Дизайн и экономия ресурсов
Военные ограничения на сырье и промышленное производство были введены не только Британским правительством. 13 большей части Европы, в Японии и США происходило нормирование использования стратегически важного сырья. В США и Японии производство товаров народного потребления было сокращено и введена карточная система. Многие дизайнеры были заняты выполнением госзаказов и испытанием новых материалов. Результатом такой экономии стало качественное производство изделий из простых доступных материалов. Они были функционально продуманы и достаточно дороги.
I'M
Дуглас Скотт
Лондонский автобус "Routemaster". 1959 Телефон-автомат (для General Post Office), ок. 1960
Дуглас Скотт (Douglas Scott. 1913-1990)
Первый профессиональный индустриальный дизайнер Ве-ликобртаиии 115. C.182I. После окончания Центральной школы искусств и дизайна в га Ломдоне(1929)работаетвЛон- ^ донской бюро Раймонда Лоуи (1936-39) После второй мировой воины открывает собственное бюро и занимается образовательным процессом в Центральной школе искусств и дизайна в Лондоне. Дуглас Скоп стремился в своей работе к тому, чтобы изделия были nuiKO производимыми, пользовались успехом и были практичными В промышленном дизайне, по его мнению, нет места для индивидуальной эстетики. Самая известная его pa6ota. ставшая классикой дизайна -двухэтажный автобус •Routemastef (1954), который до сегодняшнего дня ходит по узким улицам Лондона, украшает английскую столицу и стал почитаемым и любимым ее символом.
Дизайн Телефона-автомата для британской к&лггчул GP0 (General Post Office, ок.1960) соединил в себе американский СТрЙМЛаЙН с традиционный британским консерватизмом можно считать образцом дизайна Дугласа Скотта
Робин Дзй. (Robin Day.1915 " ХаиВикомб.Бэкингемшио, Великобритания).
Робин Дзй закончил королевский колледж искусств (1938) Вместе с женой Люсьен открывают собственное бюро и работают как независимые дизаи-неоы в области дизайна выставок, графики и индустриального дизайна. Самое известное произведение - "Политроп-стул", в котором впервые продемонстрированы возможности термопластов в промышленном массовом производстве С 1963 г в 23 странах было раску 11 ле н о 14 и и л пионов полипроп стульев.
Робин Дей
Интерьер комнаты на Британском фестивале в Лондоне 1951 г.
19^3 И3 ПОЛипропилена <polypfop-Stuhl),
Люсьен Дей
"Зрители" (Spectators), текстиль. 1954 Сереиз из сЬарфора "Regent Street" для немецкой фирмы "Розенталь". 1958-59
i pyi и Рооин и Люсьен Дзй в 50-е годы- ведущие дизайнеры Великобритании. Благодаря своем молодости, таланту и оптимизму они стали символом послевоенного времени, прославившим Великобрита нию во всем мире. Средсва массовой информации присво или им титул "Представителей хорошего стиля»
Люсьен ДжаиселлеОау. 1917- Купдсон. Серрей. Великобри-гания). Училась вКкпмиой школе искусств (1934 - 1937). затем - 2 года в королевском колледже искусств Совмеамо с мужем открывают свое дизайн £юро Инновационный текстильный проект 'Calyx' для фестиваля в Британии 1951. в котором впервые в боиганском текстиле используются абст рактные формы, получил 'золотую медаль* на 9-ом миланском триеннале. Люсьен Дэи относится к выдающимся текстильным дизайнерам XX века, чьи работы нашли всемирное признание.
Михайлов СМ. Истори диз.Т.2 X
войны чувствовались еще очень долго, что нашло выражение в непрекращающихся ограничениях для потребителей [1, С. 28].
Государственная поддержка дизайна Одной из особенностей послевоенного развития дизайна было массовое появление различных администра-тинно-научно-пропагандистских структур, призванных содействовать его внедрению в производство. Государственная власть, заинтересованная в развитии национальной промышленности и торговли, очень быстро поняла значение дизайна в этом процессе. Наглядным примером служил предвоенный опыт Соединенных Штатов. Но ЭТОТ опыт говорил о том. что дизайнирование любого вида продукции требует первоначального вложения средств и ведет к увеличению себестоимости изделий. Однако в послевоенных условиях ослабленной конкуренции и повышенного покупательского спроса трудно было ожидать от компаний и фирм вложений средств в дизайн. Развитие и внедрение дизайна в производство было стратегической задачей, рассчитанной на перспективу, промышленникам же нужна была прибыль сегодня, чтобы дополнительно инвестировать производство, используя существовавший дефицит мировой продукции. Все:>то и привело к мысли о том, что дизайну надо оказать государственную поддержку, заинтересовать фирмы в использовании его преимуществ. И наиболее приемлемый путь для этого - пропагандирован^' дизайна и оказание научной, консультативной, юридической, рекламной помощи предприятиям в использовании методов дизайна [10, С. 95].
Такая ориентация ряда европейских государств сыграла существенную роль в триумфальном шествии дизайна в Европе в конце 1940-х и в 50-х гг. В это время фирмы начинают успешно работать с дизайнерами, стре-
1ЧК
рнст Рейс (Ernest Race. 1913-1964)
Сыграл выдающуюся роль в становление после второй ми-«..^/г-'.мысовреиенноюме
больного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего гюязлемия понятия 'Contemporary Style' (Современный стиль) для легкой орта***™ мебели, отличающейся oi выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный cinju, современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.
мясь. «а хватить просыпающийся и спешно обновляющийся рынок. Возрождающаяся благодаря американскому плану Маршала европейская экономика охотно использует дизайн, понимая, что это не ТОЛЬКО средство завоевания рынка, но и вопрос национального престижа и гордости, содействующий укреплению патриотических идей [10, С. 96].
Дизайн Великобритании 40-х. Британский Сонет но технической эстетике
Результатом осмысления сложившейся ситуации возможных перспектив развития экономики было создание в Англии в декабре 1944 года первой в Европе общегосударственной дн:шпнерской структуры - Британского Совета по технической эстетике, ставшего своего рода образцом для создания подобных организаций на континенте [10, С. 97]. Целью возникшего в преддверии победы над фашизмом Совета было оказание помощи промышленности в выпуске высококачественной продукции, способной конкурировать с зарубежными образцами, завоевывать внешние рынки на основе использования Методов дизайнерского проектировании [10, С. 97].
Совет состоял из трех секторов: промышленности; информации и выставок; административно-финансового. В его состав вошли 29 членов, среди которых были наиболее известные дизайнеры и промышленники Англии, особенно успешно сотрудничавшие с дизайнерами. Аппарат Совета состоял из 220 сотрудников [10, С. 971.
Совет начал свою работу С широкой пропаганды дизайна через печать, систему высших и средних учебных заведений, торговую прессу, торгово-промышленные выставки. Кроме государственных дотаций он существовал на средства от собственных публикаций и рекламы в своих изданиях. К последним прежде всего относится начавший выходить с 1949 j-ода журнал "Дизайн", который превратился вскоре в крупнейшее профессиональное издание [10, С 97].
Для учета дизайнеров и дизайнерских фирм, предоставления заинтересованным фирмам необходимых сведений о дизайнерах и их Оюро создается специальный справочный фонд. Кроме того, при Совете организуются библиотека и фототека, где на коммерческой основе можно заказать фотокопии, диа- и кинофильмы; для организации выставочной деятельности - "Дизайн-центр"; для регистрации лучших образцов дизайна - "Дизайн-индекс"
Одним из первых крупных мероприятий Совета была выставка 1946 года под девизом "Британия может это сделать" [10, С. 99).
Работа Совета по технической эстетике периодически обсуждается на заседаниях парламента и Палаты лордов. 20 лучших изделий английской промышленности, ежегодно представляемых "Дизайн-центром" и включенных в "Дизайн-индекс", премируются. |10, С. 99|.
Вслед за Англией Совет по технической эстетике возникает во Франции (1951), "Совет по формообразованию" в Западной Германии (1951), Государственный австрийский институт формообразования - в Австрии (1957).
Шведский модерн. Датский спин, тиконого дерева Хотя страны Скандинавии меньше других пострадали во время второй мировой войны, военные годы были не лучшим временем для скандинавского дизайна. В 1940 году Дания и Норвегия были оккупированы немецкими войсками: границы были закрыты, перемещения запрещены, введена карточная система. Такая изоляция, безусловно, повлияла и на развитие скандинавского дизайна. Б Скандинавии в период 40-50-х гг. установился свой стиль в дизайне. Во время первой нью-йоркской ярмарки в 1939 году появилось название "Шведский модерн". Ключом этого дизайн-стиля были керамические работы Вильгельма Каге, стеклянные изделия Кая Франка и мебель Алвара Аалто. Отличительным знаком этих работ было естественное природное ощущение в мягких органических формах, чьи истоки были найдены в скандннав-
Если американский дизайн 4U-x мы связываем со стилистическим направлением обтекаемых оЪорм, итальянский - с экспериментами в области формы и новых материалов, немецкий - прежде всего с неофункциона-ли. чмом, скандинавский же дизайн особенно проявился в жилищной культуре 50-60-х гг.
Многие образцы скандинавской мебели и предметов потребления, получившие известность после второй мировой войны, были спроектированы еще в 30-х гг. Изделия из серебра из Копенгагена, стекла и керамики финской фирмы Lilalla и Arabia до сих пор являются эталоном на мировом рынке. [3, С. 125].
Поскольку в скандинавских странах индустриализация пришла намного позднее Великобритании, Америки или Германии, после второй мировой войны в мебельной культуре Швеции, Финляндии и Дании еще оставались достаточно сильными ремесленные традиции. Дерево с древности являлось излюбленным строительным материалом для стран Северной Европы. Однако, скандинавские мастера мебельного искусства, создавая органические формы, не только следовали историческим традициям обработки древесины, но и пробовали новые методы работы с фанерой. Особенно преуспели в этом датские дизайнеры. Старший, Кааре Клинт, еще до войны уделявший много внимания эргономике и работавший в направлении "органический дизайн", стал примером для подражания многим молодым дизайнерам [3, С. 125].
Дания была европейским поставщиком тикового дерева, которое поело индокитайской войны в большом количестве появилось на мировом рынке. Это способствовало развитию "датского стиля тикового дерева". Увлечение тиковым деревом захватило и послевоенную Германию: легкая и практичная мебель была самой подходящей в стесненных жилищных условиях.
Распространяющаяся в европейских странах волна популярного "датского стиля тикового дерева" имела и
негативные моменты: оесчисленные дешевые копии-подделки скандинавской мебели.
Культура жилища из Скандинавии. "Швсдскан кухни"
В 1940-х гг. появилась шведская модель государства. В 1945 году Швеция стала социалистическим государством. И здесь получает развитие демократический дизайн, в основе формообразования которого лежала адаптация функционализма как прогрессивного и политически корректного направлении в эстетике. Возникает скандинавский стиль жилья со (МГЛОЙ, дружелюбной демократичной атмосферой. В центре внимания стали квартиры в жилых домах среднего слоя населения.
Под руководством теоретика динайна Готхарда Йо-хансона (Gotthard Johansson) была внедрена программа «Жилищный тест», которая привела к появлению 1952 году широко известной функциональной модели организации компактной кухни под названием «шведская кухня». Позже появилась и стандартизация кроватей, столов, шкафов, что в конце концов распространялось И на квартиры в целом. Социализация общего вкуса казалась неудержимой [11, С. 65].
Традиции и современность. 1'азннтие органического дизайна в Скандинавии
После войны в Дании начали активно внедриться промышленные методы производства, которые принесли с собой и новые материалы. Вековые традиции и прогрессивные новации обогащали друг друга. Мебель имела современный внешний вид и одновременно продолжала оставаться необычайно уютной. Соединение интернационального стиля с традициями ручного изготовления в индустриальном производстве стало основой дальнейшего успеха скандинавской культуры жилища.
Одним из ярких представителей послевоенного скандинавского дизайна, соединивших в своем творчестве тра-
днции и новаторство. был датский дизайнер Арне Якоб-сен, который как и американец Чарлз Имс использовал изогнутые линии из фанеры и стальных трубок. Его стул "Муравей" - первый датский стул, изготовленный массово - является классикой мирового дизайна и выпускается мебельными фирмами по сей день.
Другим не менее известным датским дизайнером является Вернер Пантон. который, в отличие от Якобсона, был больше ориентирован па культуру США и Италии и работал, в основном, со стальными элементами и цветными искусственными материалами.
Триумф скандинавского дизайна н Америке. Профессия-"дизайнер"
Финляндия, которая только-только начала переживать процесс урбанизации, была открыта для новых, необычных решений. Эйфория ныра.чилась и и кофейных чашках красного, желтого и светло гол убого цвета Анти Нурмнсниеми (1957), и в ВОВОЙ форме для повседневной посуды Магнуса Стефенсона «Король-Копенгаген» как для готовки, так и для переноски пищи (1957), мпогофун-кцоиональных сервизах Эрика Магнуссена (60-е гг). С 1948 года скандинавские мастера начали явственно доминировать на миланской триеналле: Стиг Линдберг (медаль на первой послевоенной триеннале, на которой был представлен послевоенный вкус 1951 года), Тимо Сарпа-нева и Тапио Вирккала были первыми звездами дизайна Европы и завоевали славу великих мастеров.
Рыбная вилка Хемнинга Коииелн из серебра. Лист из фанеры Тапио Вирккала. вази-кристалл Тимо Оарпа-нева, кресло "Chief" Финна Джулса, круглый стул Ханса Вегнера и сервиз "Kilta" Кая Франка - это творения классиков скандинавского дизайна, ставшие новой страничкой в мировом дизайне Г>()-х.