Роль риторики в профессиональной деяьтельности




 

Общество разделено различиями конфессиональных обрядов. Общество включает в себя различные профессии и различные формы организации профессиональной деятельности, различные сферы права и стили управления, физическая культура требует адресности возрастов и характера физиологии отдельных людей. Абстрактное мышление определено различием наук и областей техники. Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятельности.

В этом процессе ведущую роль играет речевая деятельность. Дело в том, что любая форма воспитания требует речевых действий для того, чтобы она, так или иначе, установилась.

Так, для обучения искусствам, для введения произведений искусства в общество (заказ, показ, критика, толкование произведения художником, образование художника) общество использует речевые действия. С помощью речевых действий организуется отбор лучших (классических) произведений, их систематизация, классификация, кодификация и хранение, и предъявление потребителям искусства.

Любая система прогностики требует толкования наличной и прогнозируемой ситуации. Управление лишь прибегает к формализмам для того, чтобы представить языковую информацию в удобном виде. В центре обряда лежат языковые действия. Правила игры объясняются языком. Отсюда проблема разнообразия и единства общества в ярких формах концентрированно выражена в языковых действиях и, по сути дела, управляется языковыми действиями.

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. Профессиональной речевой компетентности следует обучать, давать необходимые знания, формировать базовые умения. Так чему же следует обучать и обучаться? Что включает в себя понятие “профессиональная коммуникативная компетентность”?

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Как мы уже говорили, умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма.

По сути, проблеме формирования профессиональной речевой компетенции посвящено диссертационное исследование Т.В. Мазур “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе” [Мазур: 2001]. Она пишет: “В настоящее время проблема речевой компетенции юриста стоит более остро, чем в предыдущие годы… существует явственная необходимость в организации качественной, профессионально значимой речевой подготовки будущих специалистов в вузе…” [Мазур 2001: 3-4]. Для формирования речевой компетенции юристов она предлагает целый блок дисциплин, каждая из которых обеспечивает определённую сторону подготовки (например, “введение в юридическую риторику”, “юридическая оратория” и т.д.) При этом в систему умений, обеспечивающих профессиональную речевую подготовку, входит такие, как определение стратегии и тактики речевого поведения в профессиональной деятельности, добиваясь наилучшего выполнения целей общения, эффективно произносить устные монологические речи и выступать с ними в типичных речевых ситуациях профессиональной деятельности, эффективно строить речевое поведение при диалогическом общении [там же: 16, 17], то есть речь идёт о свободном владении репертуаром профессиональных речевых жанров

О.Я. Гойхман в монографии “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”, отмечает, что для “достижения коммуникативной компетенции в социальной сфере необходимы определённые группы умений, в том числе умения: общаться вербально и невербально, вести переговоры, действовать сообща” [Гойхман 2000: 21-22]. Составными частями обучения профессиональной коммуникативной компетенции, по мнению учёного, должны стать культура речи и элементарной грамотности студентов, которая у современных выпускников школ оставляет желать лучшего. С этими положениями нельзя не согласиться.

В то же время следует согласиться с Н.К. Гарбовским и дополнить определение профессиональной речи как системы речевых жанров, регулярно используемых в процессе профессионально-ролевого взаимодействия коммуникантов. Профессиональная речь, по нашему мнению и по мнению таких исследователей профессионального речевого общения, как Т.А. Милехина, Н.И. Шевченко, может выступать в разных вариантах в зависимости от состава коммуникантов (специалист/неспециалист) и ситуации общения (официальная/неофициальная) и в зависимости от этого устная профессиональная речь будет ближе или дальше от “идеальной” профессиональной речи, которую мы можем наблюдать только при общении специалистов в официальной обстановке. От того, с кем приходится общаться, в каких условиях происходит общение, во многом будет зависеть, к какому варианту “профессионального языка” следует обратиться профессионалу-экономисту, чтобы быть правильно понятым и в конечном итоге выполнить намеченную коммуникативную задачу и добиться успеха.


Заключение

 

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходимо для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности.

Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а так же пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы. Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской отвественности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.


Литература

 

1. Н. Войченко. «Кодекс чести оратора или Об искусстве публичных выступлений. » // Журналист. - №12. – 2008 г. – 38 с.

2. О.Я. Гойхман “Научно-практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов…”. – 2000 г.

3. Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат». – 2005 г.

4. Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язак как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195

5. Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе”. – 2001 г.

6. И.П. Павлов, "О русском уме" // "Литературная газета". 1981 год, N30

7. Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.


[1] Татьяна Жаринова Нужна Ли Риторика Современному Обществу? // Журнал «Самиздат». – 2005 г.

[2] Н. Войченко. Кодекс чести оратора или Об искустве публичных выступлений. // Журналист. - №12. – 2008 г. – 38 с.

[3] И.П.Павлов "О русском уме" //"Литературная газета". 1981 год, N 30.

[4] Роль языка в становлении личности человека. – 2009 г.

[5] Н.Е. Каменская Проблемы риторики в современной России. // Язык как средство коммуникации: теория, практика, методика преподавания. – 2008 г. – с. 195.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: