Благовещенск 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение…………………………………………………………...3
2. Десять гуру………………………………………………………..6
3. Люди и Книга…………………………………………………….11
4. Священные писания…………………………………………….13
5. Во что верят сикхи………………………………………............17
6. Гордыня и эгоизм………………………………………………..18
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….......22
Введение
Религия сикхов возникла на территории Пакистана и северо-западного индийского штата Пенджаб, так называемой “земле пяти рек", в конце пятнадцатого века. В это время на этой территории одновременно были распространены индуизм и ислам, и многие люди задавались вопросом о том. какой из образов жизни, формальный или ритуальный, приведет их ближе к Богу. Сикхская религия предложила другой путь.
Движение зародилось в небольшой группе учеников, объединившихся вокруг Гуру Нанака (1469- 1539)с целью поисков присутствия Бога. Со временем под руководством девяти последователей Нанака группа разрослась. Начав с узкого круга приверженцев, целью которых было обретение чувства единения с Богом, число сикхов многократно увеличилось. Они также смогли создать сильную военную организацию, что позволило им получить статус признанной религиозной общины.
Так как рост самосознания пенджабцев был тесно связан с распространением сикхской концепции жизни, религию сикхов можно назвать этнической. Как в иудаизме, так и в большей части индуистских течений принадлежность к общине и религии идут рука об руку. Для сикхов, проживающих вдали от Пенджаба, религия имеет огромное значение, так как она позволяет им сохранить индивидуальность.
|
Бог — истинный гуру
В основе религии сикхов лежит идея гуру (учителя).
Истинным гуру является Бог: совершенный и творческий мир Бога (шабад) даровали человечеству десять исторических личностей, каждый из которых был гуру.
Сикхская община, следующая вере десяти гуру, сама является гуру.
Священные книги тоже считаются гуру (Гуру Грантх Сахиб).
Бог — единственный, первона-чальный и вечный гуру (Сатгуру), от которого на учеников, посвятивших свои сердца поискам и служению ис-тине, нисходит просветление и пони-мание. В трансцендентной форме Бог не поддается описанию. Но если бы Бог всегда был таким, то люди вообще не смогли бы найти и понять его. К Богу, не имеющему никаких признаков, нельзя обратиться, поэто-му Бог выражает себя посредством ряда явлений, известных человечест-ву. Религиозная жизнь людей обра-щена к этим, более доступным фор-мам Бога. Но если сикхи говорят, что Бог. каким они чуствуют его, об-ладает определенными качествами, они не имеют в виду, что Бог когда- либо появлялся или был рожден на земле, подобно традиционным инду-истским аватарам или божественным воплощениям. Скорее, Бог создал мир для того, чтобы люди смогли по-лучить представление о его божес-твенной силе и воле. Более того, благосклонность Бога дает возмож-ность искренним приверженцам ощу-тить божественность через поклоне-ние и созерцание.
Религия сикхов основана на мис-тике и верности. Первые ученики, со-бравшиеся вокруг Нанака. полностью посвятили себя восхвалению имени Бога, предоставив свои сердца для сохранения гимнов, сложенных их лидером. Нанак открыл своим после-дователям доступ к истинному гуру, создав содружество верующих, смыс-лом жизни которых стали гимны. Гимны были средством, с помощью которого их сердца могли достичь Бога, а Бог входил в их сердца.
|
Согласно индуистской традиции, признающей святость человека, веду-щего за собой тех, кто ищет истину, само присутствие которого способ-ствует образованию новичка, чье ру-ководство необходимо для духовного роста верующих, Нанак, открывший перед ранними приверженцами уче-
ния жизненно важную точку концен-трации их усилий, стал первым гуру. Но при этом Нанак никогда не счи-тался воплощением Бога, единствен-ного и истинного гуру.
Десять гуру
Одной из отличительных черт сик-хизма как религии гуру является то. что Нанак и девять его последо-вателей рассматриваются как созда-тели конкретной исторической эпохи живых гуру. Считается, что у них было единое понятие истины, одинаковая способность проникновения в Бога и даже общая индивидуальность. Сикхи говорят, что десять гуру подобны десяти свечам, зажженным одна от другой.
Правоверные гуру сикхов
Нанак
Ангад
Амар Дас
Рам Дас Арджан
Хар Говинд
Хар Рай
Хар Кришнан Тедж Бахадур Говинд Сингх
Большинство из них становились гуру и вождями сикхов в зрелые годы. Каждый из них избирался своим предшественником на основании своих заслуг и глубины духовного проникновения
Большинство постулатов сикхской веры были разработаны в период жизни первых пяти гуру. Община возникла как группа преданных единомышленников. занятых поиском религиозной истины. Эта группа имела много общего с движением мистиков на севере Индии, которые также искали соединения с Богом через преданность и любовь. Многие ученые считают, что религия сикхов включает в себя два основных элемента. одним из которых является вышеуказанный мистический аспект, а вторым — более агрессивная, военная и самоутверждающая направленность.
|
На первом этапе своей истории — примерно с 1500 г. н.э., когда началась активная проповедническая деятельность Нанака, до начала семнадцатого века, когда власть над Мусульманской империей перешла от друга сикхов Акбара к злобному его наследнику Джехангиру,— сикхская
• мусульман". Это утверждение стало основой сикхского сепаратизма. То, что для Нанака было лишь религиозным понятием, позднее стало обоснованием существования самостоятельной политической и военной общины.
• Аигад стремился к физическому совершенству. Он уделял много внимания организации спортивных игр среди своих последователей. Он не ставил перед собой задачи специального военного обучения, но когда в нем возникла необходимость, способы подготовки были уже отработаны.
• Амар Дес ввел практику лангара — совместного принятия пищи, приготовленной на общей кухне. Расходы на еду делились между всеми прихожанами конкретного храма. Целью такого обычая было преодоление кастовых предрассудков, во многом определяющих образ жизни большинства индусов. Это усилило общину и облегчало существование членам низших каст. Допускались также и люди иных верований.
Это великое стремление сикхских гуру было ответом на засилье индуистской кастовой системы и связанного с ней ортодоксального жречества браминов. На следующем этапе сикхской истории, когда им пришлось противостоять жестокой агрессин со стороны мусульман, необходимость оборонять общину легко заставила кастовые различия сикхов отойти на второй план. В современном сикхизме, тем не менее, сохранилось внутреннее деление на касты. Хотя в идеале сикхи стремятся к построению бескастовой общины религиозных единомышленников, на практике этого идеала достичь полностью не удалось.
Арджан. пятый гуру, знаменует поворотный момент в истории сикхов После него резко обострилась политическая борьба сикхов и мусульман. Он построил прославленный Хари Мандир, Золотой Храм в Амритсаре, который стал религиозным и этническим центром жизни сикхов. Он стал венцом самосознания сикхов и выражением их надежд и верований.
Война с исламом
В 1606 г. гуру Арджан был убит в мусульманских застенках. Существуют разные мнения по поводу того, как это произошло, но сикхи считают его смерть мученической. Под предводительством Арджана сикхи поднялись на борьбу с мусульманскими завоевателями. Вокруг гуру стали объединяться другие жители Пенджаба, и вскоре к нему присоединилась большая часть членов касты земледельцев джат. Переключение акцента сикхской религии с мирного распространения веры на утверждение права эту веру защищать привело к быстрому росту численности и мощи общины.
Исламское давление вынудило преемника Арджана, Хар Говинда, удалиться в изгнание, и после его смерти в 1644 г. лидерство взял в свои руки гуру Хар Рай, скрывавшийся в горах восточного Пенджаба. Его сын Хар Кришнан, наследовавший должность гуру, не смог столь же легко укрыться от внимания императора Аурангзеба и умер под домашним арестом в Дели.
Следующим гуру был назван Тегх Бахадур, но он, как и Хар Рай, был больше человеком веры, чем солдатом. Он жил с семьей в Бенгале, и только после того, как Аурангзеб начал разрушать храмы и притеснять сикхские группы в Пенджабе, его вызвали оттуда, чтобы поднять сикхов на борьбу с врагом. Вскоре его схватили и увезли в Дели, где он окончил свою жизнь как мученик. Сыну его. Говннду Сингху, было в то время всего девять лет, но он взял знамя борьбы в свои руки. Как показали последующие примерно тридцать лет. он стал выдающимся полководцем.
Говинд Сингх возглавил восстание сикхов против исламского могущества и добился значительных успехов. Он смог соединить боевой дух сикхов с глубоким сознанием правоты дела защиты религиозных традиций.
Люди и Книга
Классическое сикхское толкование событий, происходивших в самом конце семнадцатого века, таково: в 1699 г. живой гуру передал свои полномочия, с одной стороны, самой общине, а с другой (в 1708 г.), Собранию Священных Книг. Изменилась сама концепция гуру. В центре культа место живого человека, направляющего духовный поиск людей и ведущего их за собой в мирских делах, заняла община (Гуру Пантх) и Священная Книга (Гуру Грантх). Предание рассказывает, каким образом Говинд Сингх создал Пантх (путь, по которому следуют верующие. термин, используемый для обозначения самой общины). Он собрал вокруг себя своих последователей и предложил выйти вперед тем. кто готов был принести себя в качестве человеческой жертвы. Так он испытывал их преданность.
После некоторых раздумий готовность отдать свои жизни гуру выказали пять человек. На самом деле он не собирался их убивать, а лишь одел в форменную одежду нового образца и представил собравшимся как пятерых своих любимых учеников. Они составили новую общину, халь- су. (Это еще одно название Гуру Пантх. Оно означает моральную верность тех. кто готов следовать заповедям исторических гуру.) Эта новая организация должна быть могущественна и крепка в деле защиты веры и создания общества строгих моральных правил.
Имена Сингх (лев) и Каур (принцесса). прибавляемые к именам мужчин и женщин, входивших в новую обшину. должны были отражать изменение статуса сикхов в обществе. заменить имена, обозначающие кастовую принадлежность, а также уменьшить неравноправие женщин по отношению к мужчинам.
При достижении мальчиками и девочками примерно четырнадцати лет они могут быть посвящены в полноправные члены хальсы. Этот ритуал часто называется крещением. Но это лишь приблизительное определение происходящей церемонии. Ритуал “принятия амрита1’ позволяет современным сикхам почувствовать себя участниками событий легендарного первого дня посвящения.
Пять избранных членов общины представляют пятерых любимых учеников гуру Говинда Сингха. После исполнения соответствующих молитв и приготовления раствбра сахара в воде они посвящают кандидатов, окропляя раствором их головы и глаза. Им объясняют основные правила хальсы, напоминают о необходимости соблюдать верность и придерживаться моральных правил поведения. Они не должны стричь волосы. Они должны избегать супружеских измен и табака. Кроме того, им нельзя есть мясо животных, убитых мусульманским способом.
Священные писания
В центре этого ритуала, как и всех сикхских обрядов, находится Священная Книга. Церемония начинается чтением отрывков из нее. и ей же посвящены многие молитвы и песни. Гуру Грантх содержит духовные стихотворные произведения исторических гуру. Большая ее часть создана гуру Арджаном, хотя в последнее издание, подготовленное гуру Говин- дом Сингхом, включены также работы преемников Арджана. Этот сборник носит название Ади Грантх, или Подлинная Первая Священная Книга. Гимны и стихи, созданные гуру Говиндом Сингхом, не вошли в этот сборник. Но после смерти гуру один из его учеников составил сборник Дасам Грантх — сочинения десятого гуру.
Когда в 1708 г. гуру Говинд Сингх передал Книге свои полномочия, он изменил всю структуру религии сикхов, переключив внимание верующих на постоянный, неизменный предмет. Индийская религия всегда подчеркивала практическое значение существования предметного объекта духовной концентрации и поклонения. Храмы, святые места, священные реки и святые люди с давних пор служили основой для индийской духовности.
Хотя сам гуру Нанак не придавал значения внешним атрибутам религии. считая главным достижение согласия сердца с богом посредством любовного созерцания, большинство его последователей ощущали необходимость стимулирования веры с помощью материальных объектов. Поэтому признание Говиндом Сингхом Священной Книги в качестве источника
ника божественной истины и пути духовного проникновения способствовало тому, что вскоре она получила статус святыни.
В настоящее время она прочно занимает центральное место во всех религиозных действиях и ритуалах. Сикхи бьют перед ней поклоны точно так же. как индусы перед своими статуями. Когда в храм приносят новорожденного, имя ему выбирают из прочитанного наугад отрывка из Грантха. Вокруг Книги проводится брачная церемония. Жених с невестой несколько раз обходят вокруг нее под аккомпанемент песен о долге и супружеских обязанностях. Смерть сопровождается обязательным чтением священных текстов на протяжении семи — десяти дней.
Некоторые праздники предполагают непрерывные двухдневные чтения писания.
Сикхский храм, гурдвара (дверь гуру), является в основном местом, где Книга хранится и где вокруг нее могут собираться члены общины. Книга плюс община составляют гуру. Гуру Грантх и Гуру Пантх знаменуют присутствие гуру Важнейшим следствием этого развития стало резкое увеличение ответственности за веру, падающей на плечи каждого члена общины. У сикхов нет священников; богослужение может вести каждый, хотя небольшая группа членов общины специально обучается чтению и толкованию Грантхов Золотой Храм в наших глазах может служить одновременно символом религии сикхов и визуальным отражением воздействия прошлого на настоящее. Сикхи считают этот храм обителью Бога (Дхарбар Сахиб), вокруг которой следует искать успокоения и доступа к Всевышнему.
В 1604 г. Арджан поместил здесь составленный им сборник индуистских и пенджабских гимнов предыдущих гуру, Гурмукхи (уста гуру). Поздние издания этого манускрипта, в которые вошли поэтические откровения последних гуру, стали центральной точкой поклонения и созерцания.
Весь комплекс храма состоит из вымощенного камнем внешнего двора с тенистыми аркадами, окружающими большой бассейн или водоем, от которого берет свое имя Амритсар (пруд нектара). В центре пруда располагается сам великолепный Золотой Храм, в который каждое утро вносят Священную Книгу.
Существует множество объяснений религиозной символики храма. Он сравнивается, например, с произрастающим в мрачных водах жизни лотосом, который расцветает белоснежным цветком божественной любви и добродетели и служит для людей примером, как подняться над мировым злом, способным задушить самые возвышенные стремления человека. В отличие от индуистских и мусульманских святилищ внешний двор имеет четыре входа, символизирующих открытость истины сикхов для всех.
На внешнем дворе, рядом с длинной дорожкой, ведущей во внутреннее святилище, стоит еще одно крытое золотом здание. Это Акал Такхт, политический центр общины, где оглашаются важнейшие постановления, определяющие жизнь сикхов. Построенное шестым гуру, оно свидетельствует о росте
политического и социального сознания народа сикхов, об их стремлении к установлению собственных моральных законов и правил сосуществования с другими группами. Здесь, на территории храма, религия и политика четко разграничены.
Существуют еще четыре основных Такхта (или трона) и множество других влиятельных
храмов, но Амритсар является самым ярким свидетельством единства общественной и религиозной жизни, сформированного сикхской культурой.
Во что верят сикхи
Как только люди убеждаются в присутствии Бога, они начинают рассматривать свою жизнь в ином свете. Каждый верующий осознает, что связан путами своекорыстия, невежества и себялюбия, помноженными на всепоглощающую страсть к мирским удовольствиям. Словно гипнотические
Любовь Бога
Единственной надеждой грешника остается вера в то, что истинный Гуру, Бог. милосерден. Бог дарует истинному верующему ощущение божественного присутствия, которое помогает человеку вырваться из пут и воспарить над жизнью, полной зла и насилия. Сикх должен искать общество таких, как он сам. и вместе они станут петь гимны, сложенные теми, кто уже обрел знание Бога. По мере того как они с искренностью и любовью станут повторять имя Господа в священных стихах, Божественный Властитель заключит их в свои объятия и позволит ощутить глубоко в душе истинную природу Бога. После этого послушники смогут почувствовать свое единство с Учителем.
Для сикхского образца веры и
поклонения типичен язык любви, часто не уступающий по страстности желанию невесты к жениху — подлинный мистицизм любви. Несмотря на то что изначально Бог неопределим. его все же характеризуют такие черты, как милосердие, бессмертие, всемогущество, влияние на ход всего на свете, плохого или хорошего. Бог одинаково присутствует и в червяке, и в слоне.
Настоящее духовное паломничество, происходящее в сердце и уме — в отличие от физического путешествия к святым местам,— это перенос центра внимания от себя к Богу. Сикхи обозначают это понятие словами манмукх и гурмукх, где "май" означает самосознание человека как сердцем, так и умом, а “гур" означает Бог. Таким образом, в основе понятия пути спасения стоит не человек, но Бог.
Гордыня и эгоизм
Мир и люди в нем подвержены заблуждениям — силе майя — которые затуманивают ясность мыслей и понятий. В конечном итоге, Бог тоже несет ответственность за это. Однако сикхи не связывают это явление с теологической категорией зла. Люди воспринимают мир в его негативных проявлениях лишь потому, что они подчинены силе хау- майн, гордыне. Только после того как, благословляя имя Бога, человеку удастся одолеть силу хаумайн, он станет свободен для служения Всевышнему. Но без помощи истинного Гуру нельзя ни освободиться от эгоизма, ни преодолеть его последствий.
Спасение — это любовный союз с Богом, который возникает в результате духовного общения и преданности ученика Учителю. Пока не окрепнет этот союз (сахай), человек должен претерпеть несколько перерождений. Процесс переселения души прекратится только тогда, когда человек обретет истинного Гуру. Воистину. лишь немногие ищут Его, и из них лишь немногие находят Его.
В сердцах тех, кто обрел истинного Гуру преобладают любовь и страстное желание служить. В религии сикхов служению придается особая важность. Многие обязанности членов хальсы, как простые бытовые, так и почетные, связаны с ним. Убирать в гурдваре. готовить еду. представлять сикхскую общину в мире чужой веры — все эти действия считаются служением.
Стиль и содержание Гуру Грантх отличают поэтичность и широкое использование метафор. Книга напоминает библейские псалмы. Она не является систематизированным изложением постулатов веры. Ее сила в захватывающем действии на ум и в возбуждении сердца для любви к Богу.
"Человек, который потерян в себялюбии, тонет без воды, его ум подобен жабе, а характер - грязи. И все же Бог - это океан, а человек - маленькая рыбка; тот, кто понял это,способен прийти к единению с Богом, это подобно тому, как металл сплавляется с металлом, кипящая вода смешивается с холодной. Этот союз достигается с помощью слова истинного Гуру. Слово Гуру проникает в сердце человека, оно неуничтожимо и обладает силой созидания и разрушения. Когда оно приходит, словно цветок лотоса расцветает в сердце; оно, как корабль, на котором можно пересечь океан существования, заполненный злом. Спящий проснется, а охваченный горячкой охладится до дрожи. Испытавший это чувство почувствует, что не заслуживает его. Это подобно тому, как нечистому ученику Бог протянет свою руку и умоет его. После этого тело перестает быть игрушкой в руках майя и освобождается для служения истинному Гуру".
У сикхов есть множество вариантов толкования Священного Писания, но цель всех объяснений заключается в оказании помощи в поиске единения с Богом. Во многих отношениях это очень практичная религия, которая предпочитает ученых святым или, по крайней мере, желает ученым стать святыми. Когда в двадцатом веке сикхи попытались возвести свою веру в ранг мировой религии, эта концепция вызвала ряд ироничных замечаний. Ведь не всегда желания ученых соответствуют желаниям святых, а тем более рядовых членов религиозного движения.
даже дети сикхов, демонстрируя тем самым изменение в отношении к вере у поколения ранних иммигрантов и у тех, кто родился в приютившей их стране и уверен в своем социальном статусе.
Несмотря на то что в новых сикхских общинах произошло много перемен, некоторые традиционно пенджабские обычаи все же остались. например браки по договору. При создании таких семей решение за молодых принимают их родители: жених с невестой могут не иметь возможности выразить свое мнение. Некоторым молодым людям даже нравится, что не нужно решать самим, другие предпочитают выбрать себе спутника по любви.
Наиболее важным фактором при определении кандидатуры супруга является кастовая принадлежность, что бы ни говорили по этому поводу древние гуру. В ряде городов отдельные касты посещают только собственные гурдвары. Группы джатов часто не смешиваются с рамгархиями или бхат- рами, поддерживая память о профессиональных различиях, существовавших когда-то еще в Пенджабе. Религия сикхов не является миссионерской в смысле привлечения верующих со стороны. Это этническая религия, цель которой в поддержании устоев общины. Лишь некоторые сектантские группы в Америке занимаются обращением в свою веру американцев. В Пенджабе тоже существует лишь несколько сект, члены которых убеждены в необходимости существования в наши дни живых гуру, выдвинутых ими из своих же рядов. Но в общем и целом религия сикхов сфокусирована на общине и моральных правилах, приносящих честь хальсе. Лишь в дружеском обществе истинно верующих можно найти путь к Богу. Религия сикхов не отрицает существования истины в других верах, ее основной заботой является поддержание в рядах своих приверженцев истинного стремления к верности Богу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
РЕЛИГИИ МИРА.Учебное пособие.Под редакцией
М.Шахнович