В старшей группе дети успешно овладевают способами действий, подготавливающими их к участию в таких спортивных играх, как городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей. Необходимо заблаговременно позаботиться о приобретении нужного инвентаря и подготовке мест для этих игр.
Городки. Для игры требуются палки биты и городки. Биты должны быть длиной 50—60 см, городки—12—20 см; сечение городков — 3—4 см, биты — 5—6 см. На земле чертят квадрат, сторона которого—1 —1,5 м. Это город. На расстоянии 4—6 м от города проводят линию (кон), с которой играющие бросают биты. Городки в виде различных фигур поочередно расставляют на лицевой линии города. Каждый игрок получает 2 биты и бросает их подряд, стараясь выбить городки из города. В начале игры биты бросают с кона, а затем, когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющие подходят ближе и бросают биты с полукона — с расстояния 3—4 м. После того как будут выбиты все городки фигуры, ставится новая фигура. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур партии, совершив меньшее количество бросков. Детям 6—7 лет не рекомендуется играть подряд более 2—3 партий. Детям нужно показать 2 вида броска биты: согнутой в локте высоко поднятой рукой; почти прямой рукой, не поднимая биту до уровня плеча. При броске правой рукой левую ногу ставят вперед, правую на шаг сзади, развернув носком наружу. При замахе тяжесть тела переносится на правую ногу. Вместе с броском биты происходит энергичный поворот туловища в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение. Площадка для игры в городки должна располагаться в стороне от других игровых площадок.
Баскетбол — игра командная, участвуют 2 команды (5 основных и несколько запасных игроков). Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин), между которыми дается перерыв в 5 мин. Цель игры: забросить в корзину соперника как можно больше мячей, соблюдая при этом правила игры. Для старших дошкольников наиболее удобна площадка 15X8 м с плотным грунтом, асфальтовым или деревянным покрытием. Площадку ограничивают нанесенные краской боковые и лицевые линии. В центре площадки отмечается круг диаметром 1,8 м для розыгрыша спорных мячей. Стойки с укрепленными на них щитами (120X90 см) и корзинами (диаметр 45 см) устанавливаются за лицевой линией (1 — 1,5 м) по ее центру. Используются резиновые мячи диаметром 18—20 см и мячи для мини-баскетбола, хорошо отскакивающие от поверхности площадки. Дошкольников учат принимать основную стойку баскетболиста: ноги умеренно согнуты в коленях, расставлены на ширину плеч, одна из них выставлена на полшага вперед; тяжесть тела распределяется на обе ноги равномерно; руки согнуты в локтях, прилегают к туловищу. Передвижение по площадке, осуществляется преимущественно бегом, который сочетается с ходьбой, остановками, поворотами и прыжками. Во время бега ноги довольно сильно сгибаются в коленях. Руки двигаются свободно, они полусогнуты и расслаблены. При передвижении приставными шагами воспитатель следит, чтобы дети не подпрыгивали, а делали плавные скользящие шаги. Важным элементом техники перемещения являются остановки. Удерживая мяч двумя руками, ребенок должен охватывать его широко расставленными пальцами не совсем сбоку, а несколько сзади. Мяч лучше удерживать так, чтобы он не закрывал лицо играющего и не ограничивал видимости. При ловле мяча его встречают руками, захватывают пальцами и, сгибая руки, мягко подтягивают к себе, не прижимая к груди. Кисти рук при этом должны быть расслаблены, а ноги надо эластично сгибать. Передача мяча и его ловля выполняются сначала с места, потом в движении, одновременно двумя (от груди) и одной рукой (от плеча). От индивидуальных действий с мячом детей переводят к упражнениям парами, тройками и группками, постепенно повышая требования к соблюдению точности способа действия и направления передачи мяча. В старшей группе детей начинают приучать к правильной технике передачи мяча: в правильной стойке, держа мяч на уровне груди двумя руками, ребенок совершает небольшое дугообразное движение к туловищу по направлению вниз — на грудь, а затем, разгибая одновременно руки и ноги и действуя всем корпусом, он посылает мяч активным движением кистей вперед. Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передаче мяча, т.к эти движения сходны по структуре. Одновременно разгибаются ноги, туловище устремляется вверх-вперед, происходит приподнимание на носки, руки сопровождают полет мяча, отталкивают его кистями, направляя в корзину.
|
|
Бадминтон. В эту игру играют с ракеткой и воланом. Сперва проделывают подготовительные упражнения, знакомящие с особенностями полета волана — неравномерностью, зависимостью от силы и точности удара ракеткой, легкой подверженностью направления его полета к изменениям. Так дети подбрасывают волан одной рукой вверх и ловят его в воздухе, два ребенка перебрасывают волан друг другу, не давая ему упасть на землю, дети перебрасывают волан поочередно из правой руки в левую, из левой в правую. Это же они проделывают на ходу, а потом на бегу. Эти упражнения полезны для развития глазомера, ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Рукой надо охватить рукоятку ракетки так близко к ее концу, чтобы можно было свободно двигать кистью во время ударов. При этом большой и указательный пальцы руки охватывают рукоятку так, что вершина угла между ними находится на ее более узкой верхней грани. Для того чтобы проверить хват, руку вытягивают вперед так, чтобы головка ракетки оказалась расположенной перпендикулярно поверхности площадки. По волану ударяют справа и слева, сверху и снизу. Положение ракетки в руке при этом не меняется. Наиболее удобна и правильна такая поза, при которой ноги игрока, слегка согнутые в коленях, расставлены на ширину плеч, левая выдвинута на полступни вперед, правая на носке, рука с ракеткой при этом направлена вперед-вверх. Из этого положения при приближении волана следуют замах и удар нужным способом. Сила удара зависит от активности и точности действий руки и всего корпуса. Неравномерность полета волана требует от играющих особого внимания и сноровки, надо уметь быстро подбегать к летящему и падающему волану, подольше держать его в воздухе.1) ребенок подбивает волан ракеткой, стоя на месте или перемещаясь шагом, медленным бегом, стараясь ударить как можно большее число раз и не дать ему упасть; 2) ребенок подбивает волан ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной;3) ребенок подбивает волан ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую; 4) ребенок ударяет по волану, подвешенному на веревке, справа, слева, снизу, сверху; 5) ребенок старается направить ракеткой волан точно в цель, перебросить через сетку. После этих упражнений переходят к игре парами.
|
Футбол. Важно приучить детей, перемещаясь с мячом по площадке, слегка подбивать его одной ногой или обеими поочередно так, чтобы он не откатывался далеко, а все время находился у ног ведущего. Ведя мяч, дети огибают расставленные в разных местах площадки кубы, кегли и другие предметы. Практическим путем дети узнают, с какой силой надо ударять по мячу, чтобы он откатывался от стены на необходимое расстояние (3—4 м). Педагог предлагает воспитанникам передавать мяч друг другу, прокатывая его по земле ударом правой и левой ноги. Чтобы научить детей рассчитывать силу удара, посылать его точно, воспитатель дает им задания остановиться то на одном, то на другом расстоянии (от 1 до 8 м). Все удары ногой по мячу дети старшей группы совершают внутренней стороной стопы, так называемым ударом «щечкой». Катящийся мяч останавливают внутренней стороной стопы и подошвой. Эти приемы показывает воспитатель.
Зимой в хоккей с мячом дети играют на утрамбованном снегу, не пользуясь коньками. На снегу без коньков можно организовать хоккей с шайбой. А на льду в хоккей с шайбой лучше играть, передвигаясь на коньках. Желательно иметь инвентарь для обоих видов хоккея. На данном этапе детей необходимо научить владеть клюшкой в игре с мячом. В период начальной подготовки детям предлагаются следующие упражнения: 1) перекладывать клюшку из одной руки в другую, поднимать и опускать, замахиваться, вращать ее вперед и назад, сбоку и перед собой, удерживая двумя руками; 2) действовать с клюшкой и мячом индивидуально — прокатывать мяч по прямой, вокруг себя, обводя предметы; 3) прокатывать мяч клюшкой друг другу в парах, в шеренгах, в колоннах, по кругу, стоя на месте; 4) отбивать клюшкой мяч о стенку: задерживая и останавливая его, многократно без фиксированной остановки; 5) проделывать то же в движении: шагом, на медленном ходу, бегом, во время быстрого бега; 6) закатывать мяч клюшкой в лунку, попадать мячом в кеглю и сбивать ее; 7) перебрасывать мяч клюшкой через невысокое препятствие; 8) закатывать и забрасывать мяч клюшкой в ворота; 9) стоя в воротах, защищать их, ловить мяч, брошенный партнером; 10) обводить защитника, делать это вдвоем. После длительной предварительной подготовки воспитатель организует игру вначале одной, а потом двумя командами с соблюдением правил. Для игры выбирается ровная площадка
размером 20 X 10 м, края ее отмечаются флажками. У торцевых сторон площадки обозначаются ворота шириной 1,5 м, размечается центр поля. В игре участвуют 2 команды по 6 человек. В центре поля становятся 2 игрока, по одному от каждой команды (другие игроки не должны тесниться к центру). По сигналу воспитателя они клюшками разыгрывают мяч, каждый стараясь направить его одному из игроков своей команды. Тем, кто уже умеет кататься на коньках, педагог разрешает играть на льду в хоккей с шайбой. Желательно, чтобы в хоккей дружно играли и мальчики и девочки.
Городки. В подготовительной к школе группе ребенок овладевает двумя видами бросков биты от плеча и сбоку, с которыми он знакомился в старшей группе. Воспитатель привлекает внимание детей к правильному исходному положению; указывает на необходимость согласованных.движений рук, ног и всего тела во время броска. Регулярные упражнения подводят детей к тому, что они овладевают умением выбивать городки с полукона и кона, затрачивая по возможности меньшее количество бит.
Баскетбол. Продолжается усвоение приемов передачи, ловли, ведения и броска мяча в сторону. Задания постепенно усложняются. От упражнений, выполняемых стоя на месте, переходят к упражнениям с перемещением игрока, с дополнительными заданиями, при противодействии другого игрока. Формируются умения 'применять названные действия в игровых условиях, сочетать их между собой и с другими действиями с мячом и без него в зависимости от игровой ситуации. Целесообразно варьировать условия выполнения этих действий. При этом усложняется взаимодействие игроков между собой, воспитывается умение ориентироваться на площадке, находить более удобное, свободное место для успешного ведения игры. В этой возрастной группе значительно расширяется круг упражнений для разучивания приемов ведения мяча. Вырабатывается непринужденность и ритмичность действий. Следует стремиться к тому, чтобы на 2 шага приходился 1 удар мяча о площадку. Совершенствуются навыки отталкивания мяча пальцами и мягким движением кисти, ведения правой и левой рукой. Детей обучают приемам ведения мяча с изменением направления и скорости передвижения, высоты отскока. Дети осваивают такие важные для игры элементы, как остановка после ведения мяча с удержанием его в руках и с передачей партнеру. Выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает организации поведения детей. Игроки, которые плохо ведут себя, должны быть удалены на время с площадки. В процессе игры дети должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу.
Бадминтон. Дошкольники упражняются в действиях, освоенных ранее. Они также играют вдвоем. Для этого дети становятся на расстоянии 4—5 м друг от друга, у одного из них волан. Ребенок подбрасывает волан, ударяет по нему ракеткой, направляя его в сторону товарища. Тот отбивает волан ракеткой на партнера. Дети
стараются удерживать волан в воздухе как можно дольше. Воспитатель проверяет, правильно ли дети держат ракетку и ударяют по мячу справа, слева, сверху и снизу. Он снова и снова напоминает и показывает, как это надо делать. Дети играют в бадминтон и через сетку. Для игры обозначается площадка размером 8 X 3,5 м, посередине на высоте 120 см натягивают сетку. Двое детей становятся по разные стороны сетки. Тот, у кого волан, подбрасывает его и ударом ракетки направляет через сетку. Стоящий на другой стороне площадки принимает волан и ударом ракетки возвращает его партнеру. Ребенок, допустивший падение волана на площадку, проигрывает. Другому засчитывается очко. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не наберет 10—15 очков.
Настольный теннис. В настольный теннис (пинг-понг) играют с помощью ракеток с короткой ручкой и маленького целлулоидного мяча, диаметр которого 3,63—3,83 см. Играют на прямоугольном столе, длина которого 2,7 м, ширина — 1,5 м, высота — 0,7 м. Поверхность стола для настольного тенниса обычно бывает темной, на таком фоне лучше выделяется белый мяч. На середине стола, поперек его, укреплена невысокая плетеная сетка. Играть в настольный теннис можно вдвоем (один на один) или вчетвером (двое на двое). Игрок, подающий мяч, слегка подбрасывает его левой рукой и ударяет по нему ракеткой так, чтобы мяч, ударившись о стол на стороне подающего, перелетел через сетку, не задев ее, и ударился о стол на стороне принимающего. Принимающий должен отбить мяч, когда он отскочит от стола. Принимать мяч с воздуха не разрешается. Мячи играющие подают по очереди, по 5 подач каждый. Подавать мяч на другую сторону надо так, чтобы партнер не смог правильно отбить его. Каждая ошибка одного играющего приносит очко другому. Счет ведется до 21, но может быть произвольно сокращен. Партия считается выигранной при перевесе счета не менее чем в 2 очка. Для того чтобы дети научились владеть мячом и ракеткой, им предлагают разнообразные подготовительные упражнения (подбросить и поймать мяч рукой, ракеткой, то же, с ударом об пол, о стенку, перебросить мяч из руки в руку и т. п.). Надо упражняться и в перебивании мяча через сетку ударом справа и слева, стараясь не ронять его как можно дольше. Затем только можно переходить к игре со счетом.
Футбол. В подготовительной к школе группе совершенствуются навыки владения мячом, приобретенные детьми в предыдущем году. Дошкольники упражняются в ведении мяча «змейкой» между расставленными на одной линии предметами. В индивидуальных аданиях пробуют подкидывать мяч ногой и ловить руками. Происходит ознакомление детей с техникой удара по отскочившему от стены или переданному партнеру мячу без предварительной его остановки. Мяч посылается партнеру ударом «щечкой» не только на месте, но и на медленном ходу, во время быстрого бега, после поворота, во встречных перебежках, при противодействии защитника и т. п. Применяются самые разнообразные построения. На данном этапе начинается разучивание удара по мячу с разбега. Вначале ребенка учат подбегать к мячу наискось и по дуге, замахиваться, но не ударять по нему ногой, а только проверять принятое положение. Многократное повторение этого упражнения подводит детей к правильному выполнению удара по мячу, помогает им лучше ориентироваться на площадке, приучает соразмерять силу удара. Ударять по мячу с разбега можно внутренней частью подъема ноги. При этом ударе по мячу носок ноги должен быть оттянут вниз (косо к направлению удара), а голеностопная часть — оставаться в состоянии покоя. Этим же приемом выполняется удар по воротам.
Хоккей. При организации игры в хоккей с мячом без коньков воспитателю следует руководствоваться методическими указаниями для старшей группы. Многие дети в подготовительной группе только осваивают технику передвижения на коньках. Поэтому не следует торопиться с введением командной игры в хоккей. Педагог Основные приемы действий с клюшкой уже известны детям. Обучая их управлять клюшкой, шайбой, следует использовать приемы, однотипные тем, которые применялись в играх с клюшкой и мячом на траве, снегу рекомендует ее в первую очередь лишь для более подготовленных воспитанников.