Извлечение и первичная обработка (систематизация) информации. Уровень I.




ü Стимул

Как правило, стимул в таких заданиях отсутствует. Поскольку эти задания чаще всего применяются при изучении нового материала, выведения в контекст не требуется. Иногда в роли стимула выступают 1-2 предложения, призванные вызвать интерес к источнику.

Более 100 лет ученые бьются над проблемой…

Все мы не раз испытывали странное чувство…

ü Задачная формулировка

Задачная формулировка включает:

- указание по работе с источником(-ами):

Внимательно изучите…

Прочитайте…

Рассмотрите…

Ознакомьтесь…

- указание на деятельность, подлежащую выполнению и оценке, и на способ предъявления ответа.

Задачная формулировка может указывать на содержание информации, которую необходимо извлечь, например:

Выпишите пять признаков…

Запишите, какие формы…

Чаще задачная формулировка указывает на необходимость заполнения бланка, а уже бланк дает представление о содержании информации, которую следует получить, например:

Заполните таблицу…

Письменно ответьте на вопросы.

Продолжите заполнение схемы…

Рассмотрим соотношение бланка, источника и задачной формулировки в части, указывающей на деятельность по выполнению задания и способ предъявления результата.

 

Бланк Источник Фрагмент задачной формулировки
текст текст - выпишите… - запишите… - письменно ответьте на вопросы
текст инфографика
текст карта \ карта-схема \ план
текст сюжетная картинка \ комикс
текст схема
текст блок-схема
текст таблица классификационная простая
текст таблица классификационная сложная
текст таблица статистическая (БД)
текст график
текст диаграмма круговая
текст диаграмма столбчатая
таблица классификационная простая текст - заполните таблицу, - заполните *** колонку(-и) таблицы, - продолжите заполнение таблицы
таблица классификационная простая текст с иллюстрациями, в том числе элементами схем, диаграммами, графиками
таблица статистическая (БД) текст
схема текст - заполните схему, - продолжите схему
блок-схема текст
блок-схема текст с иллюстрациями, в том числе элементами схем, диаграммами, графиками

 

Указание на ограничение времени выполнения задания в задачной формулировке не ставится.

ü Бланк

Следует помнить, что требования к деятельности уровня I определяют, что обучающийся представляет извлеченную информацию в заданной простой структуре. Эта структура задается с помощью бланка. Нельзя просить обучающегося самому составить требуемую таблицу или схему, - это соответствует требованиям следующего уровня. Нельзя предлагать обучающемуся сложную по составу (многоуровневую) таблицу.

ü Источники

В таких заданиях может быть использован один или несколько источников. Источники – самые разнообразные по структуре и форме предъявления информации. Следует избегать таких источников, в которых информация специально структурирована и оформлена для лучшего ее понимания и запоминания, в первую очередь – учебники и учебные пособия. Следует обеспечить различия в логике построения источника и логике поиска и предъявления информации в бланке. Также важно помнить, что источник(-и) должен(-ы) содержать избыточную в отношении задания информацию. Тотальный перенос информации из источника в бланк недопустим.

ü Инструмент проверки

В таких заданиях инструментом проверки может быть эталон (ключ) или модельный ответ. Последний используется, если разработчик понимает, что обучающийся может извлечь информацию полностью и верно или верно, но не полностью, а также по-разному выразить ее вербально. Ключ или модельный ответ удобно делать в структуре бланка, а затем давать подсчет баллов, упоминая ячейки, вопросы и т.п. Если бланк представляет собой набор вопросов с полями для ответа, можно совместить инструмент проверки и подсчет баллов, указав номер вопроса, эталонный или модельный ответ и количество баллов в одной таблице.

При подсчете баллов можно исходить из веса каждой выполненной однотипной операции:

За каждый полный и верный ответ – 2 балла

За каждый верный неполный ответ – 1 балл

Максимально - 6 баллов

За каждую верно заполненную ячейку 1 балл

Максимально - 7 баллов

Можно использовать другой принцип: оценивать полностью и верно извлеченную и размещенную в каком-либо элементе бланка информацию. Например:

За каждую полностью верно заполненную строку таблицы - 3 балла

За каждую строку таблицы, заполненную с одной

ошибкой или пропуском – 1 балл

Максимально - 12 баллов

Таким образом, строка, в которой допущено более одной ошибкой или пропуском оценивается в 0 баллов, даже если, например, 4 ее ячейки из 6 заполнены верно

 

Типичные ошибки

1.

Самой распространенной ошибкой является подмена задачи извлечения информации задачей полного переноса информации из источника в иную форму представления, заданную бланком. Например:

Источник

Педагогика изучает периоды жизни и развития человека дошкольного и школьного возраста.

С первых дет жизни у ребенка развиваются не только физические умения и навыки (может сидеть, затем ходить, держать ложку, заниматься с игрушками), но и психические функции – восприятие, речь, память, мышление, элементы внимания, поведение.

Дошкольный период охватывает возраст от 3х до 6-7 лет. И хотя в свою очередь он делится на младший, средний и старший дошкольный возраст,, мы можем в целом характеризовать основные психические функции детей этого периода жизни.

Мышление в этом возрасте наглядно- образное. Оно связано с уже имеющимися у ребенка знаниями. Чем больше знает ребенок, тем больше у него представлений для возникновения новых мыслей. Он очень любознательный, задает много вопросов и требует немедленного ответа.

Восприятие и поведение в этом возрасте очень гибкое, пластичное, легко поддается корректировке и обучению. Ребенок быстро переходит от понятия «бяка» к понятиям «хороший или плохой», «можно или нельзя».

Инструмент проверки:

Возрастной период Характер мышления Характер восприятия Характер поведения
Дошкольный 3-7 лет Мышление наглядно - образное   Поведение пластичное, хорошо поддается корректировке
Младший школьный 6-10 лет Мышление абстрактно-логическое Восприятие неустойчивое, неорганизованное, ограниченное по объему Поведение отличается повышенной нравственностью
Средний школьный (подростковый) 10-15 лет Критичность, на все имеется собственное мнение Восприятие организованное, целенаправленное на интересующий объект Поведение импульсивное, на первом плане – чувства и эмоции

Эта ошибка делает задание невалидным: обучающийся не извлекает информацию. Как правило, такая ошибка возникает, если преподаватель видит ценность источника еще и в том, чтобы после ознакомления с ним обучающийся запомнил и использовал в дальнейшей работе по курсу представленную информацию. Если источник содержмт ключевую для формирования знания по теме \ разделу информацию, его не следует использовать для задания, предназначенного для формирования информационной компетенции.

Также следует заметить, что недопустимо давать источник, который не позволяет полностью заполнить бланк (в данном случае – пропуск ячейки в таблице).

2.

Использование трансформированного вопроса закрытого типа, обуславливающее наличие в бланке вариантов ответа, из которых следует сделать выбор.

Уберите из списка имена былинных персонажей, не принадлежащих к киевскому циклу.

Добрыня Никитич,

Илья Муромец,

Алёша Попович,

Святогор,

Василий Буслаев,

Волх Всеславьевич

Такая структура вопроса препятствует совершению обучающимся деятельности по извлечению требуемой информации из источника.

3.

Использование в задачной формулировке высказываний, не содержащих указания на способ предъявления информации.

Внимательно прочитайте источник. Найдите в тексте…

Ознакомьтесь со статьей ***. Укажите…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: