(Эссе)
Рыкова Анастасия, студентка
Нижегородского государственного
технического университета им. Р.Е. Алексеева,
г. Н. Новгород
Можно ли назвать гениального нижегородского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева “многранной личностью»? Я думаю, что, безусловно. да. Уже в 14 лет он самостоятельно смастерил три лодки, помимо учебы на механико-машиностроительном факультете подрабатывал художником-оформителем, активно занимался парусным спортом, любил классическую музыку, увлекался фотографией, хорошо знал историю, обладал выдающимися организаторскими способностями, но никогда не кичился своим умом.
В 30-40-е годы Ростислав активно участвует в парусных регатах на яхтах, которые строил своими руками. В 1938 году за первое место в очередной Поволжской парусной регате (г. Куйбышев) получает диплом победителя и личный фотоаппарат «ФЭД» от Главного судьи соревнования – Валерия Чкалова.
В 1939-1940 годах был председателем горьковской городской парусной секции и членом Всесоюзной парусной федерации.
Мастером спорта СССР по парусному спорту стал в 1946 году.
В период плодотворной трудовой деятельности с 1941 года по 1970 - ый на заводе «Красное Сормово» создал мощную организацию, в которой с огромным энтузиазмом работало более 6 тысячи человек.
В Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях существовала традиция – вывешивать в вестибюле после отпуска в горах огромную стенгазету с фотографиями Алексеева.
Алексеев был классным автогонщиком и постоянно превышал скорость, но милиция ему это прощала, поскольку он никогда не проезжал мимо происшествий на дорогах.
Дома всегда стоял мольберт, были кисти, палитры, масляные и акварельные краски. Для Алексеева отработка внешнего вида корабля была чем-то вроде любимого отдыха.
|
Главная цель всей жизни заключалась в создании скоростных пассажирских судов. Ростислав Евгеньевич говорил: «В наш двадцатый век на воде ещё сохранились скорости девятнадцатого века. Речному транспорту, особенно пассажирскому, грозит жесткая конкуренция со стороны авиации, железных дорог и автотранспорта. Мы хотим поставить на крылья прежде всего флот местного назначения. Можно вернуть делового пассажира на Волгу». В 1956 году был утвержден проект пассажирского речного теплохода на подводных крыльях, рассчитанного на перевозку 66 пассажиров, - «Ракета». Уже чуть больше, чем через год, судно было спущено на воду. Свое детище Алексеев и его сподвижники представили на Молодежном фестивале молодежи и студентов в Москве. После опытной эксплуатации теплохода на линии Горький – Казань протяженностью 419 км на заводе «Красное Сормово» и в Феодосии на заводе «Море» началось серийное строительство «Ракет». Всего было построено 400 судов, треть из которых была экспортирована в ряд зарубежных стран.
Разъездной катер на подводных крыльях «Волга», речной теплоход «Метеор», его морской аналог «Комета», а также судна «Вихрь», «Чайка», «Беларусь», экспериментальный газотурбоход на подводных крыльях «Буревестник» стали программой жизни и работы человека, который был озабочен созданием новой высокоэффективной транспортной системы на реках и морях.
За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.
|
Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами, кораблями, парящими над водной гладью. Полный сил, энергии и новых замыслов Р.Е. Алексеев горячо взялся за новое и малоизученное дело. Результат- ряд экранопланов серии СМ (самоходные). Данные модели испытывались в Чкаловском районе в летний и зимний периоды, не имели специальных взлетно-посадочных устройств. В ходе испытаний были освоены методики старта с воды и снега, полеты над водой, снегом, льдом и твердым грунтом. Уникальный, самый большой в мире летательный аппарат – экраноплан серии КМ (Корабльмакет) получил у зарубежных спецслужб название «Каспийский монстр». Экраноплан обладал хорошей устойчивостью, управляемостью, мог совершать крутые развороты с большим креном и касанием законцовки крыла о воду. Далее были аналог КМ – экраноплан СМ-8, двухместный учебно-тренировочный экраноплан УТ-1, экраноплан «Орленок» для переброски морских десантов на дальность до 1500 км и прочие. Все экранопланы были хорошими самолетами, но не претендовали им на замену. Ростислав Евгеньевич это прекрасно понимал и до конца своих дней работал над созданием экранопланов различного назначения.
Дважды благодаря своей гениальности, стремлению творчески осмысливать и генерировать новые технические решения, умению создавать коллектив единомышленников, заинтересованных в решении поставленных задач, благодаря умению многое делать своими руками, терпению, трудолюбию и многогранности Ростислав Евгеньевич Алексеев перевернул представление человечества о скорости…