Открывая кран, чтобы умыться, мы пользуемся услугами коммунальных хозяйств; приобретая вещи и продукты, мы потребляем товары, произведенные предприятиями и частными фирмами. Но помимо фирм и организаций, производством товаров и услуг занимаются члены наших семей.
С самого раннего возраста дети должны приучаться к труду. Вначале это работа, связанная с самообслуживанием: собрать игрушки, убрать свою кровать, помыть за собой посуду. С течением времени работы и обязанности усложняются, расширяются и видоизменяются.
В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ:
до 6 лет – только игры;
6–10 лет – помощь в мытье посуды, мелкие покупки;
10–14 лет – уборка газонов, чистка обуви;
14–16 лет – работа на приусадебном участке.
При распределении домашних обязанностей нужно учитывать ряд правил. Во-первых, нужно подумать, что нужно изменить в уже сложившейся системе работ. Во многих семьях большинство работ выполняется женщинами. Часть дел можно передать мужу и детям с учетом их нагрузки в учебе и общественном производстве. Во-вторых, специализацию целесообразно совместить с универсализацией. В семье, как в хорошей производственной бригаде, все должны уметь делать все, т.е. при необходимости заменять друг друга на любом рабочем месте. Хотя все члены семьи должны иметь свою, закрепленную за ними функцию.
В-третьих, хорошо бы спланировать все дела на бумаге: что, кто, когда, сколько?
В-четвертых, нужно обеспечить строгое соблюдение правил безопасности в быту. А теперь несколько правил по организации труда, предложенных А.К. Гастевым – организатором Центрального института труда (1920):
|
1. Прежде чем браться за работу, надо все продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых операций.
2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
3. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном порядке.
5. Входить в работу исподволь, не браться за работу круто и сразу.
6. Работать как можно ровнее, чтобы не было приливов, отливов.
7. Посадка должна быть удобной.
8. Работа должна чередоваться с отдыхом.
9. Во время самой работы не надо есть, пить чай. Пить в крайнем случае для утоления жажды.
10. Если работа не идет, то не горячиться, а сделать перерыв.
11. Не надо в работе отрываться для другого дела, бросив первое на полпути.
12. Не показывать удачную работу сразу, а подождать, привыкнуть к успеху.
13. В случае неудачи легко смотреть на дело и не расстраиваться.
14. По окончании работы все убрать.
При планировании, распределении и выполнении домашней работы следует учесть несколько пожеланий:
– самовнушением можно улучшить настроение;
– с песней работать веселей; – домашнюю работу надо чередовать и совмещать. Пока стиральная машина справляется с порцией белья, можно включить пылесос или убрать посуду;
– не надо жалеть добрых слов своим родным за выполнение ими домашних дел;
– не следует запускать дом. Авралы губят. Ритм – всегда успех.
Возникает вопрос: а можно ли сделать домашний труд более производительным и как? Конечно, можно. Примеры экономии труда и времени в процессе приготовления пищи:
|
– использование кастрюль-скороварок (например, считая с момента закипания, картофель варится в ней 5–8 минут, горох – 10–15 минут, мясо – 15–20 минут). При этом снижается расход газа и электроэнергии;
– использование предметов современной техники, значительно облегчающей и ускоряющей труд (соковыжималка, электрическая мясорубка, миксер и т.д.).
О режиме домашних дел детей следует подумать особо, часть хозяйственной нагрузки обязательно должна приходиться на них. Писатель К. Симонов пишет в автобиографии, что в родительском доме существовало четкое разделение труда. Он с 6–7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никогда за ним никто не стелил кровать и не помогал одеваться.
Иногда бывает целесообразно посещение таких предприятий, как Дом бытового обслуживания, или фирм по оказанию различных услуг, так как не все виды услуг можно и рационально выполнять в домашних условиях. Например, ремонт телевизора или модельную стрижку лучше все-таки доверить профессионалу, если члены семьи таковыми не являются. Для упорядочения и повышения эффективности работ по дому, а также наглядного представления о том, кто, что, как и в каком количестве делает, используют графики. Существует множество видов графиков при планировании ежедневных и еженедельных домашних дел. Таблица 14 График распределения семейных обязанностей
Пример 1
Обязанности | Дни недели | ||||||
пн. | вт. | ср. | чт. | пт. | сб. | вс. | |
Уборка квартиры | ©© | все | |||||
Вынос мусора | ® | ® | ® | ® | |||
Мытье посуды | © | © | © | © | © | © | © |
Стирка белья | © | ©@ | |||||
Полив цветов | © | © | ® |
® – папа, © – мама, © – дочь, ® – сын
|
Пример 2
Члены семьи | Обязанности | Дата |
Мама | Приготовление пищи Ремонт белья Уборка квартиры | ежедневно по необходимости суб. |
Папа | Стирка белья Ремонт бытовой техники Помощь в уборке квартиры | ср. по необходимости суб. |
Дочь | Полив цветов Уборка квартиры Мытье посуды Помощь в уборке квартиры | ежедневно ср. ежедневно суб. |
Сын | Покупка хлеба Вынос мусора Чистка обуви Помощь в уборке квартиры | ежедневно по необходимости ежедневно суб. |
Вопросы для повторения
J. Для чего в домашнем хозяйстве необходимо разделение труда?
2. Как правильно организовать семейный труд?
3. Какие виды графиков существуют?
4. Что дает нам составление графиков распределения семейных обязанностей?
5. Какие товары и услуги создаются в вашей семье?
Самостоятельная работа
1. Разработайте вместе с папой и мамой график «Распределение трудовых обязанностей в семье».
2. Разработайте проект увеличения доходной части семейного бюджета за счет производства в семье каких-либо товаров (услуг) или проект снижения расходной части семейного бюджета за счет более рационального расходования средств.
3. Решите задачу. Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимы следующие затраты времени на:
– мытье овощей – 10 мин;
– резку овощей – 10 мин;
– чистку картофеля – 10 мин;
– варку картофеля – 30 мин;
– приготовление пюре – 10 мин;
– приготовление котлет из фарша – 10 мин;
– жарение котлет – 30 мин;
– накрывание стола – 10 мин.
Всего: 120 мин.
В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к маминому приходу?
4. Если вы успешно решили предыдущую задачу, то v решение настоящей не составит для вас труда Иногда в семье складывается следующая, достаточно сложная ситуация. Через час должны прийти гости. Необходимо:
– убрать разбросанные игрушки – 10 мин;
– почистить пылесосом палас – 10 мин;
– протереть пыль – 15 мин;
– приготовить овощной салат – 20 мин;
– приготовить картофельное пюре – 50 мин;
– приготовить котлеты из фарша – 40 мин (операции аналогичны тем, что приведены в предыдущей задаче);
– сходить в магазин за хлебом – 30 мин;
– накрыть на стол – 10 мин; – подобрать подходящие
музыкальные записи – 15 мин;
– привести себя в порядок – 10 мин. Семья состоит из 4 человек: отец, мать, дочь 14 лет, сын 5 лет. Распределите работу таким образом, чтобы уложиться в отведенное время. Каждый из членов семьи может внести свой посильный вклад в общую работу.