Методологические проблемы психологии
Центральная методологическая проблема психологии заключается в отсутствии единой научной парадигмы — общего основания психологических исследований. На данный момент среди ученых-психологов не достигнуто хотя бы относительное согласие в понимании предмета и метода психологического познания. Указанная тенденция наиболее ярко проявляется в длительной конфронтации между сторонниками естественнонаучной и гуманитарной парадигмы в психологии. Критическое осмысление этой проблемы породило представление о методологическом кризисе психологической науки (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Согласно такому взгляду, характерной особенностью психологии выступает то обстоятельство, что на протяжении практически всей своей научной истории она переживает системный методологический кризис, вновь и вновь распадаясь на противоположные и конфронтирующие школы, исследовательские подходы, направления. Во второй половине XX века крупнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев писал в этой связи: «Вот уже почти столетие, как мировая психология развивается в условиях кризиса методологии. Расколовшись в свое время на гуманитарную и естественнонаучную, описательную и объяснительную, система психологических знаний дает все новые и новые трещины, в которых кажется исчезающим сам предмет психологии. Обозначенная А.Н. Леонтьевым тенденция раскола получила название «методологического дуализма» и наметилась уже в последней трети XIX века, когда психология, проясняя свой предмет, начала разработку соответствующей ему методологии. Первоначально поиск адекватного метода осуществлялся в диапазоне между крайностями интроспекционизма, традиционно обращенного к самодостоверности «внутреннего» опыта человека, и натурализма, ориентированного на естественнонаучные принципы познания. Первый подход предполагает несводимость феноменов психики к объективным данным и, по сути, противопоставляет психологию укорененным в естествознании стандартам научности. Второй, напротив, задает перспективу развития психологии как науки, изучающей психику объективно, подобно другим объектам естественнонаучного анализа, и ставит под сомнение важные для психологии представления о глубине, многомерности и смысловой неисчерпаемости «внутреннего» мира человека. Противопоставление двух упомянутых подходов связано с фундаментальной полярностью «внутреннего» (субъективно познаваемого) и «внешнего» (объективно наблюдаемого). Недостаточно глубокая проработка методологических проблем приводит к тому, что методология оказывается лишь внешним прикрытием господствующего мировоззрения.
|
Уровни детерминации психологических феноменов
Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения). Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох.
|
Основные характеристики физического мира и психический образ
Психический образ всегда взаимодействует с такими характеристиками физического мира, как энергия, пространство, время и информация. Так, энергия определяет интенсивность физического сигнала, который, в свою очередь, соответствует интенсивности ощущения (например, громкости звука).
Мы существуем в непрерывно меняющейся физической среде. Наши анализаторы созданы природой, чтобы оптимальным образом получать информацию об этих изменениях. Физическим сигналам соответствуют определенные психические образы. Такие пары (физический раздражитель – психический образ) называются психофизическими коррелятами. Рассмотрим самые основные характеристики физического мира:
То, что мы рассматриваем взаимодействие психики и физического мира, заставляет нас добавить к привычной тройке понятий «энергия, время, пространство» понятие информации, как характеристики этого взаимодействия. Физические характеристики сигналов определяют характеристики соответствующих анализаторов и свойства психических коррелятов. Самые общие из них:
|
энергия – определяет интенсивность сигнала, которой соответствует интенсивность ощущения (яркость света, громкость звука, сила запаха);
частота – комбинация временных и пространственных характеристик сигнала. В ощущениях она представлена как высота звука или цвет;
мощность – количество энергии в единицу времени. Для света или звука она может быть представлена в виде вспышек или хлопков;
концентрация – сочетание энергии и пространства. Значима для анализаторов, работа которых основана на химических процессах, определяет запах, вкус;
модуляция – изменение во времени или пространстве характеристик сигнала (например, частотная, амплитудная, фазовая).