Факторы, влияющие на сплоченность группы в организации.




Подходы.

Рассмотрим основные подходы к исследованию Г.С.

1) Сплоченность как межличностная аттракция.Именно так трактуется сплоченность многими зарубежными авторами. А. и Б. Лотт определяли сплоченность как «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы».

Они выделили группу переменных, составляющих совокупность причин и следствий симпатии членов малой группы. К числу причин симпатии относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой (преимущественно демократический), статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы, успех в выполнении группового задания и т.д.

В качестве последствий симпатии (т.е. фактически сплоченности) называются: агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц и во внутригрупповой коммуникации, рост конформного поведения, возможное возрастание продуктивности группы.

Сплоченность в представленной трактовке выступает как сугубо эмоциональный феномен, что явно недостаточно для объяснения причин единения социальной группы.

А.Зандер: сплоченность основывается на притягательности (буквально — аттрактивности) группы для тех, кто в ней находится. Детерминанты межличностной аттракции как причины групповой сплоченности.

 

 

В отечественной психологии также существует целый ряд попыток «эмоционального» подхода к проблеме. Правда, отечественные авторы не пользуются понятием аттракции. Сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых и аутгрупповых социометрических выборов, квалифицируется специалистами в качестве одного из проявлений межличностной аттракции.

2) Сплоченность как результат мотивации группового членства. Д. Картрайт предложил развернутую модель групповой сплоченности, в основу которой положено представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе.

Совокупность этих сил, иными словами, детерминантов сплоченности, представлена в модели следующим набором переменных: 1) мотивационная основа тяготения субъекта к группе, включающая в себя совокупность его потребностей и ценностей; 2) побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта; 3) ожидания субъекта, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для него благоприятные или отрицательные последствия; 4) индивидуальный уровень сравнения — некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах.

Мотивация членства рассматривается не как обусловленная исключительно свойствами самих малых групп, но в тесной связи с другими переменными, преимущественно относящимися к личностным особенностям их членов. При этом Д. Картрайт подчеркивает, что определенные характеристики группы будут иметь побудительную силу для субъекта лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в его мотивационную основу тяготения к группе.

Основное внимание среди приведенных выше детерминантов сплоченности в рассматриваемой модели уделено побудительным свойствам групп. К числу таких свойств относятся: 1) привлекательность членов группы (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими); 2) сходство между членами группы (чаще всего в ценностях и установках); 3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении); 3) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь здесь идет о позитивных последствиях кооперативной стратегии и негативных последствиях конкурентной стратегии поведения членов группы); 4) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом); 5) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений, характерное для демократического руководства); 6) структурные свойства группы (имеются в виду главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры); 7) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы, эмоциональная окраска этих отношений); 7) величина группы (хотя наблюдаемая тенденция гласит, что по мере возрастания объема группы ее сплоченность снижается, какие-либо четкие количественные показатели на этот счет пока отсутствуют).

Некоторые исследователи наряду с этими свойствами выделяют также межгрупповой конфликт.Главным фактором роста внутригрупповой сплоченности в ситуации межгруппового конфликта является характер взаимозависимости между индивидами и группами. Речь идет о восприятии ими своей группы как единого целого.

Возможные последствия роста групповой сплоченности: 1) сохранение группового членства (оно проявляется, в частности, в уменьшении числа уходов из группы, в противостоянии попыткам группового раскола); 2) усиление влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становятся проявления феномена конформного поведения, давление большинства в направлении единообразия во внутригрупповом поведении); 3) возрастающее участие в жизни группы (подразумевается большая включенность индивидов в групповые деятельности); 4) рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (в значительной мере в силу так называемого квазитерапевтического эффекта, вызываемого фактором группового сплочения и выражающегося в росте самооценки и снижении тревожности членов малой группы): 4) продуктивность группы. Рост сплоченности группы сам по себе не обязательно увеличивает или снижает ее продуктивность.

Как минимум 3 фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных: 1) принятые в группе нормы (это значит, что если групповые нормы предусматривают низкие уровни продуктивности, члены высокосплоченных групп будут в большей мере препятствовать ее росту, нежели члены низкосплоченных групп); 2) мотивация к групповой деятельности (установлено, что продуктивность и сплоченность имеют тенденцию позитивной связи в случае высокой мотивации членов группы и обнаруживают тенденцию к негативной связи в случае низкой мотивации); 3) взаимозависимый тип задачи (групповые задачи, решение которых требует высокой степени взаимозависимости и взаимодействия членов группы, в гораздо большей степени способствуют росту сплоченности и последующей продуктивности, нежели задачи, требующие малой степени взаимозависимости).

