Тема 5. Взаимодействие в группе.
Для эффективного функционирования группы необходимо, чтобы поведение членов группы способствовало достижению ее целей и социальному взаимодействию. Специалисты выделяют две основных направленности ролей для создания нормально работающей группы: целевые роли - позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их; поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы. Эти виды поведения представлены в табл.1.7.1.
Таблица 1.7.1
Основные характеристики основных и поддерживающих групповых ролей
Решение задач | Оказание поддержки |
Инициатор. Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, способы преодоления трудностей и решения задач. | Вдохновитель. Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений. |
Разработчик. Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. | Гармонизатор. Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия исохраняет в группе гармонию. |
Координатор. Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы. | Примиритель. Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию. |
Контролер. Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного. | Диспетчер. Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения. |
Оценщик. Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи. | Нормировщик. Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов. |
Погонщик. Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать еще больше сделанного. | Ведомый. Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений. |
Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
|
Исследование Р. М. Белбина свидетельствует о том, что для получения действительно эффективной группы необходимо чтобы в ней присутствовали носители восьми ролей.
Председатель. Это человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Председатель может не быть творческим и одаренным человеком, но он должен быть дисциплинирован, целеустремлен и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понять нужды других людей.
Организатор. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными людьми для этого. Их сила заключается в их стремлении и страстном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствительными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действиям.
Интеллектуальный центр - генератор идей. В отличие от организатора люди, входящие в мозговой центр компании, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений. Они обладают большой силой воображения, и в то же время они самые умные члены команды. Однако они могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны.
|
Контролер - оценщик. Контролеры также умны, но они обладают скорее аналитическим, чем творческим, складом ума. Они скрупулезно анализируют идеи и обладают способностью увидеть слабые места в аргументах. Они менее общительны, чем другие, скрывают свои сведения, держатся в стороне от команды, но они необходимы для проверки качества. Они надежны, но могут быть бестактными и бесстрастными.
Исследователь новых возможностей. Такие люди являются популярными членами команды, экстраверты, общительны и рискованны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствования. Они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках, поэтому нуждаются в команде для того, чтобы их вкладом в решение профессиональных задач воспользовались другие.
Служащий компании. Трудоголики являются практическими организаторами всей деятельности компании. Они превращают идеи в выполнимые задания. Составление графиков, диаграмм, планов выступает сильной стороной их деятельности. Они методичны и эффективны в работе, внушают доверие и их никогда не приводят в волнение мечты о будущем. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.
|
+ Сотрудник группы. Такие работники сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во все, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но они не стремятся к соперничеству. Это тот тип люден, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом.
Завершатель - оформитель. Без завершателя команда не могла бы закончить ничего к назначенному сроку. Они проверяют детали, беспокоятся о графиках, досаждают другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Их упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.
Более подробное описание ролей по Р.М. Белбину представлено в материалах для практических занятий. Слишком большое число сотрудников в одной роли означает нарушение баланса, а когда число ролей слишком мало, не будут выполняться задания. В маленькой команде, следовательно, одному человеку придется выполнять более одной роли. Полный набор ролей важен, когда происходят быстрые изменения в трудовых ресурсах, технологии, продукции или на рынке. Более стабильные группы могут обойтись и без полного комплекта ролей.
Лидерство.
Лидер и руководитель призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах для решения этих задач. Но лидер и руководитель – это два разных понятия.
Лидеромявляется такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Это такой член группы, который демонстрирует более высокий, чем остальные члены, уровень активности, участия, влияния на поведение других.
Согласно «теории черт», лидером может стать лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.
«Ситуационная теория» определяет лидерство, как продукт ситуации. В определенной ситуации, член группы, обладающий определенными чертами, которые необходимы в данной ситуации, становится лидером.
В «системной теории лидерства», лидер рассматривается как субъект управления процессами организации межличностных отношений в группе.
Руководство.
Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем, как посредником между социальной властью и членами группы на основе правовых полномочий и норм, данных ему.
Д/З:
подготовить рефераты:
1) Групповые эффекты.
2)Влияние присутствия других людей.
3)Влияние группы на деятельность и мышление индивида.
4) Влияние группы на общение людей.
5) Развитие малой группы (на примере вашей учебной группы)