Спуск полос
Так же, как в случае с абзацем, спусковые полосы раньше содержали в себе заставки (гравюры или рисунки). Сейчас они по разным причинам почти исчезли. Но пробел перед началом новой части прочно вошел в современную типографику.
Большое незапечатанное пространство на титульной полосе в современных книгах — пробел между названием (сверху) и годом издания (внизу) — раньше традиционно украшался гербом издательства. В современной книге количество белого указывает на иерархию внутри текста.
Интерлиньяж
В металлическом наборе минимальный пробел между строчками не мог быть меньше кегля, то есть металлической литеры. В цифровую эпоху понятие кегля приобрело весьма абстрактный смысл.
Интерлиньяж в современном наборе можно измерить только как расстояние между базовыми линиями двух соседних строчек. А именно это расстояние компьютерные программы позволяют делать любым, в том числе и близким нулю.
К уменьшению интерлиньяжа подталкивает отсутствие в кириллическом алфавите достаточного количества выносных элементов в строчных буквах. Такое решение повышает емкость полосы набора, но с точки зрения удобства чтения является крайней мерой. В целом, можно сформулировать прямо пропорциональную зависимость интерлиньяжа от ширины строки.
Гармоничный интерлиньяж для каждого конкретного случая лучше определять визуально, так как шрифт воспринимается в наборе из строчных букв, а их пропорции весьма различны даже в наборных (текстовых, body type) гарнитурах, что можно увидеть при сравнении гарнитур Прагматика и Академическая.
При компьютерном наборе регулировку интерлиньяжа чаще всего применяют для того, чтобы "втиснуть" больше текста в ограниченную полосу.
Понятие автоматического интерлиньяжа (interleading/auto) различно в программах верстки PageMaker и QuarkXpress. В первом случае интерлиньяж по умолчанию равен 120% кегля. То есть для 10 кегля он равен 12 пунктам, что традиционно принято, а для 72-го — 86,4 пунктам, что явно чрезмерно. В QuarkXpress автоинтерлиньяж может быть равен кеглю +n пунктов, что в общем-то более соответствует традиции и эстетике набора.
Способы выделения текста
Издавна самым подходящим способом для улучшения восприятия текста и его украшения являются текстовые выделения. Игра гарнитур, шрифта, кегля, цвета, линеек и отбивок создает неповторимый ансамбль, настраивающий читателя на общение с текстом.
Выделение — это такое изменение текста по отношению к общему массиву, которое заставляет читателя обратить внимание на выделенный фрагмент.
Используются три группы способов выделений:
— Шрифтовые приемы.
— Нешрифтовые приемы.
— Смешанные приемы или все прочие.
Шрифтовые выделения
Их выполняют изменением гарнитуры, вида начертания или кегля выделенного фрагмента. При изменении начертания шрифта на курсив или полужирный желательно, чтобы в системе был установлен полный комплект шрифтов всех начертаний, например: Times, Times Bold, Times Italic, Times BoldItalic. Это связано с тем, что программная трансформация шрифта существенно отличается от того, что заложено при его проектировании. При наклонном начертании (а программы верстки позволяют делать и такое) желательно, чтобы угол наклона шрифта не превышал 10°, т. к. это приводит к снижению удобочитаемости.
Набор прописными был популярен в эпоху пишущих машинок. Сейчас уместно такое выделение какого-либо слова. Для фраз или абзацев это приводит к значительному снижению удобочитаемости.
Изменение гарнитуры или рисунка шрифта – самое простое и самое эффектное выделение. Этот прием чаще применяют для выделения больших кусков, но он не менее эффективен и для выделения отдельных слов или фраз. Главное — правильно подобрать гарнитуру (она должна быть контрастной по отношению к остальному набору).
Известно, что гарнитуры отличаются друг от друга не только названием и начертанием, но и величиной очка знака при одном и том же кегле. Эту разницу необходимо компенсировать «ручным» подбором кегля гарнитуры так, чтобы не нарушать стройность
строки: гарнитуры отличаются друг от друга
К таким же шрифтовым выделениям относится выделение слова или фразы путем увеличения (extended) или уменьшения (condensed) ширины знаков. Но и тогда не рекомендуется использовать возможности программ верстки для существенного изменения ширины знаков, т. к. это приводит к заметному искажению рисунка знака, а задействовать начертания, входящие в шрифтовой комплект.
Набор капителью рекомендуется употреблять для выделения отдельных слов или коротких фраз. При этом следует учитывать, что в связи с пропорциональным уменьшением прописных букв до размера строчных обычно символы получаются уже, т. е. текст, набранный капителью, будет занимать меньше места и выглядеть более «легким».
Уменьшение кегля набора обычно практикуется для второстепенных или вспомогательных материалов. Кегль шрифта при этом уменьшают на 1—2 ступени, но результат не должен быть мельче 7 кегля, т. к. более «сильные» изменения влекут за собой снижение удобочитаемости. Интерлиньяж желательно оставлять прежний, т.е. основного текста (для улучшения удобочитаемости и сохранения приводности верстки).
Набор шрифтом увеличенного кегля хорош для «сильного» выделения правил, основных положений, законов. Этот тип выделений часто встречается в учебной литературе. Интерлиньяж при этом должен быть увеличен (по отношению к основному тексту) соразмерно увеличению кегля. Оба эти приема (уменьшение и увеличение кегля) обычно применяют не к отдельным словам, а к абзацам текста.
Важно помнить, что при наборе текста (целого предложения или абзаца) выделительным шрифтом используются знаки препинания и скобки выделительного шрифта. При выделении же отдельных слов следующие за ними знаки препинания набирают шрифтом основного текста.
Нешрифтованные выделения
К нешрифтовым приемам выделения относятся выделения, не приводящие к изменению гарнитуры, вида начертания или кегля шрифта выделенного фрагмента.
Самый известный прием из этого типа выделений, ровесника незабвенной эпохи пишущих машинок и ручного набора — разрядку — сейчас встречается редко. В связи со все большей популярностью узких колонок, увеличение межбуквенного пробела (кернинга) ухудшает общее впечатление и ведет к резкому снижению удобочитаемости.
Когда шрифтовые приемы, по тем или иным причинам, нежелательны, для выделения абзацев применяют втяжки. Обычно используют односторонние втяжки (слева).
Но иногда и двусторонние. Этот прием практически всегда сочетается с другим — отбивками, и обычен для внутритекстовых примечаний, набираемых шрифтом того же кегля (или мельче), что и основной шрифт.
_______________________________________________________
Если в полосе много свободного места и необходимо «растянуть» текст на заданный формат, то используют для выделения линейки. Как и предыдущий, он идет «в комплекте» с отбивками, а чаще всего и втяжкой,
_ _____________________________________________________
Именно за рамки рекламодатель доплачивает издателю
Такое выделение, как рамки, полезно в многих случаях: например, если не слишком нравятся линейки, или текст требует более «сильного» выделения, применяют рамки, которые могут быть и орнаментальными. Чтобы рамка перемещалась вместе с текстом, а не лежала отдельным блоком, проще всего воспользоваться возможностью программ верстки помещать линейки в текст в режиме редактирования.
Отбивки. Этот старый прием выделений путем отделения частей текста пробельными промежутками применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими.
Еще один прием нешрифтовых выделений — изменение цвета шрифта. Он подходит к текстам с увеличенным кеглем набора (например, врезкам), либо к заголовкам. Следует учитывать, что цвет, который мы видим на экране, и цвет на оттиске различны, поэтому неграмотное сочетание может сделать текст грязным или вообще нечитаемым.
Плашки
Печать на плашке как разновидность цветового выделения также относится к «сильным» приемам. Так принято выделять абзацы или законченные куски текста, не забывая об удобочитаемости и подбирая цвета таким образом, чтобы они не только максимально контрастировали, но и «не резали глаз». Очень желательно текст подобного выделения сделать большим кеглем, чем основной, и полужирным.
Частный случай печати текста на цветной плашке — выворотка, где цвет плашки черный, а цвет текста — белый. Она резко снижает удобочитаемость текста, а потому ее желательно применять только в заголовках или текстах небольшого объема и с дополнительным выделением полужирным. Также нельзя использовать выворотку для шрифта, набранного мелким кеглем..
Особенно осторожным нужно быть при одноцветной печати (черный текст на серой плашке), т. к. может появиться «мохнатость», а тонкие линии контрастных шрифтов вообще сольются с плашкой и исчезнут.
Смешанные приемы выделений
Смешанные, или комбинированные, приемы выделений используют самые разнообразные сочетания вышеперечисленных базовых приемов. Важно всегда помнить при их использовании, что текст существует для того, чтобы его читали, а не рассматривали.
