ПИСЬМО 3
Мир тебе, дорогойбратишка!
С божьем благословением написала это письмо, в нем, предоставляю тебе возможность ознакомиться о познании мноюсокровенного:
Когда меня посещали или посещают сильные скорби и наступаюттяжкиестрадания, единственным утешением и исцелением для души является следующее духовное лекарство:это пребывание в тишине,в Уединении и в безмолвии. В таком состоянии страсти иссыхают, наступает исцеление, а прибываяв здравии, душа, способна четко и ясно слышать голос Божий, общаться с Ним, познавать через Творца сокровенные тайны богословияи достигать благочестия. Другого пути к приобретению благочестия я еще не распознала, поэтому эти единственные источники и способствуют обнаруживать болезни своей души, проходить методы лечения и выздоравливать, иуже в состоянии исцеления, достигать ступени духовного совершенства.
В Уединении и тишине есть нечто одновременно как привлекательное, так и преобразовывающее. Из Священного Писания мы познаем, что Иисус Христос часто уединялся, помимо Его и самые великие люди обоих заветов — Моисей и апостол Павел — прошли процесс преобразования через годы жизни в буквальной изоляции в отдаленной пустыне. И у каждого из нас бывает такое…..когда скорби сильно обжигают, давяти так очень хочется освободиться от скорбей и удалиться в тихое, безмолвное и безлюдное место.
Конечно, понимаю, что навсегда в глубокое уединение удалиться от мира не удастся, такой великий подвиг дается только великим подвижникам. Поэтому уединение возможно частично, должно к этому подвигу правильно подходитьс уравновешенным подходом, осознавая, что человеку, живущему вмиру, нельзя спрятаться от своей ответственности, связанной с жизнью других людей. Ответственность каждому человеку дает Сам Бог. Некоторых из людей Бог призывает: прибывать вмонашеской семье или супружеской, некоторые из людей призваны быть проповедниками и проповедовать евангелие и служение ради Христа и Его Царства и т.д.
|
Но есть из людей и особые личности, которые очень сильно возлюбили Бога,возлюбили Его заповеди, живут, исполняя законы Творца, и через Дух Святой получают для себявразумление: «бездна бездну призывает» (Псалом 41:8). И вот в таких личностях, в ихчасти души, есть особенная часть, которая страстно стремится к тишине, Уединению и безмолвию, это для них необходимо, чтобы иногда в таком состоянии проводить некоторое время и практиковать в себе дисциплину.
Что же такое Безмолвие, Тишина и Уединение?
Безмолвие – это уединенный подвижник, хранящий молчание.
Преподобный Никита Стифато Безмолвии: «это есть состояние ума, не тревожимого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге; бестревожное, светлое созерцание, ведение тайн Божиих: слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восхищение ума, беседа Божия, неусыпаемое око, умная молитва, беструдный покой в великих трудах и наконец – единение с Богом».
Преп. Арсений Великий, является для монахов истинным отцом-основателем монашества, он, покинув императорский дворец, стал отшельником, услышав голос с неба, сказавший ему: «Арсений, беги, молчи, безмолвствуй (ἡσύχαζε)». Воплощенный им идеал стал примером для многих монахов патриcтической эпохи.
|
Тишина - это тишь — отсутствие каких-либо звуков, шума, то есть акустических раздражителей органа слуха человека. Полная, ничем не нарушаемая тишина называется также безмолвием.
Уединение – это решение свободной воли. Если одинокий человек связан своим переживанием, страдает от него и ищет освобождения, то Уединение – это свободный выбор. Здесь человек сам принимает решение – Уединяется он или нет. Уединениеэто пребывание человека с Богом, поэтому Уединение это не одиночество. А что же такое одиночество?это такое состояние, когда человек находится один и не прибывает в общении с Богом, а прибывая в общении с самим собой или в общении с сатаной.Насыщая какую либо из своих страстей…., от этого состояния такой человек испытывает ложную радость, или если он не может в одиночестве удовлетворить какую либо из страстей, тогда начинает испытывать прочие страдания.
Таким образом, Уединениеи одиночествоэто разные вещи и их я понимаю именно так, как вразумил меня Дух Божий. То есть Уединение это единство с Богом, этот путь всегда ведет к совершенной радости, душу излечивает, успокаивает, умиляет. Напротив одиночество доставляет боль, разлад душе, одиночество без Христа это состояние страстное. Страстность одиночества доказывается тем, что это состояние не зависит от того, есть ли кто-то рядом с тобой в тот момент переживания или нет. Мы знаем, что одиноким человек может чувствоватьсебя и в толпе, и рядом с самымиблизкими ему людьми. В психологии есть даже термин: «зависимость от одиночества». Это когда человек снова и снова страстно погружается в болезненные переживания и не может уже самостоятельно освободиться от них.
|
Теперь еще раз рассмотрим Уединение. Человек, решивший на подвиг Уединения, делает это по своей свободной воли. Если одинокий человек связан своим переживанием, страдает от него и ищет освобождения, то Уединение – это свободный выбор человека. Здесь человек сам принимает решение – уединяться ему или нет. Конечно, человеку верующему знакомо желание побыть с Богом, помолиться Ему в тихом месте, чтобы никто не отвлекал, пообщаться с Богом, такое состояние называется Уединением. Бывает, что душа подвижника даже томится желанием Уединения, но это томление не страстное, не сковывающее, а напротив, - освобождающее и желанное. Таким образом, Уединение – это действие свободное от страсти, а напротив одиночество – состояние страстное, мучительное своей навязчивостью. Одиночество - это состояние души, когда можно быть одиноким и блуждать в своих блудных мыслях, приоритетах, желаниях страстных, интересах мирских, даже находясь вокружении людей, не имея с ними общения. А уединение - здесь непосредственно отдаляешься от людей (физически и эмоционально), чтобы побыть в уединении и общении с Богом, что-нибудь обдумать с Богом, что -нибудь обсудить с Богом для принятия каких-то благих дел. Иногда, человек хочет уединиться с Богом, чтобы получить благодать, прибыть в блаженстве, отдохнуть от всех, от шума и суеты мирской.
Таким образом, Тишина, Уединение и Безмолвие, это, прежде всего дисциплина, она означает добровольное временное воздержание от общения с людьми для того, чтобы достигнуть для себя определенных духовных целей – обнаружения своих болезней, исцеления и совершенства.
Иногда, когда я прибегаю к этой дисциплине…. с целью почитать, помолиться и т.п., хотя в такие моменты не произношу вслух ни слова, однако, внутри ведутся диалоги с самим собой, такое состояние можно назвать внешним Уединением и Тишиной. Когда ведется диалог с Богом, такое состояние можно назвать внутренним, сердечным Уединением, Тишиной и Безмолвием.
Из сказанного, какие выводы?: Только внутреннееУединение, Тишина и Безмолвие являются теми духовными дисциплинами, которые человеку дают возможность побыть наедине с Богом и слышать голос Божий более четким и ясным образом, но не внешнее Уединение, Тишина и Безмолвие, когда человек прибывает в общении сам с собой.
Великая грешница, подвижница Мария Египетская, вот именно через эту дисциплину (уединение, тишина и безмолвие) несла епитимью за все свои смертные грехи. Она в пустыни достигала очищения от страстей, достигала исцеления, достигала общение с Богом, достигала победы в борьбе с сатаной и достигла совершенства. Каковы выводы? За все смертные грехи, мало покаяния приносить, чтобы можно было достойно причащаться Святых Тайн, нужно еще понести наказание – епитимью, и только, понеся наказание, человек, достигает совершенства и может причащаться достойно как святой «…Святая Святым….».
Посмотри на мир, в каком мы мире живем, в беззаконном, сатанинском, шумном, суетливом, где все чем-то своими делами суетными заняты. Такие слова как тишина, уединение и безмолвие не присущи современному страстному человеку нашего века. Отвращение к тишине и безмолвию и чувствуя себя нехорошо и неудобно в уединении испытывают все, кто не занимается своим спасением и лечением и исцелением души.
Какие же ценные и стоящие причины для практикования дисциплины тишины и уединения?
Много существует библейских причин для предоставления приоритета дисциплины тишины и уединения, проследим за примером Иисуса Христа:
Писание учит, что Иисус практиковал тишину и уединение. Обращаю внимание на четыре ссылки:
1) Матфея 4:1: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Дух Святой повел Иисуса в этот продолжительный период поста и уединения. Лука пишет об этом переживании так: «Иисус, исполненный Духа Святого…» (Луки 4:1). Лука пишет, что Иисус был поведен в эту особую дисциплину, будучи «исполненный Духа Святого», однако когда Он прошел через это уединенное переживание, Он вернулся в Галилею «в силе Духа Святого » (Лука 4:14). Заметь эти важные вещи.
2) Матфея 14:23: «И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один». Он отослал от Себя всех ищущих Его людей, включая и Своих учеников, чтобы побыть наедине со Своим Отцом.
3) Марка 1:35: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Предыдущие стихи говорят нам, что при наступлении вечера «весь город» собрался к тому месту, где находился Иисус. Там Он исцелил многих людей и изгнал демонов. Но перед наступлением дня Он вновь удалялся в уединенное место. Иисус знал, что стоило Ему пропустить наступление утра, Ему так и не удалось бы побыть наедине в тишине.
4) Луки 4:42: «Когда же настал день, Он, вышед из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, пришед к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них».
Изучив все это, вывод должен быть ясным и очевидным: мы должны дисциплинировать себя находить время для уединенного пребывания в тишине. Тогда мы сможем найти через эти дисциплины духовную силу, как это сделал Иисус.
Как мы можем представлять для себя «пустыню», это уединенная комната, (квартира), природа…., все эти местаявляются основным местом, в котором мы может приобретать силу, как это было в случае со Христом и Апостолом Павлом. Они на личном примере показали нам, что мы должны делать. Находясь в Уединении, можно побыть в тишине, остановиться и познать, что Господь есть Бог (Псалом 45:11), сосредоточиться на Господе с достаточной интенсивностью и продолжительностью, сердцем, утвержденным в истине (Псалом 111:7-8) даже тогда, когда мы вновь оказываемся на своей работе, в магазине или дома.
Для того, чтобы лучше слышать голос Божий, нужно уединение и безмолвие, тишина.
Одной из наиболее очевидных причин для удаления от земного шума и человеческих голосов является лучшее слышание Голоса с Небес. На это есть библейские ‘примеры, такие как Илья, который пошел на гору Хорив, где услышал голос Божий в тихом веянии (3 Царств 19:11-13), Аввакум, стоящий на страже и внимательно слушающий, что скажет ему Бог (Аввакума 2:1), и апостол Павел, отправившийся в Аравию после своего обращения, дабы там побыть наедине с Богом (Галатам 16:17).
Многим из современных людей нужно осознать, насколько сильно они привязаны к шуму. Они слушают видио, телевизор, магнитофон или радио, глядят на людей, одежду. В результате этого человек остается наедине со своими мыслями и голосом, но с чьим голосом? скорее всего не с голосом Бога, а с голосом сатаны. И из-за всего того, что в нынешнем мире человеческое общество стало самое цивилизованное, самое грешное и самое шумное поколение по сравнению с древним миром, у нас должна возникать огромная нужда - учиться дисциплине тишины и уединения и безмолвию, чтобы выразить поклонение Богу и приобрести исцеление и спасения.
Поклонение Богу не всегда требует слов, звуков или действий. Иногда поклонение заключается в сосредоточенной на Боге тишине. Приведу этому пример из Писания, можно посмотреть на такие места, как Аввакума 2:20: «А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» А также Софонии 1:7: «Умолкни пред лицем Господа Бога». Перед Ним нужно умолкнуть не просто из-за удовольствия, а потому что Он — Господь Бог. Это и есть поклонение в тишине. Есть время говорить к Богу, а есть время просто замолчать и поклоняться Ему в тишине.
Богу угодно изливать безмолственной и уединенной в тишине души великий дух молитвы и наполнять такую душу безграничной милостью,любовью, смирением, радостью и трепетом, так что и такова душа изливает свое сердце перед Ним.
Поклонение Богу в тишине и в уединении может происходить потому, что наше сердце так переполнено, что наши слова не могут выразить любовь к Нему. Или мы можем чувствовать себя так, что все наши слова будут казаться нам лицемерными. Но, не смотря на состояние наших эмоций, у нас всегда должно быть место для поклонения в дисциплинах….
Чтобы выразить веру в Бога нужно совершить простой акт тишины перед Господом, который является противоположным многословной молитве, может быть проявлением веры в Него.
В Псалме 61 Давид дважды показывает такой вид веры. В стихах 2 и 3 он говорит: «Только в Боге успокойвается душа моя; от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». Далее, в 6-7 стихах, он говорит: «Только в Боге успокоивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь».
15-й стих 30-й главы Исайи, где тишина перед Богом связывается с верой в Него: «Ибо так говорит Господь Бог, СвятыйИзраилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша». Вера часто выражается через молитву. Но иногда она проявляется через безмолвие перед Господом, которое несет в себе упование на Его руководство.
Из дневника одного человека: «Я ушел в свое обычное место уединения, где я находился в великом спокойствии, и провел там около двух часов, совершая таинство, и чувствовал себя так, как вчера утром, только слабее и более истощенным. Казалось, что я всецело зависел только от моего дорогого Господа и был полностью отречен от всего остального. Я не знал, что сказать моему Богу. Я только склонился на Его груди и открывал Ему свои желания после совершенного преображения в Него во всем. Жажда и изнеможение наполнили мою душу после совершенной святости. Бог был так драгоценен для моей души, что весь мир с его радостями стал для меня совершенно пустым. Я больше не видел никакой ценности в том, что так привлекает людей. Господь был для меня ВСЕМ; я восхищался тем, что Он один правит всем. Я думаю, моя вера и зависимость от Бога вряд ли возрастали когда-нибудь так высоко. Я увидел Его, как поток благости, и мне казалось, что я больше никогда не смогу отойти от Него или заботиться о чем-то другом».
Возможно, мы не можем изложить свои ощущения в дневниках так, как этот человек, но мы можем выразить нашу веру в Бога через прекрасные моменты красноречивого безмолвия.
Время тишины и уединения с целью обрести спасение у Господа может относиться как к неверующему, который ищет у Христа спасения от греха и вины, так и к верующему, который ищет Божье спасение от определенных обстоятельств. В Книге Плач Иеремии 3:25-28 есть слова, которые подходят к любому случаю: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него».
Кто ищет спасения,тому нужно учиться проводить время в уединении и безмолвии и тишине. Во-первых, это помогает человеку взглянуть на его ситуацию Божьими глазами. Очень немногие знают себя в истинном свете, мало кто знает, кем он действительно является. Многие люди видели себя в зеркале, но существует другое зеркало, дающее истинное отражение, в которое мало кто смотрит. Как полезно посмотреть на себя в свете Слова Божьего и тщательно рассмотреть свою ситуацию, исследуя при этом как внутренние грехи, так и внешние, используя все тесты, данные нам в Писании. Но как мало людей делают это!
Уединение и тишина, безмолвие могут помочь нам более в реальном свете увидеть свою греховность, увидеть смерть и следующий за этим суд. А ведь все эти темы очень редко приходят нам на ум со звуками повседневной жизни. Мы должны вдохновлять ищущих Бога больше проводить время с Ним наедине и исследовать себя в свете Божьего Слова.
Нам нужно восстанавливать свои физические и духовные силы, но как это делать?
Каждый нуждается в восстановлении своих ресурсов, причем как внутренних, так и внешних. Это касалось даже тех, кто находился к Иисусу очень близко. После того как Он провел с грешниками несколько дней в интенсивном духовном и физическом служении, обрати внимание, какие средства восстановления сил Иисус прописал для Своих учеников: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Марка 6:31).
Мы все нуждаемся в том, чтобы снимать тетиву с луков наших повседневных стрессов и наслаждаться восстановлением, которое могут доставить нашему телу и душе тишина и уединение.
Нет лучшего метода стать более сбалансированным и научиться смотреть на вещи более правильным духовным образом, как через дисциплины тишины, уединения и молчания.
Когда ангел Гавриил сказал Захарии, что у него и его пожилой жены чудом родится сын, Захария усомнился. В ответ на это Гавриил сказал: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Луки 1:20). И что же произошло с перспективой Захарии относительно этих слов, сказанных ангелом, во время этого периода интенсивного молчания?
В Луки 1:63-64 говорится, что, когда родился ребенок, Захария «потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога». Возможно, это негативная иллюстрация, но она показывает, как закрытие наших уст может помочь нам открыть наш ум.
Как определить волю Божью:
Уединиться в тишине с Богом, чтобыпонять Его волю относительно какого-то дела. Иисус сделал так в Луки 6:12-13, решая, кого поставить апостолами, которые все время были бы с Ним: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».
Бог часто открывает нам Свою волю публично, но иногда Он показывает нам определенные вещи только наедине. И чтобы познать их, требуется дисциплина (тишина, уединение и молчание).