РЕЛИГИИ МИРА.Учебное пособие.Под редакцией




Благовещенск 2020


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение…………………………………………………………...3

2. Десять гуру………………………………………………………..6

3. Люди и Книга…………………………………………………….11

4. Священные писания…………………………………………….13

5. Во что верят сикхи………………………………………............17

6. Гордыня и эгоизм………………………………………………..18

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….......22


 

Введение

Религия сикхов возникла на террито­рии Пакистана и северо-западного индийского штата Пенджаб, так на­зываемой “земле пяти рек", в конце пятнадцатого века. В это время на этой территории одновременно были распространены индуизм и ислам, и многие люди задавались вопросом о том. какой из образов жизни, фор­мальный или ритуальный, приведет их ближе к Богу. Сикхская религия предложила другой путь.

Движение зародилось в неболь­шой группе учеников, объединив­шихся вокруг Гуру Нанака (1469- 1539)с целью поисков присутствия Бога. Со временем под руководством девяти последователей Нанака груп­па разрослась. Начав с узкого круга приверженцев, целью которых было обретение чувства единения с Богом, число сикхов многократно увеличи­лось. Они также смогли создать сильную военную организацию, что позволило им получить статус при­знанной религиозной общины.

Так как рост самосознания пен­джабцев был тесно связан с распрос­транением сикхской концепции жиз­ни, религию сикхов можно назвать этнической. Как в иудаизме, так и в большей части индуистских течений принадлежность к общине и религии идут рука об руку. Для сикхов, про­живающих вдали от Пенджаба, рели­гия имеет огромное значение, так как она позволяет им сохранить ин­дивидуальность.

 

Бог — истинный гуру

В основе религии сикхов лежит идея гуру (учителя).

Истинным гуру является Бог: со­вершенный и творческий мир Бога (шабад) даровали человечеству де­сять исторических личностей, каж­дый из которых был гуру.

Сикхская община, следующая вере десяти гуру, сама является гуру.

Священные книги тоже считаются гуру (Гуру Грантх Сахиб).

Бог — единственный, первона-чальный и вечный гуру (Сатгуру), от которого на учеников, посвятивших свои сердца поискам и служению ис-тине, нисходит просветление и пони-мание. В трансцендентной форме Бог не поддается описанию. Но если бы Бог всегда был таким, то люди вообще не смогли бы найти и понять его. К Богу, не имеющему никаких признаков, нельзя обратиться, поэто-му Бог выражает себя посредством ряда явлений, известных человечест-ву. Религиозная жизнь людей обра-щена к этим, более доступным фор-мам Бога. Но если сикхи говорят, что Бог. каким они чуствуют его, об-ладает определенными качествами, они не имеют в виду, что Бог когда- либо появлялся или был рожден на земле, подобно традиционным инду-истским аватарам или божественным воплощениям. Скорее, Бог создал мир для того, чтобы люди смогли по-лучить представление о его божес-твенной силе и воле. Более того, благосклонность Бога дает возмож-ность искренним приверженцам ощу-тить божественность через поклоне-ние и созерцание.

Религия сикхов основана на мис-тике и верности. Первые ученики, со-бравшиеся вокруг Нанака. полностью посвятили себя восхвалению имени Бога, предоставив свои сердца для сохранения гимнов, сложенных их лидером. Нанак открыл своим после-дователям доступ к истинному гуру, создав содружество верующих, смыс-лом жизни которых стали гимны. Гимны были средством, с помощью которого их сердца могли достичь Бога, а Бог входил в их сердца.

Согласно индуистской традиции, признающей святость человека, веду-щего за собой тех, кто ищет истину, само присутствие которого способ-ствует образованию новичка, чье ру-ководство необходимо для духовного роста верующих, Нанак, открывший перед ранними приверженцами уче- 

ния жизненно важную точку концен-трации их усилий, стал первым гуру. Но при этом Нанак никогда не счи-тался воплощением Бога, единствен-ного и истинного гуру.

