Практическая работа №7
Учебные цели:
1. Приобретение теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
2. Познакомить курсантов с приемами психологической саморегуляции и освоить их.
Задание:
1. Изучить теоретический материал.
2. Последовательно выполнить задания.
3. Ответы и выводы записать в тетрадь.
Диагностический материал:
1. «Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)» (Ильин Е.П., Психология общения и межличностных отношений. Мастера Психологии. СПб.: Питер, 2013. - 576с.)
2. «Методика диагностики межличностных отношений т. Лири» (Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 285 с. (с. 221-230))
Краткий теоретический материал:
Содержание, цель и средства общения, виды общения тесно связаны с такими важными понятиями как техника и приемы общения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Саморегуляция – управление психоэмоциональным состоянием путем воздействия на сознание словами, мысленными образами, правильным дыханием, приведением в тонус и расслаблением мышц.
Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях. В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
· эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
· эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
· эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
|
Межличностные отношения - характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.
Адаптивное поведение – это приспособительное поведение человека в обществе.
Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий.
Патология – это ненормальное состояние, при котором правильное функционирование становится невозможным.
Ход работы:
1)Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)
Инструкция:
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».
Текст опросника:
1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
|
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов:
1 балл – начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо ее чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произведете на окружающих.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдер, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.