Д. Картрайта в своей модели обращает внимание на то обстоятельство, что как причины, так и последствия сплоченности теснейшим образом связаны между собой, обнаруживая постоянные взаимопереходы, т.е. факторы, увеличивающие сплоченность, ведут к последствиям, в свою очередь ее повышающим, и т.д. С другой стороны, рост сплоченности усиливает частоту взаимодействия членов группы, которая при определенных условиях, увеличивает межличностную привлекательность участников взаимодействия и, следовательно (в логике обсуждаемой модели), их сплоченность.

Сплоченность группы не только способствует росту ее продуктивности но и продуктивность группы влияет на степень сплоченности ее членов.

Модель Картрайта практически не поддается операционализации, и в конечном счете, несмотря на разнообразие детерминирующих сплоченность факторов (или мотивов, сил), эмпирическое изучение феномена сводится главным образом к «работе» лишь с одним из них — межличностной привлекательностью.

3) Сплоченность как ценностно-ориентационное единство членов группы.До некоторой степени антитезой обоим подходам являются развиваемые А.В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности представления о сплоченности группы как ценностно-ориентационном единстве ее членов.

Идея рассмотрения сходства, или единства, ряда личностных особенностей членов группы (их мнений, ценностей, установок) в контексте проблемы сплоченности не нова. Мысль о том, что сходство индивидов во мнениях, ценностях, установках есть одно из условий их взаимного тяготения, а значит, и роста мотивации группового членства, и в свою очередь сплоченности, высказывалась в зарубежной литературе еще в начале 50-х годов. Она связана в первую очередь с классическими исследованиями Л. Фестингера и Т. Ньюкома. Однако анализ подобного рода сходства замыкается в их работах главным образом на переменных эмоционального типа. Так, согласно Т. Ньюкому, сходство в установках ведет к росту межличностной аттракции, а по логике теории процессов социального сравнения Л. Фестингера, сходство во мнениях способствует образованию неформальных (психологических) групп.

В ином аспекте рассматривается это вопрос в рамках стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство — это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом». Ценностно-ориентационное единство в коллективе — это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

В рамках рассматриваемого подхода А.И. Донцовым выделена одна из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе — предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентации членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и эмпирически показана правомерность подобного понимания сплоченности.

Трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства практически элиминирует из анализа этого группового феномена эмоциональную его составляющую. Эта составляющая принимается во внимание, но лишь применительно к поверхностному слою внутригрупповых отношений, каковым является третий психологический уровень групповой структуры в концептуальной схеме А. В. Петровского.

Сплоченность инструментального типа является доминирующей для групп, ориентированных преимущественно на решение задач профессионального (инструментального) характера. Но это вовсе не означает, что эмоциональная сфера жизнедеятельности группы и соответствующая ей сплоченность эмоционального типа не являются заслуживающими внимания «моментами» групповой жизни.

Вряд ли правомерно считать эмоциональное единение членов группы всего лишь отражением их поверхностных контактов.

 

Показатели

Критерии групповой сплоченности:

- сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
- ясность и определенность групповых целей;
- взаимозависимость членов коллектива в процессе совместной деятельности;
- уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;
- степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, тем выше сплоченность;
- оптимальный стиль лидерства (руководства);
- относительно небольшой объем группы;
- отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;
- престиж и традиции группы.

Факторы, влияющие на сплоченность группы в организации.

Чтобы добиться повышения эффективности деятельности групп в организации, ее руководители должны учитывать многие факторы. Например, чтобы исключить чувство фрустрации у членов группы, им следует учитывать потребности отдельных индивидов, обеспечивать поддержание высокого уровня идентификации в группе и групповую сплоченность. На уровень групповой сплоченности достаточно большое влияние оказывает большое количество факторов.

Среди так называемых внутренних факторов на сплоченность группы более всего влияют те факторы, которые связаны с членством в группе, т.е. с условиями включения индивида в группу: численность группы (как правило, у малых групп больше возможностей для создания сплоченного коллектива), постоянство состава группы, психологическая совместимость, но самое главное - идентификация каждого члена группы с группой, сильно развитое чувство ингруппы.

Помимо внутренних факторов выделяют внешние факторы, влияющие на уровень сплоченности, из которых самым значимым следует считать рабочее окружение группы, т.е. вид и сложность целей-заданий, которые представляются в форме решаемых задач, физическое окружение группы (условия труда, место работы, пространственная дифференциация членов группы и др.), систему коммуникаций в группе, технологии.

Руководитель, добиваясь повышения эффективности деятельности группы, должен, используя внутренние и внешние факторы влияния, создавать и поддерживать функционирование групп с высокой степенью внутреннего контроля и сплоченности. В то же время сильные и сплоченные группы могут представлять опасность для организации, если их цели не совпадают с целями организации. Так, в организации может сложиться творческая, но крайне честолюбивая коалиция из руководителей среднего звена управления, которая будет стремиться к достижению своих групповых целей, что противоречит основным целям организации.

Когда в организации появляется развитая и сплоченная группа, перед руководством встает ряд серьезных проблем, решение которых связано с изменением установок и других видов группового поведения. При этом весьма важно, чтобы руководитель в организации еще в период формирования групповых норм поведения, установления властных отношений, а также системы группового контроля мог участвовать в формировании основных характеристик группы.

Сильная и сплоченная группа может формировать негативные установки у членов группы, устанавливать отношения превосходства, неприязни и даже ненависти к другим группам или отдельным представителям других групп. Так, если групповая сплоченность базируется на одинаковых или близких статусах, квалификации, возможностях контролировать деятельность представителей других групп (на основе проведения экспертизы), это может привести к серьезным конфликтам с другими группами в организации в результате реализации установок на победу, принижение других членов организации, желание возвыситься над другими группами и т.д.

Важной характеристикой эффективной работы группы является дух кооперации, который сплачивает членов группы таким образом, что они работают вместе как единая команда, цементируя взаимодействия между членами группы. Это может быть достигнуто на основе веры в действенность и полезность усилий и действий группы; чувства общности группы; принятия групповых ценностей и норм; чувства доверия и защищенности; участия всех членов группы в выработке групповых решений; свободного обмена информацией; открытого выражения чувств, пристрастий и предпочтений; разрешения конфликтов всеми членами группы; низкого уровня абсентеизма, управленческих ошибок, отказов от работы, отказов от проявления активности.

2.Г рупповая совместимость – это способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

Совместимость – одно из важнейших условий групповой сплоченности и эффективности.

Критерии оценки совместимости:

1) результаты совместной деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты участников деятельности;

3) удовлетворенность участников этой деятельностью

 

Уровни совместимости:

1) социально-психологический – общность целей, мотивов деятельности, единство в понимании задач и т. д.;

2) психологический – общность на уровне характеров (общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д.) Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции;

3) психофизиологический – общность на уровне темпераментов.

Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости. Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.

На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:

1) индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;

Скрыть объявление

3) приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

В основе психологической совместимости лежат особенности темперамента членов группы. Темперамент – это присущие человеку от рождения устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

 

Исследование.

 

Исследователи, изучающие проблемы психологической совмести­мости, основное внимание уделяют таким группам, которым приходится выполнять свои задачи в условиях отно­сительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, уча­стники различных экспедиций).

Однако роль психологически сов­местимых групп важна во всех без исключения сферах совместной дея­тельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – боль­шей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н.Н.Обозова отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости:

  • результаты деятельности;
  • эмоционально-энер­гетические затраты ее участников;
  • их удовлетворенность этой дея­тельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совмести­мости: психофизиологическую и социально-психологическую.

В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональ­ных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной дея­тельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального со­четания типов поведения людей в группе, а также общности их со­циальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориента­ции.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид совместной дея­тельности требует психофизиологической совместимости членов группы. Возьмем, например, сотрудников кафедры вуза, каждый из которых выполняет свою работу в одиночку: читает лекции, проводит семинары, принимает экзамены я зачеты, руководит научной работой аспирантов и студентов и т.д. В данном случае, для того чтобы деятельность кафедры в целом была успешной, имеет значение только социально-психологи­ческий аспект совместимости.

Если же мы обратимся к конвейерному производству, то увидим, что здесь эффективный труд невозможен без наличия психофизиологической совместимости членов бригады. При поточной работе каждый человек должен совершать свои движения в определенном темпе, необходима четкая согласованность действий лю­дей. Если члены конвейерной бригады совместимы к тому же и в соци­ально-психологическом плане, это еще более способствует ее успешной работе.

В современных условиях (в сферах труда, спорта) существует ряд видов деятельности, требующих как психофизиологической, так и социально-психологической совместимости. Возьмем, например, групповую работу операторов в автоматизированных системах управления. С целью оптимального комплектования подобных групп может применяться так называемая гомеостатическая методика, предложенная Ф.Д. Горбовым и его сотрудниками. Их исследования показали, что учет требований пси­хологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности испытуемых в экспериментальных группах.

В качестве примера использования этой методики сошлемся на ра­боту, проведенную в лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Н.В. Голубевой и М.И. Иванюком. Установка «гомеостат» представляет собой устройство, с помощью которого можно моделировать групповую взаимозависимую деятельность людей в процессе решения задачи. Данное устройство включает в себя три или четыре одинаковых прибора, каждый из кото­рых имеет стрелочный индикатор и рукоятку управления. Перед этими одинаковыми приборами располагаются испытуемые (соответственно три или четыре человека). Их общая задача – установить стрелки всех приборов в заданном экспериментатором положении. При этом приборы взаимосвязаны таким образом, что если кто-либо из членов экспери­ментальной группы будет манипулировать рукояткой сам по себе, игно­рируя действия остальных, задачу невозможно решить.

Как же вели себя испытуемые? Наблюдения показали, что можно выделить следующие четыре типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов груп­пы, по и сами выступают с инициативой.

Эксперименты показали также, что успешно решить задачу удава­лось далеко не каждой группе. Например, когда человек, стремящийся к лидерству, не мог заставить остальных следовать его приказам, он нередко совсем отказывался участвовать в эксперименте, а если и оста­вался, то вел себя уже очень пассивно. Если же группа состояла в ос­новном из индивидуалистов, то каждый из них стремился действовать обособленно от других, сам по себе. Короче говоря, только опреде­ленные сочетания различных типов поведения оказывались удачными.

 

Какое же сочетание было оптимальным? В описанных эксперимен­тах быстрее всего решали свою задачу те группы, члены которых были активны и обменивались информацией между собой, действуя коллеги­ально. Интересно, что в экспериментах на более простом гомеостатическом устройстве, где было достаточно понимания задачи лишь одним да трех членов группы, эффективную работу демонстрировало также сле­дующее сочетание: одна член группы активен, а двое других целиком подчиняются ему. Хотя эти эксперименты проводились в лаборатории, полученные данные имеют прямое отношение к условиям деятельности различных групп.

Итак, как показывают исследования, психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов. Сте­пень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Комплектование групп с учетом требова­ний психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и оптимизации социально-психологического кли­мата.

 

3. Социально-психологический климат (СПК) – преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его работников, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Определяет систему отношений всех членов коллектива друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (досугу, быту) на основании индивидуальных ценностных ориентаций.

Для каждого члена коллектива СПК выступает в двух ипостасях:

- как объективно наблюдаемый феномен – в характере тех отношений, которые складываются между членами коллектива;

- как субъективно переживаемое состояние – в переживаемом работником чувстве удовлетворённости различными аспектами жизни коллектива (удовлетворённость трудом).

Социально-психологический климат проявляется как эмоциональное коллективное настроение.

На СПК влияют следующие факторы:

- макросреды (общественно-политическое устройство государства, его социально-экономические, идеологические особенности; воздействие со стороны вышестоящих административных структур);

- микросреды (материально-производственная среда: освещённость, влажность, шум, температура, условия труда; психологическая среда: индивидуально-психологическое своеобразие членов коллектива; стиль взаимодействия руководителя и подчинённых, взаимоотношения руководителя и неформального лидера; психологическая совместимость, сплочённость, сработанность; уровень интернализации работниками групповых норм поведения, характер мотивации трудовой деятельности).

О благоприятном СПК говорят при наличии следующих показателей:

- развитые межличностные отношения;

- высокая продуктивность деятельности;

- высокий уровень трудовой дисциплины;

- отсутствие текучести кадров;

- участие членов группы в управлении;

- положительная установка на нововведения.

В целом социально-психологический климат трудового коллектива проявляется в трёх показателях:

- в удовлетворённости трудом;

- в уровне идентификации личности с коллективом;

- в уровне сплочённости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: