После выполнения данного и последующих заданий составить акт обследования (форма дана в приложении)




С.Г. Лумбунов, А.Л. Лузбаева

Д.В. Тарнуев, К.В. Лузбаев

 

ПРОГРАММА и МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По учебной практике

«ЗООГИГИЕНА С ОСНОВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ»

Улан-Удэ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФИССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ им. В.Р.Филиппова»

 

 

ПРОГРАММА и МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по учебной практике для студентов III - го курса технологического факультета и факультета ветеринарной медицины по дисциплине “Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов”,

Улан-Удэ

Издательство ФГОУ ВПО «Бурятская государственная

Сельскохозяйственная академия»


УДК: 619:614.94

Л 823

 

 

Печатается по решению Методического Совета ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова»

 

Рецензенты:

Цырендоржиев Ц.Д.- к.с/х.н., доцент кафедры скотоводства и технологии переработки продуктов животноводства

Цыремпилов П.Б.- д.в.н., доцент кафедры паразитологии и фармакологии

 

 

Лумбунов С.Г., Лузбаева А.Л., Тарнуев Д.В., Лузбаев К.В.

Л 823 Программа и методические указания по учебной практике для студентов III–го курса технологического факультета и факультета ветеринарной медицины по дисциплине “Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов”. (Специальности: 110.401 -«Зоотехния» и 110502.65 - «Ветеринария»). – Улан-Удэ: Издательство Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, 2010. - 13 с.

 

 

Методические указания содержат задания по санитарно - гигиенической оценке животноводческих ферм, отдельных зданий (помещений), параметров микроклимата в помещениях, систем вентиляции, уборки навоза и водоснабжения.

 

 

УДК: 619:614.94

 

 

ÓЛумбунов С.Г., Лузбаева А.Л.,

Тарнуев Д.В., Лузбаев К.В. 2010.

ÓБурятская гос. сельхозакадемия, 2010.


 

Введение

 

Цель прохождения практики по дисциплине “ Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов” - систематизировать знания по предмету, научить студентов самостоятельно работать и применять полученные теоретические знания для решения производственных вопросов.

Прохождение практики формирует у студентов профессиональное мышление, углубляет представления о взаимосвязи зоогигиены с широким кругом вопросов, связанных с созданием на животноводческих объектах оптимальных гигиенических условий. Сохранить у животных устойчивое здоровье и максимальную продуктивность можно только при создании в животноводческих помещениях оптимального микроклимата. Известно, что неудовлетворительный микроклимат наряду с другими причинами приводит к снижению продуктивности животных на 25 % и более и становится причиной возникновения различных заболеваний. В этом случае для профилактики заболеваний животных большое значение имеет также соблюдение правил и требований по проектированию, реконструкции, строительству и эксплуатации животноводческих объектов.

В связи с этим студенты, руководствуясь настоящими методическими указаниями, должны на практике закрепить свои знания в области гигиены сельскохозяйственных животных путем выполнения нижеприведенных заданий по санитарно-гигиенической оценке животноводческих ферм и зданий.

 

Задание 1. Общая характеристика обследуемого хозяйства, фермы.

При выполнении данного задания ставится цель ознакомиться с хозяйством, фермой, их местонахождением, природно-климатическими условиями, специализацией, наличием поголовья животных, их продуктивностью, видом и объемом производимой продукции, планом размещения и взаиморасположения животноводческих ферм, помещений, ветеринарно-санитарных объектов (дать схему и карту хозяйства).

Необходимо показать санитарные и противопожарные разрывы, дать оценку в соответствии с требованиями норм технологического проектирования (НТП) ферм, комплексов для отдельных видов и хозяйственных групп животных.

 

 

План выполнения задания.

I. Дать краткую характеристику хозяйства, фермы.

1. Название хозяйства (фермерское хозяйство, колхоз, совхоз), место его нахождения и природно-экономические условия, специализация.

2. Наличие животноводческих объектов в хозяйстве, их характеристика, количество животных по видовому и возрастному составу и их продуктивность.

3. Вид и качество производимой продукции.

II. Санитарно-защитные зоны и ветеринарные разрывы. В этом разделе следует изучить месторасположение фермы по отношению к другим объектам с учетом господствующих ветров и дать их оценку.

1. Животноводческие фермы.

2. Населенные пункты.

3. Автомобильные и железные дороги.

4. Водоисточники.

III. Схема генерального плана животноводческой фермы с учетом ее зонирования (составить схему).

1. Производственная зона с указанием количества зданий для содержания животных (название и вместимость).

2. Административно-хозяйственная зона (название зданий и сооружений).

3. Подсобные и вспомогательные здания и сооружения.

4. Зона ветеринарных, ветеринарно-санитарных объектов (здания и сооружения).

 

Задание 2. Санитарно-гигиеническое обследование одного из животноводческих зданий (помещений)

На примере подробного изучения и оценки конкретного животноводческого здания (помещения) дать санитарно-гигиеническую оценку территории фермы; наличию ограждения, въездного ветсанпропускника и дезбарьеров, размещения основных производственных помещений по отношению к господствующим холодным ветрам, облучения солнцем, рельефу местности и благоустройству территории (дороги, озеленение и др.). Изучить основные части здания (основание, фундамент, цоколь, стены, двери, окна, пол, потолок, крыша), и из каких материалов они построены; оценить ветеринарно-санитарное состояние этих частей и дать санитарно-техническую оценку использованных при строительстве материалов (теплопроводность, теплоемкость, водные и воздушные свойства и их значение для поддержания оптимального микроклимата, теплового баланса, воздухообмена (вентиляции).

Изучить внутреннее оборудование помещения, размеры стойл, станков, клеток, проходов, площадь пола (клетки), кубатуру помещения на одно животное; дать гигиеническую оценку санитарно-технического оборудования помещения (вентиляция, освещение, отопление, канализация и др.).

Определить правильность устройства вентиляции (общая площадь, размеры и количество вытяжных труб и приточных устройств - каналов, щелей); наличие, марки и мощность вентиляторов, калориферов, теплогенераторов или установок “Климат”. Дать зоогигиеническую оценку устройства и работы вентиляции (воздухообмена на одно животное) в час; нормативный и фактический.

Определить состояние освещения помещений (естественное, световой коэффициент): количество окон, общая площадь остекления, отношение площади остекления к площади пола. Искусственная освещенность помещения в ваттах на один кв. м. пола. Гигиеническая оценка освещения.

Дать оценку системы отопления помещения: источники тепла и гигиеническое значение поддержания оптимального теплового баланса помещения и температуры воздуха в нем. Зоогигиенические нормативы температурного режима для отдельных видов, возрастных и хозяйственных групп животных.

Оценить состояние системы уборки и хранения навоза. Устройство канализации в отдельных помещениях (наличие системы горизонтальных, наклонных и др. транспортеров, устройство и размеры лотков, трапов, гидравлических затворов, жижесборников). Места складирования и хранения навоза - навозохранилища и гигиеническая оценка их.

Дать гигиеническую оценку состояния и соблюдения правил использования кормов, кормовых добавок, а также мер профилактики возможных заболеваний, отравлений или нарушений обмена веществ при неправильном кормлении кормами низкого качества.

Источники водоснабжения хозяйства и животноводческих ферм, качество воды. Техника поения животных. Зоогигиенические нормативы питьевой воды для животных данного хозяйства.

Основные особенности гигиены содержания взрослых животных, выращивания и содержания племенного ремонтного молодняка.

После выполнения данного и последующих заданий составить акт обследования (форма дана в приложении)

План выполнения задания.

I. Характеристика здания (помещения).

1. Название, тип.

2. Количество животных, системы и способы содержания, продуктивность и живая масса по возрастным группам.

3. Общие размеры помещения: длина (м), ширина (м), высота (м), площадь пола (м2), площадь пола на одну голову (м2), кубатура на одно животное (м3).

4. Помещения вспомогательного назначения и их размеры (молочная, моечная, венткамера, помещения для хранения кормов, подстилки и др.).

5. Внутренняя планировка помещения основного назначения: количество и размеры рядов стойл (боксов, клеток, станков, кормушек и т.п.), количество кормовых, навозных, поперечных проходов, их размеры.

6. Выгульные площадки, общие размеры, площадь на одну голову.

II. Санитарно-гигиеническая оценка частей зданий.

1. Стены, материал изготовления, толщина (см), санитарно-техническое состояние (целостность, наличие трещин, побелка, чистота, сухие, влажные).

2. Перекрытие: чердачное, совмещенное, тип конструкций, наличие утеплителя, санитарно-техническое состояние.

3. Крыша, кровля: материал, состояние, конструктивные особенности.

4. Полы в зоне отдыха животных и в проходах, материал, санитарно-техническое состояние (целостность, чистота, удобство для животных).

5. Окна: количество (шт.), размеры одного окна (см), площадь всех окон (м2). Санитарно-техническое состояние окон и остекленной поверхности (целостность, чистота).

6. Тамбуры и ворота: количество (шт.), санитарно-техническое состояние, глубина, ширина, высота тамбуров.

7. Двери: количество (шт.), размеры одной двери (м), санитарно-техническое состояние.

 

Задание 3. Исследование состояния микроклимата животноводческого помещения (здания.

По изученной методике, пользуясь необходимыми приборами, реактивами и оборудованием, определить основные показатели микроклимата, и на основании полученных данных дать заключение о санитарно-гигиеническом состоянии помещения и разработать мероприятия по улучшению микроклимата.

I. Показатели микроклимата.

1. Температура воздуха, °С.

2. Относительная влажность воздуха, %.

3. Скорость движения воздуха, м/с.

4. Освещенность помещения:

а) световой коэффициент (СК);

б) коэффициент естественной освещенности (КЕО, %);

в) искусственная освещенность (удельная мощность ламп, Вт/ м2).

5. Вредные газы:

а) углекислый газ, %;

б) аммиак, мг/ м3;

в) сероводород, мг/ м3.

II. Общее заключение о санитарно-гигиеническом состоянии помещения (здания).

III. Мероприятия по обеспечению оптимального микроклимата.

 

Задание 4. Вентиляция животноводческих помещений.

Главным назначением вентиляции является удаление из помещения воздуха, насыщенного водяными парами и вредными газами. Эффективная вентиляция является одним из условий поддержания оптимального микроклимата животноводческого помещения.

Рассчитать естественную и искусственную вентиляции, определить фактический и теоретический (требуемый) воздухообмен, чтобы дать правильные рекомендации о работе вентиляции.

 

План выполнения задания.

1. Естественная вентиляция.

Рассчитать фактический объем вентиляции для каждой вентиляционной вытяжной шахты (канала) по следующей формуле:

L = S×V×3600,

где:

L - производительность одной вытяжной шахты (канала), м3/ч;

S - поперечное сечение одной вытяжной шахты (канала), м2;

V - скорость движения воздуха в шахте (канале), м/с;

3600 - количество секунд в 1 часе.

Скорость движения воздуха в вытяжных шахтах (каналах) зависит от их высоты и разности температур внутреннего и наружного воздуха.

 

Общий уровень воздухообмена в помещении находят по формуле:

L общ. = L × n,

где:

L общ. - общий уровень воздухообмена в помещении, м3/ч;

L - производительность одной вытяжной шахты (канала), м3/ч;

n - количество вытяжных шахт (каналов).

Скорость движения воздуха можно определить с помощью анемометров.

 

2. Искусственная вентиляция.

Производительность вентилятора (приточного или вытяжного) определяют по следующей формуле:

L = S×V×3600,

где:

L - производительность каждого вентилятора, м3/ч;

S - площадь поперечного сечения воздуховода, м2;

V - скорость движения воздуха в воздуховоде, м/с;

3600 - количество секунд в 1 часе.

Общий уровень воздухообмена определяют по формуле:

L общ. = L × n, м3/ч, где:

L общ. - общий уровень воздухообмена в помещении, м3/ч;

L - производительность одного вентилятора, м3/ч;

n - количество вентиляторов.

 

Удельный воздухообмен определяют следующим образом:

L уд = L общ, м3× ц; L уд = L общ, м3× гол,

М n

где:

L уд - удельный воздухообмен;

L общ - общий уровень воздухообмена, м3/ч;

М - живая масса всех животных в помещении, ц;

n - количество животных в помещении.

 

Задание 5. Санитарно-гигиеническое обследование водоисточника, систем водоснабжения, поение животных и качества воды на ферме.

Ознакомиться с водоисточником, системой водоснабжения, водопойным оборудованием, способами поения животных.

Провести санитарно-топографические обследование водоисточника, отбор средней пробы воды, исследования основных физических и химических свойств.

План выполнения задания.

1. Санитарно-топографическое обследование источника водоснабжения проводят по следующей схеме:

- наименование (колодец, скважина, река, озеро и др.);

- адрес (хозяйство, ферма, бригада и др.);

- место расположения;

- расстояние (разрывы) между водоисточниками и жилой зоной (домами), и другими объектами – возможными источниками загрязнения и заражения воды;

- характеристика рельефа участка земли, где расположен водоисточник, характер и тип почвы, наличие растительности, лесов;

- наличие возможных стоков в водоисточниках (талые воды, сточные воды населенного пункта, животноводческих и промышленных объектов и др.);

- оценка и описание устройства водоисточника (колодцев, скважин), места забора воды из открытых водоисточников (реки, пруда, водохранилища и др.);

- из каких материалов сделаны стенки и сруб колодца, наличие крышек и способа забора воды;

- благоустройство территории возле источника (ограждение, твердое покрытие площадки и ее уклоны);

- охранная зона, наличие охранно-предупредительных мер по загрязнению (заражению) водоисточника.

2. Системы водоснабжения животных:

- централизованное или децентрализованное;

- получающая воду из поверхности источников (речные, озерные и др.), поземных источников (артезианские, родниковые и др.)

3. Организация водопоя животных:

- место поения (водопойные пункты), фронт поения:

- устройство для поения животных (поилки, ведра, корыта)

4. Режим поения животных.

5. Оценка качества питьевой воды:

- исследование физических (температура, запах, вкус, прозрачность, цветность, мутность) и основные химические показатели РН, окисляемость, аммиачные соли, хлориды, сульфаты, нитраты, нитриты).

6. Предложения по улучшению качества воды и поения животных.

 

Задание 6. Мероприятия по охране окружающей среды.

Выявить возможные пути загрязнения почвы, водоисточников, воздушного бассейна различными отходами ферм и продуктов жизнедеятельности животных и разработать мероприятия по охране окружающей среды.

 

План выполнения работы.

1. Вид подстилочного материала и расчет его суточной потребности для всего поголовья животных.

2. Методы уборки навоза.

3. Выход навоза за сутки.

4. Способы хранения навоза, наличие навозохранилища, его устройство и емкость, режим использования.

5. Способы обеззараживания и утилизации навоза.

6. Сточные воды, методы их очистки и обеззараживания.

7. Способы уборки и утилизации трупов.

8. Наличие ограждения фермы.

9. Наличие ветеринарных объектов.

 

Заключение

 

Студент должен представить на кафедру дневник, отчет и справку по прохождению учебной практики по зоогигиене не позднее месяца после начала следующего учебного семестра. В отчете должны быть отражены все результаты исследований, которые проводятся согласно требованию данных методических указаний. После защиты отчета студент получает зачет о прохождении практики.


Приложение

АКТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: