Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн)
считают, что этой основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности. Ценность в принципе можно определить как желательное целевое событие.
В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределяются среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое, или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений.
Именно на первом распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.
Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образом данной группы. Для измерения ценностного образа какой-либо определенной группы используется распределительный индекс, показывающий разброс показателя какой-либо ценности среди всей членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.
Что касается места относительного индивида или однородного социального объекта в ценностном образе, то оно называется ценностной позицией. Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценности обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вообще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образы, не остаются низменными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные группы постоянно перераспределят ценности между собой.
|
В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считаю существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции.
Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностной образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступаю во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов по разным причинам не стремится изменить существующее положение.
Активность индивидов определяется двумя показателями:
1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) - показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом;
2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей).
Бывает, что индивид или группа имеет высокие ценностные экспектации, но не принимает активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектаций с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей.
Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.
|
Следовательно, социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной способности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде всего:
благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность.
Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство - услуги и различные материальные блага; мастерство - приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; просвещенность - знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.
Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях, как данного индивида, так и других. Наиболее значимой из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это более универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективность - это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.
Отношение социальной взаимосвязи и власти Среди бесконечного разнообразия социальных отношений существуют такие, которые являются основой и в той или иной форме присутствуют во всех остальных отношениях. Это прежде всего отношения социальной зависимости и власти. Действительно, если рассматривать отношения любви, то очевидно, что любовь двух людей друг к другу предполагает взаимные обязательства и зависимость одного человека от мотивов и действий другого. То же самое можно сказать о дружбе, уважении, управлении и руководстве, где отношения зависимости и власти наиболее очевидны.
|
В связи с этим отношения социальной зависимости и власти являются основными в анализе социальных структур и процессов, в них происходящих.
Социальная зависимость. Категория зависимости занимает важное место во всех научных изысканиях, и любое научное знание без нее трудно себе представить. В естественных науках, как правило, изучается вид зависимости между явлениями а или множеством явлений А и явлением b или множеством явлений B. Мы, однако, не используем категорию зависимости в этом естественно-научном смысле.
Социальная зависимость - это социальное отношение, при котором социальная система S1 (может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить для нее социальное действие d1, если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 будет называться доминирующей, а система S1 - зависимой. Например, школа или ВУЗ не может начать процесс обучения, пока им не будут выделены средства той организации, которая этими средствами обладает (банком или вышестоящей организацией). В этом случае учебное заведение можно рассматривать как зависимую систему, а организацию со средствами как доминирующую.
На практике часто встречается ситуация, когда личность или социальная группа в отношении достижения одной цели является зависимой от другого индивида или социальной группы, а в отношении другой цели - доминирующей. Такие двойственные отношения называются взаимозависимыми. Например, рабочие на предприятиях зависят от руководителей в части получения заработной платы, но и руководители зависят от рабочих, от их желания сделать порученную работу качественно и в срок. Это типичный случай взаимозависимости.
Можно сделать вывод, что отношения зависимости ограничивают некоторое множество ролей зависимой системы. Размеры этого ограничения очевидно пропорциональны силе зависимости. По мнению чехословацких ученых Ф. Хорвата и Я. Кучеры, "зависимость следует расценивать как силу, принуждающую к выполнению определенных ролей или к отказу от них и к выполнению других ролей".
На практике отношения зависимости далеко не всегда осознаются. Не зная о законах тяготения, ребенок те м не менее зависит от них. Рабочие и управленцы могут не знать, не видеть лицо в лицо друг друга, но находится в отношениях зависимости. Осознание отношений зависимости индивида может значительно изменить характер этих отношений. Например, зависимые индивиды пытаются выйти из зависимости, а доминирующая сторона попытается превратить эти отношения в отношения власти и подчинения.
Социальную зависимость делят по типам ее функционирования. Так, существует структурная зависимость, которая означает зависимость, основанную на различии статусов в группе (этот тип зависимости особенно характерен для организаций). Индивиды или группы, имеющие низкий статус, будут зависимы от индивидов или групп, имеющий более высокий статус, если их деятельность связана отношениями иерархии. Руководитель доминирует над подчиненными, если они находятся в его коллективе; генерал руководит офицерами, если они входят в состав его дивизии, и т.д. Второй тип зависимости называется латентным.
При нем отношения зависимости появляются в силу различий и обладании значимыми ценностями, когда официальный статус не имеет решающего значения. Например, руководитель в структуре организации может иметь подчиненного, от которого он не зависит в денежном отношении. Статусы руководителя и подчиненного в данном случае отходят на второй план, уступая место скрытым и невидимым отношениям зависимости.
Отношения власти. Большинство современных ученых-социологов в самом общем виде представляют власть как способность одних индивидов контролировать действия других. Однако у ученых нет согласия в том, как осуществлять отношения власти и каков характер этого контроля. Можно выделить два имеющих право на существование основных подходов к определению сущности властных отношений.
Первый подход связан с именем М. Вебера. В наиболее концентрированном виде его сущность выражена в следующем определении власти: "Власть означает любую закрепленную социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается". Очевидно, что власть в данном случае понимается как часть межличностных или групповых отношений, с помощью которых преодолевается сопротивление других индивидов или социальных групп. Большинство ученых придерживается этой точки зрения (П. Блау, К. Левин, П. Лоренс и Дж. Лош и др.). Такой подход к пониманию власти основан прежде всего на наличии личностных способностей для осуществления контроля за действиями других и преодоления их сопротивления этому контроля.
Второй подход к объяснению сущности властных отношений называется системным.
Его последователи полагают, что основной власти в организационном, сложном человеческом обществе является статус индивида или социальной группы. Иными словами, власть только тогда способна контролировать действия других индивидов, когда она узаконена в соответствии с коллективными требованиями-ожиданиями или с некоторым множеством ролей в человеческой организации. Таким образом, власть руководителя в организации проявляется в том случае, если его личное положение заставляет других подчиняться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных.
Опыт показывает, что в зависимости от ситуации оба рассмотренных подхода встречаются в социальной практике. Например, становление политического лидера начинается с проявления им способностей к руководству людьми, правильному, оптимальному использованию ресурсов власти, но для наибольшего влияния личность должна подняться до определенного узаконенного общественного положения.
социальное отношение группа ценность