Десять гуру

Одной из отличительных черт сик-хизма как религии гуру является то. что Нанак и девять его последо-вателей рассматриваются как созда-тели конкретной исторической эпохи живых гуру. Считается, что у них было единое понятие истины, одинаковая способность проникновения в Бога и даже общая индивидуальность. Сикхи говорят, что десять гуру подобны десяти свечам, зажженным одна от другой.

 

Правоверные гуру сикхов

Нанак

Ангад

Амар Дас

Рам Дас Арджан

Хар Говинд

Хар Рай

Хар Кришнан Тедж Бахадур Говинд Сингх

 

Большинство из них становились гуру и вождями сикхов в зрелые годы. Каждый из них избирался сво­им предшественником на основании своих заслуг и глубины духовного проникновения

 

Большинство постулатов сикхской веры были разработаны в период жизни первых пяти гуру. Община возникла как группа преданных еди­номышленников. занятых поиском религиозной истины. Эта группа имела много общего с движением мистиков на севере Индии, которые также искали соединения с Богом через преданность и любовь. Многие ученые считают, что религия сикхов включает в себя два основных эле­мента. одним из которых является вышеуказанный мистический аспект, а вторым — более агрессивная, воен­ная и самоутверждающая направлен­ность.

На первом этапе своей истории — примерно с 1500 г. н.э., когда нача­лась активная проповедническая дея­тельность Нанака, до начала семнад­цатого века, когда власть над Му­сульманской империей перешла от друга сикхов Акбара к злобному его наследнику Джехангиру,— сикхская

 

• мусульман". Это утверждение стало основой сикхского сепаратизма. То, что для Нанака было лишь религиоз­ным понятием, позднее стало обос­нованием существования самостоя­тельной политической и военной об­щины.

• Аигад стремился к физическому совершенству. Он уделял много вни­мания организации спортивных игр среди своих последователей. Он не ставил перед собой задачи специаль­ного военного обучения, но когда в нем возникла необходимость, спосо­бы подготовки были уже отработаны.

• Амар Дес ввел практику лангара — совместного принятия пищи, приго­товленной на общей кухне. Расходы на еду делились между всеми прихо­жанами конкретного храма. Целью такого обычая было преодоление кас­товых предрассудков, во многом оп­ределяющих образ жизни большин­ства индусов. Это усилило общину и облегчало существование членам ни­зших каст. Допускались также и люди иных верований.

Это великое стремление сикхских гуру было ответом на засилье инду­истской кастовой системы и связан­ного с ней ортодоксального жречест­ва браминов. На следующем этапе сикхской истории, когда им при­шлось противостоять жестокой аг­рессин со стороны мусульман, необ­ходимость оборонять общину легко заставила кастовые различия сикхов отойти на второй план. В современ­ном сикхизме, тем не менее, сохра­нилось внутреннее деление на касты. Хотя в идеале сикхи стремятся к построению бескастовой общины ре­лигиозных единомышленников, на практике этого идеала достичь пол­ностью не удалось.

Арджан. пятый гуру, знаменует поворотный момент в истории сик­хов После него резко обострилась политическая борьба сикхов и му­сульман. Он построил прославлен­ный Хари Мандир, Золотой Храм в Амритсаре, который стал религиоз­ным и этническим центром жизни сикхов. Он стал венцом самосозна­ния сикхов и выражением их надежд и верований.

Война с исламом

В 1606 г. гуру Арджан был убит в мусульманских застенках. Существу­ют разные мнения по поводу того, как это произошло, но сикхи счита­ют его смерть мученической. Под предводительством Арджана сикхи поднялись на борьбу с мусульман­скими завоевателями. Вокруг гуру стали объединяться другие жители Пенджаба, и вскоре к нему присо­единилась большая часть членов кас­ты земледельцев джат. Переключе­ние акцента сикхской религии с мир­ного распространения веры на утверждение права эту веру защи­щать привело к быстрому росту чис­ленности и мощи общины.

Исламское давление вынудило преемника Арджана, Хар Говинда, удалиться в изгнание, и после его смерти в 1644 г. лидерство взял в свои руки гуру Хар Рай, скрывав­шийся в горах восточного Пенджаба. Его сын Хар Кришнан, наследовав­ший должность гуру, не смог столь же легко укрыться от внимания им­ператора Аурангзеба и умер под до­машним арестом в Дели.

Следующим гуру был назван Тегх Бахадур, но он, как и Хар Рай, был больше человеком веры, чем солда­том. Он жил с семьей в Бенгале, и только после того, как Аурангзеб на­чал разрушать храмы и притеснять сикхские группы в Пенджабе, его вызвали оттуда, чтобы поднять сик­хов на борьбу с врагом. Вскоре его схватили и увезли в Дели, где он окончил свою жизнь как мученик. Сыну его. Говннду Сингху, было в то время всего девять лет, но он взял знамя борьбы в свои руки. Как пока­зали последующие примерно трид­цать лет. он стал выдающимся пол­ководцем.

Говинд Сингх возглавил восста­ние сикхов против исламского могу­щества и добился значительных ус­пехов. Он смог соединить боевой дух сикхов с глубоким сознанием право­ты дела защиты религиозных тради­ций.


Люди и Книга

Классическое сикхское толкование событий, происходивших в самом конце семнадцатого века, таково: в 1699 г. живой гуру передал свои полномочия, с одной стороны, самой общине, а с другой (в 1708 г.), Со­бранию Священных Книг. Измени­лась сама концепция гуру. В центре культа место живого человека, на­правляющего духовный поиск людей и ведущего их за собой в мирских делах, заняла община (Гуру Пантх) и Священная Книга (Гуру Грантх). Предание рассказывает, каким обра­зом Говинд Сингх создал Пантх (путь, по которому следуют верую­щие. термин, используемый для обозначения самой общины). Он со­брал вокруг себя своих последовате­лей и предложил выйти вперед тем. кто готов был принести себя в качес­тве человеческой жертвы. Так он ис­пытывал их преданность.

После некоторых раздумий готов­ность отдать свои жизни гуру выка­зали пять человек. На самом деле он не собирался их убивать, а лишь одел в форменную одежду нового об­разца и представил собравшимся как пятерых своих любимых учеников. Они составили новую общину, халь- су. (Это еще одно название Гуру Пантх. Оно означает моральную вер­ность тех. кто готов следовать запо­ведям исторических гуру.) Эта новая организация должна быть могущес­твенна и крепка в деле защиты веры и создания общества строгих мораль­ных правил.

Имена Сингх (лев) и Каур (прин­цесса). прибавляемые к именам муж­чин и женщин, входивших в новую обшину. должны были отражать из­менение статуса сикхов в общест­ве. заменить имена, обозначающие кастовую принадлежность, а также уменьшить неравноправие женщин по отношению к мужчинам.

При достижении мальчиками и девочками примерно четырнадцати лет они могут быть посвящены в полноправные члены хальсы. Этот ритуал часто называется крещением. Но это лишь приблизительное опре­деление происходящей церемонии. Ритуал “принятия амрита1’ позволяет современным сикхам почувствовать себя участниками событий легендар­ного первого дня посвящения.

Пять избранных членов общины представляют пятерых любимых уче­ников гуру Говинда Сингха. После исполнения соответствующих молитв и приготовления раствбра сахара в воде они посвящают кандидатов, ок­ропляя раствором их головы и глаза. Им объясняют основные правила хальсы, напоминают о необходимос­ти соблюдать верность и придержи­ваться моральных правил поведения. Они не должны стричь волосы. Они должны избегать супружеских измен и табака. Кроме того, им нельзя есть мясо животных, убитых мусульманс­ким способом.

Священные писания

В центре этого ритуала, как и всех сикхских обрядов, находится Свя­щенная Книга. Церемония начинает­ся чтением отрывков из нее. и ей же посвящены многие молитвы и песни. Гуру Грантх содержит духовные сти­хотворные произведения историчес­ких гуру. Большая ее часть создана гуру Арджаном, хотя в последнее из­дание, подготовленное гуру Говин- дом Сингхом, включены также рабо­ты преемников Арджана. Этот сбор­ник носит название Ади Грантх, или Подлинная Первая Священная Кни­га. Гимны и стихи, созданные гуру Говиндом Сингхом, не вошли в этот сборник. Но после смерти гуру один из его учеников составил сборник Дасам Грантх — сочинения десятого гуру.

Когда в 1708 г. гуру Говинд Сингх передал Книге свои полномочия, он изменил всю структуру религии сик­хов, переключив внимание верую­щих на постоянный, неизменный предмет. Индийская религия всегда подчеркивала практическое значение существования предметного объекта духовной концентрации и поклоне­ния. Храмы, святые места, священ­ные реки и святые люди с давних пор служили основой для индийской духовности.

Хотя сам гуру Нанак не придавал значения внешним атрибутам рели­гии. считая главным достижение со­гласия сердца с богом посредством любовного созерцания, большинство его последователей ощущали необхо­димость стимулирования веры с по­мощью материальных объектов. Поэ­тому признание Говиндом Сингхом Священной Книги в качестве источ­ника

 

ника божественной истины и пути духовного проникновения способ­ствовало тому, что вскоре она полу­чила статус святыни.

В настоящее время она прочно занимает центральное место во всех религиозных действиях и ритуалах. Сикхи бьют перед ней поклоны точ­но так же. как индусы перед своими статуями. Когда в храм приносят но­ворожденного, имя ему выбирают из прочитанного наугад отрывка из Грантха. Вокруг Книги проводится брачная церемония. Жених с невес­той несколько раз обходят вокруг нее под аккомпанемент песен о до­лге и супружеских обязанностях. Смерть сопровождается обязатель­ным чтением священных текстов на протяжении семи — десяти дней.

Некоторые праздники предполагают непрерывные двухдневные чтения писания.

Сикхский храм, гурдвара (дверь гуру), является в основном местом, где Книга хранится и где вокруг нее могут собираться члены общины. Книга плюс община составляют гуру. Гуру Грантх и Гуру Пантх знамену­ют присутствие гуру Важнейшим следствием этого раз­вития стало резкое увеличение от­ветственности за веру, падающей на плечи каждого члена общины. У сик­хов нет священников; богослужение может вести каждый, хотя неболь­шая группа членов общины специ­ально обучается чтению и толкова­нию Грантхов Золотой Храм в наших глазах может служить одновременно символом религии сикхов и визу­альным отражением воз­действия прошлого на настоящее. Сикхи счита­ют этот храм обителью Бога (Дхарбар Сахиб), вокруг которой следует искать успокоения и до­ступа к Всевышнему.

В 1604 г. Арджан по­местил здесь составлен­ный им сборник индуис­тских и пенджабских гим­нов предыдущих гуру, Гурмукхи (уста гуру). Поздние издания этого манускрипта, в которые вошли поэтические от­кровения последних гуру, стали центральной точ­кой поклонения и созер­цания.

Весь комплекс храма состоит из вымощенного камнем внешнего двора с тенистыми аркадами, ок­ружающими большой бассейн или водоем, от которого берет свое имя Амритсар (пруд нектара). В центре пруда распола­гается сам великолепный Золотой Храм, в который каждое утро вносят Свя­щенную Книгу.

Существует множес­тво объяснений рели­гиозной символики храма. Он сравнивает­ся, например, с произ­растающим в мрачных водах жизни лотосом, который расцветает белоснежным цветком божественной любви и добродетели и служит для людей примером, как подняться над ми­ровым злом, способ­ным задушить самые возвышенные стремле­ния человека. В отли­чие от индуистских и мусульманских святи­лищ внешний двор имеет четыре входа, символизирующих от­крытость истины сик­хов для всех.

На внешнем дворе, рядом с длинной доро­жкой, ведущей во внут­реннее святилище, сто­ит еще одно крытое золотом здание. Это Акал Такхт, политичес­кий центр общины, где оглашаются важней­шие постановления, определяющие жизнь сикхов. Построенное шестым гуру, оно сви­детельствует о росте

политического и соци­ального сознания наро­да сикхов, об их стрем­лении к установлению собственных моральных законов и правил сосу­ществования с другими группами. Здесь, на территории храма, ре­лигия и политика четко разграничены.

Существуют еще че­тыре основных Такхта (или трона) и множест­во других влиятельных

 

храмов, но Амритсар является самым ярким свидетельством единст­ва общественной и ре­лигиозной жизни, сформированного сик­хской культурой.

 

Во что верят сикхи

Как только люди убеждаются в при­сутствии Бога, они начинают рас­сматривать свою жизнь в ином све­те. Каждый верующий осознает, что связан путами своекорыстия, неве­жества и себялюбия, помноженными на всепоглощающую страсть к мирс­ким удовольствиям. Словно гипноти­ческие

Любовь Бога

Единственной надеждой грешника остается вера в то, что истинный Гуру, Бог. милосерден. Бог дарует истинному верующему ощущение бо­жественного присутствия, которое помогает человеку вырваться из пут и воспарить над жизнью, полной зла и насилия. Сикх должен искать об­щество таких, как он сам. и вместе они станут петь гимны, сложенные теми, кто уже обрел знание Бога. По мере того как они с искренностью и любовью станут повторять имя Гос­пода в священных стихах, Божес­твенный Властитель заключит их в свои объятия и позволит ощутить глубоко в душе истинную природу Бога. После этого послушники смо­гут почувствовать свое единство с Учителем.

Для сикхского образца веры и

поклонения типичен язык любви, часто не уступающий по страстности желанию невесты к жениху — под­линный мистицизм любви. Несмотря на то что изначально Бог неопреде­лим. его все же характеризуют такие черты, как милосердие, бессмертие, всемогущество, влияние на ход всего на свете, плохого или хорошего. Бог одинаково присутствует и в червяке, и в слоне.

Настоящее духовное паломничес­тво, происходящее в сердце и уме — в отличие от физического путешест­вия к святым местам,— это перенос центра внимания от себя к Богу. Сикхи обозначают это понятие сло­вами манмукх и гурмукх, где "май" означает самосознание человека как сердцем, так и умом, а “гур" означа­ет Бог. Таким образом, в основе по­нятия пути спасения стоит не чело­век, но Бог.

Гордыня и эгоизм

Мир и люди в нем подвержены за­блуждениям — силе майя — кото­рые затуманивают ясность мыслей и понятий. В конечном итоге, Бог тоже несет ответственность за это. Однако сикхи не связывают это яв­ление с теологической категорией зла. Люди воспринимают мир в его негативных проявлениях лишь пото­му, что они подчинены силе хау- майн, гордыне. Только после того как, благословляя имя Бога, челове­ку удастся одолеть силу хаумайн, он станет свободен для служения Все­вышнему. Но без помощи истинного Гуру нельзя ни освободиться от эго­изма, ни преодолеть его последст­вий.

Спасение — это любовный союз с Богом, который возникает в ре­зультате духовного общения и пре­данности ученика Учителю. Пока не окрепнет этот союз (сахай), человек должен претерпеть несколько пере­рождений. Процесс переселения ду­ши прекратится только тогда, когда человек обретет истинного Гуру. Во­истину. лишь немногие ищут Его, и из них лишь немногие находят Его.

В сердцах тех, кто обрел истинно­го Гуру преобладают любовь и страс­тное желание служить. В религии сикхов служению придается особая важность. Многие обязанности чле­нов хальсы, как простые бытовые, так и почетные, связаны с ним. Уби­рать в гурдваре. готовить еду. пред­ставлять сикхскую общину в мире чужой веры — все эти действия счи­таются служением.

Стиль и содержание Гуру Грантх отличают поэтичность и широкое ис­пользование метафор. Книга напоми­нает библейские псалмы. Она не яв­ляется систематизированным изложе­нием постулатов веры. Ее сила в захватывающем действии на ум и в возбуждении сердца для любви к Богу.

"Человек, который потерян в себялюбии, тонет без воды, его ум подобен жабе, а характер - грязи. И все же Бог - это океан, а чело­век - маленькая рыбка; тот, кто понял это,способен прийти к еди­нению с Богом, это подобно тому, как металл сплавляется с метал­лом, кипящая вода смешивается с холодной. Этот союз достигается с помощью слова истинного Гуру. Слово Гуру проникает в сердце че­ловека, оно неуничтожимо и обла­дает силой созидания и разруше­ния. Когда оно приходит, словно цветок лотоса расцветает в серд­це; оно, как корабль, на котором можно пересечь океан существова­ния, заполненный злом. Спящий проснется, а охваченный горячкой охладится до дрожи. Испытавший это чувство почувствует, что не заслуживает его. Это подобно тому, как нечистому ученику Бог протянет свою руку и умоет его. После этого тело перестает быть игрушкой в руках майя и освобож­дается для служения истинному Гуру".

У сикхов есть множество вариан­тов толкования Священного Писания, но цель всех объяснений заключает­ся в оказании помощи в поиске еди­нения с Богом. Во многих отношени­ях это очень практичная религия, ко­торая предпочитает ученых святым или, по крайней мере, желает уче­ным стать святыми. Когда в двадца­том веке сикхи попытались возвести свою веру в ранг мировой религии, эта концепция вызвала ряд иронич­ных замечаний. Ведь не всегда жела­ния ученых соответствуют желаниям святых, а тем более рядовых членов религиозного движения.

 

даже дети сикхов, демонстрируя тем самым изменение в отношении к вере у поколения ранних иммиг­рантов и у тех, кто родился в при­ютившей их стране и уверен в сво­ем социальном статусе.

Несмотря на то что в новых сикхских общинах произошло мно­го перемен, некоторые традицион­но пенджабские обычаи все же ос­тались. например браки по догово­ру. При создании таких семей решение за молодых принимают их родители: жених с невестой могут не иметь возможности выразить свое мнение. Некоторым молодым людям даже нравится, что не нуж­но решать самим, другие предпочи­тают выбрать себе спутника по любви.

Наиболее важным фактором при определении кандидатуры супруга является кастовая принадлеж­ность, что бы ни говорили по это­му поводу древние гуру. В ряде городов отдельные касты посеща­ют только собственные гурдвары. Группы джатов часто не смеши­ваются с рамгархиями или бхат- рами, поддерживая память о профессиональных различиях, существовавших когда-то еще в Пенджабе. Религия сикхов не яв­ляется миссионерской в смысле привлечения верующих со сторо­ны. Это этническая религия, цель которой в поддержании устоев общины. Лишь некоторые сек­тантские группы в Америке зани­маются обращением в свою веру американцев. В Пенджабе тоже существует лишь несколько сект, члены которых убеждены в необхо­димости существования в наши дни живых гуру, выдвинутых ими из своих же рядов. Но в общем и це­лом религия сикхов сфокусирована на общине и моральных правилах, приносящих честь хальсе. Лишь в дружеском обществе истинно веру­ющих можно найти путь к Богу. Религия сикхов не отрицает су­ществования истины в других ве­рах, ее основной заботой является поддержание в рядах своих привер­женцев истинного стремления к верности Богу.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

РЕЛИГИИ МИРА.Учебное пособие.Под редакцией

М.Шахнович



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: