Развивая культуру современного Казахстана




Развитие системы образования.

 

Хрущевские идеи приб­лижения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. рес­публиканским Законом «Об укреплении связи школы с жизнью». Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обу­чением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производ­ственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963гг.

 

Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих - «транзитников» на пути в вузы. Падал престиж высшего образо­вания, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной дея­тельности.

 

В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пере­смотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обу­чение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники вось­милетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.

 

В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при уве­личении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10 728 школах обу­чалось 2 852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9 604 школах - 3 346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8 910 школах - 3 257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количес­тва учащихся, что было вызвано демографическими причинами.

 

Продолжала развиваться система высшего образования. В 1959г. в целях централизации управления вузами республики был образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Ка­захстана. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших учебных заведений, то к 1980 г. их численность увеличилось до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек.

 

Наука.

 

Все научные учреждения Казахстана в 50-х-80-х годах делились на две группы собственно-казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искус­ственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана под­нялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Га­гариным.

 

Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1972г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радио­химии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреж­дение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии.

 

В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреж­дений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В республике трудились 707 докторов и 10 840 кандидатов наук. 7 ученых стали Героями Социалистического Труда, 18 ученых полу­чили Ленинские, более 70 - Государственные и Республиканские премии.

 

Литература.

 

В 50-80-е годы развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей.Казахстана и 2-й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе «творческого овладения марксизмом-ленинизмом». Своеобразной демонстрацией достижений казах­станской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г.

 

Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман «Путь Абая»(1942 г-выпускает первую книгу романа «Абай», 1947г.-опубликована вторая книга «Абай», 1952г.-выходит в свет первая книга «Путь Абая», 1954г.-завершает трилогию «Путь Абая».). В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова «Кровь и пот» и работы Ж. Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина «Кочевники» и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко.

 

В этот период становятся известными имена писателей Б.Момышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шашкина и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев. Своеобразным и интересным было творчество О. Сулейменова, испытавшего на себе все приемы и методы советского «руководства» литературой. Его книга-иссле­дование «Аз и Я», вышедшая в 1974 г., стала объектом критики, признана вредной в идейно-политическом плане и была фактически запрещена.

 

В послевоенное время начинается новый этап в изучении лите­ратурного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято спе­циальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, и в республике начались работы по сбору и публи­кации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана 3-томная история казахской лите­ратуры.

 

Музыка, театр и кино.

 

50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла. Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли «Гульдер», «Дос-Мукасан», «Айгуль».

 

Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Е. Серкебаев, музы­канты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, А. Дни-шев, Р. Рымбаева, Г. Есимов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева «Золотые горы», С. Мухамеджанова «Айсулу», ба­леты Г. Жубановой «Легенда о белой птице» и «Хиросима» и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова «Ризвангуль» была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюханова.

 

В республике в 50-е - 70-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии. Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Пав­лодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральс­ке, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в рес­публике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).

 

Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых «Наш милый доктор» (Ш. Айманов, 1957), «Сказ о матери» (А. Карпов, 1963), «Выстрел на перевале» (Б. Шамшиев, 1968), «Кыз Жибек» (С. Ходжиков, 1970), «Конец атамана» (Ш. Айманов, 1970), «Транссибирский экспресс» (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР.

 

В целом развитие культуры в 50- 80-е гг. было процессом неод­нозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло пос­тепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В бО-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных лите­раторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отно­шениях.

 

Развивая культуру современного Казахстана

Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан. 1990-2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. Были возрождены древний праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации — айтыс.Для Казахстана в целом этот период также ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры. В репертуаре музыкальных коллективов и на сценах театров казахстанская тематика стала главной. Прошли фестивали, посвященные юбилеям деятелей культуры, науки: Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жамбыла Жабаева, Магжана Жумабаева и других. Политика государства в сфере культуры нашла отражение в таких трудах Президента Нурсултана Назарбаева, как «В потоке истории», «Стратегия создания и развития Казахстана как суверенного государства», «Будущее Казахстана – в идейном единстве общества» и других, в решениях Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан (1993 г.) Развитие казахской культуры благоприятствует социально-культурному и нравственному возрождению общества в целом, а также развитию культур этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных связей. В годы независимости были созданы десятки этнокультурных центров, творческих коллективов. Поступательный рост экономики позволил проводить реформы в социально-культурной сфере. Была разработана Государственная программа поддержки культуры, рассчитанная на 1998-2000 годы. 2000-й год был объявлен в стране Годом культуры. Увеличилось число театров — на тот момент в стране действовало два театра оперы и балета, 33 драмтеатра, четыре театра музыкальной комедии, столько же ТЮЗов, пять кукольных, 73 постоянных и 266 передвижных кинотеатров. В конце 2000-х в Казахстане насчитывалось 48 театров, 62 концертных организации, 3539 библиотек,154 государственных музея, 2259 учреждений клубного типа, восемь культурно-исторических заповедников-музеев, 42 парка отдыха и луна-парка, четыре зоопарка. В укреплении национального самосознания и в осмыслении современных процессов значительную роль сыграло посвящение отдельных лет важнейшим событиям и темам.Так, 1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий,1998-й — Годом национального согласия и истории,1999-й — Годом преемственности поколений, 2000-й — Годом культуры, 2001-й — Годом независимости, 2002-й — Годом здоровья, 2003-2005 годы — Годами подъема села. В 2000-х годах в сфере культуры были достигнуты определенные результаты. Число действующих с 2001 года музеев в среднем за год увеличилось на 17 процентов. Вместе с растущим уровнем образования наблюдался спрос на библиографическую информацию.Это привело к росту пользователей библиотек в среднем на 2,3 процента с 2002 года, что, в свою очередь,породило необходимость технического обеспечения библиотек (46 процентов компьютеризированы). После кризиса и деградации в 1990-х годах многих библиотек постепенно началось возрождение библиотечного дела. При этом большая часть библиотек — 2900 (81 процент) — находилась в сельской местности. Каждый год на 20 процентов увеличивалось и количество клубных учреждений, в 2004 году их насчитывалось 2200, большая часть также располагалась в селах. В феврале 2001 года состоялось одно из значимых событий в культурной жизни страны — презентация проекта музыкального наследия Казахстана «Асыл мура». Цель проекта — систематизация, обработка и запись на цифровые носители национального музыкального наследия. Вторую жизнь обрели образцы народной, классической и современной музыки. Основной темой в произведениях писателей и поэтов стала история развития и расцвета казахского народа в конце ХХ и начале ХХI века. В 2000-х годах увидели свет ряд произведений Оразакына Аскара, Несипбека Айтулы, Алибека Аскарова и других мастеров пера. Значительным событием в культурной жизни страны стало появление романов Мухтара Магауина, Шерхана Муртазы, Жаксыбая Самрата. «Звезды» казахстанского классического искусства — скрипачка Айман Мусаходжаева, тенор Алибек Днишев, великолепные сопрано, оперные певицы Майра Мухамедкызы, Нуржамал Усенбаева и другие — стали широко известны не только отечественным, но и зарубежным ценителям классического искусства, регулярно выступая на крупнейших театральных подмостках мира. На отечественной сцене, наряду с признанными мэтрами, такими, как Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова, Ермек Серкебаев, Роза Рымбаева, Майра Ильясова, Алтынбек Коразбаев, Макпал Жунусова и другие, удачно выступают молодые певцы Рамазан Стамгазиев, Мадина Садвакасова, Тохтар Сериков, Досымжан Танатаров… Заслуженную славу в стране и за ее пределами снискали творческие коллективы «Улытау», «МузАрт», ансамбль «Гульдер», дуэт «Нур-Мукасан» и другие. Организаторы международного фестиваля «Азия даусы» в 2003 году провели первый международный конкурс казахской песни «Астана –2003». В Казахстане ежегодно проводятся конкурсы, фестивали, посвященные творчеству молодых исполнителей, — «Шабыт», «Алтын Алма» и другие. Правительство Казахстана большое внимание уделяло пропаганде казахстанской культуры за рубежом. Например, воспитанники Алматинского хореографического училища продемонстрировали свой талант в США, Швейцарии, республикан­ский корейский музыкально-драматический театр принял участие в международном этническом фестивале в Республике Корея, в ряде стран прошли мероприятия, посвященные творчеству Абая… Казахстан подписал соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с 49 странами ближнего и дальнего зарубежья. Значительными событиями в жизни страны стали встреча министров культуры стран-участниц ШОС, заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙ. Все это свидетельствует о том, что за период независимости произошло реальное возрождение и дальнейшее развитие казахской национальной культуры и культуры народа Казахстана в целом.

 

 

Закрепление пройденного материала:

Что вы можете рассказать о реформе в системе образования в изучаемый период? Каким было положение в школьном образовании в конце 60-х-середины 70-х годов? Как обстояло дело с высшим образованием? Что вы можете рассказать о развитии: науки, литературы, музыки, театра и кино? Что вы можете рассказать о культуре независимого Казахстана?

 

Подведение итогов: выставление оценок.

 

Дача домашнего задания: читать лекцию, подготовиться к опросу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: