб­ных заведений, торговую прессу, торгово-промышленные выставки. Кроме государственных дотаций он существо­вал на средства от собственных публикаций и рекламы в своих изданиях. К последним прежде всего относится начавший выходить с 1949 j-ода журнал "Дизайн", кото­рый превратился вскоре в крупнейшее профессиональное издание [10, С 97].

Для учета дизайнеров и дизайнерских фирм, предо­ставления заинтересованным фирмам необходимых све­дений о дизайнерах и их Оюро создается специальный справочный фонд. Кроме того, при Совете организуются библиотека и фототека, где на коммерческой основе можно заказать фотокопии, диа- и кинофильмы; для организа­ции выставочной деятельности - "Дизайн-центр"; для ре­гистрации лучших образцов дизайна - "Дизайн-индекс"

Одним из первых крупных мероприятий Совета была выставка 1946 года под девизом "Британия может это сделать" [10, С. 99).

Работа Совета по технической эстетике периодичес­ки обсуждается на заседаниях парламента и Палаты лордов. 20 лучших изделий английской промышленности, ежегодно представляемых "Дизайн-центром" и включен­ных в "Дизайн-индекс", премируются. |10, С. 99|.

Вслед за Англией Совет по технической эстетике возникает во Франции (1951), "Совет по формообразова­нию" в Западной Германии (1951), Государственный ав­стрийский институт формообразования - в Австрии (1957).

Шведский модерн. Датский спин, тиконого дерева Хотя страны Скандинавии меньше других пострада­ли во время второй мировой войны, военные годы были не лучшим временем для скандинавского дизайна. В 1940 году Дания и Норвегия были оккупированы немецкими войсками: границы были закрыты, перемещения запре­щены, введена карточная система. Такая изоляция, бе­зусловно, повлияла и на развитие скандинавского дизай­на. Б Скандинавии в период 40-50-х гг. установился свой стиль в дизайне. Во время первой нью-йоркской ярмарки в 1939 году появилось название "Шведский модерн". Ключом этого дизайн-стиля были керамические работы Вильгельма Каге, стеклянные изделия Кая Франка и мебель Алвара Аалто. Отличительным знаком этих работ было естественное природное ощущение в мягких орга­нических формах, чьи истоки были найдены в скандннав-

Если американский дизайн 4U-x мы связываем со стилистическим направлением обтекаемых оЪорм, италь­янский - с экспериментами в области формы и новых материалов, немецкий - прежде всего с неофункциона-ли. чмом, скандинавский же дизайн особенно проявился в жилищной культуре 50-60-х гг.

Многие образцы скандинавской мебели и предметов потребления, получившие известность после второй ми­ровой войны, были спроектированы еще в 30-х гг. Изде­лия из серебра из Копенгагена, стекла и керамики фин­ской фирмы Lilalla и Arabia до сих пор являются эта­лоном на мировом рынке. [3, С. 125].

Поскольку в скандинавских странах индустриализа­ция пришла намного позднее Великобритании, Америки или Германии, после второй мировой войны в мебельной культуре Швеции, Финляндии и Дании еще оставались достаточно сильными ремесленные традиции. Дерево с древности являлось излюбленным строительным матери­алом для стран Северной Европы. Однако, скандинавские мастера мебельного искусства, создавая органические формы, не только следовали историческим традициям обработки древесины, но и пробовали новые методы ра­боты с фанерой. Особенно преуспели в этом датские дизайнеры. Старший, Кааре Клинт, еще до войны уде­лявший много внимания эргономике и работавший в на­правлении "органический дизайн", стал примером для подражания многим молодым дизайнерам [3, С. 125].

Дания была европейским поставщиком тикового де­рева, которое поело индокитайской войны в большом количестве появилось на мировом рынке. Это способство­вало развитию "датского стиля тикового дерева". Увле­чение тиковым деревом захватило и послевоенную Гер­манию: легкая и практичная мебель была самой подхо­дящей в стесненных жилищных условиях.

Распространяющаяся в европейских странах волна популярного "датского стиля тикового дерева" имела и

негативные моменты: оесчисленные дешевые копии-под­делки скандинавской мебели.

Культура жилища из Скандинавии. "Швсдскан кухни"

В 1940-х гг. появилась шведская модель государства. В 1945 году Швеция стала социалистическим государ­ством. И здесь получает развитие демократический ди­зайн, в основе формообразования которого лежала адап­тация функционализма как прогрессивного и политичес­ки корректного направлении в эстетике. Возникает скан­динавский стиль жилья со (МГЛОЙ, дружелюбной демок­ратичной атмосферой. В центре внимания стали кварти­ры в жилых домах среднего слоя населения.

Под руководством теоретика динайна Готхарда Йо-хансона (Gotthard Johansson) была внедрена программа «Жилищный тест», которая привела к появлению 1952 году широко известной функциональной модели органи­зации компактной кухни под названием «шведская кух­ня». Позже появилась и стандартизация кроватей, сто­лов, шкафов, что в конце концов распространялось И на квартиры в целом. Социализация общего вкуса казалась неудержимой [11, С. 65].

Традиции и современность. 1'азннтие органическо­го дизайна в Скандинавии

После войны в Дании начали активно внедриться промышленные методы производства, которые принесли с собой и новые материалы. Вековые традиции и прогрес­сивные новации обогащали друг друга. Мебель имела современный внешний вид и одновременно продолжала оставаться необычайно уютной. Соединение интернацио­нального стиля с традициями ручного изготовления в индустриальном производстве стало основой дальнейшего успеха скандинавской культуры жилища.

Одним из ярких представителей послевоенного скан­динавского дизайна, соединивших в своем творчестве тра-

днции и новаторство. был датский дизайнер Арне Якоб-сен, который как и американец Чарлз Имс использовал изогнутые линии из фанеры и стальных трубок. Его стул "Муравей" - первый датский стул, изготовленный массо­во - является классикой мирового дизайна и выпускается мебельными фирмами по сей день.

Другим не менее известным датским дизайнером является Вернер Пантон. который, в отличие от Якобсо­на, был больше ориентирован па культуру США и Ита­лии и работал, в основном, со стальными элементами и цветными искусственными материалами.

Триумф скандинавского дизайна н Америке. Профессия-"дизайнер"

Финляндия, которая только-только начала пережи­вать процесс урбанизации, была открыта для новых, нео­бычных решений. Эйфория ныра.чилась и и кофейных чашках красного, желтого и светло гол убого цвета Анти Нурмнсниеми (1957), и в ВОВОЙ форме для повседневной посуды Магнуса Стефенсона «Король-Копенгаген» как для готовки, так и для переноски пищи (1957), мпогофун-кцоиональных сервизах Эрика Магнуссена (60-е гг). С 1948 года скандинавские мастера начали явственно доми­нировать на миланской триеналле: Стиг Линдберг (ме­даль на первой послевоенной триеннале, на которой был представлен послевоенный вкус 1951 года), Тимо Сарпа-нева и Тапио Вирккала были первыми звездами дизайна Европы и завоевали славу великих мастеров.

Рыбная вилка Хемнинга Коииелн из серебра. Лист из фанеры Тапио Вирккала. вази-кристалл Тимо Оарпа-нева, кресло "Chief" Финна Джулса, круглый стул Ханса Вегнера и сервиз "Kilta" Кая Франка - это творения классиков скандинавского дизайна, ставшие новой стра­ничкой в мировом дизайне Г>()-х.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: