ü Стимул
Как правило, стимул в таких заданиях отсутствует. Поскольку эти задания чаще всего применяются при изучении нового материала, выведения в контекст не требуется. Иногда в роли стимула выступают 1-2 предложения, призванные вызвать интерес к источнику.
Более 100 лет ученые бьются над проблемой…
Все мы не раз испытывали странное чувство…
ü Задачная формулировка
Задачная формулировка включает:
- указание по работе с источником(-ами):
Внимательно изучите…
Прочитайте…
Рассмотрите…
Ознакомьтесь…
- указание на деятельность, подлежащую выполнению и оценке, и на способ предъявления ответа.
Задачная формулировка может указывать на содержание информации, которую необходимо извлечь, например:
Выпишите пять признаков…
Запишите, какие формы…
Чаще задачная формулировка указывает на необходимость заполнения бланка, а уже бланк дает представление о содержании информации, которую следует получить, например:
Заполните таблицу…
Письменно ответьте на вопросы.
Продолжите заполнение схемы…
Рассмотрим соотношение бланка, источника и задачной формулировки в части, указывающей на деятельность по выполнению задания и способ предъявления результата.
Бланк | Источник | Фрагмент задачной формулировки |
текст | текст | - выпишите… - запишите… - письменно ответьте на вопросы |
текст | инфографика | |
текст | карта \ карта-схема \ план | |
текст | сюжетная картинка \ комикс | |
текст | схема | |
текст | блок-схема | |
текст | таблица классификационная простая | |
текст | таблица классификационная сложная | |
текст | таблица статистическая (БД) | |
текст | график | |
текст | диаграмма круговая | |
текст | диаграмма столбчатая | |
таблица классификационная простая | текст | - заполните таблицу, - заполните *** колонку(-и) таблицы, - продолжите заполнение таблицы |
таблица классификационная простая | текст с иллюстрациями, в том числе элементами схем, диаграммами, графиками | |
таблица статистическая (БД) | текст | |
схема | текст | - заполните схему, - продолжите схему |
блок-схема | текст | |
блок-схема | текст с иллюстрациями, в том числе элементами схем, диаграммами, графиками |
|
Указание на ограничение времени выполнения задания в задачной формулировке не ставится.
ü Бланк
Следует помнить, что требования к деятельности уровня I определяют, что обучающийся представляет извлеченную информацию в заданной простой структуре. Эта структура задается с помощью бланка. Нельзя просить обучающегося самому составить требуемую таблицу или схему, - это соответствует требованиям следующего уровня. Нельзя предлагать обучающемуся сложную по составу (многоуровневую) таблицу.
ü Источники
В таких заданиях может быть использован один или несколько источников. Источники – самые разнообразные по структуре и форме предъявления информации. Следует избегать таких источников, в которых информация специально структурирована и оформлена для лучшего ее понимания и запоминания, в первую очередь – учебники и учебные пособия. Следует обеспечить различия в логике построения источника и логике поиска и предъявления информации в бланке. Также важно помнить, что источник(-и) должен(-ы) содержать избыточную в отношении задания информацию. Тотальный перенос информации из источника в бланк недопустим.
|
ü Инструмент проверки
В таких заданиях инструментом проверки может быть эталон (ключ) или модельный ответ. Последний используется, если разработчик понимает, что обучающийся может извлечь информацию полностью и верно или верно, но не полностью, а также по-разному выразить ее вербально. Ключ или модельный ответ удобно делать в структуре бланка, а затем давать подсчет баллов, упоминая ячейки, вопросы и т.п. Если бланк представляет собой набор вопросов с полями для ответа, можно совместить инструмент проверки и подсчет баллов, указав номер вопроса, эталонный или модельный ответ и количество баллов в одной таблице.
При подсчете баллов можно исходить из веса каждой выполненной однотипной операции:
За каждый полный и верный ответ – 2 балла
За каждый верный неполный ответ – 1 балл
Максимально - 6 баллов
За каждую верно заполненную ячейку 1 балл
Максимально - 7 баллов
Можно использовать другой принцип: оценивать полностью и верно извлеченную и размещенную в каком-либо элементе бланка информацию. Например:
За каждую полностью верно заполненную строку таблицы - 3 балла
За каждую строку таблицы, заполненную с одной
ошибкой или пропуском – 1 балл
Максимально - 12 баллов
Таким образом, строка, в которой допущено более одной ошибкой или пропуском оценивается в 0 баллов, даже если, например, 4 ее ячейки из 6 заполнены верно
Типичные ошибки
1.
Самой распространенной ошибкой является подмена задачи извлечения информации задачей полного переноса информации из источника в иную форму представления, заданную бланком. Например:
|
Источник
…
Педагогика изучает периоды жизни и развития человека дошкольного и школьного возраста.
С первых дет жизни у ребенка развиваются не только физические умения и навыки (может сидеть, затем ходить, держать ложку, заниматься с игрушками), но и психические функции – восприятие, речь, память, мышление, элементы внимания, поведение.
Дошкольный период охватывает возраст от 3х до 6-7 лет. И хотя в свою очередь он делится на младший, средний и старший дошкольный возраст,, мы можем в целом характеризовать основные психические функции детей этого периода жизни.
Мышление в этом возрасте наглядно- образное. Оно связано с уже имеющимися у ребенка знаниями. Чем больше знает ребенок, тем больше у него представлений для возникновения новых мыслей. Он очень любознательный, задает много вопросов и требует немедленного ответа.
Восприятие и поведение в этом возрасте очень гибкое, пластичное, легко поддается корректировке и обучению. Ребенок быстро переходит от понятия «бяка» к понятиям «хороший или плохой», «можно или нельзя».
Инструмент проверки:
Возрастной период | Характер мышления | Характер восприятия | Характер поведения |
Дошкольный 3-7 лет | Мышление наглядно - образное | Поведение пластичное, хорошо поддается корректировке | |
Младший школьный 6-10 лет | Мышление абстрактно-логическое | Восприятие неустойчивое, неорганизованное, ограниченное по объему | Поведение отличается повышенной нравственностью |
Средний школьный (подростковый) 10-15 лет | Критичность, на все имеется собственное мнение | Восприятие организованное, целенаправленное на интересующий объект | Поведение импульсивное, на первом плане – чувства и эмоции |
Эта ошибка делает задание невалидным: обучающийся не извлекает информацию. Как правило, такая ошибка возникает, если преподаватель видит ценность источника еще и в том, чтобы после ознакомления с ним обучающийся запомнил и использовал в дальнейшей работе по курсу представленную информацию. Если источник содержмт ключевую для формирования знания по теме \ разделу информацию, его не следует использовать для задания, предназначенного для формирования информационной компетенции.
Также следует заметить, что недопустимо давать источник, который не позволяет полностью заполнить бланк (в данном случае – пропуск ячейки в таблице).
2.
Использование трансформированного вопроса закрытого типа, обуславливающее наличие в бланке вариантов ответа, из которых следует сделать выбор.
Уберите из списка имена былинных персонажей, не принадлежащих к киевскому циклу.
Добрыня Никитич,
Илья Муромец,
Алёша Попович,
Святогор,
Василий Буслаев,
Волх Всеславьевич
Такая структура вопроса препятствует совершению обучающимся деятельности по извлечению требуемой информации из источника.
3.
Использование в задачной формулировке высказываний, не содержащих указания на способ предъявления информации.
Внимательно прочитайте источник. Найдите в тексте…
Ознакомьтесь со статьей ***. Укажите…