Общие соображения о приемах выделения текста
1. Каждый объект должен выделяться по-своему. Если имя автора выделено полужирным курсивом, то для названия произведения необходим другой прием.
2. Если выделений много, их следует структурировать. Для этого пишется нечто вроде спецификации: автор — п/ж + курсив; произведение — капитель + 1 кегль к основному; цитаты — втяжка 20п слева + отбивка сверху и снизу на пол-интерлиньяжа и т. д. Существуют некоторые стандарты на использование выделений (например, сноски обычно набирают сниженным кеглем), которых следует придерживаться.
Набор таблиц
Табличным является текстовой, цифровой или другой материал, сгруппированный в колонки определенного формата, разделенные между собой линейками или пробелами. Поскольку такой материал дополняет и систематизирует основное содержание изданий, то он относится к дополнительному тексту. Макетирование таблиц является сложным типом верстки, где неприменим «интуитивный» подход, часто используемый при работе с простым текстом.
Термины, применяемые при верстке таблиц
Боковик таблицы — левая графа таблицы, содержащая данные о строках таблицы.
Вывод — таблица без разделительных линеек, замененных пробелами, которая может быть включена в строй фразы как ее продолжение или окончание.
Головка таблицы — верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф.
Графа таблицы — ряд данных в таблице, расположенный вертикально и обычно помещенный между вертикальными линейками (т. е. элемент таблицы, состоящий из заключенной в линейки колонки и вертикальных пробелов слева и справа от нее).
Закрытая таблица — таблица, обрамленная линейками.
Клочковая таблица — таблица, заверстанная в оборку.
Колонка таблицы — текстовой или цифровой материал, расположенный один под другим (без разбивки или с разбивкой строк пробелами) и образующий вертикальный ряд. Формат колонки не учитывает пробелов слева и справа от текста или цифр, отделяющих их от линеек в таблицах.
Полосная таблица — занимает всю площадь полосы издания.
Многополосная таблица — таблица, занимающая несколько страниц текста издания.
Открытая таблица — таблица, не имеющая по бокам и снизу линеек.
Прографка — составная часть таблицы, содержащая сведения, относящиеся к заголовку и боковику таблицы.
Продольная таблица — таблица, строки которой идут параллельно строкам текста.
Поперечная таблица — таблица, строки которой идут поперек полосы, читаются при повороте издания на 90° по часовой стрелке.
Проформа — таблица, которая служит образцом форм отчетности и включает головку и/или боковик с короткими линейками, начинающими прографку.
Пустографка — таблица, имеющая заголовки граф и боковиков, но пустую прографку, предназначенную для заполнения нетипографским способом.
Распашная таблица — таблица, строки которой расположены на развороте и переходят с четной страницы на нечетную.
Строка таблицы — ряд данных в таблице, расположенный горизонтально и обычно помещенный между горизонтальными линейками.
Сдвоенная (строенная) таблица — таблица, разделенная на две (три) части, помещаемые или одна под другой с повторяющимся боковиком, или одна рядом с другой с повторяющейся головкой.
Текстовый перерез –строка текста в таблице, которая проходит через несколько колонок, проникая в разрезы вертикальных линеек.
Таблица — форма организации материала в тексте издания, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и графы, и строки, при этом строки и столбцы разделяются линейками.
Хвост таблицы — нижняя часть таблицы, которая подразделяется на боковик и прографку.
Ярусы головки таблицы — заголовки граф, соподчиненные по смыслу и расположенные в головке таблицы друг под другом.
Виды таблиц
Табличный материал можно разделить на две большие группы:
таблицы, например,
Длина волны, нм | Цвет излучения |
440—480 | Синий |
490—550 | Зеленый |
600—720 | Красный |
и выводы, Длина волны, нм | например, Цвет излучения |
440—480 | Синий |
490—550 | Зеленый |
600—720 | Красный |
Наиболее общее деление таблиц: книжно-журнальные (таблицы, содержащие текстовой, цифровой или смешанный материал, сгруппированный в вертикальные колонки, которые снабжены заголовочными данными и разделены линейками); канцелярские (таблицы-проформы — образцы форм учета и отчетности, состоящие из заполненной заголовочной части и примера заполнения граф, и таблицы-пустографки — содержимое колонок (граф) не набирается, оставляется место для последующего заполнения вручную); настенные (расписания занятий, движения транспорта и т. д.).